Сообщение для воспитателей: « Привычка быть нравственным с детства.»
материал (младшая группа) по теме

ИЛЬИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

 

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всём многообразии этих программ педагоги отмечают  нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_rmo_27_yanv_2012.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 21 «ГОЛУБОЙ ОГОНЁК»

        Сообщение на РМО

по теме:

 « Привычка быть нравственным с детства.»

                                 Воспитатель МКДОУ

детский сад общеразвивающего вида

                                   №21 «Голубой огонёк»

                                                 Ильина Светлана Сергеевна

Дата проведения: 27 января 2012г.

п. Газопроводск, 2012 г.

«Посеешь привычку –пожнёшь характер».

Народная мудрость.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всём многообразии этих программ педагоги отмечают  нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Все мы родом из детства…  Человек не рождается жестоким, злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести.  Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается  с привычки.

В «Большой Советской  Энциклопедии»  привычка определяется как «сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности».

В основе привычки лежит навык выполнения соответствующего действия. Реализация привычки является обычно непроизвольной и в значительной мере бессознательной формой поведения. Привычки возникают в любых сферах деятельности и захватывают все стороны жизни. Отдельные привычки (прежде всего нравственные) могут непосредственно перерастать в устойчивые черты характера человека.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и привычек . Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определённым образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было  эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определённые усилия воли для достижения результата.( Лихачёв Б.Т. «Педагогика», - М.: Педагогика, 1992.)

Нравственное поведение – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.( Мухина В.С. «Психология дошкольника».- М.: Академия, 1999.)

Таким образом, нравственное поведение – поведение  глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в раннем возрасте ребёнок, ещё не способный к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.

Рассмотрим типичные примеры:

  1. Десятимесячный карапуз уцепился  за дедушкин нос и теребит его. «Ну и силач!» - умиляется дедушка, едва сдерживаясь от боли. Через год тот же малыш топает ножкой, требуя дедушкины очки. «Такой любознательный!» - уже с  меньшим умилением, но с гордостью заявляет дедушка. А ещё через год ребёнок бросается на дедушку с кулачками. «Своенравный бесёнок!» - теперь уже возмущается дед.
  2. Марина бежит навстречу воспитателю с куклой в руках. Поскользнулась, упала, выронила куклу. Поднялась в нерешительности, готова заплакать, то ли от обиды, то ли от боли. «А Катя-то как ушиблась, - сокрушённо говорит воспитатель, поднимая и рассматривая её. – Пожалей Катю». Девочка сочувственно гладит куклу и замечает трещинку на её руке. «Надо сделать перевязку», - предлагает воспитатель. За лечением куклы девочка, исполненная сочувствия к ней, забывает о собственной боли.

Несомненно, нет никакой фатальной предопределённости дальнейшего поведения малыша, поднявшего руку на дедушку. Ещё, как говорится, всё впереди.  Но в лучшем случае что-то уже надо преодолевать, что-то осело в ребёнке и пустило корни, хоть ещё неглубокие. Малыш уже привык, что ему всё дозволено. А встретив возражение, пускает в ход кулачки. Если отношение взрослых к нему не изменится – это и есть худший вариант, - вырастет злой, жестокий мальчик, а потом и мужчина. Что же касается Марины, то привычка к сочувствию, к сопереживанию, которую прививает воспитатель, - начало доброты, благожелательного отношения к окружающим.

  1. Мать со слезами призналась воспитателю своего сына, теперь уже взрослого, как тяжело ей ощущать его черствость по отношению к ней и бездушное отношение к преданной ему женщине. И вот перед глазами педагога всплыла картина дней , давно минувших, когда Коля посещал её группу. Мальчик взял одну из лучших кукол за ноги и на глазах у изумлённых  детей ударил её об пол. Мать, поставленная об этом в известность, увидела в происшествии только одну материальную  сторону дела и поспешила возместить убыток, причинённый мальчиком. Но возместила ли она вместе с тем  самым потери в воспитании сына?
  2. Ребёнку нет ещё и года, а его приучают погладить куклу по голове, покормить игрушечную собачку (сами же взрослые могут на глазах у малыша покормить и живую), кошку или птичку.
  3. На втором году малыша учат делиться с окружающими сладостями, игрушками, сочувствовать тому, кто упал, ушибся, плачет.
  4. Ребёнок чуть постарше приобретает привычку помогать младшим.

В детском саду ребёнок получает богатый опыт взаимоотношений со сверстниками и с младшими детьми. Коллективистические начала здесь основа жизни. Но когда в детский сад  приходит уже избалованный ребёнок, педагог ведёт работу и с малышом, и с его любящими родителями. С трудом ребёнок осваивает правила: подождать, не отнимать игрушку; следующая ступенька – уступить, поделиться. Пример других детей, поощрение воспитателем его первых уступок, поддержанное родителями, постепенно делают своё дело. Они убеждаются в необходимости изменить положение ребёнка в семье: «взаправду» принимать его угощение, не подчёркивать то, что даётся ему одному, упражнять в доброте, создавать ситуации, в которых могла бы формироваться привычка оказать помощь тем, кто в ней нуждается, проявлять заботу.

