Психологическое сопровождение ребенка, находящегося под патронажем ДОУ
статья по теме

Пляскина Елена Прокопьевна

 

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений с ребенком. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_soprovozhdenie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение ребенка, находящегося под патронажем ДОУ

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений с ребенком. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

владеть различными технологиями реабилитации;

формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности.

Применительно к ребёнку с ОВЗ его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Основные направления деятельности психолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включают в себя социокультурную реабилитацию и психологическую реабилитацию и коррекцию. 
Социокультурная реабилитация  - комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса ребенка как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации в стандартных социокультурных ситуациях. 

Психологическим сопровождением детей с ОВЗ является система профессиональной психологической деятельности, которая направлена на создание специальных условий для активизации и коррекции  развития ребенка. В системе этой деятельности существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

Диагностическое сопровождение развития ребенка. Диагностика развития ребенка может носить эпизодический характер, проводиться по запросу, а может быть основой мониторинга развития ребенка в процессе его сопровождения.

Реализация программ индивидуальных занятий психологической направленности.

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Анализ результатов сопровождения ребенка проводится по  критериям, разработанным по каждой программе, а также по данным наблюдения.

1. Диагностическое сопровождение

Психологическое сопровождение детей начинается с этапа диагностики развития ребенка и   включает в себя как традиционные методы, так и новые, основанные на использовании компьютерных  технологий. Ряд заданий ребенок выполняет в диалоговом режиме. Психолог организует обследование в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, выбирая последовательность предъявления материала. Психологическая диагностика является важным звеном. Применяются тесты, позволяющие проводить дифференциальную диагностику развития и оценку потенциальных возможностей ребенка: обучаемость, соотношение видов мыслительной деятельности в структуре познавательной деятельности и речь.  Используются компьютерные программы.

Большая роль уделяется проективным методикам, где ребенок может через творчество в полной мене выразить свое эмоциональное состояние, таким как «Рисунок семьи», «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное».

2. Технологии психологического сопровождения, используемые на занятиях с детьми.

Интегративные психотехнологии имеют эффект системного воздействия на всю психику ребенка. Коррекция происходит в той сфере, которая больше всего нуждается в ней. Понижается общий уровень тревожности, неуверенности в себе. Самооценка становится более адекватной. В телесных проявлениях дети становятся более гармоничными. Появляется способность к импровизации. У более развитых детей появляется способность к рефлексии. Снижается уровень невротизации.

Мультимедийные обучающие программы. Психологические занятия с детьми ведутся с использованием программ развивающих занятий по возрастам и по ступеням сложности. Отмечается значительная активизация познавательного интереса, рост функциональной грамотности и активный интерес к успешному выполнению заданий.

Индивидуальные занятия строятся так, что часть времени отводится для упражнений с использованием компьютера. Программы коррекционно-развивающих  занятий для детей включает в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления продолжительностью 15 минут. Каждое задание начинается с подробной инструкции, которую ребенок должен повторить (как он понял задание), затем выполнить. Психолог предлагает  ребенку обосновать ответ, объяснив, почему он сделал такой выбор. Только после этого ребенок может проверить правильность ответа, решения, выполнив определенные действия на компьютере.

Применение компьютерных технологий на психологических занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей, развивает кругозор и творческие способности.

Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.

Основными видами арттерапии являются:

Музыкотерапия.

Музыка издавна считается невербальной формой коммуникации, порою более результативной в области чувств и человеческих отношений, чем собственно речевое общение. Опыт многих специалистов нередко содержит примеры использования музыки в качестве средства, помогающего устранить изоляцию и создать контакт ребёнка с ОВЗ со средой, если у него присутствуют трудности общения со сверстниками, когда он хочет, но не может общаться с другими детьми и находится в постоянном “диссонансе” с социумом. Осваивая игру на простых музыкальных инструментах или просто слушая музыкальные произведения совместно с другими детьми, ребёнок учиться общаться и получать удовольствие от общения.

Куклотерапия, целью которой является помощь в ликвидации болезненных переживаний, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации, разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности. Использование игрушек помогает снять агрессию, способствует творческому самовыражению, ослабляет отрицательные эмоции. С помощью куклотерапии решаются такие важные задачи, как преодоление стеснительности, расширение репертуара самовыражения ребёнка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе “родитель – ребёнок”. Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия). Сказка чрезвычайно многранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребёнокс ОВЗ учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. С помощью сказки у детей развивается воображение, речевое творчество и воспитываются добрые чувства. В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.

