Посели в своем сердце любовь
план-конспект урока по теме

Ильина  Светлана  Викторовна

"Самая  большая  услуга, которую  человек  может  оказать  стране  и  человечеству, это,пожалуй,  вырастить  детей".  Джордж  Бернард  Шоу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poseli_v_svoem_serdce_lyubov.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина Светлана Викторовна, старший воспитатель ГБОУ детский сад №2092

ВАО г.Москвы.  

Посели в своем сердце любовь.

                                                                                  «Самая большая услуга, которую человек может оказать стране и человечеству, - это, пожалуй, вырастить детей»

                                      Джордж Бернард  Шоу

У каждого человека слово «ребенок» ассоциируется с улыбкой, чистотой, радостью. Каждая мать скажет: «Это мое счастье!». Каждый родитель хотел бы воспитать ребенка так, чтобы ему не было стыдно ни перед самим собой, ни перед людьми, ни перед Богом. Каждая мать желала бы, чтобы ее дитя радовало ее сердце, было отрадой в жизни и опорой в старости. Как же воспитать ребенка, что же самое главное в воспитании детей? Трудно ответить на этот вопрос. Дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок впитывает в себя все, что видит, чувствует, познает, как губка. И насколько важно, нам взрослым, быть для ребенка и другом, и примером для подражания, и учителем. Дошкольный возраст – это «фундамент», на котором возвысится «дом». И насколько крепким будет этот «дом» зависит и от прочности «фундамента» и от «строителей». Поэтому, перед нами взрослыми стоит ответственная задача – вырастить достойного человека, активную целеустремленную личность, способную нести свет и любовь человечеству. Дошкольный возраст -  это возраст становления личности ребенка, время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. На сегодняшний день большое значение для ребенка имеет, прежде всего, тепло, любовь, взаимопонимание, эмоциональный и духовный контакт окружающих людей, как взрослых, так и сверстников. Но атмосфера счастья и удовлетворенности, как известно, не возникают сами собой. Это результат сознательных усилий, в первую очередь родителей, и педагогов. Для ребенка важна позиция взрослого, который должен показать пример благочестивого поведения, терпимости по отношению к людям других национальностей, и других вероисповеданий. Умение созидать гармоничные отношения – хороший показатель человеческой и социальной зрелости любого из нас.

        Самые страшные потери те, которые мы не замечаем, не чувствуем, не придаем значения Это  проблема духовной и эмоциональной истощенности подрастающего поколения. В настоящее время это одна из самых важных проблем, стоящих перед нами взрослыми. Причина - в безликих неэмоциональных мультфильмах, нехватки времени родителей на общение с детьми, низкий культурный уровень общества. Воспитание же сводиться к подготовке к школе, к усвоению грамоты, развитию логического мышления. Нравственное развитие же сводится к нулю. Дети порой совершенно равнодушны к горю, боли близкого человека. Также плохо, когда эмоциональная сфера развита сильнее интеллектуальной. В неблагополучных семьях дети остро переживают ссоры родителей, грубое отношение и тд. Взрослые сосредотачиваются на собственных проблемах, а ребенок, не получая знаний, не может осмыслить свои переживания и со временем привыкает к этому состоянию.. Одни дети понимают страдания близких, добры, отзывчивы, чувствуют несовершенство  взаимоотношений. Другие «эмоционально продвинутые» - строят свое поведение по иной схеме. Они озлоблены, замкнуты, раздражительны. Поэтому, в детском саду ведется большая работа по воспитанию духовно-нравственного начала. Это и любовь к семье, к родителям, к городу, в котором мы живем, ко всему окружающему. Это ознакомление с культурой нашего народа, а также с культурой других народов, воспитание терпимости по отношению к людям других национальностей. В «Духовных наставлениях преподобного Серафима мирянам и инокам» читаем: «где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога, - мирно и полезно…». Значит, главное воспитание доброты, любви, сердечности.

В Библии написаны чудесные строки…. «великое приобретение быть благочестивым и довольным», то есть быть всегда довольным не зависимо от окружающего действительности. Не путать с мирской логикой: дураку – все хорошо. А именно умение владеть своей волей, эмоциями, быть выше обстоятельств.

Поэтому, основным результатом нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребенка. А для этого необходимы, во-первых, знания о моральных нормах, а во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

В настоящее время разработано достаточное количество программ по духовному и социально-нравственному воспитанию. Наш детский сад работает по программе «Детство», с использованием парциальной программы «Я-Ты-Мы».

