ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
методическая разработка по теме

Леошко Ирина Александровна

Картотека игр, направленных на формирование тактильно-двигательного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

«Достань шарик».

Цели: формировать умение практически выделять две формы (шар/куб), используя  тактильно-двигательное обследование, развивать внимание, координацию движения.

Оборудование: емкости с песком и водой, шарики и кубики.

Ход: Педагог с ребенком рассматривают и ощупывают шарик и кубик. На дно емкости с водой педагог выкладывает несколько шариков и кубиков и предлагает ребенку достать только шарики. Затем шарики и кубики прячутся в емкости с песком. Ребенку предлагается выкопать только круглый «клад» руками.

«Поймай льдинку».

Цели: формировать представления о температуре веществ (определять холодную/теплую воду), развивать координацию движения, знакомить со свойствами воды.

Оборудование: емкость с водой, кубики льда.

Ход: Педагог с ребенком рассматривают и ощупывают кубики льда. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что лед холодный. Он тает и превращается в воду. На дно емкости с водой педагог опускает несколько кубиков льда. Ребенку предлагается достать льдинки руками. Льдинки складывают в отдельную посуду. После того, как все кубики льда будут извлечены, педагог обращает внимание ребенка на посуду, в которой были льдинки.

«Купание утят и лягушат».

Цели: формировать представления о температуре веществ (определять холодную/теплую воду), осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание. Учить находить по словесной инструкции холодное, теплое вещество. 

Оборудование: емкости с водой (холодной и теплой), игрушки двух видов (утята и лягушата) по 2 – 3 штуки каждого.

Ход: Педагог с ребенком пробуют на ощупь воду в двух емкостях. Взрослый обращает внимание ребенка на температуру воды в каждой емкости и говорит: «утята любят купаться в теплой воде, а лягушата – в холодной. Помоги им искупаться». Ребенок опускает утят в емкость с теплой водой, а лягушат – в емкость с холодной. Педагог оказывает организующую помощь.

«Печем пирожки».

Цели: формировать представления о влажности веществ и об их свойствах (определять сухой/мокрый песок), развивать моторику и координацию движений.

Оборудование: емкости с влажным и сухим песком, формочки.

Ход: Педагог предлагает ребенку испечь пирожки, используя формочки. Ребенок пробует выполнить действия, как с сухим песком, так и с влажным. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что пирожки получились только из влажного песка. Затем ребенок кладет ладони на песок, закрыв глаза, и отгадывает какой песок у него под руками – влажный или сухой.

«Помоги куклам».

Цели: развивать тактильную чувствительность, координацию движений, формировать зрительное внимание, целостное восприятие объекта, умение соотносить фигуры с контуром.

Оборудование: две фигурки кукол, сделанных из бархатистой и глянцевой бумаги (на платьях кукол обозначены контуры геометрических фигур: круга, овала, квадрата, треугольника), набор геометрических фигур: круги, овалы, квадраты, треугольники, сделанные из тех же материалов, что и платья кукол.

Ход: Педагог с ребенком рассматривают и ощупывают платья кукол, обращая внимание на различия. Взрослый рассказывает, что у кукол порвались платья и им необходимо помочь поставить заплатки. Но заплатки перепутались. Ребенку предлагается разложить заплатки так, чтобы они совпадали по контуру и по качеству материала.

«Тактильное лото».

Цели: развивать тактильную чувствительность, координацию движений, формировать зрительное внимание, умение соотносить одинаковые фигуры.

 Оборудование: карточки с изображением кругов, разных по цвету и качеству материала (гладкие и шершавые), пластиковые пробки разного цвета с наклеенными бархатистыми и глянцевыми кругами.  

Ход: Педагог с ребенком рассматривают и ощупывают пробки и карточки, обращая внимание на различия. Ребенку предлагается разложить пробки так, чтобы они совпадали по цвету и по качеству материала.

«Коврик для животных».

Цели: узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак – фактуру материала.

 Оборудование: игрушки – собака с шерстяным бантиком, кошка с шелковым бантиком, мышка с вязанным бантиком, коврики, выполненные из тех же материалов, что и бантики, «волшебная коробочка».

Ход: Педагог показывает детям игрушки с бантиками. Каждый ребенок получает игрушку и рассматривает бантик. Педагог предлагает найти для животного коврик, такой же как бантик. Дети находят и укладывают игрушки на коврики.

«Чей это домик».

Цели: учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами, учить находить правильное решение путем проб.

 Оборудование: три коробки разного размера с отверстиями также разного размера, три куклы разного размера, ширма.

Ход: Педагог показывает ребенку коробки разного размера, рассматривает их.  Затем домики прячутся за ширму. Появляются куклы, они хотят попасть в домики. Педагог помогает ребенку путем проб найти нужный домик. Затем ребенок выполняет задание самостоятельно. После этого ширма убирается, и педагог вместе с ребенком рассматривает результат.

«Почтовый ящик».

Цели: различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы, учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

 Оборудование: коробка с прорезями различной конфигурации, объемные фигуры, ширма.

Ход: Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за ширмой.

«Три бутылочки».

Цели: продолжать формировать тактильное различение свойств предметов, осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание, учить находить по словесной инструкции холодный, теплый предметы.

Оборудование: три одинаковые бутылочки, три чашки, три куклы.

Ход: На столе у педагога три бутылки с водой разной температуры (горячая, холодная, теплая). Трое детей берут по бутылке и ощупывают их. Затем педагог просит детей закрыть глаза и меняет местами бутылки, а из одной из них выливает воду в чашку. Дети пробуют воду рукой и отгадывают из чьей она бутылки. Педагог помогает детям использовать в речи определения «холодная», «теплая», «горячая». И предлагает определить температуру в оставшихся бутылках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на развитие восприятия цвета

Данные игры не являются авторскими. Представленая подборка игр используются мною в работе....

«Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия дидактич...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: "Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия"

Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Так называется способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую о...

Игры направленные на развитие слухового восприятия, внимания и памяти

Игры направленные на развитие слухового воспириятия, внимания и памяти...