"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"
статья (старшая группа) по теме

Тамалинцева Ольга Михайловна

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное вырождение нации.

В силу ряда причин жизнь вносит свои поправки и диктует нам новые требования к процессу воспитания на основе черпания всего положительного, что накоплено веками народами Поволжья, традиционной культурой Саратовской области, хопёрского казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx331.8 КБ

Предварительный просмотр:

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное вырождение нации.

Зная доверчивую обращённость дошкольника к внешнему миру, свободное развитие чувств и воображения, бессознательное подражание, а позже перенесение игры в деловые и серьёзные отношения с людьми (лукавость, игривость, лицемерие), хрупкость эмоциональных переживаний, легко предвидеть засоренность сознания детей прагматичными жизненными идеалами, неспособность оценить жизненные ситуации с духовно-нравственных позиций требуют от нас обращения к православной культуре.

 Наиболее незащищёнными от негативных воздействий оказались дети, имеющие высокую восприимчивость к социальным воздействиям, так как нравственный выбор у них только начинает формироваться. У детей происходит деформация ценностных ориентиров и картин мира, в результате чего они активно приобщаются к способам жизнедеятельности дегуманизирующим  их связи с окружающей действительностью. Происходит духовное растление современных детей. Их основными причинами являются также анти-игрушками (человек-паук, монстры.). Они направляют поступки детей не на миролюбие, доброжелательность, а на удовлетворение своих меркантильных желаний или бездумную услужливость по отношению к другим. А это и есть психологическое нездоровье: страхи, агрессивность, безнравственность, озлобленность, эмоциональная глухота. Количество детей с нарушением духовно-нравственной сферы постоянно возрастает и это нас волнует.

В силу ряда причин жизнь вносит свои поправки и диктует нам новые требования к процессу воспитания на основе черпания всего положительного, что накоплено веками народами Поволжья, традиционной культурой Саратовской области, хопёрского казачества.

Процесс возрождения казачества обусловил распространение в крае казачьей направленности и чтобы обеспечить социальный заказ на формирование гражданина с развитым чувством патриотизма, уважения к закону, своим и чужим правам, добросовестным отношением к труду мы пришли к необходимости организовать в детском саду кружковую работу по основам православной культуры с детьми дошкольного возраста.

Работа по возрождению Казачей Культуры должна идти, начиная с семьи, детского сада, школы. Проблема развития Казачей Культуры является актуальной. К сожалению, она в полном объёме не доступна детям дошкольного возраста, но нам близки их базовые казачьи ценности и воспитательный идеал, который раскрывается в системе православно-ориентированных культурных традиций. Это патриотизм и православие.

В средствах, основанных на казачьих традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физические качества детей старшего дошкольного возраста.

Мы провели опрос среди родителей старшей группы и определили  их потребности и желания детей. Организовали встречу родителей со священником Максимом Карповым. Он рассказал, что работа кружка это, прежде всего обращение к истокам, принятие ценностей национальной культуры, традиций семейного воспитания. Колыбельная песня, хоровод, православные и народные праздники помогают осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека, учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь.

В ходе этой встречи проблема нравственности поколений обсуждалась активно. Не случайно с древних времён наши мудрые предки учили детей хранить веру, почитать старших, служить Отечеству. Перед нами встал вопрос: «Как донести эти ценности до сознания наших детей? Как строить «внутренний» мир ребёнка?». Вера должна идти от сердца, а не быть навязана. Мы говорим о духовной культуре, знакомим со Священным Писанием.

В начале работы кружка по основам православной культуры мы определили духовно-нравственный уровень детей. Методом тестирования родителей определили их отношение к работе кружка. Были составлены договоры с ними о взаимодействии в работе по данному направлению.

На протяжении нескольких лет наш детский сад взаимодействует с МОУ СОШ №9 им. Н.А. Столыпина, которая находится в нашем микрорайоне.

Педагогический коллектив школы большое внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое всегда является важнейшим фактором нравственного здоровья общества.

