ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
методическая разработка по теме

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

   1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

   2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

   3. Умственные и нравственные способности учащихся.

   4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

   5.  Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и  сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_tekst.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:


ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА


И  ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой?   Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

          В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

   1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

   2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

   3. Умственные и нравственные способности учащихся.

   4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

   5.  Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и  сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях.

Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их  ведущего типа деятельности. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада  и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует? С какими же проблемами мы, педагоги, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1.  Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

Непосредственный контакт педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в "элитную" школу. Сотрудничество педагогов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить переутомляемость детей, сохранить их здоровье, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

В связи с более ранним началом систематического образования детей особого внимания требует решение нескольких задач:

  1. организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  2. отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
  3. укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться;
  4. формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

   Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

   Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

   Такими основаниями преемственности являются следующие.

  1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
  2. Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
  3. Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
  4. Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.

   Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать.

   В результате массового обследования детей старшего дошкольного возраста было установлено, что детей волнует переход из дошкольного учреждения и семьи в новую школьную жизнь. Анализ полученных данных показал, что у многих детей не сформированы представления:

- об условиях повседневной жизни в школе: «А куда я положу свои вещи?»; «А туалет в школе есть?»; «Кормят ли в школе?» и др.;

- о том, как они будут общаться с учителями: «Буду ли я сама одеваться или учительница будет помогать?»; «Будет ли учитель во время урока отпускать в туалет?» и др.;

- о том, как они будут общаться со сверстниками: «Можно ли в школу брать игрушки?»; «Не будут ли меня обижать другие дети?» и др.

   Мы решили, что коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности. Мы решили сформировывать у детей представления о повседневной жизни в школе. Был разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:

- Разговор с детьми о Дне знаний;

- Праздник День знаний;

- Экскурсии в школу;

- Встречи с первоклассниками и пятиклассниками;

- Игры в школу;

- Чтение художественной литературы о школе;

 - Интеллектуальные викторины и др.

Для педагогов был составлен следующий план действий для решения данной проблемы:

  1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
  2. составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;
  3. проведение профилактических мероприятий, таких как:

      "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;

  1. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
  2. проведение ППК, с участием специалистов  детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора;
  3. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
  4. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Наш детский сад сотрудничает со школой №964. Вначале каждого учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект совместной деятельности.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

  1. Методическая работа.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с детьми.

Методическая работа осуществлялась через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

  1. Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
  2. Психологическая готовность ребёнка к школе.
  3. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.

И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея «Военной славы», которые есть в 964 школе, куда мы приходим к 23 февраля, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов,  задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети посидят за партами, побывают на уроке, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками.

Осенью и весной  проводятся Дни открытых дверей, на которые мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости  наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.

Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей.

Конечно, не все наши дети идут учиться в школу №964.

Также важным фактором в преемственности детского сада и школы является здоровьесохранная деятельность. Цели, которые мы поставили перед собой:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

   Задачи здоровьесохранной  деятельности:

  1. Организация психолого-педагогических мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитанников, школьников и педагогов.
  2. Смягчение адаптационных периодов.
  3. Активизация жизнедеятельности детей средствами физической подготовки.
  4. Профилактика заболеваний.
  5. Сотрудничество со специалистами здравоохранения.
  6. Просветительская работа.

   Для оптимизации состояния здоровья детей и их развития методами и средствами физического воспитания следует:

  1. Активно использовать все доступные средства физического воспитания для качественного созревания мускулатуры, необходимой для обеспечения всех функций позвоночника (опорной, амортизационной, двигательной и защитной);
  2. Обеспечить природную потребность детей в двигательной активности, которая является главным источником нормального роста, развития и функционирования детского организма;
  3. Использовать движение во всех видах: подвижные игры на воздухе; утреннюю гимнастику; обеспечить постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий.

   Я приведу примеры некоторых игр, рекомендованных для использования при подготовке к школе врачом ЛФК В.Страковской: «Тень, не отставай», «Кто ловкий?», «Прыжки через скакалку», «Как аист. Как лягушка», «Мяч бросим высоко и далеко», «Ухо - нос», «Поиграем в снежки», «Балерина», «Смотри не ошибись», «Повтори, не ошибись», «Насос», «Пройдем через болото», «Голова - ноги», «Не урони мяч», «Не урони шляпу», «Повернись, не ошибись», «Переносим мяч ногами».

   Мы должны развивать детское восприятие со всех сторон:

  1. Зрительное;
  2. Слуховое;
  3. Тактильное;
  4. Вкусового анализатора.

   Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить себя детьми. Для родителей мы разработали темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них  общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Конфликты в детском саду и пути их решения

Конфликты в детском саду и пути их решенияКонсультация для родителей                                 ...

Консультация для родителей "Конфликты в детском саду и пути их решения"

В данном материале поднимается вопрос о конфликтах в детском саду, причинах их возникновения, методах преодоления и мерах по предотвращению возникновения межличностных конфликтов во второй младшей гру...

Доклад и презентация «Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

«Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой?   Этот вопрос сегодня ставят пе...

«Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути решения и перспективы работы»

Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Преемственность в образовании - это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и посте...