Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Бритвина Елена Владимировна

Раскрываются условия  для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 «Интеллектуальная одарённость – это общая способность сознательно направить своё мышление на новые требования и способность приспособления к новым задачам и условиям жизни»

В.Штерн

        Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одарённости, не дать потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одарённых детях, так как именно их интеллектуальные достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл. Своевременное выявление одарённых детей  и развитие их способностей являются залогом их личностного развития.

        На современном этапе дошкольные учреждения оказываются не очень хорошо приспособленными для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение педагогов к «нестандартным» детям. Детские сады испытывают особые потребности в программах и методических разработках, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы детей.

       Когда одаренные дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься, поэтому содержание занятий должно включать индивидуальные задания повышенной сложности.

      При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

      Нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме. Отношение взрослых к детям уважительное и доверительное. Воспитателю необходимо всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует помнить, что одаренный ребенок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от воспитателя особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одаренными детьми.

 Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностика, подразумевающая  использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, тестирование психолога и оценки педагога.

       Наиболее разработанным как в теоретическом, так и в прикладном плане является психологическое тестирование, имеющее достаточно длительную историю развития, что нашло отражение  в многочисленной литературе по вопросам идентификации детской одаренности. Сравнительно молодым, но, на наш взгляд, довольно значимым направлением является диагностика развития детской одаренности педагогом.

  Ведь в итоге именно на педагога ложится  основная работа по обучению, воспитанию и развитию ребенка, и именно он ,прежде всего, несет  ответственность за ее результаты.

В работе мы опирались на принцип минимальной достаточности  содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего  потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают  познавательную и личностную сферу развития, а так же поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу  его интересов.

Предлагаемый комплект методик, даст возможность  педагогу самостоятельно  выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных способностей воспитанников.

Разработанные нами технологические карты учебно-игровой деятельности будут способствовать развитию у детей интеллектуальных способностей. А предложенный практический материал позволит педагогам грамотно организовать воспитательно-образовательный процесс.

     

Мы предлагаем методическое пособие для педагогического сопровождения интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста

«Интеллект»

Цель: Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей.

            Развитие интеллектуальных способностей детей через игры и упражнения, требующие творческого подхода, логического мышления и ориентирующие детей на поиск и самостоятельные открытия.

Основные задачи:

1.Выявлять детскую одарённость  с помощью различных методик.

2. Создавать  условия для индивидуального развития способностей ребенка.

3.Развивать предпосылки творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.

4.Формировать навыки коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку

5. Формировать положительную самооценку и уверенность в собственных интеллектуальных силах.

6.Создавать условия, обеспечивающие развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательною направленностью, высоким уровнем умственного развития.

7.Создавать условия, обеспечивающие укрепление здоровья ребенка, его осознанное отношение к своему здоровью, физическое и психическое развитие  детей.

8.Вовлекать родителей в образовательный  процесс и устанавливать с ними отношения сотрудничества.

Миссия: способствовать активному развитию личности дошкольника с учетом его индивидуальных способностей, возможностей, интересов, превышающих временный образовательный статус.

Организация образовательного процесса:

- Образовательная работа должна обеспечивать целостность учебно-воспитательного процесса  и способствовать дальнейшему развитию умственной творческой одарённости.

- Образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические  технологии, обеспечивающие развитие способностей с учётом  интересов и склонностей детей.

- Предметно-развивающая среда стимулирует умственное и творческое развитие.

-Педагогический процесс предусматривает дополнительные виды занятий, кружковой работы  в соответствии с учетом запросов родителей  и индивидуальных потребностей детей.

Особенности организации учебной деятельности:

1.На занятии используются наглядные модели как  основные средства обучения дошкольников.

2.Педагоги всегда готовы поддержать детскую инициативу и  изменить ход деятельности в соответствии с ней.

3.Осуществляется индивидуально - дифференцированный подход, задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребёнка.

4.Занятия проводятся по подгруппам,  предусматриваются и индивидуальные занятия.

5.Большая часть заданий даётся детям в игровой максимально привлекательной для них форме.

6.В группах организована работа с детьми по интересам.

Основные принципы организации образовательного процесса:

-Обучение на более высоком уровне трудности.

-Индивидуализация и дифференциация обучения.

-Психолого-педагогическая поддержка.

-Использование инновационных образовательных технологий.

Основные методы обучения:

-Проблемные ситуации.

-Проблемные и поисковые задачи.

-Решение познавательных задач.

-Моделирование.

    -Детское экспериментирование и опытническая деятельность.

 -Практическая исследовательская деятельность (индивидуальная, групповая).

-Создание сказочных ситуаций.

-Развивающие  кроссворды.

-Игры-драматизации, игры - путешествия.

-Специальные упражнения (вопросы-гипотезы, вопросы- доказательства).

