презентация мастер-класса "Понимание позиции" - как один из способов формирования способности понимания у старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Епифанова Светлана Николаевна

Данный мастер-класс был проведен на декаде профессионального мастерства. Цель мастер - класса: продемонстрировать педагогам приемы работы с детьми по развитию способности понимания за счет способа "понимание позиций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ponimanie.pptx1.04 МБ
Microsoft Office document icon master-klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Понимание позиции» – как один из способов формирования способности понимания у старших дошкольников. Епифанова С.Н. воспитатель Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Прогимназия «Сообщество»

Слайд 2

Цель мастер-класса: Продемонстрировать педагогам приемы работы с детьми по развитию способности понимания за счет способа «понимания позиции».

Слайд 3

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СИТУАЦИЯ СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЕ (ТЗ, З,Ср,Ц ) ПРЕДМЕТ ПОНИМАНИЯ

Слайд 4

Способы Способность понимания Задачи Обнаружение и выявление значения предмета понимания и его смысла Умение справляться с ситуацией непонимания Обнаружение разности точек зрения Понимание в коммуникации Понимание позиции Понимание предмета речи

Слайд 5

по конкретным высказываниям строить гипотезу возможной прикрепленности автора высказывания к определенной позиции Понимание позиции, как культурный способ понимания восстанавливать события с разных ТЗ имитировать ролевые отношения в ситуации п1 Понимание в расхождении ТЗ (позиций) определение и удержание своего и чужого отношения к ПП П1 П2 п1 п2 п3 Базовые умения Позиция (БСЭ) -точка зрения, отношение к чему-либо; действия , поведение, обусловленные этим отношением. П1 — это собственная точка зрения человека, когда человек сам видит, слышит и чувствует. П2 — это восприятие происходящего с точки зрения другого человека, мысленно войдя в которого, можно понять его отношение и поступки. П3 — это взгляд на сложившуюся ситуацию с точки зрения постороннего или нейтрального наблюдателя.

Слайд 6

Предмет понимания Sit 1 Sit 2 Sit 3

Слайд 7

1 прием: восстановление ситуации исходя из предложенных позиций П1 (интереса) П2 (социальная роль)

Слайд 8

Д М 1)Дать задание 2)Зафиксировать (зарисовать) ответ 3)Вывесить на доску + - Определили 2 позиции: П1 – позиция интересов П2 – позиция социальной роли 1) ПЕ задает вопросы, на понимание значения выбранных позиций; 2) РЕ объясняет свою ТЗ в данной ситуации Главное в вопросах ПЕ – вывести РЕ н а понимание позиции «Социальная роль» Интеграция с областями «Чтение Художественной литературы»; «Социализация» Выстраивание диалога Диагностическая позиция ПЕ позволяет увидеть уровень сформированности данной способности Методическая позиция ПЕ позволяет анализировать деятельность РЕ, понимание выполненного им задания, восстановить, какое представление о предмете ребенок имеет…

Слайд 9

2 прием: принятие позиции для продолжения ситуации ? V 1 V 3 V 2 Sit

Слайд 10

3 прием: определить позицию в игровой (проблемной) ситуации Игра: «Какой путь выберете?» Внимание к людям Равнодушие- личный интерес



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Прогимназия «Сообщество»

Мастер – класс

«Понимание позиции» - как один из способов формирование способности понимания

у старших дошкольников.

Составила:

Епифанова С.Н.

воспитатель дошкольных групп

г. Нефтеюганск

2012

Цель мастер-класса: Продемонстрировать педагогам приемы работы с детьми по развитию способности понимания за счет способа «понимания позиции».

  1. Теоретическая часть.

Способность понимания является базовой в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Выделим следующие моменты, связанные с процессом понимания (схема 1):

  1. Готовность и способность вступать в ситуацию и выстраивать понимание в соответствии с этой ситуацией.
  2. Способность обнаружения или чувствительность к разности позиций или точек зрения, связанных с разными задачами, средствами, ценностями.
  3. Способность к порождению нового смысла о предмете, иногда выходящего не только за рамки знакомого, известного, но и за рамки имеющихся средств, лежащих в основе мировидения.

                                                                                                     Схема 1.

 

Работа по развитию способности понимания у ребенка дошкольного возраста должна быть направлена на выявление сущности предмета: какое значение стоит за тем или иным  знаком, текстом, нормами поведения или событием и какой смысл у него появляется. Значение мы понимаем как объективное содержание предмета, а смысл – как субъективное.

Итак, при работе с развитием способности понимания у дошкольников должны решаться следующие задачи:

  1. Обнаружение и выявление значение предмета понимания и его смысла;
  2. Умение справляться с ситуацией непонимания;
  3. Обнаружение разности точек зрения.

