Система мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения Программы/
материал по теме

Горождина Ирина Геннадьевна

В материале представлены материалы, позволяющие педагогу выявить  промежуточные результаты освоения Программы воспитанниками ДОУ и динамику формирования интегративных качеств дошкольников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Материалы составлены  на основе примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Веракса и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

 Методическое пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система мониторинга

достижения детьми планируемых промежуточных результатов

освоения Программы

Данное пособие предназначено для мониторинга промежуточных результатов  детского развития. Мониторинг промежуточных результатов детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) составлен в соответствии с «Федеральными государственными требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки от 23.11.2009г. № 655) и предназначен для оценки промежуточных результатов освоения Программы.  Данные материалы помогут педагогам, реализующим ООП на основе примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Веракса и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения (с 3 до 6 лет). Программы по всем направлениям развития детей.

Мониторинг включает в себя:

Мониторинг образовательного процесса;

Мониторинг детского развития.

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в Программе для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.

Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных результатов освоения Программы, динамику становления интегративных качеств.

Методика проведения мониторинга

        Мониторинг носит индивидуальный характер и проводится 2 раза в год. Возможен дополнительный анализ особенностей того или иного ребенка.

        Все характеристики детского развития объединены в девять разделов. Каждый раздел характеризует одно из интегративных качеств детского развития, определенного Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

В процессе мониторинга оцениваются все показатели развития по каждому интегративному качеству. Каждый показатель оценивается в баллах: от 1 до 4. Для того, чтобы провести мониторинг, нужно открыть в отдельной папке (см. диск) таблицы и на их основе проставить баллы в соответствующие графы, начиная с листа № 2. Итоговый результат появиться на листе № 1 автоматически.

Мониторинг образовательного процесса

Проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. В ходе мониторинга заполняется таблица 1.

Для удобства педагогов, в таблицы (см. протокол на диске) внесена формула, обеспечивающая подсчет среднего значения по каждому интегративному качеству и всем образовательным областям. Для предотвращения ошибок в подсчетах, просьба формулу итогового результата не изменять.

Таблица 1.

Мониторинг образовательного процесса

Группа детского сада

Дата проведения мониторинга

Имя, фамилия ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Труд

Безопасность

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Музыка

Итоговый результат

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балл – высокий.

Мониторинг детского развития

Осуществляется педагогами, медицинским работником.

Основная задача: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей: перцептивное и интеллектуальное развитие, творческие способности детей.

Диагностика коммуникативных способностей: выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме; межличностные отношения внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей: эмоциональная и произвольная регуляция поведения ребенка, умение действовать, планировать сложные действия, распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Методы: наблюдение, критериальные диагностические методики, тестовой метод.

В ходе мониторинга детского развития заполняется таблица 2.

Таблица 2.

Мониторинг детского развития

Группа детского сада

Дата проведения мониторинга

Имя, фамилия ребенка

Уровень развития интегративных качеств

Физическое развитие

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Способность управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладение предпосылками учебной деятельности

Итоговый результат

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балл – высокий.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

        Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Методы мониторинга

Методы мониторинга

Ответственный

Сроки

проведения

Образовательная область «Здоровье»

1.

Наблюдение за деятельностью детей

Воспитатель Медсестра

Инструктор по ф/к

Начало уч. года – конец уч. года

2.

Индивидуальная беседа

 Образовательная область «Физическая культура»

1.

Наблюдение за деятельностью детей

Воспитатель Медсестра

Инструктор по ф/к

Начало уч. года – конец уч. года

2.

Тесты

3.

Игровые тестовые задания

 Образовательная область ОО «Социализация»

1.

Наблюдение за деятельностью детей

Воспитатель

Начало уч. года – конец уч. года

2.

Индивидуальная беседа

 Образовательная область «Труд»

1.

Наблюдение за деятельностью детей

Воспитатель

Начало уч. года – конец уч. года

2.

Выполнение заданий педагога

Образовательная область «Безопасность»

1.

Наблюдение за деятельностью детей

Воспитатель

Начало уч. года – конец уч. года

2.

Индивидуальная беседа

Образовательная область «Познание»

1.

Индивидуальная беседа

Воспитатель

Начало уч. года – конец уч. года

2.

Наблюдение за деятельностью детей

3.

Дидактические упражнения с предметами разными по цвету, размеру и форме

4.

Игровые тестовые задания

5.

Анализ продуктов детской деятельности

Образовательная область «Коммуникация»

1.

Наблюдение за деятельностью детей

Воспитатель

Начало уч. года – конец уч. года

2.

Дидактические упражнения

3.

Индивидуальная беседа

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1.

Индивидуальная беседа

Воспитатель

Начало уч. года – конец уч. года

2.