Хорошо зарекомендовали себя медитативные  сказки, которые  успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции, настраивают  на гармонию с самим собой и  окружающими, внушают уверенность  в себе, так как в них закладываются  лучшие представления о самих себе. Слушая эти сказки, дети светлеют душой, начинают более осознанно воспринимать окружающий мир и понимать своё место в этой жизни.

В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, дабы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы (приложение 1). 

Следует заметить, что психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где  основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы. Существует проблема недостаточного внимания специалистов-психологов к обогащению опыта эмоциональных переживаний ребенка, формированию адекватного уровня ситуативной тревожности, не позволяющему ребенку оценивать свои достижения. А.В. Запорожец, посвятивший ряд своих работ проблемам эмоционального развития дошкольников, отмечал, что раннее неблагополучие аффективных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками или дефектность эмоционального общения с окружающими, создает опасные нарушения личностного развития. Есть исследования, подтверждающие, что развитие эмоциональной сферы значительно влияет на умственное развитие, которое надо просто разбудить, активизировать и это можно делать  различными методами. Направление психологической коррекции эмоционального развития детей сейчас исключительно актуально.

Состояние детей, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.

3. Направления анализа результативности психологического сопровождения    

отзывы родителей;

отзывы детей;

результаты психологической диагностики (в начале и в конце цикла занятий);

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с ОВЗ, т.к. только при взаимодействии с семьей, педагог может помочь ребенку.

Цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов. Ожидаемые изменения должны касаться трех плоскостей: познавательной сферы (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание), эмоциональной и поведенческой сфер. Тактика психолога зависит от того, на какой стадии переживания случившегося находится клиент. Обобщенно это можно представить следующим образом:

В стадии отрицания мы не должны мешать родителю больного ребенка.

В стадии агрессии целесообразно дать клиенту «выплеснуться», принять агрессию на себя из милосердия к клиенту.

В депрессивной стадии необходимо эмпатийно разделить переживание.

В стадии принятия необходимо оптимистично поддержать клиента.

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических бесед и  консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных группах. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:

Наряду с анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка с ОВЗ, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.

“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях и мероприятиях в дошкольном учреждении, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках со специалистами ДОУ.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки, тесты и упражнения, способствующие сплочению семей (приложение 2).  

Совместно с родителями и детьми, педагогу можно провести занятие на тему: “Путешествие по улицам родного города”, это может быть просмотр репродукций с достопримечательностями города, посещение музеев, выставок; беседа о зданиях, представляющих собой архитектурную ценность. По окончанию экскурсий можно написать сочинение на тему: “В чем отличие нашего города от других?”

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Педагог-психолог может предложить родителям “Зарядку позитивного мышления” для того, чтобы они в домашних условиях попытались привести свои чувства и мысли в порядок, т.к. многие родители детей с ОВЗ находятся в ситуации постоянного стресса из-за болезни ребенка (приложение 3).

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если  педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с другими специалистами  ДОУ.

приложение 1

Сказка на проживание рождения, реабилитацию после болезни "Бабочка"

В далекой волшебной  стране, где много ярких благоуханных цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок, и где всегда голубое  небо, жила-была Бабочка. Яркая и  прекрасная. Жители этой страны очень  любили ее и всегда рады были ее видеть.

Но еще совсем недавно она была большой лохматой гусеницей и жила на высоком старом дереве. У гусеницы было много лапок, но уползти далеко она не могла. А  ей так хотелось повидать весь мир! Узнать, как живут там, за горами, вдали от их волшебной страны.

И в волшебной  стране, и в жизни, многие гусеницы превращаются в куколок. Превратилась в куколку и наша гусеница. Лежа в коконе, она мечтала увидеть  мир. И очень скоро мечты ее осуществились - она превратилась в  прекрасную Бабочку.

Теперь она  могла летать высоко-высоко и видеть гораздо больше прежнего.

Часто в небе она встречала радугу, и они  подружились.

И вот, однажды, попрощавшись с обитателями волшебной  страны, Бабочка отправилась в  путешествие.

