Проект "Дорога без опасности"
методическая разработка по теме

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множест­во опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Ведь, научив­шись бережно относиться к своей жизни, они будут воспри­нимать чужую как безусловную ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorodnikovoy_vyu_doroga_bez_opasnosti.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Ласточка» города Котельнича Кировской области

Проект

«ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ» 

                                        

                                        автор: Валентина Юрьевна Огородникова

                                                воспитатель МДОУ д/с № 8 «Ласточка»

                                                I  квалификационной категории

                                                стаж 25 лет

Город Котельнич

2012

                                                                …Ребенка обучи –

дашь миру человека.

(слайд 1)                                                                        В. Гюго

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.

С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок познает и  усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому наблюдая за детьми и быстрым изменением нашего мира, я считаю, что учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.

Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя.

(слайд 2)

К сожалению, у нас в России нет специальной программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения, а в разделах «Безопасность на улице», имеющихся в общих образовательных программах, содержатся неточности и даже грубые ошибки с точки зрения ПДД.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. У них отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Только нашими совместными усилиями, используя знания родителей и воспитателей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром улиц, переходом дорог, с разными знаками.

Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, которые должна приносить плоды.

В решении этой проблемы мне помогает проект «ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ», в котором разработаны все аспекты взаимодействия ребенка с транспортной системой города.

        С переходом на новые Федеральные государственные требования  в направлении познавательно исследовательской деятельности интегрируется образовательная  область «Безопасность».

(слайд 3)

 Приступая к проекту,  поставила для себя следующие ЦЕЛИ:

Помочь сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения, как на дороге, так и в транспорте. Систематическая работа по обучению детей Правилам дорожного движения должна начинаться с младшей группы по принципу «От простого к сложному».

Всегда решаю такие  ЗАДАЧИ:

Главная и первостепенная  — познакомить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков — три цвета светофора, пешеходный переход — надземный, наземный, подземный, — пешеходная дорожка, езда на велосипеде.

 В процессе ознакомления подходила к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности, используя различные формы деятельности.

Обобщила и расширила знания детей о ПДД.

Укрепляла  материально-техническую базу для работы по данному направлению.

Формировала и развивала у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. (слайд 4)

Расширяла словарный запас детей по дорожной лексике.

Воспитывала дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

Обеспечивала консультативную помощь родителям о соблюдении правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировала работу родителей  по изучению и закреплению знаний по ПДД.

Вырабатывала систему воспитательно-образовательной работы по безопасности движения.

В процессе работы над темой безопасности в среднесрочном инновационном проекте, над которым работала с апрель 2010 по май 2011, формировала истинное понимание правил, умение ассимилировать информацию, способность к предвидению разных ситуаций, умение менять точку зрения.

        (слайд 5)

        Творческие задания в проекте способствовали активизации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе реализации  проекта  мои усилия  и старания детей были  направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию. Видение неизвестного в известном, видение новой функции объекта, альтернативности мышления, видение структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

Продумывала  мотивацию, заранее моделировала  проблемные ситуации, дети участвовали в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, а на основе самостоятельно принятого решения.

Метод проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающей средой, педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с детской деятельностью, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребёнка в определённую тему или проблему.

(слайд 6)

  Основные направления и формы работы с детьми по ознакомлению

 правилам дорожного движения

В предварительной работе перед проектом  еще в младшей группе учила детей различать грузовые и легковые автомобили, называть число машин, на занятиях по конструированию изготовляли эти машинки. С помощью игр с несложными правилами и сюжетом формировала умение определять красный, желтый, зеленый цвета, ориентироваться в пространстве, используя понятия «далеко», «близко», «вверху»;

        В среднем возрасте знакомила детей с улицей, дорогой, тротуаром. В игровых ситуациях учила правильно входить в транспорт и выходить из него. Особое внимание в этом возрасте уделяла индивидуальной работе с детьми, рассматривали картинки, обыгрывали различные ситуаций;

Диагностировала  знаний ПДД, изучения уровня знаний детей и индивидуальные особенности восприятия.

