Купалинка
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

ДУПЛЯКОВА ОКСАНА ИВАНОВНА

 

В проекте интегрированной непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся с народными традициями празднования Ивана Купалы…

Данный проект будет интересен воспитателям среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл купалинка277.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

                                                                                                     

                         

                   п.г.т.Ижморский

                                  2012

Программные задачи:

1.Познакомить детей с народными традициями празднования дня

   Ивана  Купалы.

2. Развивать у детей познавательный интерес.

3.Создавать радостную атмосферу совместного поиска клада.

Действующие лица:

Бабушка.

Дед .

Оборотень (он же медведь и волк).

Русалка.

Ведьма.

Предварительная работа:

Знакомство с растением- папоротник. Чтение легенды о  цветущем папоротнике.

Оборудование:

Растение папоротник; маски: волк и медведь; трава полынь; ветки

осины; бутылочка с надписью «Озлобин»; венок; брызгалки 3шт.;

игрушечные пауки, змеи,жуки, лягушки; костер нарисованный на картоне; сундук;угощения.

         Ход развлечения:

  Развлечение  проходит  на территории детского сада.                                        

Дед . Здравствуйте, ребята! Мы с бабушкой ищем цветок

папоротника.

Бабушка. В день Ивана Купалы папоротник цветёт! Тому,

 кто найдёт этот цветок,откроются все клады, станет сильным, начнёт понимать язык зверей и птиц.

Дед. А вы хотите понимать язык  зверей и птиц,главное

 найти чудесный клад? (да ) .Тогда давайте искать клад вместе. Только сделать это  будет нелегко.

Бабушка. Говорят, что в это время вся нечистая сила оживает :вельмы , русалки, оборотни, змеи. В старину   на Ивана Купалу из-за этого даже не спали, да и ночь была самая короткая в году.

Дед. А защитит от нечистой силы-трава полынь(показывает

 пучок).

Бабушка. И осина тоже помогает(показывает ветки осины).

Что же мы теряем время, давайте отправляться в путь.

                    Встречаем оборотня.

Оборотень. Далеко ли собрались? Ишь, разгулялись тут,

 как у себя дома. А хотите я сейчас так сделаю что   вы никогда дорогу в детсад не найдёте? Будете здесь плутать до старости.

Дед. А ты кто такой ,мил человек?        

    Оборотень. Какой я тебе «мил человек»? Я –оборотень. Могу в волка превратиться, могу в медведя, зайца, а могу  и

в  пенёк, кустик. Или вас превратить.

   Бабушка. Что же ты детей пугаешь, неужели по- доброму  нельзя?

    Оборотень. Нет, по-доброму не могу. Я же нечесть лесная,                                                            

   мне полагается злым быть.  Если я подобрею,то какой

   же я оборотень? Я в себе специально злость поддер-

  живаю – пью микстуру  «Озлобин»  по стакану в день.

  Дед, хочешь и тебе дам попробовать? (показ. бутылочку с надписью  «Озлобин»).

Бабушка. Ишь ты, чего выдумал,старика моего под старость

лет озлоблять! Он у меня и так всякий бывает…

Дед. Ты , бабка, про наши семейные дела всем-то не рассказы-

 вай. Сама-то тоже, как заведешься с утра и всё «бу-бу-бу» да «бы-бы-бы».

Дед (оборотню). А в кого-нибудь доброго можешь обороти-ться? Мы бы с тобой поиграли, а ты бы побегал понарошку, порычал… Ну и разошлись бы потом   подобру, поздорову.

Оборотень. Ох ,не знаю, получиться ли…

Бабушка. А мы тебе поможем. Пока ты будешь превращаться,

 мы тебе все вместе будем говорить: «Будь добрым».

 Согласны,ребята?

( пока дети говорят « Будь добрым»,оборотень в кустах

 надевает маску медведя).

 

                    П/и  « У медведя во бору».

Бабушка. А в волка можешь оборотиться?

Оборотень. Могу!

                   П/и  «Гуси».

Оборотень. Ладно, не буду вас блудить, с дороги сбивать-

устал я что-то, даже какой-то не такой стал малость подобрел. Мне как-то и не по себе даже…

Бабушка. Ты отдыхай здесь, а мы дальше пойдём.Хочешь,

 угостим тебя? А то ты ,наверное, чем попало питаешься.

Оборотень. Конечно какая тут еда-одни мухоморы да по-

 ганки ,козявки да пиявки.

Оборотня угощаем, прощаемся и идем дальше.

Встречаем грустную Русалку.

Дед. Вот тебе и чудеса,только что с оборотнем расстались

и на тебе- русалка.

Бабушка. Что случилось русалка,  ты плачешь?

Русалка. Как мне не плакать, сегодня ведь праздник Ивана

Купалы. Сегодня самая целебная вода. А знаете почему? В ней на заре купается солнце. А сейчас  от жары всё пересохло, купаться здесь негде, и даже венки некуда запускать.

Бабушка. Да, мне моя бабушка рассказывала, что она так

гадала со своими подругами. Они плели венки, прикрепляли к ним свечи и ночью отпускали в реку. Было очень красиво! Представьте: ночь, река блестит, плывут по ней венки, а на них свечи  горят. У тех, чей венок далеко уплыл, жизнь

должна была быть длинной и счастливой, здоровье – крепким.

У нас с собой есть брызгалки,давайте купание заменим обрызгиванием. (Русалка кивает головой и опять всхлипывает.)

А сейчас –то ты чего плачешь?

Русалка. У меня сегодня день рождения и я хочу ,чтобы мне

хоровод водили.

