Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по теме

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, методах игровой терапии, методах поведенческого тренинга,  системе психологического сопровождения, мультимодальном подходе.

Психологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья — это деятельность, направленная на создание комплексной программы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в со­циуме. Под сопровождением подразумевается динамический процесс, це­лостная деятельность психолого-педагогического состава и родителей, включающий шесть взаимосвязанных компонентов:

  • систематическое отслеживание клинико-психологического и пси­холого-педагогического статуса ребенка в динамике его психичес­кого развития;
  • создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
  • систематическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в виде психологической поддержки, психо­коррекции;
  • систематическую психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • систематическую психологическую помощь сотрудникам детских
         дошкольных учреждений, работающих с проблемными детьми;
  • организацию жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его
    психологических возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа психологического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка (Выготский Л. С, 1984; Леонтьев А. Н.,   1996; Эльконин Д. Б., 2000; Семаго Н. Я., Семаго М. М. 2000), концепции сюжетно-ролевой игры (Эльконин Д. Б., 1999), учении об ориентировочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного формирования деятельности (Гальперин П. Я., 1984), методах игровой терапии  (Выгодская И. Г, 1984; Захаров А. И., 1986-1988; Карабанова О. А., 1997;  Спиваковская А. С, 1988; Столин В. В., 1983;), методах поведенческого тренинга (Мейер В., Чессер Э., 2001; Кагдт А., 1998),  системе психологического сопровождения (Бардиер Г., Ромазан И., ЧередниковаТ., 1993; БитяноваМ. Р., 1998; Галиахметов Р. Р., Лихтарников А. Л., 1998), мультимодальном подходе (ЛазарусА., 2001; Оудсхорн Д.Н., 1993).

Психологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья — это деятельность, направленная на создание комплексной программы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолого-педагогического состава и родителей, включающий шесть взаимосвязанных компонентов:

  1. систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
  2. создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
  3. систематическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в виде психологической поддержки, психокоррекции;
  4. систематическую психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья;
  5. систематическую психологическую помощь сотрудникам детских
        дошкольных учреждений, работающих с проблемными детьми;
  6. организацию жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его
    психологических возможностей.

Комплексная коррекция осуществляется в трех направлениях с учетом определенной последовательности: направленная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная работа с сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, работающих с данными детьми, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Первый блок программы основывается на работе с личностью взрослого, которая осуществляются на трех этапах. На первом этапе данного блока работа проводится параллельно в семейных группах и группах с сотрудниками дошкольного учреждения с целью целенаправленного самоопределения, личностного роста.

Основная цель когнитивно-поведенческого блока заключается в гармонизации процесса развития личности взрослого. Конкретными задачами на данном этапе становятся:

  1. преодоление внутрисемейного кризиса;
  2. изменение родительских установок и позиций, снятие чувства вины;
  3. обучение методам снятия проявлений дезадаптации в поведении ребенка;
  4. расширение сферы и репертуара социального взаимодействия ребенка;
  5. формирование у ребенка адекватного отношения к себе и окружающим.

Первый этап комплексной коррекции проводится в рамках группы,  выделяя несколько процессов, характерных для психокоррекционной группы: облегчение выражения эмоций; порождение ощущения принадлежности к группе; побуждение к самораскрытию; апробация новых видов поведения; санкционированная групповая реализация межличностных сравнений.

В качестве методологической базы данного этапа выступили методы когнитивно-поведенческой терапии (МакМаллин Р., 2001; МейерВ., Чессер Э., 2001; Федоров А. П., 2002). Цель коррекции и терапии в настоящем исследовании — приобретение новых форм поведения, торможения и угасания, старых дезадаптивных форм. Это достигается с помощью поведенческих тренингов и психорегулирующих тренировок.

Для развития процессов самосознания — самопознания — самоопределения в коммуникативном сообществе используются методы семейного консультирования.

К целям данного этапа относятся, во-первых, изменение внутрисемейных представлений, установок, мифов о ребенке с ограниченными возможностями здоровья.

Следующий этап — тренинг личностного роста (Ассаджиоли Р., 1994; Берн Э., 1986,1992; Битянова М. Р., 1995,1998; Зимбардо Ф., 1996,2003; Морено Я., 2001; Рахматшаева В. А., 1995; ФейдименДж., ФрейгерР, 1985), направленный на расширение границ самосознания и объективизации, анализ жизненного пути, исследование семейных ценностей и глубинных целей субличности и интеграции личности.

Основная идея тренинга личностного роста — расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения, развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции. Расширение репертуара позволяет человеку открывать для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.

Второй этап первого блока включает в себя обучение методам релаксации. Релаксация является основой мобилизации и программирования необходимых действий и качеств личности. Она оказывает тормозящее воздействие на стрессовую реакцию, устраняет страх, придает силы.

Цель данного этапа — ознакомление и обучение методам релаксации и формирование способности к расслаблению в стрессовой ситуации. В ходе этапа участники осваивают известные методы самопрограммирования и аутотренинга, методы снятия стрессового состояния.