Провела занятия по ПДД: «Правила и безопасность дорожного движения»,  «Что мы видели на улице?»

Знания детей о Правилах дорожного движения хорошо закрепляются в продуктивной деятельности. Воспитанники  могут слепить из пластилина всевозможные машины, пешеходов, светофор, изобразить в рисунках дома, переходы, дорожные знаки. Аппликация: «Машины на улицах города», «Наш город». Конструирование: из бумаги « Транспорт нашего города», из бросового материала «Автомобили», из книжек-самоделок «Транспорт»

 Провели конкурс рисунков: «Мы с мамой пешеходы»

Экскурсии: «К светофору в гости», «На автобусную остановку», «К перекрестку»

Экскурсии в ЦДО для просмотра фильмов по ПДД и безопасности.

Во время подвижных и дидактических игр дети могут не только закрепить знания Правил дорожного движения, но и научиться культуре поведения в общественных местах обыгрывая разные ситуации.

Дети узнают и о работе регулировщика. Подробно и доступно об этом  рассказали сотрудники ГИБДД, приглашенные на встречу с детьми. Также они провели беседу  «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается!»

В любом возрасте знания закрепляла прочтением и анализом произведений художественной литературы, таких как «Дядя Степа — милиционер» С.Михалкова, «Что я видел» Б. Житкова. Вместе разучивали стихи С. Михалкова «Моя улица», В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек» и т. д., разгадывали загадки о машинах, дорожных знаках.

Был проведен совместный КВН с детьми  д/с № 5 «Колокольчик»

(слайд 7)  Основные направления и формы работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения

 Провела анкетирование

Разработала перспективный план

 Провела консультация по созданию развивающей среды (уголок ПДД – плакаты, макеты дороги, знаки)

Семинар-практикум «Что должны знать взрослые о правилах безопасного движения?»

Участвовала в подготовке и проведении «Дня знатоков ПДД»

Подобрала  картотеку  дидактических игр и пособий по ПДД

Подобрала  картотеки по подвижным играм

Продолжаю изучение новых методик по безопасности, ПДД.

В 2011 году участвовала в конкурсе «Мои инновации в образовании с данной темой»

(слайд8)          Сотрудничество ДОУ с семьей

Однако содержание деятельности коллектива не  сводится только в работе с детьми. Осуществляя задачи ознакомления с  правилами безопасности невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Приглашала родителей на проводимые в детском саду мероприятия. В решении нашей главной задачи — именно родители  являются непосредственными помощниками, только так мы сможем избежать случаев детского травматизма.

Сотрудничая с семьей

Провела анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города

Консультации: «Что должны знать взрослые о правилах безопасного движения», «Правила дорожного движения – знать каждому положено».

Родительские встречи: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».

Изготовила информационные стенды, памятки: «Вы, ребенок и автомобиль», «Внимание дорога», «Что должен знать родитель о ПДД»

 Организовала и провела круглый стол: Повышение уровня знаний родителей в вопросах безопасности движения

Изучила  уровень  возможностей семей  в оказании посильной помощи по соблюдению правил на улицах и дорогах. (слайд 9)

 Организовала выставки рисунков и поделок: «Творчество юных – за безопасность дорожного движения, «Безопасность»

Родители участвовали в подготовке и проведении КВН: изготовление эмблем, разучивание стихов

Оказывали помощь в изготовление макета: «Перекресток», дидактических пособий по ПДД

Участие в подготовке  и поведении «Дня знатоков ПДД»

Изготовили  коллаж «Что мы знаем о ПДД»

Итоговое занятие-практикум по ПДД, подведение итогов конкурсов, выражена благодарность родителям.