Наблюдения за детьми во время чтения педагогом сказок, стихов и т.д.

 Образовательная область «Художественное творчество»

1.

Наблюдение за деятельностью детей

Воспитатель

Начало уч. года – конец уч. года

2.

Анализ продуктов детской деятельности

3.

Индивидуальная беседа

Образовательная область «Музыка»

1.

Наблюдение

Музыкальный руководитель Воспитатель

Начало уч. года – конец уч. года

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Мониторинг детского развития детей второй младшей группы

Физическое развитие

1.

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме

2.

Владеет соответствующими возрасту основными движениями

3.

Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности

4.

Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях

5.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время)

6.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

7.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания

8.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни

2.Любознательность, активность

1.

Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх

2.

Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях

3.

Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами

4.

Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе, участвует в сезонных наблюдениях

5.

Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни

6.

Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях

7.

Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов

8.

Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ

9.

Пытается петь, подпевать, двигаться под музыку

10.

Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях

3. Эмоциональность, отзывчивость

1.

Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь

2.

Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей

3.

Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, пытается с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения

4.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передовая их образную выразительность

5.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные меложии, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы

6.

Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности

4.Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

1.

Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками

2.

Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре

3.

Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями

4.

Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого

5.

Обращается к воспитателю по имени и отчеству

5. Способность управлять своим поведением и планировать действия

1.

Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил

2.

Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх

3.

Может общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Понимает, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу

4.

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «Спасибо», «Здравствуйте», «До свидания», «Спокойной ночи» (в семье, в группе)

5.

Умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых

6.

Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

7.

После объяснения понимает поступки персонажей (произведений, спектаклей) и последствия этих поступков

6. Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

1.

Стремиться самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способен самостоятельно выполнить элементарное поручение ( убрать игрушки, разложить материалы к занятиям)

2.

Может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками

3.

Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты

4.

Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения

5.

Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу

6.

Умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью

7. Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

1.

Имеет первичные представления  о себе: знает свое имя, возраст, пол

2.

Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые)

3.

Называет членов своей семьи, их имена

4.

Знает название родного города (поселка)

5.

Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель)

8. Овладение предпосылками учебной деятельности

1.

Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице

2.

Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности

3.

В случае проблемной ситуации обращаться за помощью

4.

Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

5.

В диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого

6.

Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций

Мониторинг образовательного процесса

 

        У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Здоровье»

1.

Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых)

2.

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания

2. Образовательная область «Физическая культура»

1.

Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление

2.

Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя

3.

Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы

4.

Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом

5.

Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см

6.

Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м

Образовательная область «Социализация»

1.

Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя

2.

Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения

3.

Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх

4.

Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театр)

5.

Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок

6.

Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев

7.

Может принимать участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители, поведение людей в зрительном зале)

4. Образовательная область «Труд»

1.

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

2.

Может помогать накрывать стол к обеду

3.

Кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя)

Образовательная область «Безопасность»

1.

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду

2.

Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными

3.

Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения

Образовательная область «Познание»

1.

Продуктивная (конструктивная) деятельность

1.1.

Знает, называет и правильно использует детали строительного материала

1.2.

Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально

1.3.

Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими

2.

Формирование элементарных математических представлений

2.1.

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме

2.2.

Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы

2.3.

Умеет находить в ближайшем окружении один и много одинаковых предметов

2.4.

Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же

2.5.

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму

2.6.

Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска)

2.7.

Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь

3.

Формирование целостной картины мира

3.1.

Называетзнакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал)

3.2.

Ориентируется в помещениях детского сада

3.3.

Называет свой город (поселок, село)

3.4.

Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей

3.5.

Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе

3.6.

Проявляет бережное отношение к природе

7. Образовательная область «Коммуникация»

1.

Рассматривает сюжетные картинки

2.

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

3.

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1.

Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя

2.

Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него

3.

Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого

9. Образовательная область «Художественное творчество»

1.

Рисование

1.1.

Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты

1.2.

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам

1.3.

Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками

2.

Лепка

2.1.

Умеет отделять от большого куска глины небольшие кусочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней

2.2.

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

3

Аппликация

3.1.

Создаёт изображения предметов из готовых фигур

3.2.

Украшает заготовки из бумаги разной формы

3.3.

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы

10. Образовательная область «Музыка»

1.

Слушает музыкальное произведение до конца

2.

Узнаёт знакомые песни

3.

Различает звуки по высоте (в пределах октавы)

4.

Замечает изменения в звучании (тихо-громко)

5.

Поёт, не отставая и не опережая других

6.

Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.)

7.

Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Мониторинг детского развития детей средней группы

1. Физическое развитие

1.

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме

2.

