Проект: «Технология развивающего обучения и воспитания на основе народного творчества».
рабочая программа по теме

Рычкова Надежда Николаевна

«Приобщайте детей к истокам русской народной культуры.

Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка».

В.Г.Белинский.

 

Актуальность проекта:

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Название проекта: «Технология развивающего обучения и воспитания на основе народного творчества».

Цель проекта: «Воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русской народной культуры».

Основные цели и задачи проекта:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  русские народные подвижные игры.
  2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
  3. Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
  4. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.
  5. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программы     « Программы воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры» и  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

 

Вид:                          творческий.

Участники:            музыкальный руководитель и дети.

Возраст:                   5-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

Механизмы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

(круглый стол с участием родителей, подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор библиотеки, акция «Подари книгу детскому саду», оформление родительского уголка, родительское собрание).

2 этап – основной

(занятия познавательного цикла, вечера-развлечения,  слушание русских народных песен в грамзаписи, оформление книжного уголка по произведениям устного народного творчества, чтение русских народных сказок, конкурс рисунков, рассматривание картин русских художников о временах года, дидактические и подвижные игры, презентации).

3 этап – заключительный

(диагностическое обследование, обработка и оформление проекта, анализ результативности)

Формы совместной деятельности:

  • занятия познавательной направленности;
  • русские народные игры;
  • заучивание потешек, закличек;
  •  праздники и развлечения.

Ожидаемые результаты:

1.         формирование чувств национального достоинства;

2.         широкое использование всех видов фольклора (песен, потешек, закличек, пословиц, поговорок и т.п.);

3.         знакомство с русским народным искусством;

4.         знакомство с русскими народными играми.

Перспективы распространения результатов проекта:

Данный проект может быть использован в практике работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей дополнительного образования, учителей начальных классов.

Немного о проекте:

Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.


В детском саду создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству:

Мини-музей народной старины «Русская изба»

  • Музей русской куклы
  • Костюмерная с русскими костюмами.

 

                                       

Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам  русской народной культуры, по народным  подвижным играм. Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр. В уголках для родителей  постоянно помещается материал по народному календарю,  по народным праздникам «Пасха», «Новый год», «Масленица» и другие.

Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, поселку, России.

Основной формой работы  остаются занятия. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, такие как Осенние посиделки, Масленица. Стала доброй традицией на празднование светлой пасхи приглашать в гости настоятеля церкви.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых произведений. Каждое из которых соответствует содержанию праздника, а также интересны и доступны для ребят.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально  окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. 

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведение русских народных праздниках,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

Вывод:

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Информационные ресурсы:

  1.  Программа воспитания и развития ребенка в детском саду под редакцией  Васильевой
  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  3. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие.
  4. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова «Красная изба». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада».
  5. Интернет источники.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".

В  наше  время  можно наблюдать быстрое развитие технического  прогресса. Быстро   меняющаяся   жизнь  заставляет   нас  пересмотреть свое о...

Консультация для родителей "Организация досуга детей на основе народного творчества"

Предложены советы для родителей детей дошкольного возраста по использованию элементов народного творчества в совместной деятельности дома....

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Проект на тему: "Нравственно-патриотическое воспитанием на основе русских народных сказок" (первая младшая группа)

quot;Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок" (первая младшая группа)...