проект "Взаимодействие педагога и родителя" по теме: "Ваш ребенок идет в школу"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Аникина Светлана Викторовна

данный материал будет интересен как психологам, так и педагогам по вопросу подготовки детей к обучению  в школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Взаимодействие педагога и родителя»

на тему:

«Ваш ребенок идет в школу»

Подготовили:

Педагог-психолог:

МБДОУ «ДСКВ №98»

Аникина С.В.

Братск 2012

Проект: «Взаимодействие педагога и родителя»

 Цель:

Заинтересовать родителей в общении с педагогическим коллективом дошкольного учреждения, используя новые формы работы с родителями.

2. Познакомить  родителей с психологическими компонентами готовности детей к школе.

Описание проекта

Семья – это тыл за спиной ребенка. А что такое крепкий тыл, наверно можно не объяснять. Прежде всего, в семье ищет ребенок опоры, поддержки, понимания, и конечно, любовь. Тут перед педагогами и родителями встают не простые, но выполнимые задачи, чтобы ребенок хорошо учился, да и еще при этом был бодр, весел и здоров – поможем ему. Ребенок должен приспособиться к новому школьному режиму, совсем не такому как в детском саду или дома. Его будут окружать  множество новых людей: учителей, учеников – как не затеряться в этом море, как остаться самим собой и находить с окружающими общий язык.

В проекте рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями. Предоставлен разнообразный практический материал (тесты, опросники, доклады, фильмы, консультативный материал) использование которого поможет педагогам по-новому сотрудничать с семьей.

Постановка проблемы

Новые тенденции в дошкольном и начальном образовании требуют более эффективного взаимодействия педагогов и родителей.  

Задачи: 1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника объединить усилия для полноценной подготовки детей к школе.

2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Расширять и углублять представления   у родителей о формировании предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной группы.

Сроки реализации сентябрь  - октябрь

Тип проекта информационно-практико ориентированный

 

3. Актуальность проекта

Важной областью работы является установление партнерских отношений с родителями.

В качестве приемов, способствующих этому, может выступить предлагаемая детьми дошкольного возраста и родителями проектная деятельность, инициатором которой является ребенок и взрослый. Выполнение таких проектов должно сопровождаться презентацией, имеющей социальную значимость и для ребенка и для родителей.

В этом случае дошкольное учреждение сближается со своим социальным окружением и начинает играть роль образовательного центра. Использование данного проекта поможет заинтересовать родителей в общении с педагогами дошкольного учреждения. Решить наиболее актуальную проблему готовности детей к школе через разнообразные формы работы с родителями.

4. План реализации проекта

Способы реализации

Цель

        Сроки

1. Постановка целей и задач проекта

Формулировка проблемы

Сентябрь 1н

2. Изучение литературы, подбор методического и практического материала

Поиск  эффективных способов реализации проекта

Сентябрь 2н

3. Диагностика психологической готовности  детей к школе.

Уровень развития различных психических процессов у детей,  проанализировать степень сформированности тех или навыков.

Сентябрь – октябрь

4. Экскурсия в школу

Знакомство детей со школой, формирование положительного отношения

Сентябрь 3н

5. консультация с педагогами по результатам диагностики

Анализ результатов психологической готовности детей к школе. Рекомендации педагогам

Октябрь 3н

4. Беседа с родителями «Готовность детей к школе»

Выявление наиболее важных аспектов, касающихся проблемы готовности детей к школьному обучению

Октябрь 2н

5. Анкетирование родителей «Готовы ли вы отдавать ребенка в школу»

Определить психологическую готовность самих родителей к поступлению ребенка в школу

Октябрь 2н

6. Занятия детей подготовительной группы с учителем начальных классов

Формирование положительного отношения к школе, углубление знаний о школе

Октябрь 2н

6. Выставка рисунков «Я школьник» (совместно с родителями и детьми)

Продолжать сформировать положительное отношение к школе. Объединить творчество родителей и детей.

Октябрь 1н

7. Родительское собрание с участием учителя начальных классов

Познакомить родителей с программами обучения детей  в начальной школе

Помощь родителям в выборе развивающей программы для обучения своего ребенка

 Октябрь 1н

7. Презентация «Почтового ящика»

Стимулировать интерес родителей к взаимодействию с педагогами.

Октябрь 1н

8. Изготовление коллективного макета «Моя школа»

Развивать положительное отношение к школе, стремление занять социальное положение -  стать школьником

Октябрь 2н

9. Создание фильма  с интервью детей «Что я думаю о школе»

Принятие детьми важности школьного обучения, уважение учителей и товарищей по школе.