Владеет в соответствии с возрастом основными движениями

3.

Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях

4.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время)

5.

Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры

6.

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания

7.

Знаком с понятиями «здоровье», «болезнь»

8.

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих ЗОЖ: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены

9.

Знает о пользе утренней гимнастики, физических упражнений

2.Любознательность, активность

1.

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения

2.

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре

3.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию

3. Эмоциональность, отзывчивость

1.

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей

2.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый)

4.Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

1.

Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр

2.

При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей

3.

Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения со взрослыми выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной

4.

В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей

5.

Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять

6.

Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым

7.

Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм

5. Способность управлять своим поведением и планировать действия

1.

Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий

2.

В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры

3.

Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремиться к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках)

4.

Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству

5.

Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу

6.

Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых

6. Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

1.

Владеет элементарными навыками самообслуживания

2.

Ориентируется в пространстве детского сада

3.

Умет играть в простейшие настольно-печатные игры

4.

Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей

5.

Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх

6.

Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия)

7.

Способен конструировать по собственному замыслу

8.

Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи

9.

Начинает проявлять образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия

10.

Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему

11.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие

7. Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

1.

Знает сове имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи

2.

Может рассказать о своем городе (поселке, селе), назвать его

3.

Знает некоторые государственные праздники

4.

Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии

8. Овладение предпосылками учебной деятельности

1.

Выполняет индивидуальные коллективные поручения

2.

Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо

3.

Способен удерживать в памяти при выполнении каких - либо действий несложные условия

4.

Способен принять задачу на запоминание, помнить поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение

5.

Может описать предмет, картинку, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки

6.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут

Мониторинг образовательного процесса

        У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Здоровье»

1.

Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле)

2.

Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме

3.

Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды)

2. Физическая культура

1.

Принимает правильное исходное положение при метании; метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд

2.

Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м

3.

Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу

4.

Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м)

5.

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет поворот переступанием, поднимается на горку

6.

Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны

7.

Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений

3.Образовательная область «Социализация»

1.

Объединяясь в игре, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения

2.

Соблюдает ролевое соподчинение(продавец – покупатель) и ведёт ролевые диалоги

3.

Взаимодействуя, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет

4.

В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам

5.

В настольно-печатных играх выступает в роли ведущих (к концу года), объясняет сверстникам правила игры

6.

Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ

7.

В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит

8.

Имеет простейшие представления о театральных профессиях

4. Образовательная область «Труд»

1.

Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок

2.

Самостоятельно выполняет обязанности дежурных по столовой

3.

Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы

5. Образовательная область «Безопасность»

1.

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду

2.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения

3.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение

4.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»

5.

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»

6.

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

6. Образовательная область «Познание»

1.

Продуктивная (конструктивная) деятельность

1.1.

Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств

1.2.

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога

1.3.

Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам

2.

Формирование элементарных математических представлений

2.1.

Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)

2.2.

Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»

2.3.

Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп; определять, каких предметов больше, меньше, равное количество

2.4.

Умеет сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения

2.5.

Различает и называет  круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия

2.6.

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе; умеет двигаться в нужном направлении по сигналу

2.7.

Определяет части суток

3.

Формирование целостной картины мира

3.1.

Называет разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение

3.2.

Называет признаки и количество предметов

3.3.

Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку

3.4.

Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения

3.5.

Называет времена года в правильной последовательности

3.6.

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе

7.  Образовательная область «Коммуникация»

1.

Понимает и употребляет слова-антонимы; образовывает новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница)

2.

Выделяет первый звук в слове

3.

Рассказывает о содержании сюжетной картинки

4.

С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки

8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1.

Может назвать любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение, считалку

2.

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

3.

Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок)

9. Образовательная область «Художественное творчество»

1.

Рисование

1.1.

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов

1.2.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов

1.3.

Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи

2

Лепка

Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки

3.

Аппликация

3.1.

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – их прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы

3.2.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур

10. Образовательная область «Музыка»

1.

Узнает песни по мелодии

2.

Различает звуки по высоте (в пределах сексты-септимы)

3.

Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение

4.

Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастотной формой музыкального произведения

5.

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками)

6.

Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Мониторинг детского развития детей старшей группы

1. Физическое развитие

1.

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме

2.

Владеет соответствующими возрасту основными движениями

3.

Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях

4.

Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнований, в играх-эстафетах

5.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий ( в свободное время)

6.

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры

7.

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания

8.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений

9.

Имеет элементарные представления о ЗОЖ, о зависимости здоровья от правильного питания

10.

Начинает проявлять умения заботиться о своем здоровье

2.Любознательность, активность

1.

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.)

2.

