Статья: "Теория и Решение Изобретательских Задач (ТРИЗ)"
статья по теме

ТРИЗ-образование - является одной из моделей перспективного образования.

С помощью этой теории у детей больше развивается фантазия, воображение, умение логически думать принимать правильное решение, находить выход из любой ситуации. Знания, которые предусмотрены программой быстрее и легче усваиваются благодаря ТРИЗ.

В 1987 г. методика ТРИЗ пришла в детские сады. Используя элементы ТРИЗ и методы активизации творчества – был увиден всплеск творческой, мыслительной активности у детей. Применение ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

В статье указаны и подробно описаны методы и приемы ТРИЗа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t_r_i_3.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Теория и Решение Изобретательских Задач

  (ТРИ3).

Великий немецкий математик Гильберт на вопрос о судьбе одного из своих учеников ответил: " Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения."

Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической таблицы химических элементов Менделеева и теория относительности Эйнштейна.

Возможно ли развить воображение? Как раскрыть и развить творческие способности ребёнка?

Для решения этих вопросов педагогу на помощь приходит ТРИЗ.

С помощью этой теории у детей больше развивается фантазия, воображение, умение логически думать принимать правильное решение, находить выход из любой ситуации. Знания, которые предусмотрены программой быстрее и легче усваиваются благодаря ТРИЗ.

ТРИЗ-образование - является одной из моделей перспективного образования. Теория и Решение Изобретательских Задач ( ТРИЗ ), возникла в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского учёного, бакинского изобретателя, писателя фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, она являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого мышления формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Это одна из эффективных современных технологий творчества. ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей, сумевших эффективно разрешить противоречия, возникающие в процессе решения задачи.

В 1987 г. методика ТРИЗ пришла в детские сады. Используя элементы ТРИЗ и методы активизации творчества – был увиден всплеск творческой, мыслительной активности у детей. Применение ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Элементы ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях .Это позволяет формировать единую гармоничную, научно- обоснованную модель мира в сознании ребёнка. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами, решение одного ребёнка активизирует мысль другого ребёнка, стимулирует его развитие.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

-   Воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

-   Формирование творческого навыка, познавательной и практической

деятельности;

-   Развивать творческие способности детей;

- Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-целостного эстетического отношения к миру;

-   Формирование независимости мышления, (т. е. находить собственное решение, оригинальные ответы );

-   Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение всего дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, поделках, движениях.

Учитывая психофизические особенности детей дошкольного возраста, основным, видом деятельности, в которой проводится занятие, является игра: игра-занятие, игра-сказка, игра-путешествие.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала.

Цель игр — поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность, а правила игр дают пути этой работы.

Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решение. Этому дети учатся в играх " Наоборот ", " Хорошо - плохо ", " Письмо sos ", с которыми детей знакомит Гном (или другой сказочный человечек) из волшебной страны ТРИЗ.

Задачи, решаемые на интегрированных занятиях, строятся во всех возрастных группах по принципу усложнения, что позволяет ребёнку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Кроме комплексных занятий со всей группой, технология программы ТРИЗ предусматривает проведение занятий по подгруппам, что обусловлено необходимостью учёта индивидуальных особенностей детей. Занятия чётко не регламентированы по времени, т. к. необходимо ориентироваться на заинтересованность и увлечённость детей, но исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, занятия не должны превышать 40 минут.

Творчество - самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития человечества в современном быстро изменяющемся мире.

Программа ТРИЗ целиком направлена к тому, чтобы творчество стало нормой человеческого бытия.

МЕТОДЫ   И   ПРИЁМЫ   ТРИЗ

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОШИБОК

ЦЕЛЬ МЕТОДА: Создание новых необычных объектов. В первоначальном виде этот метод стал известен как метод каталога. Суть метода заключается в следующем: например, перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их. Желательно чтобы это были существительные. Затем мы «примеряем» признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданные сочетания объектов и признаков, а также наше воображение дают интересные результаты. Этот метод позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого потребления, игр, сувениров,

 и т. д .

Используя метод фокальных объектов на занятиях вместе с ребятами мы пробовали придумать новые ёлочные игрушки, супер предметы(воображаемые) и решали какие положительные и отрицательные стороны у этих предметов.

 АЛЕОРИТМ СОЗДАНИЯ НОВОГО ОБЪЕКТА:

1. Задумать объект.         Например: Супер - коляска

2. Выбираем два любых предмета.  Например: мороженое и

вертолёт.

3. Описываем свойства этих предметов.

Мороженое - прохладное, сладкое. Вертолёт - летает, дует ветер. 4.Переносим эти свойства на задуманный объект.

Коляска - прохладная, сладкая, летает, дует ветром.

5 .Анализируем получившийся объект. Что хорошо, что плохо.

6. Усовершенствуем объект. Например: тепло регулятор и т. д.

7.Зарисовываем получившийся объект.

Во время работы в качестве случайных слов (объектов) можно брать предметы, со свойствами которых необходимо познакомить детей.

Появление методов активизации перебора вариантов -знаменательная веха в истории человечества. Впервые была доказана на практике возможность, пусть в ограниченных пределах, управлять творческим процессом. Их создатели показали, что способность решать творческие задачи можно и нужно развивать посредством обучения.

МЕТОД  ПРОБ   И   ОШИБОК.

