Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию "Святая Русь и ее защитники."
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Мордвинцева Марина Владимировна

Данное занятие составлено на основе комплекта Шевченко "Добрый мир". Дети рассуждают о том, почему у человека может быть только одна Родина, узнают почему Русь называли Святой, а так же о тех кто защищал Святую Русь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyataya_rus_i_ee_zashchitniki.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«Святая Русь  и ее защитники».

(старшая группа)

Цель : Приобщение детей к истории России.

Задачи:

 1. Ввести понятия «Родина», «Отечество», «Святая Русь», «Православная Россия».

          2. Учить узнавать и называть героев России.

          3. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию.

          4. Воспитывать нравственно-патриотические  чувства к Родине.

          5. Дать знания о следующих событиях:   победа над татаро-монголами и восстание против поляк.  

          Оборудование:

            1.Ватман

            2.Клей

            3.Салфетка на каждого ребенка и родителя

            4.Силуэты семей (приготовленные родителями заранее ) на каждого ребенка.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание географической карты и беседа по ней.
  2. Рассматривание картин с природой.
  3. Беседа о столице нашей Родины.

Средства:

 Хрестоматия «Добрый мир» книга 3, наглядные материалы «Икона Пресвятой Богородицы», «Спас Нерукотворный», музыкальные материалы «Добрый мир». Иллюстрации икон Покрова, храма Василия Блаженного и Казанского собора, памятника Минину и Пожарскому.

Темы хрестоматии в рамках которых сделана методическая работа:

Занятие 17. Родина.

1. Тема «Что мы называем Родиной?»

2. Тема «Можно ли рассказать о Родине красками, музыкой, стихами?»

3.  Тема «С чего начинается Родина?»

4.  Тема «Святая Русь».

5.  Тема «Почему люди защищают свою Родину?»

6. Тема «Защитники Руси» (Стр. 119-121 Методического пособия «Добрый мир»).

План:

1. Рассматриваем рисунок (стр. 34 книги 3 хрестоматии «Добрый мир»).

2. Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?» (стр. 33 хрестоматии).

3.Вводим понятия «Родина»  и «Отечество».

3.1   Чтение стихотворение «Родина моя». (стр.32 хрестоматии)

4. Физкультминутка (муз. пособие № 49).

5. Вводим понятие «Святая Русь», Православная Россия».

5.1. Рассматривание рисунка и чтение стихотворения «Русь называют святою…» (стр. 36, книги 3).

6. Чтение рассказа «Почему люди защищают свою Родину?»

6.1Рассматриваем рисунок (стр.37 книги 3)

6.2 Рассматриваем рисунок (стр. 38 книги 3) и иллюстрацию «Спас Нерукотворный».

7. Рассказ об исторических событиях: победа над татаро –монголами.

7.1.Рассматриваем иллюстрации иконы Покрова, храма Василия Блаженного.

8. Физкультминутка (муз. пособие № 46)

9. Рассматривание памятника Минину и Пожарскому.

9.1.Рассказ о восстание против поляк.

9.2. Рассматривание иконы Казанской Божьей Матери, Казанского собора.

10.Коллективная работа «Мы вместе, мы едины, а значит непобедимы.»

11. Темы следующего занятия.

Ход занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель:   Сегодня мы с вами поговорим  о нашей Родине и о тех, кто защищал ее много лет назад.

  (Рассматриваем рисунок на с. 34 хрестоматии). Дети рассказывают, что изображено на рисунке.

 Воспитатель:      А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы потом скажите   о чем оно.

С чего начинается  Родина?

С чего начинается  Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца?

                                       

(Дети высказываются по содержанию стихотворения.)

Воспитатель:      

Давайте подумаем, что такое Родина?

(Высказывания детей)

Мы с вами любим наш дом, свою семью: маму, папу, братьев и сестер, бабушку и дедушку. Все это – родное.

Но наша Родина, наше Отечество – это вся Россия. Мы родились в ней, здесь говорят на нашем родном языке, и все для нас в ней родное…

Одна у человека мать одна, у него и Родина.

Родная земля, Родина – это место, где ты родился. Род – это наши родные: мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки.

Воспитатель:    А почему у человека может быть только одна  Родина?  (Высказывание детей.)

Воспитатель:     Послушайте стихотворение.

Родина моя.

Лес, поля, холмы и реки,

Горы и моря.

Это все теперь навеки –

Родина моя!

Давайте подберём похожие слова к слову Родина (род, родились, родные, родная земля – земля отцов – Отечество).

Физкультминутка.

Под музыку №49 дети танцуют, придумывают соответствующие движения в такт музыки.

Воспитатель:     Наша Родина Россия – страна православная.  Ее называли Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили Его и  жили по Его заповедям. Ребята, посмотрите на рисунок (с.36 книга 3), а прочитаю вам стихотворение.

«Русь называют Святою…» (стр.36).

Русь называют Святою.

Поле, да лес, да вода,

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба.

Тихо о чем то тоскует

Возле колодца ветла.

Родиной землю другую

Я б не назвал никогда.

