«Чабыр5ах как средство развития и совершенствования родной речи детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа) по теме

Материал ПДО по фольклору МБДОУ ЦРР - Д/с №82 "Мичээр" г. Якутскаиз опыта работы по обученнию детей чабыр5ах (якутская скороговорка) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чабыр5ах как средство развития и совершенствования родной речи

детей дошкольного возраста»

Захарова Анна Елисеевна, ПДО по фольклору высшей категории

МБДОУ  ЦРР – Д/с №82 «Мичээр»

По наблюдению педагогов, в дошкольных образовательных учреждениях  повысилось число детей с различными трудностями в обучении:

с логопедическим дефектом речи;

стеснительные, «зажатые»;

не умеющие общаться;

не владеющие родным языком (двуязычие).  

В этой связи, на мой взгляд, самое доступное  средство, гибко  разрешающее  указанные проблемы в легкой, игровой форме, является уникальный жанр якутского фольклора – чабыр5ах (скороговорка).  Чабыр5ах формирует и развивает звукопроизношение детей, обогащает словарный запас, развивает логическое мышление, формирует раскрепощенность в общении с другими детьми и   взрослыми, знакомит детей с якутской культурой и жанрами устного народного творчества.

Как педагог дополнительного образования по фольклору в МБДОУ  ЦРР – Д/с №82 «Мичээр», я разработала систему занятий «Чабыгырас чыычаахтар» («Чик-чирик»)   для  детей дошкольного возраста в условиях национального детского сада. Задачами данной системы являются:

Раскрытие индивидуальных особенностей детей (развитие логики, памяти, речи, координации движений, мимики, жестов, пластичности) необходимых для успешного обучения в последующем в начальной школе;

 Воспитание патриотических  и нравственных чувств и художественного вкуса у детей;

Привитие образного мышления, творческого воображения.

На первом этапе работы важно было заинтересовать детей данным видом жанра, показать, что  чабыр5ах наши предки использовали как своеобразный поэтический жанр  сатиры, юмора.         Так, мною была проведена следующая работа с детьми:

чтение  и устный рассказ якутских народных сказок, отрывков олонхо, чабыр5ахов, произведений устного народного творчества;

демонстрация иллюстраций произведений якутских художников;

изображение, рисование  понравившихся героев, мотивов, сюжетов якутских  сказок, олонхо, стишков и т.д.

загадывание загадок;

организация и проведение фольклорных игр настольных, подвижных, пальчиковых, речевых.

Перед тем как приступить к непосредственно разучиванию чабыр5ах, обязательно с детьми проводились игровые дыхательные упражнения, так как  для его правильного проговаривания необходимо длинное дыхание. Для этого, можно использовать следующие упражнения:

«Надувание шарика»

«Вдыхание аромата цветка»

«Работали-работали, устали»

«Дует, дует ветер»

«Держим на воздухе пушинку»

Пропеть гласные звуки (А, О, И, У, Ỳ, Ө, Ы)- вдох через нос, один активный выдох на гласный звук;

Пропеть длинные гласные (АА, ОО, ЭЭ, ИИ, УУ, ỲỲ, ӨӨ, ЫЫ) - длинный вдох через нос, при выдохе припеваем длинные гласные звуки;

Пропеть дифтонги (ЫА, ИЭ, УО, ỲӨ);  

Пропеть слоги – (hа! hо! hу! hи!).

Также, широко используем звукоподражание:

Голоса домашних животных;

Крики и пение птиц;

Голоса мелких зверьков;

Жужжание и писк насекомых;

Шумы природы  и природных явлений (шум дождя, треск костра, журчание ручья, завывание ветра и.т.д).

При разучивании чабыр5ах, чтобы дети быстрее усвоили и запомнили его,   используем  упражнения:

проговаривание чабыр5ах  (по слогам): н-р   «Чыычаах»;

исполнение песенного, речитативного варианта в стиле дэгэрэн чабыргаха: н-р «Куоска»

быстрое проговаривание скороговорок для развития быстрой речи;

упражнения для формирования правильной дикции.

Крайне важно, чтобы дети научились понимать скрытый смысл чабыр5ах,   для этого, во время занятий мы играем в различные игры для развития логики:

Нахождение ассоциаций: цвет, величина, подходящее по смыслу  слово, рифма, долгота стиха,

Использование целого ряда поэтических приемов якутского устного народного творчества- аллитерации, рифм, эпитетов, гипербол, повторов, сравнений, параллелизма, звукоподражательных, и «картинных» слов, иносказаний и эвфемизмов с помощью которого дети «додумывают» образы персонажей.

И, конечно же, для  быстрого усвоения длинного текста, ребенку необходима хорошая память и внимание. Для развития данных психических процессов, мы используем  упражнения:  

Проговаривание чабыргаха несколько раз с разной скоростью;

Использование  движений для разучивания и исполнения чабыргаха;

Использование продуктивной деятельности детей для наилучшего усвоения материала (рисование, лепка, аппликация и др.).  

Ассоциации некоторых слов чабыргаха  с предметами;

Игра со словами, перемещение слов в тексте;

Пропуски отдельных слов, меняющие смысл произведения.

Как правило, чабыр5ах сопровождается движением, мимикой исполняющего для наилучшей передачи образа. Чтобы научить детей двигаться, развить их координацию, проводятся следующие игры и упражнения:

Работа с разными частями тела;

Ходьба, бег, бег рысцой, ходьба на руках, подражание животным, зверям, птицам, выстраивание танцевальных движений в совокупности с текстом и т.д.;

гимнастические упражнения (артикуляционная гимнастика и т.д.);

упражнения с предметами, игрушками;

упражнения для развития  ритма;

упражнения под музыкальное сопровождение.

В обучении чабыр5ах можно использовать другие жанры  фольклора, например, считалку. Считалка – жанр фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача которой распределить роли в предстоящей игре. По манере исполнения похожа на чабыр5ах, н-р:

Арыылаабыт араналаабыт анды сымыыта биир,

Арыылаабыт араналаабыт анды сымыыта икки,

Арыылаабыт араналаабыт анды сымыыта ус….. ит.д.;

Можно использовать также поговорки, пословицы – образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок; олонхо – якутский героический эпос, загадки.

Таким образом, можно утверждать, что использование данной системы обучения детей дошкольного возраста  способствует  воспитанию творческой личности, развивает речь, обогащает словарь ребенка,  учится выступать перед публикой, позволяет ребенку стать увереннее в себе,  знакомится с культурой родного народа. Посредством данной работы мы воспитываем будущего гражданина, с уважением относящегося к заветам предков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста

Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, пос...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...