«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
статья (старшая группа) на тему

Парфенова Елена Николаевна

 

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении  природой»

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке и решать возникающие проблемы.  Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию.

Так, что же такое детское экспериментирование:

. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети учатся:

Видеть и выделять проблему

Принимать и ставить цель

Анализировать объект или явление

Выделять существенные признаки, связи

Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

Отбирать материал для самостоятельной деятельности

Делать выводы

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи:

 1) Обучение детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира

2)Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

 3) Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?"

В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, получение новых знаний и умений.

Примерная структура занятия  - экспериментирования

1.Постановка исследовательской задачи или проблемной ситуации.

2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3. Уточнение плана исследования.

4.Выбор оборудования и его размещение детьми в зоне исследования.

5.Распределение детей на подгруппы.

6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности

Сентябрь   Тема: Воздух

Цели: Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Октябрь:   Тема:  Магнит

Цели: Познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Ноябрь:   Тема: Камни

Цели: Познакомить детей со свойствами камней: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.

Декабрь Тема: Термометр  и температура

Цели: Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.  Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.

Январь Тема:  Снег

Цели: Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Февраль Тема:  Песок

Цели:  Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Март  Тема: Электричество

Цели: Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»,

Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Апрель  Тема:  Почва

Цели: Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений

Май    Тема:  Звук

Цели: познакомить детей с понятием «звук»,  с органами воспринимающими звук –ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки,.

Требования к оформлению и содержанию уголка экспериментальной  деятельности:

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:

«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование

-Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.

-Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.

-Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.

-Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

-Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.

-Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

-Красители: гуашь, акварель и т.д.

-Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.

-Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование:

-Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.

-Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.

-Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

   Опыты и эксперименты проводятся разные:

*демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами)  

*фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей)

* самостоятельные  ( дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки).

Все эти разные опыты и эксперименты учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

  В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Они испытывают  удивление, и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

 Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

            Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».                                             Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Выступление на РМО по теме: "Экспериментирование, как средство формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста".

Желание получить новые впечатления, постоянно  что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты,  которые характеризуют каждого...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...