Воспитатель:     Сотворив прекрасный мир, Бог повелел человеку оберегать его. Люди, жившие на святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были князья, воины. Их называли защитниками Отечества.

Воспитатель:     Посмотрите на рисунок (с.37).

                              Что нарисовано?

Дети:  Воины со щитами, в шлемах.  

Воспитатель:     Что они оберегают?

Дети: Родину, Православный храм, церковь.

Воспитатель:     Воины защищают самое большое богатство России. Чтобы мы назвали богатством? (Ответы детей.)

Воспитатель:     Но на рисунке мы видим, что воины не подпускают врага к храму. Воины оберегали храм потому, что храм – это дом Божий. А люди, жившие на Руси, верили в Бога и защищали православную веру от врагов.

Воспитатель:     А теперь посмотрите на рисунок (с. 38). Кто здесь изображен? (Ответы детей.)

Воспитатель:     Это воин русский князь - Александр Невский. У воина в руках оружие – меч.  На флаге изображен сам бог. А кто догадается, почему на флагах изображали Самого Бога?

Дети: Люди верили в помощь Бога.

Воспитатель:     Александр Невский показывает на храм, потому что он тоже защитник Святой Руси.

Воспитатель:     Ребята, а сейчас я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина. Родина у нас какая? (Ответы детей.)

Воспитатель:     России часто приходилось отражать нападение разных врагов. Много-много лет назад на нашу страну напали татаро-монголы.Они долго хозяйничали на нашей земле. Но однажды русский  народ поднялся на борьбу с ними и в конце концов прогнал их с русской земли. Но татары основались в Казанском ханстве и устраивали частые набеги на русские земли. И вот при царе Иване Грозном русские воины покорили Казанское ханство, где жили татары.

       Царь приказал в честь этой победы построить храм. Называется он Покровский собор, потому что самая главная победа над татарами была в праздник Покрова Божьей Матери. У этого храма есть и другое название Храм Василия блаженного. (Рассматриваем икону Покрова и иллюстрацию храма Василия Блаженного.)

Физкультминутка.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и представляют то, о чем поется в песне. (№ 46)

Воспитатель:     Перед Покровским собором стоит памятник. (Показываю иллюстрацию памятника.) Кого вы здесь видите? (Ответы детей.)

Воспитатель:     Двух мужчин. Один из них сидит, другой стоит. А на памятнике написано : «Гражданину Минину князю Пожарскому благодарная Россия.» За что же благодарит Россия Минина и Пожарского?

       В те времена когда жили эти люди, умер русский царь и не осталось у него наследников. Этим хотели воспользоваться поляки и решили захватить  Москву и поставить править Россией польского царя. Русский народ возмутился. Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин начал собирать войско. Собрали войско и попросили его возглавить Дмитрия Пожарского. Минин и Пожарский в руках с иконой Казанской Божьей Матери повели войско к Москве и прогнали поляков, защитили Отечество.

 (Рассматриваем иллюстрацию иконы Казанской Божьей матери Казанского собора, где хранится данная икона.)

Воспитатель:      Какими словами можно охарактеризовать Минина и Пожарского? (Ответы детей.)

Воспитатель:     Народ не забыл их подвиг и через много лет после этих событий поставили этот памятник на Красной площади.

     Скажите мне, ребята, после всего услышанного можно ли утверждать, что народ горячо любил свою Родину? (Ответы детей.)

Воспитатель:     В честь победы над поляками стали праздновать праздник иконы Казанской Божьей матери, а сейчас он называется день народного единства. Отмечают его 4 ноября.

      Помните всегда ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды. И сегодня, накануне дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно!»

      Я для вас приготовила ватман, вам нужно будет расположить силуэты своих семей рядом друг с другом, как будто мы держимся за руки – это будет символизировать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!!! (Дети вместе с родителями приклеивают силуэты своих семей на ватман)

Воспитатель:     Молодцы!

Главное, мы вместе! Главное, мы дружно!

Главное, мы с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из сердца гони!

Воспитатель:     Я думаю, что все, о чем мы с вами сегодня говорили, вы запомните и будите любить свою Родину, держаться всегда вместе и помогать друг другу. А сейчас хотите послушать колокольный звон? Слушаем звон колоколов(№54)

Воспитатель:     Тема нашего следующего занятия «Православные храмы нашего города». На этом наше занятие закончено. После тихого часа вы нарисуете и красивую природу нашей Родины, и воинов, которые защищают Дом Божий от врагов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по духовно - нравственному воспитанию во II младшей группе по мотивам сказки «Репка»

Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммутативное.Цель:обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;создавать игровые ситуации, способствующ...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» во второй младшей группе.

Открытое занятие было проведено как интегрированное .Занятие было интересным и увлекательным для детей и пришедших гостей. Занятие было показано на район....

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Дорогою Добра».

Тема занятия "Дорогою Добра"Занятие разработанно для формирования эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к окружающим через художественно-эстетич...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Посиделки у тетушки Матрены».

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей....

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе: «Страна Доброцветиков».

Конспект открытого занятия  по духовно-нравственному воспитанию   в  средней группе:  «Страна Доброцветиков»....