В школе имеются кадетские казачьи классы, проводится изучение «Основ православной культуры» младшими школьниками. С учащимися 5-6 классов проводится углубленная работа по возрождению традиций  и обычаев казачества. В школе функционирует филиал «Школа искусств №2», где продолжается работа по патриотическому воспитанию детей средствами различных видов искусств. На занятиях кружка дети углублено изучают православные традиции, русскую культуру. Такое взаимодействие помогает нам решать проблему наиболее эффективно.

Работа по основам православной культуры начинается с создания развивающей среды. Детский сад очень серьёзно относится к приобретению игрушек и игр для детей. Приобретается только то, что имеет воспитательное, образовательное, развивающее значение. Не допускаются такие игрушки как монстры, смешарики, всевозможное оружие. Совместно с родителями мы оформили «русскую избу» для проведения православного кружка. В избе созданы все необходимые условия для знакомства с бытом и укладом жизни наших предков: печь с ухватами и чугунками; керамическая посуда, самовары, заварные чайники, кухонная утварь; кровать с подзором, лоскутным одеялом, подушками; лавки, деревянные сундуки («с приданным»), угольные утюги, прялки с пряжей, люлька; предметы старины (рубель, умат, коромысло); этажерка, старинные часы, фотографии; церковная утварь: иконы, аромалампы, священные масла, всевозможные свечи (хозяйственные, декоративные, церковные). Здесь также можно увидеть творчество русского народа: вышивание крестиком, гладью-рушники, наволочки, полотенца, домотканые дорожки. Имеются куклы в русских народных: Иван и Марья, а также народные куклы из пряжи, соломы, ткани; макет русской избы; изделия народно-прикладного творчества: гжель, фелимоновская игрушка, дымковская игрушка, хохлома, городецкая роспись. Русские народные музыкальные инструменты, без которых не проходит ни один праздник: балалайка, гармошка, бубен, трещотка. Также были созданы уголки «Рождества Христова» и «Светлой Пасхи» с соответствующими атрибутами. И это не бутафория, а подлинные вещи, которыми в старину пользовались наши предки. Имеется уголок славянских костюмов (русских, украинских, белорусских).

В старшей группе, чьи дети посещают кружок, был оформлен стенд по «Основам православной культуры». Он привлекает внимание родителей к решению проблемы воспитания детей на основе русских традиций и культуры. А в группе создана уголок «Моя Родина», материал по знакомству с устным народным творчеством, культурой Отечества, славянской культурой. Систематически оформляется стенд рисунками, поделками детей и их родителей по теме православный традиций.

Важным условием в работе по «Основам православной культуры» является наличие в детском саду научно-методической, учебной и художественной литературы, учебных наглядных пособий, демонстрационного материала, слайдов, иллюстраций, икон, дидактических игр, пособий, проектора. В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию используем программу воспитания и обучения детей в детском саду  «Основы православной культуры: Культура и творчество в детском саду» А.В. Бородиной, М.: Основы православной культуры, 2007г. Составляем перспективный план работы с детьми на 1 год. Нашей главной целью является развитие природных задатков и способностей к самореализации, самовыражению, самообразованию и самодисциплине.

Перспективный план работы по «Основам православной культуры» с детьми 5-7 лет МДОУ д/с «Золотой ключик»

С января 2011 г. по август 2011г.

Мероприятия

Сроки проведения

Результаты

1.

Организация работы ДОУ по изучению и внедрению экспериментальной модели развивающего обучения по программе А.В.Бородина «Основы православной культуры».

Январь 2011г.

Повышение уровня знаний педагогов

2.

I этап мониторинга знаний, умений, навыков детей на начало учебного года.

Январь 2011г.

Выявление данных об уровне подготовки детей.

3.

Праздник «Рождество Христово»

Январь 2011г.

Знакомство с православным праздником

4.

Организация образовательного процесса в рамках реализации программы А.В. Бородина «Основы православной культуры».

В течение года

Создание условий для общего психического развития детей средствами развития творческих способностей.

