Развитие личности ребенка в творчестве
материал по теме

Чнаваян Марина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Осеннее  лукошко.

Творческий сценарий осеннего утренника для детей младшей группы «Золотая Рыбка»

Ночной листок.

- Мы сидели вместе дотемна,

 Около открытого окна,

 Вдруг на подоконнике прилег

 Золотистый маленький листок,

 За окошком сыро и темно,

 Вот он и влетел в мое окно.

Он дрожит. И  видно от того

Шевелится листик у него!

 В. Орлов

( Под  песню из мультфильма « Барбарики»  входят дети, выстраиваются полукругом перед зрителями, возле стульчиков, выполняют танцевальные движения)

Дети сели на стульчики.

Вед. Что такое в нашем зале?

 Мы такого не видали.

 Это осень к нам пришла,

Много красок принесла!

 Листья желтые, резные
Все артины росписные!

 Кто-то в гости к нам идет,

 Что-то он нам принесет!

Посидим, поглядим, поздороваемся!

( Входит Грибок)

Грибок. Я пришел из леса,

Я, грибок лесной,

С вами поиграю,

Поздоровайтесь со мной.

Дети( хором) : Здравствуйте!

Грибок: Здравствуйте ребята!

Вед. Грибок, а мы с детками можем еще здороваться по-осеннему!

Динамическая музыкальная  пауза

« Листопад».

Осень, осень, листопад,

Листья желтые летят,

Ветер дует, залувает,

 Тучи солнце закрывают,

 Дождик капает с утра-

Осень- классная пора!

( Дети выполняют движения, согласно тексту)

Грибок: И вам, здравствуйте!

 Вед. Осень- классная пора!

 Осень в гости к нам пришла,

Да, к тому же, много осень

Нам сюрпризов принесла!

( Звучит музыка, входит Осень)

Осень: Привет осенний вам, друзья!

 Как рала всех вас видеть я,

 Осень улыбается, листья осыпаются.

На дорожке лист шуршит,

Что же он нам говорит?

 Грибок: Здравствуйте, говорит!

Осень: Ой-ой-ой, какой позор!

У нас на празднике Му-ха-мор!

Грибок: Почему это, позор?

Высокий красный Мухамор,

Я украшаю лес и бор.

Как я наряден, как умен!

Все говорят, я точно знаю,

«Какая шапочка на нем!

 Осень Ты Мухомор, хорош на вид,

 Но ты, дружище, Я-до-вит!

Грибок: (плачет) Что же мне совсем пропадать?

 Бедный я Мухоморка, Никому я не нужен!

 Вед. Не плачь, Мухоморка, ты наш гость!

 Мы успокоем тебя веселыми песнями и танцами1

Танец «Тарелочки»

Осень: Я ребята, принесла вам осенние подарки,

Вы в корзину загляните,

Что лежит в ней посмотрите!

( Грибок вынимает листья из корзины)

Осень: Из корзинки, посмотрите, листья полетели,

Танцевать, песни петь с нами захотели1

Падают листочки прямо на дорожку,

 Падают листочки прямо нам под ножки!

Песня- танец «Дует ветер».

Вед. Присаживайся Осень, послушай, какие стихи тебе приготовили детки!

( Дети читают стихи осени)

Песня « Котик- коток».

( Дети читают стихи)

Музыкальная игра «Мышки и часы»

Грибок: А кто это так весело смеется?

Вед. Так это румяное яблоко смеется, потаму, что оно волшебное и может исполнить все наши желания!

Грибок: Ну-ка я сейчас проверю: « Яблоко волшебное катаю, желание загадаю»

(катает яблоко по тарелочке)

«Хочу, чтоб в этом зале, песни прозвучали!»

Песня «Птичка»

Грибок: Посмотрите, ребята, Осень наша уснула. Устала, много хороших дел сегодня сделала.

Вед. А мы с вами шепотом попрощаемся с Осенью и тихонько, чтобы не разбудить пойдем в группу!

 (Под музыку, дети на носочках уходят за воспитателем в группу)



Предварительный просмотр:

Яблочный Спас

(Преображение Господне)

Сценарий массового гуляния с участием детей и родителей в Детском саду.

Празднование проходит во дворе детского сада. Деревца во дворе украшены разноцветными лентами, яблоками. В центре двора приготовлен большой стол для яблок, вокруг которого можно водить хороводы, урожай славить. Сцена украшена Цветами, гирляндами. Звучит музыка.

На сцену выходят ведущие.

1-я. Здравствуйте гости желанные!

2-я. Милости просим! Будьте здоровы и счастливы. А наша встреча пусть будет весёлой и радостной, потому что она посвящена русскому народному празднику с красивым названием «Яблочный спас» или «Преображение господне».