Примеры, приводимые воспитателем из жизни группы и из опыта семейного воспитания, помогут родителям конкретнее представить суть семейного воспитания, представить суть истоков нравственности и их значение.

  1. Две семьи, где есть девочки, отправились провести день в парке. Одна мама предложила угостить детей мороженным. Подошли к продавцу. Тот подал мороженное, родители стали расплачиваться. Одна из девочек взяла обе порции и поспешила уединиться. Многих и долгих увещеваний стоила её уступка отдать одну порцию подружке.
  2. Трёхлетней Галочке бабушка прислала ко дню рождения посылку. «Что-то там в ящике?». Сверху лежали две плитки шоколада. Это, кажется, ещё не всё», - сказала мама, обращаясь к Галочке, но той уже и след простыл. Она побежала поделиться с подружкой. Эти девочки выросли и стали взрослыми, но закрепившиеся в детстве привычки дают себя знать и теперь.

В игре закрепляются навыки самообслуживания. Подсказывая ребёнку, что надо делиться с другими, не скупясь при этом, не журя за расточительность, а, напротив, поощряя щедрость, упражняя ребёнка в подобных поступках, взрослые формируют у него ценную привычку, которая является залогом того, что из него не вырастет скряга.

Сначала малыш поступает так, как ему подсказывают взрослые : помогает воспитателю, бабушке, и другим взрослым, делится гостинцами со сверстниками и т.д. Постепенно у него формируются соответствующие привычки, и он уже испытывает потребность поступать именно так.

Полезно давать детям посильные поручения : подать бабушке очки или принести папе одёжную щётку, полить под руководством старших комнатные растения, разложить на столе салфетки, столовые приборы, поставить хлебницу, помочь маме нести небольшую покупку. Взрослый следит за тем, чтобы ребёнок выполнял задание старательно. Особенно ценно научить малыша браться за дело по собственной инициативе : увидел, что газета упала, отнеси на место, разбросал игрушки – собери. В раннем возрасте ребёнку всё это особенно интересно. Он охотно, с большим желанием выполняет любые поручения взрослых и бывает очень рад, когда его хвалят, подчёркивают, что он «уже большой».

Привитие малышу навыков и привычек, связанных с самообслуживанием (одеваться, умываться, есть и др.), с оказанием помощи членам семьи, - начало трудового воспитания, формирования трудолюбия как черты характера.

Для того, чтобы эта ценная черта характера была сформирована в будущем, уже в раннем возрасте ребёнка приучают уважать труд взрослых (няни – в детском саду; родителей, бабушки – дома) : не сорить, вытирать ноги или переобуваться, входя в помещение, не мешать родителям, когда они пишут или читают, беречь одежду, игрушки. В одних случаях взрослые опираются на возрастающую потребность детей в проявлении самостоятельности (формируя привычку, скажем, складывать игрушки, самостоятельно умываться , оказывать посильную помощь взрослым и младшим детям и т.п.), в других – побуждают ребёнка к сочувствию, в третьих – радуются вместе по поводу правильного поступка.

Как и при воспитании гигиенических навыков, в формировании нравственности с успехом могут использоваться игры, этические беседы, детские праздники, где ребёнок может выступить в роли гостеприимного хозяина, угощая и одаривая участников. Играя, например, в доктора, малыш приобретает такое качество, как готовность оказать помощь «пострадавшим» - игрушечным зайцам и мишкам или своим сверстникам. Взрослые поддерживают подобные игры. Включаясь в детскую игру, руководят ею и направляют действия ребёнка.

Ребёнок не рождается вежливым или безнравственным, добрым или злым. То , каким он станет, зависит от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Если малыш с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, аккуратен, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т. п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости. О таком человеке можно сказать, что «у него с детства привычка быть нравственным».

Приложение1.

Наталья Викторовна Микляева с другими соавторами  в методическом пособии «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет»  приводит целые комплексы занятий для разных групп детского сада по привитию нравственных привычек и навыков. Мы пользуемся этими разработками на занятиях с детьми.

Конспект занятия по нравственному воспитанию на тему:

«Давайте познакомимся!»

Цели и задачи:

Развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, зрительно-двигательной координации, развитие слухового восприятия, формирование умений слогового синтеза, формирование ориентировки в пространстве группы, развитие зрительной памяти и формирование умений двигательной импровизации.

Воспитательные : приучать детей общаться спокойно, без крика, формирование доброжелательного отношения детей друг к другу, адаптация к группе, запоминание имён детей-сверстников, посещающих группу, формирование интереса к занятию продуктивной деятельностью (рисованием) вместе с другими воспитанниками.

Образовательные: формирование умений отвечать  на вопросы взрослого и задавать их педагогу и сверстникам, формирование умения пользоваться простыми предложениями с предлогами, согласования существительных с глаголами в настоящем времени, единственном числе.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям провести игру «Давайте познакомимся!»