5.

Совместное мероприятие детского сада и школы №9 «Святые вечера - святки»

Январь 2011г.

Знакомство с русскими народными традициями. Общение воспитанников детского сада и учащихся школы №9.

6.

Участие в семинарах и конференциях по проблеме развивающего образования в условиях города и района.

В течение года

Повышение квалификации, обмен опытом.

7.

Духовно-нравственное воспитание на занятиях по основам православной культуры.

В течение года

Повышение знаний, умений, навыков.

8.

Праздник «День защитника Отечества»

Февраль 2011г.

Воспитание патриотических чувств у детей

9.

Праздник «Зимние забавы»

Февраль 2011г.

Дать детям представление о народных зимних праздниках

10.

Работа с родителями по ознакомлению с народным праздничным этикетом

Февраль 2011г.

Познакомить родителей с содержанием весенних православных праздников, приобщать к освоению ритуальных действий во время празднования, осуществления поста, разговения, христосования. Познакомить с народной кулинарией Великого поста и пасхальной праздничной неделей: выпекание из теста жаворонков, пасхального кулича; приготовление пасхи, сырной пасхи, технология украшения яиц, украшение пасхального стола. На прогулках с детьми использовать выученные в детском саду заклички, приговорки, дразнилки, небылицы, весенние хороводные игры. Повторять дома с детьми стихи, литерат. и муз. произведения.

11.

Развлечение «Масленица»

Март 2011г.

Знакомство с русскими народными традициями

12.

Праздник «Прощённое воскресенье». Масленица

Март 2011г.

Знакомство с русскими народными традициями. Приобщение детей с истоками русской культуры.

13.

Праздник сретения. Встреча зимы и весны.

Март 2011г.

Знакомство детей с православным праздником – сретение.

14.

Конкурс рисунков «Пасхальное яйцо»

Апрель 2011г.

Развитие творческих способностей у детей

15.

Праздник «Светлая Пасха»

Апрель 2011г.

Развитие творческих способностей у детей

16.

«Праздник шутки и веселья  - 1 апреля»

Апрель 2011г.

Ознакомление детей с малоизвестным народным праздником.

17.

Курсы повышения квалификации по основам православной культуры.

Апрель 2011г.

Повышение мастерства педагогов.

18.

Совместное развлечение «Праздничный калейдоскоп» для воспитанников д/с и учащихся школы искусств №2.

Апрель 2011г.

Опыт общения с разновозрастными детьми, формирование эстетической культуры дошкольников, знакомство с музыкальными инструментами.

19.

Праздник победы: День Георгия Победоносца. Экскурсия к памятнику Годыны.

Май 2011г.

Знакомство с православным праздником.

 Воспитание патриотических чувств у детей.

20.

Районный семинар на базе МОУ СОШ №9. Праздник «День славянской письменности и культуры»

Май 2011г.

Знакомство детей с праздником славянской письменности и культуры, формирование актёрских способностей у детей.

21.

II этап мониторинга знаний, умений, навыков детей на конец года.    

Май 2011г.

Выявление данных об уровне подготовки детей

22.

Работа с родителями по ознакомлению с народным праздничным этикетом

Май 2011г.

Познакомить родителей с малоизвестными народными праздниками: Троицын день, Иван Купала, Тремя Спасами – Медовым, Яблочным, Ореховым, Успение Пресвятой Богородицы. Дать рекомендации по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми: ежедневно читать художественные произведения, связанные с летними обрядовыми праздниками.

23.

Праздник «Пресвятая Троица»

Июнь 2011г.

Познакомить детей с народным праздником

24.

Праздник Иван Купала

Июль 2011г.

Ознакомление детей с обрядовыми действиями

25.

Праздники:

Медовый спас

Яблочный спас

Успение Пресвятой Богородицы

Ореховый спас

Август 2011г.

Ознакомление детей с малоизвестными народными праздниками

С сентября 2011 по январь 2012г.

26.

Родительское собрание с участием иерея Максима Карпова

Сентябрь 2011г.