Систематизация имеющихся у детей знаний

Октябрь 3н

10. стендовая форма Консультация психолога для родителей «Психологическая готовность детей к школе»

Познакомить родителей с компонентами психологической готовности к школе.

Октябрь 1н

11. Папка-передвижка «Экспресс ответы на вопросы родителей»

Внедрение новой формы взаимодействия педагогов с родителями.

Октябрь 2н

12. Презентация открытого родительского собрания

заинтересовать родителей в общении с педагогическим коллективом дошкольного учреждения, используя новые формы работы

9 ноября

 

Конспект собрания

1. Добрый вечер уважаемые родители хотим вас по благодарить за то, что вы сумели уделить нам время и пришли на встречу. Тема нашего собрания: «Мы – родители будущего школьника». На собрании принимают участие мы (воспитатели)  и педагог-психолог.

2. Выступление детей (частушки о школе)

3. вступительное слово психолога. «Ваш ребенок идет в школу»

Это важное событие в жизни  всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то приобретет новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени, но самое главное – изменится ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и в тоже время огорчающий вас, он перейдет очередной рубеж – станет школьником, а вы – родителями ученика. Школа. Это новая ступенька в жизни вашего ребенка и всей вашей семьи. И малыш, и вы приобретаете новый статус.

вопрос к родителям: Как вы думаете, Чем важен этот момент для ребенка и его дальнейшей судьбы? (вопрос к родителям). Много вопросов возникает у нас как у родителей в этот период: Чем отличаются этапы дошкольного и школьного детства? Когда и в какую школу лучше отдавать свое дитя? И, наконец, как к этому нужно готовиться? Готовы ли вы к этим переменам? Хорошо ли представляете себе, что значит – подготовить ребенка к новому этапу его жизни – к школе? Знаете ли вы, что такое школьная готовность? Остановимся подробнее на этом вопросе.

Ведь зачастую мы принимаем за подготовку к школе обучение ребенка письму, чтению, счету. Страшно гордимся, когда он складывает буквы (не звуки) в слоги и слова. И совершенно не задумываемся о том, что готовность к школьному обучению – это совершенно другое.

Что же такое школьная готовность? (или как еще говорят, психологическая готовность к школе).

вопрос родителям: Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться?

Деловая игра «Психологические компоненты готовности к школе»

Предлагаем вам определить компоненты готовности к школе. Мы решили сравнить подготовку детей к школе с деревом. Посмотрите  и скажите, что самое важное в дереве? Что, по вашему мнению, является фундаментом, опорой дерева (корни). Чтобы дерево росло и развивалось, необходим мощный ствол, выдерживающий крону. У каждого на столе лежат листочки, на которых написаны, составляющие готовности к школе. Ваша задача подумать и разместить эти компоненты на дереве, так как вы считаете. Аргументировав свой выбор. Обсуждение полученного, подведение итогов. Каждый по-своему прав, но специалисты выделяют несколько аспектов школьной готовности:

Интеллектуальная готовность -  способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений рук и их координации. Способность самостоятельно принимать решения, сформированность интеллектуальных умений, развитие памяти и внимания, логического мышления и связной речи.

Эмоциональная готовность – умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Важная составляющая школьной готовности – произвольность поведения – ствол нашего дерева. Что же означает это понятие? Действовать согласно правилам и требованиям, а не сиюминутным желаниям, сознательно подчинять свои действия правилу

Социальная готовность -  подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение общаться, т.е. подчинять свое поведение законам детских групп. Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. Главное положительное отношение к школе.

Физическая готовность – развитие ребенка, соответствующее его возрасту. Достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый ребенок.

Вывод: Поэтому психологическая готовность ребенка к школе – это комплексное развитие интеллектуального, эмоционального и личностного потенциала маленького человека.

Педагогические ситуации. Уважаемые родители, давайте на примерах посмотрим как мы родители в реальной жизни готовим детей к самостоятельной жизни.

А) Мама Светы с вечера собирает пакет в бассейн. Света спрашивает у мамы: «А ты мне шапочку купальную положила, а мыло, а мочалку?»

- да, отвечает мама.

В бассейне Света достала из пакета вещи, а полотенца не оказалось. Воспитатель спрашивает у Светы: «А где полотенце?»

- мама забыла положить – отвечает Света.

Как бы вы поступили на месте Светиной мамы в данной ситуации.