Комплексная программа «Детство», созданная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им.А.Н.Герцена, как программа целостного развития ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей, привлекла внимание тем, что социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса, объединяющее все его аспекты. Раздел программы «Детство», названный «Ребенок входит в мир социальных отношений», определяет основные ориентиры в содержании процесса развития социального мышления, чувств, поведения дошкольников и подчеркивает необходимость специального формирования у детей умения различать и понимать эмоциональные состояния взрослых и сверстников, выраженные в мимике, пантомимике, в интонации, жестах. Программа нацеливает воспитателей на развитие у детей умения разнообразно передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, художественно-театральной и других деятельностях. Педагогическая технология программы «Детство» социально-эмоционального развития дошкольника предусматривает целенапрвленное накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через его участие в специально-организованных педагогических ситуациях. Педагогические ситуации  всегда носят проблемный характер, т.е. заключают в себе некую близкую ребенку жизненную проблему, в разрешении которой он принимает участие.

          Социально-эмоциональная программа «Я-Ты-Мы» автора О.Л.Князевой, рекомендованная Министерством образования РФ, представляет собой педагогическую систему воспитательной работы по становлению личности ребенка, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей. В программе показана связь социального и эмоционального развития; подчеркнута роль социальных навыков для  умения ребенка общаться, устанавливания дружеских отношений с другими детьми, разрешения конфликтных ситуаций.  Программа состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», и «Социальные навыки».

 Интересны методические рекомендации Р.Р.Калининой «В гостях у Золушки». Рекомендации разработаны на основе опыта работы педагогов г. Пскова.   Состоит из двух, относительно самостоятельных частей: первая часть посвящена проблемам адаптации, вторая – развитию личностных качеств ребенка. Это первое пособие, которое мы использовали в работе по развитию эмоциональной сферы.

 Чрезвычайно большой интерес вызывает методическое пособие Т.Д.Зинкевич-Евсеевой «Путь к волшебству». Данное пособие знакомит с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности ребенка средствами сказкотерапии.

Эмоции и чувства ребенка сопровождают ребенка в процессе всей его деятельности: в игровой,  художественной,  театральной и др., то есть, что бы ребенок ни делал, ко всему он выражает свое отношение  Целью  работы для нас является развитие способности у детей понимать эмоциональное состояние окружающего мира, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям.

Первое направление нашей работы – это изучение эмоций. Занятия проводит психолог детского сада. Как основной метод использовали сказку. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

По рекомендации И.В.Ковалец, знакомство с эмоциями начинали от более простых и понятных к более трудно «читаемым». Начинали работу с эмоции «Радость». При изучении других эмоций всегда возвращались к эмоции «радость». Для ознакомления с культурой русского народа создан уголок русского быта. В всех группах оформлены уголки театральной деятельности, где дети обыгрывают сказки, произведения художественной литературы.

В процессе работы были замечены такие изменения:

  1. Улучшились взаимоотношения детей в группе; дети стали проявлять доброжелательное отношение к окружающим, старались находить пути справедливого и гуманного разрешения возникающих проблем;
  1. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, старались прийти им на помощь, проявляли внимание.

Подчеркивая значение эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С.Выготский писал: «Жизненный путь личности – это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. И в заключении хочу рассказать притчу, которая, на мой взгляд подтвердит вышесказанное:

«Как-то раз старый индеец сказал своему внуку:

- В каждом человеке борются два волка. Один волк представляет все зло, какое есть в человеке: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой представляет добро: любовь, надежду, уважение к другим, доброту, верность, любовь и мудрость. Маленький человек задумался и спросил:

- А какой побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Тот, которого ты кормишь.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Поселите музыку в доме"

Консультация для родителей...

Как не поселить дошкольника у телевизора

Дети стали все больше времени проводить перед телевизором. И речь идет не только о подростках. К телевизору стали подкладывать даже младенцев, которым «голубой экран» противопоказан совершенно, сообща...

Учитель логопед- это человек который не только исправит речь ,но и тот кто поселит в душе ребёнка надежду уверенность в собственные силы! "Артикуляционная гимнастика."

Презентация артикуляционной гимнастики!  Специальные упражнения артикуляционной гимнастики.Детям 2-4-х лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка.В этом возр...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Есть у нас стеклянный дом, поселились рыбки в нем»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе...

Консультация для родителей "Поселите музыку в доме"

Эта консультация посвещена музыкальному развитию ребенка как  грудничка, так и дошкольного возраста. Педагогам, работающим с малышами, известно, что даже крошечный ребенок способен реагирова...

Консультация для родителей «Посели в детском сердце добро».

Консультация для родителей «Посели в детском сердце добро»....

Семейно-экологическая лаборатория «Формы и методы работы с родителями по формированию природолюбия в семье: «Семейное счастье» на окошке взращу - к себе его в дом навсегда поселю!»

Настоящей работой я  хочу обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детей и родителей.Немало...