Довести до сознания родителей значение православного воспитания  для личностного развития ребёнка.

27.

Продолжение организации работы ДОУ по изучению и внедрению экспериментальной модели развивающего обучения по программе А.В.Бородина «Основы православной культуры».

Сентябрь 2011г.

Повышение уровня знаний педагогов

28.

I этап мониторинга знаний, умений, навыков детей на начало учебного года.

Сентябрь 2011г.

Выявление данных об уровне подготовки детей.

29.

Работа с родителями

Сентябрь 2011г.

Познакомить родителей с собирательным образом осенних праздников; обрядовыми действиями, сопровождающими празднование осенних праздников.

30.

Праздник «Покрова Пресвятой Богородицы»

Октябрь 2011г.

Знакомство детей с православным праздником «Покрова Пресвятой Богородицы»

31.

Выставка семейных рисунков на тему: «Осенины».

Ноябрь 2011г.

Развитие у детей творческих способностей и приобщение детей к истокам русской культуры.

32.

Развлечение для детей «Рождество Христово»

Декабрь 2011г.

Дать детям представление о народных зимних праздниках

33.

Работа с родителями по ознакомлению с народным праздничным этикетом

Декабрь 2011г.

Ознакомление с календарно-обрядовой культурой

34.

Праздник «Новый Год и Рождество Христово»

Декабрь 2011г.

Ознакомление детей с православными праздниками

С января 2012г. по август 2012г.

35.

Праздник «Рождество Христово»

Январь 2012г.

Продолжать знакомить детей с православным праздником, традициями русского народа

36.

Совместное мероприятие д/с и школы №9, школы искусств №2 «Зимние святки»

Январь 2012г.

Продолжать знакомить детей с традициями праздничной культуры

37.

Развлечение «Новый год – коляда»

Январь 2012г.

Продолжать знакомить детей с зимними народными традициями  

38.

Участие в семинарах, конференциях по проблеме развивающего образования в условиях города и района

В течение года

Повышение квалификации, обмен опытом.

39.

Праздник «Крещение»

Январь 2012г.

Дать детям представление о народном зимнем празднике «Крещение», познакомить детей с чином освящения воды.

40.

Развлечение «Русские богатыри – Защитники Отечества»

Февраль 2012г.

Способствовать развитию духовно-нравственного отношения к миру. Быть образцом отношения к ближним и Родине.

41.

Праздник «Масленица»

Февраль 2012г.

Продолжать знакомить детей с русским обрядовым праздником, воспитывать интерес  к приданию старины глубокой.

42.

Развлечение «Проводы зимы – встреча весны. Масленица»

Март 2012г.

Воспитывать интерес к русским истокам

43.

Работа с родителями по ознакомлению с народным праздничным этикетом

Март 2012г.

Познакомить родителей с содержанием весенних православных праздников, приобщать к освоению ритуальных действий во время празднования, осуществления поста, разговения, христосования. Познакомить с народной кулинарией Великого поста и пасхальной праздничной неделей: выпекание из теста жаворонков, пасхального кулича; приготовление пасхи, сырной пасхи, технология украшения яиц, украшение пасхального стола. На прогулках с детьми использовать выученные в детском саду заклички, приговорки, дразнилки, небылицы, весенние хороводные игры. Повторять дома с детьми стихи, литерат. и муз. произведения.

44.

Праздник «Вербное воскресенье»

Март 2012г.

Ознакомление детей с православным праздником

45.

Праздник «Светлая Пасха». Совместное мероприятие для воспитанников д/с, учащихся МОУ СОШ №9 и детей ДШИ №2

Март 2012г.

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями православного праздника

46.

Праздник «Пасха».

Март 2012г.

Продолжать знакомить детей с традициями старины глубокой

47.

Праздник  «День Победы» - день Георгия Победоносца. Экскурсия к «вечному огню»

Май 2012г.

Продолжать знакомить с традициями праздника.

48.

Литературно-музыкальная композиция «Почитание женщин»

Май 2012г.