(слайд 10)

По окончании проекта я сделала следующие выводы и дала оценку сформированности практических знаний, умений и навыков по ПДД:    

         На начало практической деятельности по проекту  дети показали такие результаты: высокий уровень был чуть больше половины, почти 40 % детей имели средний уровень ЗУН и целых 5 %   имели низкий уровень. Более сложным    для  детей было знание дорожных знаков,                                                                             знания правил ДД. Работая, над проектом дети много узнали и улучшили свои результаты. Высокий уровень появился у 90% детей, средний уровень уменьшился до 10 %, а низкого уровня не стало вообще.

В мае 2011подвели  итоги. Дети на практическом занятии - празднике «Мои друзья всегда со мной» показали свои блестящие знания ПДД 

        Правила дорожного движения  нынешние первоклассники, блестяще применяют на практике и они участвуют в различных конкурсах, я знаю, мы  подготовили,  сформировали  ориентацию на дороге и их умение применять эти знания на практике.              

 

(слайд 11)

В настоящее время я продолжаю работу в области безопасности в различных видах детской деятельности

В ознакомительном процессе:

Добиваюсь овладения базовыми правилами поведения на дороге;

знание алгоритма перехода дороги «остановись — посмотри — перейди»;

иметь представление о видах транспорта (воздушный, наземный, водный);

различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);

различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый);

 средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик); дорожные знаки;

Анализировать готовность решать дорожно-транспортные ситуации;

Формирую у детей самостоятельность и ответственность в действиях на дороге;

Развиваю творческие способности;

Формирую познавательный интерес к изучению нового.

В воспитательном процессе:

Формирую культуру поведения в процессе общения с дорогой;

Прививаю устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

 В социальном направлении:

Формирую сознательное отношение к своим и чужим поступкам;

Развиваю отрицательное отношение к нарушениям ПДД.

Знакомлю и помогаю выбрать способ перехода проезжей части дороги;

 Формирую навыки перехода проезжей части (три фиксации
поворота головы — в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам

Перспектива

Усовершенствовать и пополнить наглядные пособия.

Пополнение литературы по ПДД и безопасности

Разработать план для создания кружка «Юный инспектор движения»

Накапливать подвижные и дидактические игры

Продолжить сотрудничество  с другими детскими садами

взаимодействовать с сотрудниками ГИБДД

Экскурсия на автодром

Начать работу над новым проектом

Литература

Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице». Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. С – Петербург, «Детство – Пресс» 2009

журнал «Управление Дошкольным  Образовательным Учреждением» № 2 /2009 (советы для родителей стр. 52, 58)

журнал «Управление Дошкольным  Образовательным Учреждением» Л.И, Лукина «Безопасность дошкольного образовательного учреждения» стр. 23

Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность на улицах города»

        

                                                                        

                                

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА                    (слайд 1)

Срок реализации проекта: апрель 2010 – май 2011

Участники проекта: педагоги, коллеги из других детских садов, воспитанники, родители, сотрудники ГИБДД.

Соучастники проекта: дошкольные образовательные учреждения города, МОУ центр дополнительного образования, МОУ станция юных туристов, детская библиотека им. А.С. Пушкина.

Объект исследования: дошкольники, родители

Предмет исследования: правила дорожного движения для пешеходов, водителей, культура поведения в дорожно-транспортном процессе.

Социальная значимость проекта: организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Пропаганда моральной ответственности, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины, родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

(слайд 4) (щелчок)        Ресурсная обеспеченность: (щелчок)

Информационные:

Представление готового проекта «Дорога без опасности».

Представление информации  на родительских собраний и консультаций в уголках для родителей.

Предоставление фотографий и рисунков детей.