Исполняется музыкальный номер «Солнышко моё» (исп. Дети подготовит. гр.)

  1.  Праздник  Преображение Господне связан с удивительным событием в жизни Иисуса Христа. Это произошло за 40 дней до крестных страданий. Господь возвёл учёных апостолов на гору Фавор, где во время молитвы преобразился.

2-я  Лицо его просияло, а одежды стали белыми как снег. Небо покрылось светом, на Христа сошло облако, из него все услышали голос Бога - отца:

1-я. « Сей сын мой возлюбленный». На него есть моё благословение. Его слушайтесь.

2-я. После этого Иисус Христос принял свой прежний облик.

1-я. Пропели колокола на звоннице,  возвещая миру радость. В этот праздник люди принесли Богу благодарность за все труды, которые он помог завершить.

2-я. Преображение – это праздник нового урожая на земле и новой жизни.

   Музыкальный фон «Частушки»

1-я. Для вас открыта ярмарка. Не стесняйтесь, угощайтесь1

2-я. Яблочки кушайте, да одним ухом слушайте!

1-я. Им года не беда, коль душа молода!

 Музык. Фон «Ярмарка»

1-я. По народным приметам «Яблочный спас означает наступление осени. Приходят первые холода. К этому дню обычно закан6чивалась жатва, после которого устраивался весёлый праздник.

2-я. Плели венки из колосьев, выбирали самую красивую девушку – «княгиню», одевали на голову венок. А какие наряды готовили, один лучше другого.

           Исп. Музык. номер «Матрёшечки»- средняя группа.

1-я. Наша ярмарка в разгаре. Всяк выбирает, кому что понравилось.

2-я. Кому Лукова вязаночка!

1-я. Кому песня и сказочка!

2-я. Кому каленый орешек!

1-я. А кому мешок потешек!

            2-я. Кто пораньше пришёл, всяко свой товар нашёл!

                         Исп. Муз. Номер «Самовар»- средняя группа

На сцену выходит «Зелёная аптека»

З.А. Здравствуйте гости ярмарки! Я расскажу вам, чем богаты яблоки и открою народный рецепт здоровья (текст).

Исп. Муз. номер  «Неприятность эту мы переживём»- подготовит. гр.

    Под музыку выходят два скомороха - массовика, они продолжают праздничную программу, проводят игры и конкурсы на сцене.

1-й. Здравствуйте!

2-й. Привет, а чего ты на Вы?

1-й. Я не тебе. С тобой я здоровался. Хочу народ приветствовать, да поближе познакомится! И тебе советую!

2-й. Здравствуйте! Мы праздника заводилы, языки остры, как вилы! (кланяется, у него сваливается колпак).

1-й. Вот как сильно  поклонился-

       Аж, колпак с ушей свалился!

   У тебя, наверное, сегодня лоб чесался? Примета такая – «Лоб чешется - будешь всю жизнь кланяться».

2-й. Да ну! А ещё чего знаешь? К примеру, правый глаз к чему чешется?

1-й. На милую глядеть будешь!

2-й. А левый?

1-й. К слезам…

2-й. А правая бровь к чему чешется?

1-й. К радости, а вот левая – к дороге!

2-й. А губы чешутся к чему?

1-й. К гостинцу!

2-й. Нос?

1-й. Ну, это каждый знает…Вино пить!

2-й. А спина к чему чешется?

1-й. Ты достал уже! Спина чешется – в бане надо мыться! Давай лучше праздник продолжать. Кто желает в наших конкурсах участвовать, аттракционов попробовать?

2-й. Дружно руки поднимайте, а я вас в команды определять буду.

Ведущие формуют из зрителей две команды по 5 человек.

2-й. Не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка повторите. Хорошо, весело проведём сейчас шуточную эстафету, а яблоки помогут нам выявить самых ловких, весёлых, смекалистых.

Эстафета:

  1. От каждой команды по одному человеку соревнуется, кто быстрее без помощи рук, съест яблоко, привязанное к леске.
  2. Следующая пара соревнующихся начинает «яблочную эстафету»: к ноге каждого привязан веник, надо веником загнать яблоко  в корзину. Обратно прыгать на одной ноге. В «Вениксе играют все члены обоих команд, кто быстрее и точнее.
  3. Подхватить с полу яблоко ложкой, зажатой в зубах, и донести до корзины.
  4. Перенести яблоки из одной корзины в другую по схеме: первый 2 яблока, второй- 4, каждый последующий добавляет по два яблока, т.е. пятому надо перенести- 10 яблок и не уронить.
  5. Заключительный конкурс - «Накорми голодного». Двое - по одному из команды – кормят друг друга яблоками. Своими руками яблоко  трогать нельзя. Кто быстрее справится с этой хитростью.

На сцену возвращаются первые ведущие.