Познакомить детей с ещё одним славянским праздником.

49.

Праздник славянской письменности и культуры. Совместное мероприятие для воспитанников д/с, учащихся МОУ СОШ №9 и детей ДШИ №

Май 2012г.

Продолжать знакомить с обычаями православного праздника, развивать интерес к книжной культуре.

50.

II этап мониторинга знаний, умений, навыков детей на конец учебного года.

Май 2012г.

Выявление данных об уровне подготовки детей

51.

Работа с родителями по ознакомлению с народным праздничным этикетом

Май 2012г.

Познакомить родителей с малоизвестными народными праздниками: Троицын день, Иван Купала, Тремя Спасами – Медовым, Яблочным, Ореховым, Успение Пресвятой Богородицы. Дать рекомендации по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми: ежедневно читать художественные произведения, связанные с летними обрядовыми праздниками.

52.

Праздник «Пресвятая Троица»

Июнь 2012г.

Продолжать знакомство с православным праздником

53.

Праздник Иван Купала

Июль 2012г.

Продолжать знакомить детей с обрядовыми действиями праздника

54.

Праздники:

Медовый спас

Яблочный спас

Успение Пресвятой Богородицы

Ореховый спас

Август 2012г.

Продолжать знакомство детей с малоизвестными народными православными праздниками

С сентября 2012г. по январь 2013г.

55.

Родительское собрание с участием иерея Максима Карпова

Сентябрь 2012г.

Довести до сознания родителей значение православного воспитания  для личностного развития ребёнка.

56.

Продолжение организации работы ДОУ по изучению и внедрению экспериментальной модели развивающего обучения по программе А.В.Бородина «Основы православной культуры».

Сентябрь 2012г.

Повышение уровня знаний педагогов

57.

I этап мониторинга знаний, умений, навыков детей на начало учебного года.

Сентябрь 2012г.

Выявление данных об уровне подготовки детей.

58.

Смотр-конкурс поделок из природного материала «Фантазии осени»

Ноябрь 2012г.

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, выдумки.

59.

Развлечение для детей «Рождество Христово»

Декабрь 2012г.

Дать детям представление о народных зимних праздниках

Определили задачи психологической адаптации, духовно-нравственного воспитания. Задачи развития творческих способностей ставим выше собственно образовательных.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

- воспитывать уважение к православной культуре;

- формировать культурно-нравственные установки и простейшие культурные навыки на основе отечественных традиций (умение вести себя в храме, за столом, в быту, не отвечать злом на зло);

- воспитывать послушание родителям, учителю, воспитателю, уважения к старшим;

- учить осознавать ответственность за свои поступки, анализировать причины тех или иных поступков, оценивать их с точки зрения традиционных ценностей отечественной культуры;

- воспитывать желание бескорыстно трудиться на благо Отечества, окружающего мира;

- обучать навыкам культурного поведения в быту;

- формировать способность справедливого оценивания поступков других детей;

- учить ориентироваться в системе нравственных и культурных ценностей;

- формировать коммуникативную культуру, культуру чувств и мышления, культуру речи.

При работе по программе соблюдаем педагогические принципы:

- приоритет духовных ценностей в воспитательно-образовательном процессе;

- бережное отношение к ребёнку, уважение к внутреннему миру его;

- признание всеобщей талантливости;

- принцип непрямого воздействия на ребёнка;

- принцип рефлексивного обучения;

- принцип интегрированного обучения;

- принцип единства образовательного и воспитательного процессов;

- принцип ответственности педагога, но не ребёнка за неуспех в осуществлении воспитательно-образовательных задач и в выполнении какого-то отдельного задания.

Знакомство с православной культурой проводим в трёх направлениях:

1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает понимание правил поведения, сущность добрых дел и отражение их в жизни.

2. Православная культура как творческая деятельность предполагает сочинение сказок, украшение предметов, пение песен и др.

3. Православная культура как язык выражения осваивается как язык православной и духовной культуры и искусства.

