проектный метод как средство взаимодействия с родителями
материал по теме

Зосимова Анастасия Владимировна

Проектный метод в ДОУ может быть представлен как в детских, так и детско-взрослых проектах. Прежде чем подключить родителей, необходимо проветси консультацию или мастер-класс по организации проектов...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_kak_sredstvo_vzaimodeystviya_dou_i_semi.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи.

Автор: старший воспитатель МБДОУ № 41

 Зосимова Анастасия Владимировна.

Новые социально – экономические условия в современном  обществе обусловили  изменения, происходящие в системе дошкольного образования, которое на сегодняшний момент поднялось на более высокий уровень.   Введение федеральных государственных требований  в воспитательно - образовательный процесс, перенос акцентов на обучение во всех режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка обусловило привлечение семьи не просто к взаимодействию с ДОУ, а к проблемно-поисковой деятельности, конкретно к разработке проектов.

 Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Проектный метод нашел свое отражение еще в идеях отечественных педагогов в 20-е годы ХХ века:  Б.В.Игнатьева, М.В.Крупенина, Н.К.Крупской.  «Педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельность в обучении»[1,с.5]. В 30-е годы данный метод был незаслуженно запрещен. В конце ХХ века проектирование превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности детей.  

Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут не только стать для ребенка источником информации, но и оказать реальную помощь ребенку и педагогу в работе над проектом, а также стать непосредственным участником.

Обращаясь к методу проектов в своей работе, мы остановились на взросло-детских проектах. Содержание проектной взросло-детской деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии к объектам социальной среды, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела и др.). Однако  прежде чем привлечь родителей непосредственно к разработке проектов, нами была проведена консультация для педагогов и родителей с целью разъяснения принципов и методов проектов. Так нами был предложен  примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1. Определить цель проекта на основе изученных проблем детей.
2. Разработать план  достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составить  план - схему проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включить в план схему проекта  игры и другие виды  детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного  выполнения.
8. Презентация проекта.

        Основные этапы метода проектов:

1. Целеполагание: педагог или родители  помогают ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Важно отметить, что проект должен быть не просто посильным для ребенка, но и эмоционально окрашенным.  Необходимо, чтобы ребенок был заинтересован в получении результата.

Для реализации были предложены следующие виды проектов:
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет («Как люди делают запасы?», «Волшебные коробки»);
2
. Сюжетно-ролевые (с элементами творческих игр): когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (« Кто она такая- Баба – Яга?», «Как сказочные вещи  стали служить людям?»);
3.
Информационно - практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.

Все проекты, разрабатываемые взрослыми и детьми, по своей сути краткосрочные, что обусловлено возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Данные социологического опроса, представленные на рис.№1, показали, что родители, включенные в разработку проектов, их защиту стали более отзывчивы к просьбам педагогов, они более заинтересованы тем, что происходит в дошкольном учреждении, как проживает каждый день их ребенок.

Рисунок 1.Значимость взросло - детских проектов.

Данные мониторинга результативности проектной деятельности показали,  что в процессе работы над проектами у детей формируются, не только познавательно – исследовательские навыки, но и совершенствуются психические процессы. Так, в  младшем дошкольном возрасте отмечалось формирование эмоциональной заинтересованности; знакомство с предметами и действиями с ними; развитие мышления и воображения. В старшем дошкольном возрасте посредством проектов формируются предпосылки учебной деятельности:
• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
• потребности в создании собственной картины мира;
• навыков коммуникативного общения.

В нашем дошкольном учреждении ежегодно проводятся смотры – конкурсы проектов, начиная со средней группы. Так нами были проведены такие конкурсы проектов как: «Дары Кубани», « Старый – новый Армавир»,  «Все профессии важны». В 2012-2013уч.г. планируется конкурс проектов «Здоровый образ жизни. Что же это такое?», «А книга может быть волшебной?».

В 2011-2012уч.г. наши воспитанники и их родители разработали проекты: «Что надо сделать, чтобы тобой гордились?» (занял первое место на муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Я – исследователь»), «А люди тоже делают запасы?» (второе место на краевом этапе конкурса  семейных экологических проектов в г. Краснодаре), «Волшебные коробки» (третье место на уровне ДОУ в рамках конкурса  семейных экологических проектов).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что метод проектов в дошкольном учреждении является не только эффективным средством познавательно – личностного развития  дошкольников, но и связующим элементом между педагогами и родителями. Следует отметить, что применение проектных методов требует обдуманности и разумности в использовании; он не может быть обособленно главенствующим,  а должен быть рационально интегрирован  в системе воспитательно – образовательного процесса.

Список используемой литературы:

  1. Битютская Н.П. система педагогического проектирования: опыт работы, проекты.- Волгоград, Учитель,2012.-212с.
  2. Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. [Текст]/ Т.Н. Ильина // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический журнал. – 2008. № 1. – С. 75–77.
  3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
  4. Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, - С. 8–12.
  5. Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. [Текст] / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007. № 1. – С. 64–73.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
  7.  Материалы журнала «Дошкольное воспитание»:
    № 4-2006 г., № 10-2007 г.
  8.  Материалы журнала «Дошкольное педагогика»: № 2; 5 – 2010 г.
  9.  Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектной деятельности - эффективная форма взаимодействия с родителями

Одним из перспективных  и интересных методов, способствующих привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс, является метод проектной деятельности. Я использовала метод проектной д...

Проектный метод как средство включения родителей в единое образовательное пространство

Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обуславливает в воспитательно-образовательном процессе перенос акцентов на обучение во всех режимных моментах, с...

Опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство взаимодействия с родителями".

Презентация опыта работы по внедрению проектной деятельности в ДОУ с описанием реализуемых проектов....

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста

В свете современных изменений в системе образования, в соответствии с ФГОГС ДО, сложившуюся ситуацию можно решить  в процессе «взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, непосре...

Консультация для воспитателей "Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи"

    Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенд...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ».

Тема самообразования:  «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, родителей и детей».Срок реализации:    с 01.09.2017г по 25.05.2018г.Цель: определи...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ

В статье раскрываются особенности детско-родительского проекта,  роль отца в воспитании ребенка....