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит игрушку, зайца Степашку, называет свеё имя и имя того, кому передаёт Степашку: «Меня зовут Светлана Сергеевна, тётя Света! А тебя зовут…(взрослый смотрит выжидательно на ребёнка)… Олечка. Прыг! – Степашка пришёл в гости к Оле. Олечка, твоя очередь знакомиться с ребятами!» Названный ребёнок берёт игрушку, называет своё имя и имя следующего участника.

Эта игра создаёт оптимальную ситуацию для знакомства детей, потому что имя ребёнка – это ключик к его внутреннему миру. Если дети обращаются друг к другу по имени, то они начинают считать друг друга «своими знакомыми», входящими в «интимный круг» общения, как говорил А.Н. Леонтьев. Кроме того, не только для детей, но и для взрослых имя – «самые сладкие звуки в мире», как писал в своих  книгах-бестселерах  Д.Карнеги. Они открывают дверь в человеческую душу. Поэтому создание условий для социально-нравственного воспитания начинается именно со знакомства детей и запоминания имён других  воспитанников.

2. Игра « К нам гости пришли»

        В о с п и т а т е л ь (предлагает детям подойти к нему). Дети, сегодня к нам в гости должны прийти ещё и другие игрушки. (Слышится стук в дверь.) Отгадайте, кто к нам пришёл? Фи (педагог хлопает в ладоши) – ля (ещё один хлопок).

Дети прислушиваются и высказывают своё мнение относительно имени гостя. При этом педагог обращает внимание на то, что  когда кричат все, то ничего не слышно. Поэтому он предлагает детям говорить тише и по очереди. Дети высказывают свои предположения. Затем воспитатель подходит к двери и незаметно достаёт Филю.

        Ф и л я. Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Марина, сыграй мне на бубне, а я попляшу.

Девочка медленно ударяет в бубен, Филя в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным способом воспитатель обыгрывает отгадывание имён и появление других игрушек . Степашка  танцует под удары молоточком на металлофоне, Хрюша – под звуки детского пианино, Каркуша летит под звон колокольчика.

В о с п и т а т е л ь . Теперь отгадайте, кто хочет с вами потанцевать?

Педагог воспроизводит звук на одном из инструментов, а дети отгадывают, кто хочет с ними поиграть. Затем делается несколько танцевальных движений детей вместе с героями. Здесь очень важно обращать внимание на то, чтобы детям было приятно находиться вместе. Важную роль в этом играет «заражение» положительными эмоциями от взрослого и сверстников, их улыбки и доброжелательные взгляды, лёгкие прикосновения и движения в общем ритме. Педагог взглядом и словом поощряет такое поведение воспитанников и следит за тем, чтобы дети не мешали друг другу.

3. Игра  «Найди игрушку»

        Детям предварительно нужно показать все уголки группы, рассказать об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.

        Воспитатель с помощью двигательной импровизации (пантомимы) показывает, какой герой из «Спокойной ночи , малыши!» хочет поиграть с ними в прятки. Потом предлагает детям закрыть глазки ладошками, а сам быстро прячет игрушку. Например, «Игрушка лежит в раздевалке». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала). Затем игрушки по очереди прячут дети, пользуясь данным им образцом поведения воспитателя. Остальные – ищут.

4. Окончание занятия

В о с п и т а т е л ь . Ребята, вам понравилось, как с вами играли Степашка и его друзья?

Высказывания детей.

Можно их ещё раз пригласить к нам в гости?

Дети отвечают положительно.

Хорошо. А сейчас мы нарисуем их портреты – вот мама с папой удивятся, не поверят, что у нас в гостях  были настоящие Хрюша и Каркуша из «Спокойной ночи, малыши!». Вечером вы эти рисунки подарите родителям. Воспитатель достаёт заготовки – силуэты Хрюши, Каркуши и Степашки. Детям предлагается обмакнуть пальчик в жидкую гуашь и нарисовать им глазки, носик (клювик или пятачок).                                                  Дети выполняют задание по желанию.

Это задание способствует активизации и ассоциированию положительных социальных эмоций, связанных с общением детей в детском саду и в семье, с родителями. С другой стороны, оно направлено на создание условий для формирования первых простейших социальных мотивов поведения, когда от ребёнка требуется сделать что-то не ради себя, а ради другого человека. Поэтому начинают именно со стремления детей сделать что-то хорошее для родителей как наиболее близких людей, относительно которых социальные представления и чувства уже достаточно сформированы или хотя бы начали формироваться.

Литература

  1. Алябьева Е.А . нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. - М.: Педагогика, 1992.
  3. Микляева Н. В . Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий / Н.В.Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  4. Мухина В.С. Психология дошкольника.- М.: Академия, 1999.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Привычка быть нравственным…»

Воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения...

Выступление на окружных Титовских чтениях с сообщением «Горжусь профессией своей, за то, что детство проживаю многократно»

В этой статье яделюсь с коллегами своим отношением к профессии воспитателя, которой я отдала более 30 лет своей жизни. Я люблю свою профессию, я люблю детей. И мне очень хочется, чтобы на смену нашему...

Привычки необходимые ребенку с детства

Каким полезными привычкам надо научить ребенка в детстве...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...