В методическом плане занятия оформляются в виде «путешествий» по историческим вехам православной культуры.

Структурными методическими элементами являются: тема, задачи, ход и содержание работы, методы и средства обучения.

Обязательными средствами дидактического обеспечения занятия являются иллюстрации и музыка.

Виды деятельности на занятии: чтение литературы, изодеятельность, музыка, игры, сочинение сказок и рассказов, занятия на природе, экскурсии, праздники, создание поделок, беседы, обсуждения.

Для того чтобы решить поставленные задачи, прежде всего, открываем для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают  и любят, возрождаем в ребёнке запрос на красивое, светлое, доброе через знакомые для них образы и реальности окружающего мира, учим замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное побуждает доброе. Умение у детей видеть прекрасное пробуждает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы о красивом мире. Всё доброе и красивое, став понятным, помогает нам давать знания о христианском понимании смысла указанных понятий, показать проявление духовности в явлениях окружающей жизни, красоте мира в произведениях, православных праздниках и традициях жизни христиан. Постепенно ребёнок начинает понимать то, что на протяжении почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые и по сей день остаются для всех лицом истории нашего отечества,  строили и благоукрашали христианские храмы, жилища. Смысл этого невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре.

Доводим до понимания детей, чем жили эти люди, как мыслили, что любили. Без знания родной культуры человек не может быть назван культурным.  

Духовный человек всегда стремиться к истине, добру и красоте.

Общая культура человека определяется его духовной культурой и на её основе формируем мировоззрение ребёнка в процессе воспитания и обучения. Поэтому реализация воспитательно-образовательных задач возможна лишь при формировании у ребёнка яркого, эмоционального отношения к принятой в обществе системе ценностей.

Приобщая детей к русской традиционной культуре, мы не ограничиваемся  лишь простонародным пластом, а учитываем городскую, светскую, православную, дворянскую, царскую пласты культуры.

Технология образовательного процесса разнообразна и включает интегрированные виды деятельности, проекты, эксперименты, тренинги.

Для активизации образно-ассоциативного восприятия используем методики эстетического, нравственного воспитания и методики стимулирования навыков художественного творчества, которые определяют  отношение ребёнка к объекту изучения.

В изображённом, отражённом в природе и произведениях искусства, в окружающей жизни учим детей видеть смысл, для которого была создана определённая форма (украшение, жанр, обряд, праздник и т.п.)

Навык общения с высокими образцами православной культуры формируем  в непосредственном общении с оригиналом, а при невозможности – с пересказом, репродукцией, видеофильмом.

В учебные задачи включаем практические и творческие задания, создание образа в собственных продуктах творческой деятельности детей и активизируем их выражение своего отношения к предмету, явлению. Например: «Предлагаем украсить кокошник для царской невесты» или «Нарисовать русскую избу крестьянина» и др.

В работе по основам православной культуры осуществляем только личностно-ориентированный подход. Методически он реализуется в форме диалога. Мы идём от формирования знания, пробуждения отношения ребёнка к образу объекта православной культуры к осознанию им средств выражения. При этом используем проблемные методы обучения.

Ребёнок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Это связано с развитием творческого мышления и восприятия. У него есть задатки, характеризующие взаимосвязь нравственной и эстетической категорий: категория добра сливается с категорией красивого, прекрасного, категория зла – с категорией некрасивого, безобразного.

Мы стараемся пробудить у ребёнка желание совершать доброе и прекрасное, желание стать хорошим. И тогда дети становятся, по словам В.А. Сухомлинского, - воспитуемыми.

Для этого ребёнок должен быть введён диалогически в православную культуру не как её «потребитель», а как её соавтор, принять красивый мир, который его окружает, и зажить им и в нём.