  1. Специальные упражнения по технике релаксации и расслаблению нервной системы (Андреев О. А., Хромов Л. Н., 1997), глубокого дыхания и визуализация (Лапп Д., 1993; Цзен Н. В., Пахомов Ю. В.,1988).
  2. Тренинг аутогенной тренировки АТ-1 Шульца, состоящий из 6 видов упражнений: «Вызывающие ощущение тяжести», «Вызывающее ощущение тепла», «Регуляция ритма сердечной деятельности», «Регуляция дыхания», «Влияние на органы брюшной полости», «Вызывающие ощущение прохлады в области лба», позволяет добиваться постепенной релаксации (Лобзин В. С, Решетников М. М., 1986; Шульц И. Г., 1985).
  3. Методика Джекобсона, базирующаяся на прогрессивной поэтапной мышечной релаксации (Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., 1997).

Выбор методов релаксации продиктован индивидуальными особенностями личности взрослого и возможностью самостоятельного выбора методов релаксации для дальнейшего использования.

Этот этап, в свою очередь, состоит из двух последовательных периодов. Первоначально осуществляется ознакомление и обучение взрослых методам релаксации. Разъясняется значимость, необходимость и целесообразность применения предложенных методик. Участниками группы выбирают наиболее подходящие методы расслабления для использования на протяжении последующих этапов формирующего эксперимента и в повседневности.

Далее предлагаются обучающие тренинги, направленные на обучение детей правильному дыханию, обучение приемам растяжки — системе специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении, методам рефлексотерапии, тренингу мышечного расслабления для обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Второй блок включает программы, основывающиеся на работе с личностью взрослого, работающего в дошкольном учреждении.

На первом этапе второго блока осуществляется обучение методам релаксации, проводятся тренинги личностного роста и общения (см. выше).

На втором этапе, параллельно с первым, осуществляется просветительская деятельность сотрудников детских дошкольных образовательных учреждений посредством активных методов познания (курсов повышения квалификации, семинаров, педагогических игр: «Алгоритм», «Мозговой штурм», «Диалог», «Педагогический бой», «Ученый совет» и др.).  Основная цель заключается в ознакомлении с теоретическими основами данного исследования, этиологией, патогенезом, клиникой, программой сопровождения развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

На третьем этапе второго блока программы сотрудники ДОУ принимают активное участие в наблюдении, психологическом сопровождении воспитания и развития детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Третий блок программы основывается на работе с личностью детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществляется в рамках мероприятий, включающих в себя медицинское, психологическое и педагогическое направление.

Комплексная программа работы с детьми включает два этапа: индивидуальную и групповую коррекцию.

На первом этапе - индивидуальной коррекции - работа направлена на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, подготовку к групповому коррекционному воздействию, знакомство ребенка с методами тренинга мышечного расслабления.

Второй этап - групповая коррекция - направлен на развитие навыков общения, социализацию ребенка в обществе, повышение самооценки, снижение тревожности и агрессивности, развитию познавательной, эмоционально-поведенческой сферы и двигательных функций. Режим групповых форм работы строится с учетом проведения двух раз в неделю по 20-30 минут.

Основное содержание коррекционно-развивающих групповых занятий дошкольников с ограниченными возможностями здоровья составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Вместе с тем еще одним необходимым элементом занятия должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества. К проблеме содержания развивающей работы относится вопрос об организации психологического пространства, состояния психологической защищенности и комфортности, а также о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятий. Для детей с ограниченными возможностями здоровья не рентабельно использовать многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду рассеянности и снижения внимания. Каждое упражнение должно проводиться несколько раз с усложнениями, с другими возможными вариациями. Перегрузка занятий новизной и разнообразием, перенасыщенность эмоциональными эффектами резко снизит качество и значимость проводимой работы.

Такая постановка вопроса представляется столь важной, что привела к решению разработать общую структуру коррекционно-развивающих занятий. Эта структура включает следующие элементы развивающего занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Основная часть занятия.
  4. Тренинг мышечного расслабления: упражнения на дыхание, растяжки, релаксация.
  5. Ритуал прощания.

Первая и заключительные части занятия — ритуалы приветствия и прощания —важные моменты работы с группой. Они позволяют сплачивать детей, акцентировать внимание, вызывать заинтересованность, развивать коммуникативные и социальные навыки взаимодействия детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основная цель ритуала — синхронизация, приведение в соответствие биологических и психологических ритмов, нацеливание на определенные действия, обозначающие начало деятельности или окончание деятельности — ритуал прощания

Вторая часть занятия включает пальчиковые игры.. Эта часть охватывает упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, речи, мыслительных процессов, концентрации внимания. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади и близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работами многих ученых доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Третья часть занятия представляют собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или психокоррекционного комплекса. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться в порядке от сложного к простому. Количество не должно превышать 2—3 игр и упражнений.

Четвертая часть занятия. Цель данной части — развитие творческого самовыражения, телодвижения, постановка правильного дыхания, выполнение растяжки, тренинга мышечного расслабления, развитие навыков саморегуляции и освоения навыков релаксации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть в...

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

«Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучени...