Главные вкладки

    Презентация к уроку по теме:
    Гендерное воспитание

    Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций гендерного воспитания дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Гендерное воспитание28.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМЕНАР – ПРАКТИКУМ

    Для воспитателей Московского района г.Казани

    «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в контексте Федеральных Государственных Требований»

    Тема: «Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций через гендерное воспитание дошкольников»

    МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МАДОУ №311

    Педагог – психолог

    Шарапова Лейсан Хусаеновна

    МАДОУ №311

    Казань, 2012год

    «Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций через гендерное воспитание дошкольников»

    Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации (слайд – 2)

    Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении.

    Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

    Гендер  - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

    Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность.

    ЦЕЛЬ: учитывать особенности развития, связанные с полом ребенка (слайд – 3)

     Основные  различия можно обобщить в следующие группы:

    - Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.

    - Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе)

    - Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…

    - Психолого-педагогические (индивидуальность).

    Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

    Различие девочек:

    У девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария мозга отвечающие за:

    -осознаваемые произвольные акты;

     -словесно – логическую память;

    -рациональное мышление;

     -положительные эмоции (слайд – 4)

    Так же девочки:

    -быстрее схватывают новый материал;

    -легче усваивают алгоритмы и правила;

    -любят задания на повторение;

    -чаще используют ближнее зрение;

    -воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

    -лучше обучаются последовательно — «от простого к сложному»;

    -новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

    У мальчиков значительно быстрее идет развитие функций правого полушария мозга отвечающие за:

    - непроизвольные, интуитивные реакции;

    -иррациональную мыслительную деятельность;

    -образную память;

    -отрицательные эмоции (слайд -5)

    К мальчикам также относится:

    -они труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

    -им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;

    -лучше выполняют задания на сообразительность;

    -не терпят однообразия;

    -лучше выполняют задания при ярком свете;

    -новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

    Особенности мышления девочек:

    Топологический тип мышления - в любом предмете или явлении их интересует, прежде всего, свойства замкнутости, непрерывности

    Порядковый способ мышления жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они организованные, аккуратные, исполнительные.

    Метрический способ мышления акцентируют свое внимание на количестве. Очень любят считать. Эта подструктура у мальчиков и девочек развита одинаково (слайд – 7)

    Особенности мышления мальчиков:

    Проективный тип мышления - любимое занятие для этих людей найти для предмета, попавшего им на глаза, практическое применение в жизни.

    Композиционный способ мышления – любят комбинировать, совершать прямые и обратные операции (слайд -8)

    На формирование преобладающего способа мышления оказывают влияние:

    1.Особенности общения с ребенком

    При общении с ребенком взрослые сами формируют особенности мышления и поведения детей. Например, слова, обращенные к девочке:

    -С начало заправь аккуратно кроватку, а потом иди одеваться. Взрослый формирует порядковую подструктуру мышления. Задает определенный алгоритм действий.

    Или слова, обращенные к мальчику:

    - Миша! Подъем! Вставай, мы пойдем выбирать подарок, если ты, конечно, хочешь его получить. Взрослый формирует проективную структуру мышления: «Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)»

    2.Способы поведения и игры

    -Например, кубики, конструкторы и пазлы – формируют композиционный способ мышления (мальчики)

    -Спокойные игры в малом пространстве с куклами, посудой – формируют порядковый и топологический способы мышления (девочки)

    3. Детская литература и телевидение.

    Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

    Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т.д. как на пример, так и антипример для подражания.

    Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

    Развитие памяти девочек и мальчиков:

    Девочки  лучше запоминают цифры и решают логические задачи.

    У мальчиков никакой  зависимости успешности обучения от уровня развития памяти нет (слайд -9)

    Однако у девочек быстрее завершается развитие памяти, осуществляется  механическое запоминание информации, которую вскоре они «благополучно» забывают. Причем в школе у девочек успешность обучения зависит от уровня развития  их памяти. Девочки быстрее включаются в работу, но лучше решают типовые, шаблонные задачи, а к концу занятия устают, внимание и память рассеиваются. У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, но ответы их более однообразны. В этих случаях  можно предложить им  составление творческих рассказов с использованием карт-схем или составление описательного рассказа с использованием схем – моделей.

           Мальчики – «отличники» могут иметь слабую память, а среди слабоуспевающих были мальчики, имеющие прекрасную память. Мальчики позже, чем девочки, включаются в непосредственно – образовательную деятельность, но достаточно эффективно осуществляют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Для того чтобы привлечь внимание мальчиков, можно использовать различные сюрпризные моменты, элементы неожиданности, загадки и т.д. Мальчики хоть и мыслят нестандартно и интересно, но их внутренний мир часто скрыт от нас, они не всегда могут сказать то, что думают.  С мальчиками рекомендуется использовать схемы-модели, знаки – символы.

    Особенности развития внимания мальчиков и девочек:

    Мальчики позже, чем девочки, включаются в непосредственно – образовательную деятельность, но достаточно эффективно осуществляют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи.

     Девочки быстрее включаются в работу, но лучше решают типовые, шаблонные задачи, а к концу занятия устают, внимание и память рассеиваются.

    (слайд-10)

    Для привлечения внимания мальчиков, используют различные сюрпризные моменты, элементы неожиданности, загадки и т.д.

    У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, но ответы их более однообразны. В этих случаях  предлагают составление творческих рассказов с использованием карт-схем, составление описательного рассказа с использованием схем – моделей.

    Вывод:

    Гендерный подход в воспитании и обучении  предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные особенности дошкольника, создание условий для максимальной самореализации и раскрытие способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия (слайд -11)

     Один из способов подачи учебного материала являются  мнемотехнические правила и приемы, позволяющие легко, ненавязчиво, интересно и доступно раскрывать для детей самые сложные темы. Они помогают развивать у детей память и культуру речи, помогает им логично и образно мыслить и, в целом, способствует интеллектуальному развитию ребенка.

    Девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики – в подвижных играх и на занятиях физкультуры. Учебно – воспитательную работу необходимо строить таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражается на развитии самооценки. Самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала. Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят.  

    И нам взрослым, педагогам, родителям не стоит забывать что:

    Мальчик и девочка – это два разных мира.


    Комментарии