« А что, если...» - эта фраза очень часто звучит у детей, когда они  хотят что-то решить, т. е. идёт перебор вариантов решения – одни  варианты более успешные, другие менее. Иногда даже можно решить проблему с их помощью. Это и есть метод проб и   ошибок. (МПиО).

На занятиях дети понимают, что высказать можно любые, даже самые невообразимые, предположения. Ребята начинают фантазировать вовсю. При этом довольно часто они в своих  предположениях уходят от самой проблемы. Но для малышей это не преграда. В своём желании выручить любимого героя они  бывают безжалостны.

Пользуясь МПиО можно выйти на компромиссный вариант  решения проблемы.

Общаясь с детьми постоянно приходится экспериментировать: не получилось, пробуем по- другому. И часто фраза « А если...» сопровождает нас как верная помощница.

МПиО  существует очень давно, он превосходит возраст человечества. Даже природа в своём развитии уже давно  использует его. С помощью этого метода сделано множество открытий, но на это было затрачено множество средств и времени. Поэтому если мы встречаемся со сложной проблемой, то одного МПиО недостаточно. На помощь приходит следующий метод активизации творческого процесса - морфологический анализ.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ   АНАЛИЗ.

ЦЕЛЬ МЕТОДА:   Выявить все возможные варианты решения

данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят морфологический

ящик, т. е. многомерную таблицу.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ:

1.  Задумывается объект.

2.  Создаётся морфотаблица.( где первая половина это части предмета, а вторая - варианты.)

3.  Путём случайного выбора, определяем свойства предмета.

4.  Конструируем, создаём объект, обладающий этими свойствами.

5.  Определяем что хорошо, что плохо.

6.  Зарисовываем объект.

Малыши с удовольствием придумывают новые игры, активно участвуя в их создании. Таким образом, возможно привлечь большинство ребят к участию в игре.

СИСТЕМНЫЙ       ОПЕРАТОР.

ЦЕЛЬ МЕТОДА:   Развитие системного мышления.

Много занятий проводится для развития системного мышления.

Что же такое система?

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов или предметов, обладающая определёнными свойствами отдельных элементов.

Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определённом порядке. Дома в городе - тоже системно-архитектурная планировка города.

С детьми мы рассматривали такие предметы, как, например,

ТЕЛЕВИЗОР.

Телевизор - это СИСТЕМА, он может быть большим, маленьким,

дорогим, дешёвым, и т. д.

Телевизор включает в себя части - детали: корпус, трубку, блоки

управления и т. д. Составные части телевизора – это ПОДСИСТЕМА.

Телевизор будет находиться в комнате, в данном случае телевизор

уже является частью комнаты - это НАДСИСТЕМА.

Системный оператор - это наборное полотно (таблица) с  карманами.

В системном операторе можно рассматривать:

1.  Предметы и объекты окружающей среды.

2.  Явления природы и времена года.

3.  Сказки и их героев.

4.  Нравственные качества.

5.  Различные обобщающие понятия (овощи, мебель,

транспорт...)

Системный оператор даёт:

1. Наиболее полное представление о рассматриваемых предметах.

2. Развивает воображение и фантазию.

3. Позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.

« Если мы рассмотрим что-то                (объект)

Это что-то для чего-то,                        (функция предмета)

Это что-то часть чего-то,                     (надсистема)

Это что-то из чего-то.                          (подсистема)

Что-то ты сейчас возьми, На экране рассмотри... »

МОДЕЛИРОВАНИЕ.

ЦЕЛЬ МЕТОДА :     Знакомство с внутренним строением вещества

С момента рождения малыши начинают своё знакомство с живой и неживой окружающей природой. Этот процесс познания продолжается у человека на протяжении всей жизни. В детстве мы, играя, коалируем окружающий мир, т. е. моделируем.

В ТРИЗе существует приём МОДЕЛИРОВАНИЕ МАЛЕНЬКИМИ    ЧЕЛОВЕЧКАМИ - это игра.

Играя в эту игру, можно строить модели различных явлений:

1.  Физическое состояние вещества - твёрдое, жидкое, газообразное.

2.  Фазовые переходы и взаимодействие между предметами (растворение, притяжение, отталкивание, не взаимодействие).

На занятии мы используем символы маленьких человечков, но также такими человечками могут быть и сами ребята. Такое моделирование мы  используем  во время проведения различных физических упражнений: разминка, зарядка, и т. д. С помощью этих игр дети знакомятся со следующими элементами диалектики: «соединение анализа и синтеза».

В процессе моделирования состояний веществ малыши довольно часто выходят на понятие «мягкое». Необходимо подвести ребёнка к тому, что мягкое - это смесь жидкого и твёрдого, твёрдого и газообразного, жидкого и газообразного. Исследуя и моделируя окружающий мир, дети сами выявляют составляющие компоненты исследуемого объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»

В материале даны основные признаки педагогической технологии, коротко рассказано об истории прихода ТРИЗ в детские сады, перечислены примеры методов работы по ТРИЗ и использование её в  музыкальн...

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

В статье описаны основные направления и сущность технологии ТРИЗ. Показан алгоритм решения изобретательских задач....

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских...

Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

    С понятия «противоречия» начиналась диалектика. Это слово придумал греческий философ Сократ. Так он назвал искусство вести беседу, спор, направленный на выявление исти...

Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

Ознакомление детей с одним из методов ТРИЗа - методом противоречия....

Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....