Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника
статья по теме

Тихонова Ирина Сергеевна

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.

Но еще есть историческая память поколений. Задача педагогов – передать ее детям, наполнить их сердца не гаснувшим светом народной культуры, знанием традиции и истории своей страны.

Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

 «Народ, который не знает  своей  культуры,  

истории, - презренен и  легкомысленен           

     Н.М Карамзин

 

                В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  поликультурное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

             Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, преумножить богатство своей страны.

             Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.

             Дошкольное детство – яркий период жизни человека.  Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.

                Но еще есть историческая память поколений. Задача педагогов – передать ее детям, наполнить их сердца не гаснувшим светом народной культуры, знанием традиции и истории своей страны.

                Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных  ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

                Высшей  ценностью общества является человек. Забота о его всестороннем развитии должна быть основной задачей воспитателя.

                Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и близким окружением. Формирование личности ребенка, воспитания  у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

                Чувства интернационализма формируются у детей в процессе взаимодействия их с взрослыми.   Для реализации принципа регионизации и гуманизации воспитания решено использовать наши возможности по воспитанию дошкольников в духе дружбы между народами, любви к Родине, приобщению к национальной культуре.

                Важнейшей предпосылкой полноценного культурного развития личности ребенка является беспрепятственный диалог различных культур. Но чтобы понять национальную душу соседствующего народа мало иметь представление о его обычаях и традициях, укладе жизни, фольклоре и литературе, нужно, прежде всего, познать и почувствовать наследие своего собственного народа.

                Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, приобщать к культуре народов своего края.

                В результате сложившихся тесных эмоциональных,  политических и культурных связей между народами, проживающих на территории Мордовии,  в их творчестве много общего. Но при всей близости каждый народ имеет черты национальных традиций, национального колорита.

                Сохранение всех этих особенностей, индивидуального «облика» каждого народа представляется чрезвычайно уникальным для нашего  региона. В нашей республике проживают люди разных национальностей. Однако многие из них не знают истории, культуры, традиций и обычаев друг друга. Да не только друг друга,  даже историю своего народа. И мы решили – необходимо углубленно решать эту проблему  с использованием национально-регионального компонента.

                Начиная работу по патриотическому воспитанию, воспитанием любви к родному краю нужно было самим педагогам. Изучив множество методической и исторической литературы, мы подумали, что целесообразно показать детям и о чем рассказать, особо выделив то, что характерно для нашего региона, через что можно показать связь нашего города, посёлков, деревень, где живут близкие наших детей. А поскольку в наш детский сад ходят  дети разной национальности (мордва, русские, татары), мы, говорим обо  всех, подробно останавливаясь на обычаях и традициях каждого  народа, на его литературе и фольклоре

      В нашем городе, жили и живут люди, тонко чувствующие прекрасное, истинные носители народной культуры, мастера своего дела. Для «внутреннего здоровья» человеку нужно с детства знать и любить свои корни, родителей, родную землю, родной язык, культуру, историю.        

        Педагоги нашего коллектива поставили перед собой задачу: знакомить детей с традициями своих предков, воспитать уважение к культуре своего народа, к знаменитым землякам, прививать любовь к родной природе.

        Педагоги детского сада внедрили проекты: «Моя большая и маленькая Родина», «Город, в котором я живу», «Подвижные игры народов Поволжья», «Ушаков»,  программу приобщения детей к мордовскому языку, народной культуре, национальным традициям.         Педагоги на непосредственно организованной деятельности, используют региональный компонент. Например: читая М.  Пришвина, проводят параллель с «Лесными страничками» Ф. Атянина, Я. Пинясова с известными мордовскими детскими писателями.

        При обучении обрядам, обычаям, играм  педагоги значительное внимание уделяют познанию детьми истории и этнографии родного народа.

С этой целью создан в  МДОУ мини-музей  «Краеведение», где собраны и экспонируются старинные предметы быта, одежда. В целом опыт коллектива детского сада обращен к лучшим обрядам и обычаям  народа, благотворно влияет на воспитание детей.

        Приобщение детей к национальной культуре, к ее обычаям и традициям, мы начали с ознакомления со столицей нашей республики. Организованы экскурсии по улицам города, знакомим с достопримечательностями и памятными местами, посетили Краеведческий музей им. И.Д. Воронина, Музей боевой славы и  Мордовский Республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрзи.  Из многочисленных рассказов, экскурсий дети узнали о подвигах, совершенных нашими земляками в годы отечественной войн, где лучшие люди отдали свою жизнь во имя счастливой жизни. Итогом этих мероприятий стали вечера: «Пою тебе, мой край родной» , «Беседа о родном городе» и др.

        Литература не только источник познания? Она призвана выполнять задачи нравственного воспитания, пробуждать любовь к родному краю, к своему народу, развивать чувство прекрасного. Через традиции: народную песню, сказку, игру ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления о культуре своего народа.

        Поэтому, в первую очередь, мы начали знакомить детей с устным народным творчеством – национальном достоянием каждого народа – русских, мордвы, татар.

        Совместно с родителями собрали библиотеку стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок.

        Из произведений И.Д.Воронина, Т.Тимохина, С Люлякиной и др. дети узнали о нашей земле, о ее красоте, ее сыновьях и дочерях, живущих в дружной семье народов.

        Вся работа  по приобщению детей к национальной культуре строиться в тесном контакте с родителями. Родители принимают участие в сборе иллюстрационного материала, предметов быта. С их участием проводятся  вечера отдыха по традициям русского народа «Первый шаг ребенка», мордовского обряда «Укладываю в люльку новорожденного» и другие мероприятия.   Для родителей  проводятся консультации «Растите детей интернационалистам», «На экскурсию всей семьей» и др.

          Анализируя работу, проведенную детским садом, прихожу к выводу, что работа такая необходима. По мнению родителей, знакомство с богатством народного творчества служит действенным средством поликультурного воспитания   дошкольников, способствует формированию у них чувства интернационализма.

                 В конце выступления мне хотелось бы выразить надежду на то, что знания и впечатления, полученные детьми в этом возрасте, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой  для  этнокультурного воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

Статья "Русский народный танец как средство приобщения детей к национальной культуре"

В статье рассматривается влияние русского народного танца на приобщение детей  к русской национальной культуре.  Как  же при помощи танца раскрыть богатую русскую культуру....

Обучение дошкольников государственным языкам РТ через приобщение детей к национальной культуре татарского и русского народов

Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.Знание наследия необходимо каждому народу...

Кукла как средство приобщения детей к национальной культуре.

Приобщение детей к  русской народной культуре является  сегодня актуальной темой. В наше  время дети видят на прилавках  магазина обычные куклы, которых в свою очередь очень много ...

Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....

«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Статья направлена на необходимость ознакомления детей с национальной культурой через хакасские народные подвижные игры....