Использование литературы,          INTERNETа

(щелчок)

Кадровые:  над проектом работала творческая группа в составе ст. воспитателя О.Н. Блиновой, воспитателей В.Ю. Огородниковой В.Ю. и Г.В. Шишкиной

(щелчок)

Материально-техническое и методическое обеспечение проекта

Оборудование уголков безопасности в группах

 Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

Создание театра кукол и материалов для ряженья

Приобретение необходимого дидактического материала

 Создание видеотеки по ПДД

 Обеспечение условий для предупреждения травматизма

 Реконструкция “Дорожки безопасности” на территории ДОУ

Финансовые  добровольные пожертвования всех участников проекта

(слайд 5)                 Этапная деятельность по проекту:

Этап - подготовительный (апрель 2010 – август 2011)

Цель: Исследование профессиональных возможностей, знаний, умений и навыков педагогов, обследование знаний, умений и навыков детей по  ПДД.

Ожидаемый результат

                                                в работе с педагогическим коллективом:

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в формировании целостного    восприятия окружающей дорожной среды.

Определение проблем и перспектив.  

                                                в работе с воспитанниками

Получение данных об уровне знаний и навыков, систематизация знаний детей по ПДД

                                                в работе с родителями

Формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству

2. Этап – практический (сентябрь 2010 – март 2011)

Цель: Привить детям и родителям практические навыки по знаниям ПДД, повысить уровень знаний в детском саду и дома.

Ожидаемый результат на втором этапе

                                        в работе с педагогическим коллективом:

Участие в создании развивающей среды по ПДД

Творческое применение картотеки игр

Использование ИКТ в процессе реализации проекта

                                        в работе с воспитанниками:

Появление интереса к дорожным знакам, знаниям дорожной лексики

Повышение уровня знаний по ПДД

Систематизация знаний по ПДД

                                        в работе с родителями:

Овладение практическими навыками по изучению ПДД с детьми

Активизация участия в совместных проектах

Повышение уровня знаний родителей в вопросах о безопасности дорожного движения

Выявления лучшего опыта семейного воспитания по безопасности движения

Знакомство с опытом семейного воспитания всех участников проекта

3. Этап - оценочный (апрель 2011 – май 2011)

Цель: Анализ эффективности реализации проекта путем оценки знаний детей и родителей по ПДД, итоговый праздник.

Ожидаемый результат на третьем этапе

                                        в работе с педагогическим коллективом:

Анализ проектной деятельности

Обобщение опыта на тему

Участие в конкурсе инновационных проектов

                                        в работе с воспитанниками:

Повышение мотивации детей во всех видах деятельности по знаниям ПДД.

                                        в работе с родителями:

Создание инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи.

Оценка сформированность практических навыков по ПДД

(слайд 6)         

.

Основные риски от внедрения инновации.

Дети

Учебная перегрузка                                                Оптимальное построение

                                                                                  учебного плана, интеграция

                                                                                   педагогического процесса

Родители

Не достаточное владение                                   Консультации, выпуск  газеты

информацией                                                  

                                                                               с привлечением родителей    

Педагоги

 Низкая заинтересованность                                Мотивация: стимулирующие

Педагогов                                                               выплаты  

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этап - подготовительный 

Цель: Исследование профессиональных возможностей, знаний, умений и навыков педагогов, обследование знаний, умений и навыков детей по  ПДД.

Компоненты проекта

Работа с педагогическим коллективом

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

Формы работы

1.Анкетирование.

2.Диагностика «Знания о ПДД».

3.Создание развивающей среды (уголок ПДД – плакаты, макеты дороги, знаки).

4.Изучение новых методик по безопасности, ПДД.

1.Диагностика знаний ПДД.

2.Изучение уровня знаний детей по ПДД.

3.Участие и создание развивающей среды по ПДД.

4.Подбор литературы по данной теме

1.Анкетирование

2.Изучение литературы, статей из газет, журналов по расширению знаний о ПДД.

3.Повышение уровня знаний родителей в вопросах безопасности движения.

4.Изучение уровня возможностей семей  в оказании посильной помощи по соблюдению правил на улицах и дорогах.

Ожидаемый результат

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в формировании целостного    восприятия окружающей дорожной среды.

