Проект "Патриот"
материал (средняя группа) по теме

Старцева Олеся Александровна

Проект разработан для детей средней группы, на тему "Нравтсвенно-патриотическое воспитание детей на основе русских народных сказок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2012.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»

Название проекта:

«Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

Тип: социально-педагогический.

Вид: Нравственно-патриотический

Продолжительность проекта: сентября – ноябрь.

Возраст участников проекта: Средний.

Партнёры: воспитатели, родители

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

Форма работы: групповая, фронтальная

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

   Актуальность проекта

 Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.  

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины,  как:

дружба помогает победить зло («Зимовье»);

добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

зло наказуемо ( «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек  становится  красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

  Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

  Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

  Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.  

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи:

Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;

Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.

Пробуждать интерес к сказкам;

Развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

Заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Повысить интерес к русским народным сказкам.

 Обеспечение проекта:

Теоретическое обеспечение:

программная литература по проектированию: Романова Т.А.   «Проектирование развития ДОУ»,

журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я»  2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989

Методическое обеспечение:

создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);

Диагностико-дидактическое обеспечение:

дидактические игры;

дидактическое пособие «Играем в сказку»;

 Методы проекта:

познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

  Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов

1 этап. Подготовительный

Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

2 этап. Основной

Разделы проекта

Виды деятельности воспитателя

Виды деятельности детей

Художественно – речевая деятельность.

Занятие по развитию речи и

художественной литературы, по окружающему миру

Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания.

 Настольный кукольный театр

Показ сказок «Волк и семеро козлят»

«Репка», «Теремок»

Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои.

Варежковый театр

 Показ сказки «Колобок», помогает детям делать выводы

Озвучивают действия героев

Пальчиковый театр

«Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового  театра

Развивают мелкую моторику рук

Инсценировка  сказок

«Теремок», «Репка»

Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы

«Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Узнай сказку»

«Собери сказку»

«Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»

Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику

Изобразительная деятельность

Организует выставку работ, оказывает практическую помощь

Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок

Работа с родителями

Помогает в организации совместного досуга

Инсценировка сказки «Теремок». Совместная изобразительная деятельность. Изготовление поделок.

 Организационные формы работы

Рефлексивно-оценочный этап:

 В конце проекта организовали.

Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились; инсценировка  сказки: «Теремок».

Результативность проекта:

- Дети научились понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

- Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

- Произошло взаимопонимание,  благодаря совместной работе детей и родителей;

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в жизни детского сада.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в младшем возрасте.

- Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.

                                                            Воспитатель: Старцева О. А.