Православная культура позволяет нам формировать у детей знания о том, как необходимо преодолевать собственные отрицательные качества, размышлять о нормах нравственного поведения применительно к современной жизни. Это диктует нам методическую последовательность педагогических действий: опираясь на наличие образного мышления детей старшего дошкольного возраста, развивать на его основе эстетическое восприятие, с помощью которого ребёнок учится постигать красоту окружающего мира, её отражение в объектах православной культуры, а также эмоционально оценивать разрушения красоты совершённые разумом и руками человека. Мы подводим детей к пониманию эстетического явления красоты как воплощению нравственной категории.

Считаем, что детям должно быть дано время для совмещения процессов осознания и эмоционального переживания информации. Для этого используем неторопливый темп изучения материала с подведением итогов на заключительных занятиях. Нельзя торопить детей с осознанием понятий православной культуры.

При обучении исходим от близкого, понятного ребёнку: мира природы, сказки объектов окружающего мира. Знакомство с русской поэзией, классической музыкой, живописью и зодчеством позволяет выделять детям основные понятия православной культуры.

 На любом занятии главное – заинтересовать детей. Деятельность как результат должна дать детям радость, т.е. быть положительной.

На занятии детям предлагается тот вид деятельности, за который они могут быть оценены положительно. А такие возможности предоставляют виды творческих работ: рисунки на темы рассказов, придумывание героев сказок и прочее. В этом случае поощрение становиться стимулом обучения.

На занятиях используем поисковые «ситуации», при которых дети учатся всматриваться в изучаемый литературный, музыкально-изобразительный материалы, открывать новое для себя, оценивать нравственную и художественную сторону явления.

Духовно-нравственное воспитание будет иметь успех только при наличии положительных результатов диагностики.

Диагностическая карта уровня развития детей 6-7 лет

по «Основам православной культуры»

КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА

Основы славистических знаний

Православные праздники, крест, икона, храм

Символ, знак, герб

Города России, столица. Достопримечательности Москвы

Православные праздники: Рождество Христово, Родество Пресвятой Богородицы, Казанская, Пасха, Благовещение, Радоница, Крещение, Покров, Троица, День славянской письменности и культуры

Иконы: образ Спаса Нерукотворного, «Господь Вседержитель», «Троица», образы Преподобных и святых: прп. Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского.

Особенности и традиции; атрибуты и блюда празднования православных праздников

Православная символика: крест, крест-распятие, икона, свеча

Герб России, герб города Балашова

Москва, Тверь, Санкт-Петербург, Ярославль

Кремль, Красная площадь, Соборная площадь, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, Тверская улица, Большой театр, памятник Юрию Долгорукому

Народы, составляющие славянскую группу: русские, украинцы, белорусы

Славянские государства, их столицы: Россия – Москва, Украина – Киев, Белоруссия – Минск

Создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий

Особенности национальных славянских костюмов: русского, украинского, белорусского


        

Диагностика проводится по общепринятым методикам и технологиям дошкольного образования.

Считаем, что использование этического и эстетического потенциала традиционной отечественной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания обновит содержание работы в ДОУ.

Если сравнивать какими дети пришли на первое занятие, и какими стали потом, можно обнаружить существенную разницу. У детей развивается творческое воображение, способность к осмысленным поступкам, самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли, выслушивать мнения других, осознанно относиться к себе и окружающему миру. Постепенно стали проявляться уникальность и индивидуальность каждого ребёнка в продуктивных видах деятельности. Воображение и мышление детей постепенно начали раскрепощаться. Система взаимоотношений строится по семейному принципу – создание большой семьи детей и взрослых. Дети стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Такая тесная взаимосвязь детского сада, школы и социума позволяет проводить работу с детьми микрорайона эффективно и придаёт ей систему. Именно дошкольное учреждение является одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многовековых православных традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

«Программа по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Росинка»

Программа направлена надуховно-нравственноевоспитание и  развитие ребенка дошкольного возраста на основе православных ценностей и традиций русского народа. В программе анализируются проблемы, поя...

Презентация по теме : "Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»"

В презентации представлен результат работы по программе дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в дет...

Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»

Данная  программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры составлена и разработана на основе программ и пособий: программы «Детство» под редакцией Т. ...