Развитие способности понимания в дошкольном возрасте может идти за счет передачи воспитанниками таких способов и техник понимания, как:

  • Выделение предмета в коммуникации, т.е. понимание в коммуникации (в совместном обсуждении педагога с детьми важно развивать умение слышать и различать разные версии – суждения, обмениваться версиями и обогащать свое понимание за счет другого видения);
  • Поиск интерпретации из предложенных вариантов, т.е. понимание предмета речи (данный способ предполагает выбор среди нескольких интерпретаций одной, наиболее точно отражающий  работа с пословицами);
  • Понимание позиции (т.е. понимание того, кто говорит в данной ситуации и с какой целью).

Я предлагаю остановиться на данном способе и разобраться, какие приемы, задания, ситуации формируют «понимание позиции».

  1. Практическая часть.

а) работа над понятием «позиция», «понимание позиции»

Уважаемые коллеги! Ответьте на вопрос: как вы понимаете, что такое позиция?(ответы)………………..взгляд, суждения и т.д. (гражданская позиция)

Понимание позиции – сложный культурный способ, требующий целого набора умений, направленных на определение и удержание своего и чужого отношения к общему предмету, на понимание, в чем эти предметы расходятся. Какие же базовые умения можно развивать?

  • Развитие  умения имитировать ролевые отношения в данной ситуации;
  • Развитие умения заимствовать определенную точку зрения имитируемого и со стороны этой зрения восстанавливать определенные события;
  • Развитие умения по конкретным высказываниям строить гипотезу возможной прикрепленности автора высказывания к определенной позиции.

Для формирования способа «понимание позиции» детям можно предлагать различные задания, ситуации и упражнения. В чем их суть? В обнаружении ребенком разных точек зрения на один предмет (схема 2).

Схема 2.                                                                                   

                                           

б) работа с заданиями

Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами разберем несколько приемов, направленных на развитие способа «понимания позиции». Для этого нам необходимо, чтобы вы выступили в роли детей.  

1 прием: по данной позиции восстановить текст

У девочки Нади день рождения. Какой подарок может подарить:

Вася – спортсмен:_________________

Сережа – юный художник: __________________

Света – юный музыкант: ___________________

Настя – книголюб:_______________________

Петя – командир класса: ________________________    

Ответ и комментарии:

а) дети должны выстроить позиционность, связанную с разными позициями (спорт, искусство, чтение) и социальной ролью (командир класса).

б) Суть данного приема (задания) выявить, что стоит за каждой позицией: особенность интересов, взглядов, убеждений. Способ действия заключается в том,  чтобы реконструировать ситуацию, принять ее, выделить разные точки зрения на один предмет понимания (подарок).

2 прием: по тексту определить позицию

Представь, что ты маленький Слоненок. Продолжи сказку от имени Слоненка.

«Далеко – далеко в Африке жил маленький Слоненок. Однажды мама привела его в детский сад. Малыш посмотрел вокруг себя и решил….»

Ответ и комментарии:

а) дети должны выстроить позицию от имени Слоненка («оказывается садик, очень интересное место: много игрушек и ребят, с которыми можно играть в эти игрушки, подружиться»)

б) Суть этого приема, состоит в понимании детьми «Образа Я» (характер, настроение). Способ действия заключается в том, чтобы  удержать позицию  героя сказки, продолжить ситуацию, установить соответствие между сказочной ситуацией и жизненной.

3 прием: в игровой (проблемной) ситуации определить позицию

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Какой путь вы выберете?»

Перед вами карта пути (как в сказке). Прямо пойдешь – встретишь старушку, которой нужно помочь дойти да скамейки; налево пойдешь – встретишь старика, которому нужно подсказать, где находится аптека; направо пойдешь – найдешь игрушку, о которой ты мечтал. Итак,  какой путь ты выберешь? Почему?

Ответ и комментарии:

Этот игровой прием направлен на определение понимания нравственных норм (внимание к людям – равнодушие, личный интерес). Способ действия заключается в том, чтобы выявить назначение игры (проблемной ситуации), раскрыть особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, понимания ее значения для взаимоотношения людей, умение обосновать свою позицию.

Уважаемые коллеги! Мы с вами рассмотрели 3 приема, направленных на развитие способа «понимания позиции». На их основе можно придумать большое количество игр, развлекательных заданий. И если ребенок выполняет данные задания, это очень хорошо! Это значит, что он имеет необходимую базу для понимания позиции (авторской) при работе с текстом и в коммуникации ( выдвижение версий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегич...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Метод сказкотерапии, как способ формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников со сверстниками»

Представлен практический материалдля педагогов, с помощью которого можно формировать навыки сотрудничества у старших дошкольников....

Использование авторских речевых игр как один из факторов формирования социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Творческая среда развития предполагает постоянно обновляемую «копилку» дидактических игр и пособий. Рассмотрим  использование речевых игр на этапе автоматизации звуков....

Практический мастер-класс "Элементарное музицирование, как один из способов формирования музыкально-ритмического воспитания дошкольников"

Практический мастер-класс по направлению: «Художественно-эстетическое развитие» подготовила Инглик Алсу Талгатовна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение «Де...

Деловая игра для педагогов «Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»

Деловая игра для педагогов«Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»...

Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"

В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...