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре

3.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности

3. Эмоциональность, отзывчивость

1.

Эмоционально тонко чувствует переживания близких, взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей

2.

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа

3.

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения

4.

Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста

5.

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству

4.Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

1.

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли

2.

Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли

3.

Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи

4.

Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым

5.

Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы

6.

Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.)

7.

Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

5. Способность управлять своим поведением и планировать действия

1.

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о то, кто какую часть работы будет выполнять

2.

Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет

3.

Понимает, что надо заботься о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее

4.

Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников

5.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице

6.

В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми» словами

6. Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

1.

Владеет элементарными навыками самообслуживания

2.

Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, между, рядом, с, около и пр.)

3.

Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

4.

Способен сконструировать по собственному замыслу

5.

Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи

6.

Проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия

7.

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта

8.

Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему

9.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие

7. Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

1.

Знает и  называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд

2.

Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому

3.

Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет

4.

Знает, что Российская федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна

5.

Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы

8. Овладение предпосылками учебной деятельности

1.

Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице

2.

Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение

3.

Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы

4.

Способен удерживать в памяти при выполнении каких - либо действий несложное условие

5.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут

6.

Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений

7.

Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками

Мониторинг образовательного процесса

        У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Здоровье»

1

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу

2

Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых)

3

Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки пред едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком)

4

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом

5

Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье

6

Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня

2. Образовательная область «Физическая культура»

1.

Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп

2.

Умеет лазать по гимнастической стенке с изменением темпа

3.

Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку

4.

Может метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеет школой мяча

5.

Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие

6.

Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом

7.

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км, ухаживает за лыжами

8.

Умеет кататься на самокате

9.

Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей

10.

Умеет плавать (произвольно)

3. Образовательная область «Социализация»

1.

Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры

2.

Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей

3.

В дидактических играх оценивает свои возможности и без раздражения воспринимает проигрыш

4.

Объясняет правила игры сверстникам

5.

После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки

6.

Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материал (атрибуты, подручный материал, поделки)

4. Образовательная область «Труд»

1.

Самостоятельно и быстро одевается, раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью

2.

Выполняет обязанности дежурных по столовой, правильно сервирует стол

3.

Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада

4.

Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы

5. Образовательная область «Безопасность»

1.

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду

2.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения

.3.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение

4.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»

.5.

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»

6.

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

6. Образовательная область «Познание»

1.

Продуктивная (конструктивная) деятельность

1.1.

Умеет анализировать образец постройки

1.2.

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения

1.3.

Создает постройки по рисунку

1.4.

Умеет работать коллективно

2.

Формирование элементарных математических представлений

2.1.

Считает (отсчитывает) в пределах 10

2.2.

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»

2.3.

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы)

2.4.

Сравнивает предметы на глаз; проверяет точность определений путем приложения или наложения

2.5.

Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины

2.6.

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам

2.7.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон)

2.8.

Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представления о смене частей суток

2.9.

Называет текущий день недели

3.

Формирование целостной картины мира

3.1.

Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту

3.2.

Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны

3.3.

Знает название родного города, страны, ее столицу

3.4.

Называет времена года, отмечает их особенности

3.5.

Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года

3.6.

Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений

3.7.

Бережно относится к природе

7. Образовательная область «Коммуникация»

1.

Может участвовать в беседе

2.

Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника

3.

Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения

4.

Определяет место звука в слове

5.

Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением

8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1.

Знает 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки

2.

Называет жанр произведения

3.

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения

4.

Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы

9. Образовательная область «Художественное творчество»

1

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура)

2.

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция)

3.

Знает особенности изобразительных материалов

4.

В рисовании

4.1.

Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения

4.2.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы

4.3.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов

4.4.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства

5.

В лепке

5.1.

Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы

5.2.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур

5.3.

Создает изображения по мотивам народных игрушек

6.

В аппликации

6.1.

Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги

10. Образовательная область «Музыка»

1.

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)

2.

Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты)

3.

Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента

4.

Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки

5.

Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей стопе на месте, с продвижением вперед и в кружении)

6.

Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям

7.

Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей

Список используемых ресурсов:

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. Ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг результатов освоения программы «От рождения до школы». Подготовительная группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Данная презентация содержит определения мониторинга, цель педагогического мониторинга и его функции, а так же определения методов и форм мониторинга. ...

Система мониторинга достижения детьми планируемого результата освоения программы

Представлена система мониторинга  с соответствии с ФГТ. Основная задача мониторинга – определить степень освоения дошкольником образовательной программы и влияние учебно - воспитательного п...

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

     При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского О ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образова...

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ....

Промежуточные результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ДОУ 9/10/2022

Промежуточные результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ДОУ...