Новые технологии реабилитации детей с нарушениями слуха и проблемы их обучения
статья по теме

Левина Евдокия Степановна

Статья посвящена реабилитации детей после КИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые технологии реабилитации детей с нарушениями слуха и проблемы их обучения

Левина Е. С.

Государственное казенное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида»

Кохлеарная имплантация  - это не только хирургическая операция, а система мероприятий, в том числе и послеоперационная слухоречевая реабилитация. Эффективность кохлеарной имплантации  зависит от правильной организации педагогической реабилитации. У детей послеоперационная реабилитация является самым трудоемким и длительным периодом, который длится от 5 и более лет. Основная работа с имплантированным ребенком ложится на плечи специалистов (сурдопедагога, логопеда, психолога) и только совместная систематическая, целенаправленная работа специалистов и родителей ведет к определенному результату.

В декабре 2011 года в г. Якутске была открыта дошкольная группа для детей после кохлеарной имплантации "Гнездышко" при ГКОУ РС(Я) РС(К)ОШИ II вида. Группу посещают 8 детей с кохлеарными имплантами от 3 до 5 лет.

Основные цели дошкольной группы: Подготовка детей к обучению и воспитанию  в общеобразовательных учреждениях, т. е. интеграция детей в слышащее общество.

Задачи:

1. Содействовать социализации и интеграции  детей после кохлеарной имплантации в слышащее общество.

2. Улучшить качества реабилитационных услуг в Республике Саха (Якутия) для детей с нарушенным слухом и детей после кохлеарной имплантации.

3. Переподготовка сурдопедагогов, логопедов, психологов-дефектологов по реабилитации детей с кохлеарными имплантами.

4. Обучать и воспитывать детей с нарушенным слухом и детей после кохлеарной имплантации в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

5. Создавать специальные условия организованной коррекционно-педагогической помощи для детей-инвалидов по слуху в дошкольных учреждениях и учреждениях общего среднего образования.

6. Организовать психологическое сопровождение для детей с нарушенным слухом при организации коррекционно-педагогической помощи.

7. Оказывать психолого-педагогическую поддержку семье ребенка с нарушенным слухом.

8. Разработать  и усовершенствовать методику и приемы работы с детьми с нарушенным слухом с целью подготовки детей к обучению в массовой школе.

9. Пропаганда толерантного отношения к детям с нарушенным слухом в образовательном пространстве.

В настоящее время на федеральном и республиканском уровне нет программ обучения и воспитания детей с кохлеарными имплантами. Изучив программу для общеобразовательных дошкольных учреждений «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., программу  специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (авторы Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Шматко Н. Д. и др.), и «Методические рекомендации по реабилитации детей после кохлеарной имплантации» (Зонтова О. В.), нами была разработана «Программа обучения и воспитания детей после  кохлеарной имплантации дошкольного возраста (первый год обучения)».

Программа состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка.

2. Физическое воспитание.

3. Труд.

4. Игра.

5. Изобразительная деятельность и конструирование.

6. Ознакомление с окружающим миром.

7. Развитие речи.

8. Развитие слухового восприятия и обучение произношению.

9. Формирование элементарных математических представлений.

10. Музыкальное воспитание.

Программа предназначена для работы с детьми после кохлеарной имплантации  дошкольного возраста от 3 до 5 лет, воспитывающихся в специальном детском саду. Программа рассчитана на 1 год обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие ребенка.

В программе представлены темы занятий, словарь, требования к обучению.

В дошкольную группу приняты дети разного возраста, разной степени тугоухости, разного уровня психического, интеллектуального развития, словарного запаса и звукопроизношения, с разными сопутствующими медицинскими диагнозами, дети  прооперированы в разном возрасте, реабилитационные мероприятия начаты в разные сроки. С учетом их психофизических возможностей к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход.

По итогам пяти месяцев работы дошкольной группы пятеро детей направлены в логопедические группы общеобразовательных дошкольных учреждений. Трое детей не справились с программой вследствие пропусков и непродолжительного посещения группы (1-2 месяца).

Родители наших воспитанников в основном ориентированы на обучение в общеобразовательной школе по достижению детьми школьного возраста. Но сегодня делать конкретные прогнозы на будущее сложно, т. к. работа с такой категорией детей только начата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.

Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...

конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.

Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...

Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха

Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...

Методические рекомендации Вибротактильная фаза в реабилитации детей с нарушениями слуха

Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положени...

Роль музыкальных занятий в реабилитации детей с нарушением слуха.

На музыкальных занятиях слабослышащие дети учатся слушать и различать музыкально-шумовые  звуки, вслушиваться в их звучание, тембральную окраску, учатся сопоставлять их с картинками. Обучаются иг...