 Определение проблем и перспектив  

Получение данных об уровне знаний и навыков, систематизация знаний детей по ПДД

Формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству

Этап – практический

Цель: Привить детям и родителям практические навыки по знаниям ПДД, повысить уровень знаний в детском саду и дома.

Компоненты проекта

Работа с педагогическим коллективом

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

Формы работы

Разработка перспективного планирования

Участие в подготовке и проведении «Дня знатоков ПДД»

Семинар-практикум «Что должны знать взрослые о правилах безопасного движения?»

Подбор картотеки  дидактических игр и пособий по ПДД

Подбор картотеки по подвижным играм

Занятие по ПДД: «Правила и безопасность дорожного движения».

Конкурс рисунков: «Мы с мамой пешеходы»

Экскурсии: «К светофору в гости», «На автобусную остановку», «К перекрестку»

Занятие «Что мы видели на улице?»

Встреча с сотрудниками ГИБДД: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается!»

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по ПДД

Аппликация: «Машины на улицах города», «Наш город»

Конструирование: из бумаги « Транспорт нашего города», из бросового материала «Автомобили», из книжек-самоделок «Транспорт»

Совместный КВН с детьми из МДОУ д/с № 5 «Колокольчик»

Консультации: «Что должны знать взрослые о правилах безопасного движения», «Правила дорожного движения – знать каждому положено».

Выставка рисунков и поделок: «Творчество юных – за безопасность дорожного движения, «Безопасность»

Родительские встречи: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Информационные стенды, памятки: «Вы, ребенок и автомобиль», «Внимание дорога», «Что должен знать родитель о ПДД»

Участие в подготовке и проведении КВН: изготовление эмблем, разучивание стихов

Изготовление макета: «Перекресток», дидактических пособий по ПДД

Участие в подготовке  и проведении «Дня знатоков ПДД»

Изготовление коллажа: «Что мы знаем о ПДД»

Ожидаемый результат

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в формировании целостного    восприятия окружающей дорожной среды.

 Определение проблем и перспектив  

Получение данных об уровне знаний и навыков, систематизация знаний детей по ПДД

Формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству

III. Этап - оценочный

Цель: Анализ эффективности реализации проекта путем оценки знаний детей и родителей по ПДД

Компоненты проекта

Работа с педагогическим коллективом

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

Формы работы

Разработка методов оценки уровня знаний

Обмен опытом участников процесса

Сравнительная диагностика знаний детей по ПДД

Анализ полученных результатов

Анкетирование: «Я и мой ребенок на улицах города»

Итоговое занятие практикум по ПДД

Подведение итогов конкурсов

Выражение благодарности родителям

Ожидаемый результат

Анализ проектной деятельности

Обобщение опыта на тему

Участие в конкурсе инновационных проектов

Повышение мотивации детей во всех видах деятельности по знаниям ПДД.


Создание инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи.

Оценка сформированности практических навыков по ПДД

Сопротивление

участников

Пути

преодоления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактической игры по валеологии "Опасно - не опасно"

Игровая задача:  Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.  Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.   Поднять нужную карто...

Обучающее пособие на тему: Опасные предметы и опасные ситуации в жизни наших детей.

Наглядное пособие, созданное совместно с родителями и детьми....

Презентация на тему "Опасное и не опасное вокруг нас"

Советы для детей об опасностях окружающего мира....

Конспект занятия по основам опасности жизнедеятельности. Тема: Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице (старший дошкольный возраст).

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.        Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные и опасные ситуации возможныхконтактов с незнакомым...

Дидактическая игра "Опасно-не опасно"

Цель: 1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью  и здоровью окружающих, от неопасных. 2. Уметь предвидеть и  предупредить  результаты возмо...

Дидактическая игра "Опасно - не опасно" (презентация)

Учим правила пожарной безопасности....

Опасно-не опасно

Этот материал поможет детям понять опасные для жизни ситуации....