-ТРИЗ

Приобщение ребенка к решению необычных, проблемных ситуаций исследовательского характера при минимальной помощи взрослого способствует развитию:

  1. самостоятельности мыслительной деятельности
  2. умения формулировать свои мысли
  3. умения предлагать варианты решения задачи
  4. умения убедительно доказывать свою точку зрения
  5. умения выслушивать мнения других
  6. умения разрешать споры
  7. умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Все это способствует укреплению детского ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, развитию коммуникативно-речевых умений и мышления, активизации творческой, поисковой активности ребенка в новых, нестандартных ситуациях.

Пошаговая модель взаимодействия воспитателя и родителей
в решении задач активизации потенциальных возможностей ребенка.

  1. Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться.
  2. Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.
  3. Установление общих требований к поведению ребёнка.
  4. Упрочение сотрудничества в достижении общих целей.
  5. Реализация достигнутых  договорённостей.
  6. Реализация единых педагогических возможностей.

Структура работы с одарёнными детьми

Теоретический блок

             Практический блок

                          Блок совместной деятельности

 

Теоретический блок

Позволяет расширить возможности одарённых детей и предусматривает:

  1. Приобретение ЗУН во время специально организованной деятельности  через дифференцированный подбор заданий на опережение  (с помощью компьютерных программ, перфокарт, игр  типа «танграмм»)
  2. Индивидуальные исследовательские проекты (экспериментально – поисковая деятельность).
  3. Групповые проекты - подготовка выступлений по заданной теме.

Практический блок

  Работа данного блока направлена на создание условий для реализации своих возможностей на практике:

  1. Участие во внутрисадовских и городских олимпиадах.
  2. Презентация достижений на родительских собраниях.
  3. Участие в тематических неделях, культурно-развлекательных мероприятиях.

Блок совместной деятельности:

             Обеспечивает возможность одарённым детям делиться и демонстрировать приобретённые знания, умения и навыки:

  1. С другими детьми: помощь в выполнении заданий детям с низким и средним уровнем успешности в усвоении программы, выступление в роли педагога на отдельных промежутках  учебной деятельности.
  2. С родителями: помощь педагогам  при подготовке индивидуальных консультаций, выступления на различных встречах с родителями.
  3. С педагогами: демонстрация своих достижений через участие в мастер-классах, педагогических советах, открытых просмотрах.

Методика специального обучения маленьких одарённых детей:

Поле деятельности: дети поставлены в такие условия, при которых предлагаемый им материал качественно выходит за рамки общепринятой учебной программы и содержит что-то новое или оригинальное.

Возможности: детям дана возможность более глубоко вникать в задания из обычной развивающей программы на основе предоставления дополнительного времени и материалов, более широкого поля деятельности и возможности самостоятельного исследования.

Развитие: дети занимаются по такому курсу, который прежде всего отвечает их интересам и потребностям.

Принципы учебно-игровой деятельности:

    - детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем,     которые интегрируют знания со структурами мышления;

-развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

-приобщение к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, привитие детям стремления к приобретению знаний;

-предусматривание наличия и свободного использования соответствующих источников;

-развитие сознания и самосознания, понимание связей с другими людьми, природой, культурой;

-поощрение детской  инициативы и самостоятельности в развитии;

Развивающая учебно-игровая деятельность в работе с одарёнными детьми должны предусматривать:

  1. Знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
  2. Поощрение глубокой проработки выбранной темы.
  3. Осуществление учебно-игровой деятельности в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жёсткой последовательностью.
  4. Акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов достаточно высокого уровня.
  5. Большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
  6. Более высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач.
  7. Предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей.
  8. Поощрение творческого и продуктивного мышления.
  9. Воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих.
  10. Создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

  Виды занятий:

  1. Специальное занятие, направленное на развитие какого - либо мыслительного процесса.
  2. Комплексное занятие.
  3. Сюжетно-игровое

При выявлении одарённых детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

-различные варианты метода наблюдения за детьми ;

-специальные психодиагностические тренинги;

-экспертное оценивание поведения детей психологом, родителями, воспитателями;

-проведение "пробных" занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные ситуации;

-экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

-организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;

-проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Интеллектуальную одарённость связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одарённости в основном используют тексты, направленные на измерения интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого...

Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Материал по психолого-педагогической коррекции Проблема: «Ребёнок старшего дошкольного возраста не реагирует на просьбы взрослого"...

Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается актуальность эмоцианального развития детей дошкольного возраста. Затронуты проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, а также с какими трудностями сталкиваются роди...

Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...


 

Комментарии

Спасибо интересно. Сейчас много говорят о детях имеющих те или иные проблемы развития и порой кажется, что одаренных детей обходят стороной. Забывют, что они тоже нуждаются в сопровождения педагога.