Гендерное воспитание
презентация к уроку по теме

Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций гендерного воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гендерное воспитание28.73 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕНАР – ПРАКТИКУМ

Для воспитателей Московского района г.Казани

«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в контексте Федеральных Государственных Требований»

Тема: «Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций через гендерное воспитание дошкольников»

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МАДОУ №311

Педагог – психолог

Шарапова Лейсан Хусаеновна

МАДОУ №311

Казань, 2012год

«Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций через гендерное воспитание дошкольников»

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации (слайд – 2)

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении.

Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Гендер  - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность.

ЦЕЛЬ: учитывать особенности развития, связанные с полом ребенка (слайд – 3)

 Основные  различия можно обобщить в следующие группы:

- Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.

- Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе)

- Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…

- Психолого-педагогические (индивидуальность).

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

Различие девочек:

У девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария мозга отвечающие за:

-осознаваемые произвольные акты;

 -словесно – логическую память;

-рациональное мышление;

 -положительные эмоции (слайд – 4)

Так же девочки:

-быстрее схватывают новый материал;

-легче усваивают алгоритмы и правила;

-любят задания на повторение;

-чаще используют ближнее зрение;

-воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

-лучше обучаются последовательно — «от простого к сложному»;

-новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

У мальчиков значительно быстрее идет развитие функций правого полушария мозга отвечающие за:

- непроизвольные, интуитивные реакции;

-иррациональную мыслительную деятельность;

-образную память;

-отрицательные эмоции (слайд -5)

К мальчикам также относится:

-они труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

-им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;

-лучше выполняют задания на сообразительность;

-не терпят однообразия;

-лучше выполняют задания при ярком свете;

-новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Особенности мышления девочек:

Топологический тип мышления - в любом предмете или явлении их интересует, прежде всего, свойства замкнутости, непрерывности

Порядковый способ мышления жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они организованные, аккуратные, исполнительные.

Метрический способ мышления акцентируют свое внимание на количестве. Очень любят считать. Эта подструктура у мальчиков и девочек развита одинаково (слайд – 7)

Особенности мышления мальчиков:

Проективный тип мышления - любимое занятие для этих людей найти для предмета, попавшего им на глаза, практическое применение в жизни.

Композиционный способ мышления – любят комбинировать, совершать прямые и обратные операции (слайд -8)

На формирование преобладающего способа мышления оказывают влияние:

1.Особенности общения с ребенком

При общении с ребенком взрослые сами формируют особенности мышления и поведения детей. Например, слова, обращенные к девочке:

-С начало заправь аккуратно кроватку, а потом иди одеваться. Взрослый формирует порядковую подструктуру мышления. Задает определенный алгоритм действий.

Или слова, обращенные к мальчику:

- Миша! Подъем! Вставай, мы пойдем выбирать подарок, если ты, конечно, хочешь его получить. Взрослый формирует проективную структуру мышления: «Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)»

2.Способы поведения и игры

-Например, кубики, конструкторы и пазлы – формируют композиционный способ мышления (мальчики)

-Спокойные игры в малом пространстве с куклами, посудой – формируют порядковый и топологический способы мышления (девочки)

3. Детская литература и телевидение.

Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т.д. как на пример, так и антипример для подражания.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

Развитие памяти девочек и мальчиков:

Девочки  лучше запоминают цифры и решают логические задачи.

У мальчиков никакой  зависимости успешности обучения от уровня развития памяти нет (слайд -9)

Однако у девочек быстрее завершается развитие памяти, осуществляется  механическое запоминание информации, которую вскоре они «благополучно» забывают. Причем в школе у девочек успешность обучения зависит от уровня развития  их памяти. Девочки быстрее включаются в работу, но лучше решают типовые, шаблонные задачи, а к концу занятия устают, внимание и память рассеиваются. У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, но ответы их более однообразны. В этих случаях  можно предложить им  составление творческих рассказов с использованием карт-схем или составление описательного рассказа с использованием схем – моделей.

       Мальчики – «отличники» могут иметь слабую память, а среди слабоуспевающих были мальчики, имеющие прекрасную память. Мальчики позже, чем девочки, включаются в непосредственно – образовательную деятельность, но достаточно эффективно осуществляют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Для того чтобы привлечь внимание мальчиков, можно использовать различные сюрпризные моменты, элементы неожиданности, загадки и т.д. Мальчики хоть и мыслят нестандартно и интересно, но их внутренний мир часто скрыт от нас, они не всегда могут сказать то, что думают.  С мальчиками рекомендуется использовать схемы-модели, знаки – символы.

Особенности развития внимания мальчиков и девочек:

Мальчики позже, чем девочки, включаются в непосредственно – образовательную деятельность, но достаточно эффективно осуществляют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи.

 Девочки быстрее включаются в работу, но лучше решают типовые, шаблонные задачи, а к концу занятия устают, внимание и память рассеиваются.

(слайд-10)

Для привлечения внимания мальчиков, используют различные сюрпризные моменты, элементы неожиданности, загадки и т.д.

У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, но ответы их более однообразны. В этих случаях  предлагают составление творческих рассказов с использованием карт-схем, составление описательного рассказа с использованием схем – моделей.

Вывод:

Гендерный подход в воспитании и обучении  предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные особенности дошкольника, создание условий для максимальной самореализации и раскрытие способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия (слайд -11)

 Один из способов подачи учебного материала являются  мнемотехнические правила и приемы, позволяющие легко, ненавязчиво, интересно и доступно раскрывать для детей самые сложные темы. Они помогают развивать у детей память и культуру речи, помогает им логично и образно мыслить и, в целом, способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики – в подвижных играх и на занятиях физкультуры. Учебно – воспитательную работу необходимо строить таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражается на развитии самооценки. Самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала. Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят.  

И нам взрослым, педагогам, родителям не стоит забывать что:

Мальчик и девочка – это два разных мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...


 

Комментарии