Бабушка. А давайте поздравим русалку.

Дети поют «Каравай» Русалке, а она угощает печеньем «Рыбки».

 Бабушка. Хочешь с нами в игру « Дождик» поиграть?

 Заодно и побрызгаемся.

                  П/и «Дождик».

Русалка. Но вот мы и побрызгались, смыли с себя усталость

Дед. А ещё дурные поступки,так мне мой дед говорил. Про-

должим наше путешествие .

Продолжая путь ,подходим к дереву, на котором висят пауки, змеи, жуки, лягушки(игрушечные). Неожиданно

Появляется ведьма.

Ведьма. Чего засмотрелись? Тут вам не музей и не выставка. Ишь рты разинули, руками своими немытыми тянутся. А ну, отошли!

Дед. А зачем это они тут так развешаны, эти пауки лягушки?

Ведьма. Зачем, зачем …Склад это продовольственный.

Дед. Какой же это склад,в складах хранятся запасы продуктов…

Ведьма. Ну и у меня это запас продуктов. Вы знаете это кто? Это были такие же любопытные детишки,как вы. Я их

Хитростью заманила к себе и вот в это превратила.

Дед и бабушка в голос. Как хитростью?

Ведьма. Очень просто, превращаюсь в добрую тетеньку, подхожу на улице к хорошему ребеночку и говорю доб-

реньким – предобреньким голосом: «Хочешь конфеткой

Угощу?». Он ,конечно же, ко мне подходит, а я раз в паука его превращаю и на склад. Буду их в голодный год есть.

Бабушка. Ты не очень-то нас пугай, у нас защита от ведьм

Есть- трава полынь! Вот как стукнем тебя её веткой 3 раза,

Так и исчезнешь (достаёт полынь,пытается догнать ведьму

Та бегает от неё, старается увернуться).  Ох не могу, ну-ка дед, ты попробуй!(дед пытается бежать за ведьмой,та машет руками, останавливая его .

Ведьма. Погодите,погодите! С  чего вы решили, что я буду

Превращать детей в жуков-пауков. Вот несколько взрос-

Лых ,кто покрупнее и всё! Чтоб уж был паук,так паук. Вот этого превращу, эту,эту и всё.

Дед. Нет так не годиться. Ишь чего удумаланадо все таки тебя полынью хлестнуть, чтоб неповадно было (бежит за ней ,та от него).

Ведьма. Стой ,стой, старый!убери свой веник. Ладно никого не буду превращать. Подумаешь другие придут,тут много народу летом ходит…А вы то, что здесь бродите,что здесь потеряли?

Дети и бабушка. Мы ищем огненный цветок папоротника.

Ведьма. Ага,клад захотели найти! Много таких желающих сегодня его ищут,да не вский его найти сможет. Чтобы увидеть цветок папоротника, надо быть умным и счастливым.

Бабушка. А мы что,разве не умные?

Дед. А разве не счастливые? Вон какие весёлые и здоровые.

Ведьма. Нет не слову не поверю,хотите знания ваши проверю,согласны?

Вопросы:

  1. как называется цветок который вы ищите?

  1. какое  растение отгоняет нечистую силу?

  1. что делают с венками на празднике Ивана Купалы?

Ведьма. Хорошо, ум у вас есть, сейчас буду проверять счастливые ли вы,только сначала подразмяться надо.

                Игры с метлой.

Ведьма. Молодцы, идите за мной. Думаете зачем я вас прыгать заставляла? Это была разминка перед проверкой на счастье!(выходят к небольшому костру, на котором стоит ведро). У меня  тут зелье целебное варится, от всех болезней. Может, потом я вас им и угощу, а сначало- труд-

Ное испытание- прыжки через огонь. Это со старины повелось-через костер прыгать, чтобы очиститься от всего плохого, набраться здоровья и сил.

Но вот , допрыгалась я ,подпобрела. Ладно, помогу вам папоротник найти. Моя метла, как компас ,на него укажет.

Раскручивает метлу, она указывает направление. Все идут и находят цветок папоротника.(находят «клад» -сундук. Дед и бабушка хвалят детей)

Дед и бабушка.  Молодцы ребята,не каждому такой клад в руки дается. Цветок папоротника кому клад дает ,  а

кому -понимание языка птиц и зверей. Мы хотим попрощаться с вами, а через год снова сюда пойдем, опять цветок искать будем. А , вдруг, снова повезет.  

   Возвращение в детсад.,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение "ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ"

Познакомить детей с православным праздником - Рождеством Иоанна Предтечи и его созвучием с народным праздником Ивана Купалы....

Праздник Ивана Купалы

Праздник Ивана Купалы - народный праздник. Возвращаем народные традиции в детский сад. К работе привлекаем родителей, бабушек, дедушек. Вместе готовим костюмы, читаем, рисуем, поем, разучиваем народны...

День Ивана Купалы

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста...

Физкультурное развлечения Ивана Купалы для детей подготовительной к школе группы

Летнее развлечение для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с праздниками и обрядами...

Русские обычаи. Праздник Ивана Купалы.

Материал, адаптированный для детей 6 - 7 лет, о русских обычаях празднования дня Ивана Купалы....

Праздник Ивана Купалы

Сценарий праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста и проводится на спортивной площадке или на участке.В данном материале представлены песни, присловья, загадки, приметы...

План-конспект интегрированного учебного занятия по фольклору для детей 4-5 лет «Лесное путешествие к Купалинке».

Цель: использовать разные виды деятельности детей (речевую, музыкальную, игровую, коммуникативную); дать представления о животных, которые живут в лесу. Познакомить с русской народной песней «Летели д...