(Ольга Зайцева)
 

Про маленького комочка

Жил-был маленький  пушистый комочек. Он был совсем маленький, теплый и удивительно хорошенький. Он жил в уютной, теплой маленькой  норке, где ему было удобно и спокойно. Он просыпался, кушал, играл, кувыркался, снова засыпал и снова просыпался.

Иногда комочек  просто лежал в своей норке  и слушал звуки, доносившиеся снаружи. Эти звуки были знакомы и приятны. Они завораживали малыша и были такими родными.

Он слышал шум  воды, течение и журчание ручейков, ритмичное постукивание. А иногда издалека до него доносился еле слышный нежный голосок, похожий на звон серебряного колокольчика.

Но шло время, комочек подрастал, и ему уже  становилось тесновато в своей  уютной норке, он уже не мог так  свободно кувыркаться, как раньше. Теперь кроме знакомых, родных звуков, в норку стали проникать и новые, незнакомые. Они были странными, удивительными и необычайно разнообразными. Некоторые звуки были особенно приятные. И комочек подолгу слушал их, затаив дыхание. Но были и не очень приятные звуки, и тогда комочек ворочался, стараясь заткнуть ушки, или стучал в стенки своей норки, желая прекратить эти звуки. Но стоило ему только постучать, как он слышал снова тот же нежный приятный голос. Теперь он звучал громче и отчетливее. И комочек сразу успокаивался.

Прошло еще  какое-то время, комочек стал уже  совсем большим, и конечно уже совсем не помещался в своей маленькой норке. Теперь уже каждый день он слышал множество разнообразных звуков, доносящихся снаружи. Ко многим он привык. И стало ему очень интересно, что же там, за стенками его норки? Ему очень хотелось посмотреть на того, кто обладал таким чудным серебряным голосом.

Но как только малыш подходил к дверке своей  норки, ему становилось страшно, и он не решался выйти.

И в один прекрасный день к малышу явилась добрая Фея. Она взяла его за руку и сказала:

— Ты уже вырос  и хочешь выбраться из своей норки? Я могу проводить тебя. Ты чувствуешь, что путь предстоит нелегкий. Но я буду постоянно с тобой и  помогу тебе. Мир, в который ты войдешь, будет не таким уютным и спокойным  как твоя норка. Он большой, наполненный  разными звуками, красками, запахами, вкусами и ощущениями. А когда ты подрастешь, у тебя появятся друзья. Ты научишься всему, чему захочешь и увидишь много удивительного!.. Ну, что ж, ты готов?

Сердце у комочка  застучало, он крепко ухватил теплую руку Феи, открыл дверцу норки, и, вдохнув побольше воздуха, сделал шаг наружу...

Его принял огромный и прекрасный мир, и чудные трели серебряного голоса-колокольчика, наполнили его радостью. Малыш чувствовал себя любимым и желанным...

(Юлия Куликова) 

Приложение 2.

Упражнение «7 вопросов» (Марковская И.М., 1998). Ведущая говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка и предлагает родителям ответить на ряд вопросов. Отвечая на вопросы письменно в дневниках наблюдений, родители записывают ответы и за себя и за своего ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат на совместных занятиях с ребенком.

Перечень вопросов:

- Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как …, а не нравится..

- Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал … Почему?

- Доброго волшебника я попросил бы о … А злого попросил бы о … Почему?

- В какое животное превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

Далее участники обмениваются ответами, занятие приобретает вид свободной дискуссии, которую поддерживает психолог.

 

приложение 3.

Зарядка позитивного мышления

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Моё счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить её к своим желаниям. Я приму моего ребёнка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу своё нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребёнку, семье, себе самой.

6. Именно сегодня я буду, доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть гораздо лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.

7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребёнка.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу её точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полостью расслабляясь.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ

В статье рассмотрены наиболее острые проблемы психологического сопровождения в детском саду....

Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста

Информация об особенностях организации работы с детьми раннего возраста....

Согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка

Соглашение родителей в доу на психологическое обследование...

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребенка в ДОУ

Заявление от родителей в том, что они согласны на работу психолога с ребенком...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

Карта психологического сопровождения ребенка в ДОУ.

Карта психологического сопровождения ребенка в детском саду компенсирующего типа. Сводные протоколы психодиагностического обследования детей старшей, средней, второй младшей групп в качестве  при...

Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи

В работе представлен алгоритм психологического сопровождения воспитанника, имеющего агрессивное эмоциональное нарушение и его семьи....