Вывод: родители довольно часто берут на себя все обязанности, даже посильные ребенку, не надеясь на него. Говорят «ты не сможешь, еще не умеешь, не так сделаешь». Тем самым мы подавляем инициативу у ребенка и развитие самостоятельности, т.е. социальной готовности. Необходимо развивать самостоятельность. Например: подготовить пакет в бассейн. Который вы можете потом проверить.

Б) девочка играет, а мама зовет ее заниматься. Приговаривая «будешь играть, ничему не научишься». Правильно ли поступила мама?

Ответы родителей.

Вывод: игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Ребенок учиться всему только играя. Без желания и интереса ребенка смысла в занятиях не будет.

Просмотр фильма.

Вашему вниманию предлагается посмотреть фильм с участием детей в главной роли. Как незаметно, как быстро летит время. Вот только недавно, кажется, вы пришли в детский сад,   и вот уже пришла пора подумать о том, что школьные годы не за горами. В дальнейшем мы планируем снимать кино с участием детей, группа у нас выпускная и год пролетит незаметно. Придет время с вами прощаться и хотелось бы оставить приятные воспоминания.

Подготовка детей к школе идет и на занятиях в детском саду.

Результаты диагностики готовности к школе.

Проведена психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению, по следующим параметрам:

Память – зрительная и слуховая

Внимание

Мышление

Речь

Произвольность поведения

Мотивация

Получены следующие результаты:

На начало года 41% детей не овладели достаточным уровнем развития познавательных процессов, необходимых для обучения в школе.

Необходимо обратить внимание на:

Желание учиться, знания и представление о школе, зачем надо ходить в школу. Умение детей сосредотачиваться, внимательно слушать, не отвлекаться.

Развитие памяти

Умение связно рассказывать по картинке.

Развитие мелкой моторики руки

Развитие физической выносливости

Вывод: Для того чтобы ваш ребенок успешно пошел в школу, благополучно учился  необходимо заранее готовиться к этому. Совместно с ребенком выполнять различные игры и упражнения направленные на развитие всех компонентов школьной готовности.

Вручение медалей

Организуя конкурс рисунков «Я - школьник», изготовление макета «Моя школа», мы преследовали цель – объединить детей и родителей, но что греха таить мы родители заняты жизненными проблемами, на детей времени не хватает, очень приятно видеть ребенка с горящими глазами, когда он показывает всем совместную работу, которую сделал с родителями, наиболее активных родителей мы хотим наградить памятными медалями.

Уважаемые родители не забывайте про наш «Почтовый ящик». Свои вопросы можете адресовать специалистам детского сада. Ответы на вопросы будут опубликованы в форме папки-передвижки.

Подведение итогов

Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча, которая будет не последняя мы планируем и дальше собираться по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Мы хотим вам предложить памятки – рекомендации по подготовке детей к школе. Надеемся, что они будут вам полезны.

  А сейчас мы попросим вас оценить с помощью пиктограмм наше собрание, насколько его тема вам была интересна, полезна.

Компоненты готовности к школе                            Компоненты готовности к школе

 Внимание                                                                    Внимание

 Память                                                                         Память

 Мышление                                                                  Мышление

 Запас знаний                                                              Запас зананий

 Широкий кругозор                                                    Широкий кругозор

 Речь                                                                             Речь

 Чтение                                                                       Чтение

 Положительное отношение к школе                    Положительное отношение к школе

 Произвольность поведения                                    Произвольность поведения

 Развитие моторики руки                                         Развитие моторики руки

 Умение общаться                                                    Умение общаться

 Физическое здоровье                                              Физическое здоровье

Счет до 100 и обратно                                             Счет до 100 и обратно

Умение читать словами                                           Умение читать словами

Умение писать                                                          Умение писать

Умение решать примеры                                         Умение решать примеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Университет для родителей» «Ребенок идет в школу». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Цель: установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.Задачи: • подготовить родителей и детей к новой с...

Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.

Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...

Консультация для родителей на тему: «Ребенок идет в школу»

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьны...

Консультация для родителей на тему: «Ребенок идет в школу»

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьны...

Родительское собрание на тему:" Ваш ребенок идет в школу"

Родительское собрание на тему:" Ваш ребенок идет в школу"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ»

ПЛАН:Вступительное слово (особенности возраста).Просмотр видео «Особенности 7 летнего ребенка»Как определить готовность к школе?Отношение с учителемЗаключениеЛитература...

Консультация для родителей Тема: «Ребенок идет в школу…А готов ли он?»

8 СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛИТЬ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ    В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже инте...


 

Комментарии

Дорогие коллеги! Большое спасибо за представленный материал.