1-я. А теперь мы поиграем с ребятами, подходите желающие ближе к нам.

2-я. Загадки любите? Давайте проверим. А тему возьмём лесную, ведь август - месяц грибной.

1-я. Кто раньше встает, тот грибов наберёт.

2-я. А сонливый, да ленивый идут после за крапивой.

1-я. Там, где в травах ветер сладкий,

        Где за полем бор степной,

       Собираем мы загадки

        В кузовок берестяной.

        Ну-ка кто первый, подходи, выбирай загадку!

Каждый ребёнок подходит, достаёт загадку, отгадывает.

1-я. Кто же у  нас отгадал больше всех загадок? Получай сладкий приз. А все, кто участвовали  и помогали, получайте яблочки румяные. Опустел наш кузовок, освободился от загадок. Надо бы его заполнить, а чем?

2-я. Я знаю, чем. В этот кузовок можно класть всё на «ОК»

1-я. Ребята, называйте слова, которые оканчиваются на «ОК». Мы положим в кузовок, например: грибок, пирожок…

Дети называют слова.

2-я. Вот и наполнился кузовок. А сейчас наши скоморохи - заводилы проведут ещё конкурс с вами.

Выходят скоморохи.

1-й. Послушайте наши вопросы и выберите один ответ из трёх предложенных.

Как называют посуду, в которой варят кашу в речке? Кастрюля, сковородка «Тефаль», чугунок?

2-й. Как называют предмет, которым загребают угли в печке: веник, кочерга, полено?

1-й. Как называют на Руси обувь, сделанную из коры липы: лапти, валенки,

сапоги?

2-й. В известной русской сказке солдат варил щи, из чего: из дубинки, из пилы, из топора?

1-й. А теперь загадка посложнее будет: по сеням и так и сяк, а в избу ни как это: дверь, солнечный свет, собака?

2-й. И последняя: веду я внучка по всем комнатам за ручку: утюг. Пылесос, веник?

1-й. А теперь получайте сладкие призы за старание.

Выходят ведущие.

1-я. Пришел Спас, проходит лето мимо нас!

2-я. Пришёл Спас, готовь рукавицы про запас!

Так в народе говорили. С сегодняшнего дня журавли улетают в тёплые края, намекая нам на то, что лето скоро кончится..

1-я. Холоднее стали ночи, накрывая землю седыми туманами. Травники делают последние запасы, чтобы на весь год избавиться от хвори.

2-я. А теперь приглашаем всех хороводы водить, из воды яблок половить. Громче музыка играет. Наш праздник продолжается!

  1. Веселись, народ, угощайся люд честной!
  2. Дай Бог и на другой год соберутся гости на Яблочный Спас в нашем саду!



Предварительный просмотр:

  Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью . Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности дети развивают зрительное восприятие (наблюдение), воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания.

Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. В рисунке или пластическом материале ребенок может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Важность детского рисунка в том, что он порождает у детей творческие эстетические эмоции. Особенностью художественного творчества старших дошкольников является то, что рисунки ребенка становятся все ближе к реальности. Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов.

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа - это то главное, что определяет содержания образа. При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей. Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляются рано.

Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы. При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:

- научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;

- развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);

- развивать чувство цвета.

При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка, научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете, развивать композиционные умения, развивать чувство цвета. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру. Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе.

Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей. К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л.А. Венгера и т.д.), «Детства» (под рук. Т.И. Бабаевой, И.А. Ноткиной), «Из детства в отрочество» (автор Т.И. Даронова) и др. существуют и программы, которые занимаются именно развитием изобразительных знаний, умений и навыков. Такие как: «Какого цвета мир?» (С.А. Золочевский), «Природа и художник» (Т.А. Копцева) и т.д. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключают возможности использования других методических пособий и дидактических материалов. Одна из таких программ «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет». Авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. В данной программе авторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делать занятия более интересными для детей.

Как итог работы, охарактеризуем, какие задачи стоят перед обучением старших дошкольников сюжетному рисунку: формирование эстетики и нравственности, формировать мотивы творчества, обучение способам изображения сюжетного образа, побуждать к самостоятельному творчеству, научить чувствовать выразительность образа. Необходимо проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т. п.

             

                  Развлечение для детей        Костюмированный осенний бал

                    «Широкая Масленица»

             

           Спектакль с участием детей                                     Хореографическая группа «Золотая рыбка»

               «Как зайцы дом строили»

                           

           Сказка спектакль «Муха Цокотуха»                                Развлечение для детей «Яблочный спас»



Предварительный просмотр:

Зимние забавы для детей:

« Рисуем на снегу»

Творческая прогулка.

           Некоторые детки зимой любят гулять намного меньше, чем летом.  Нужно столько всего одеть на себя, да и летних игр для детей можно придумать намного больше, чем зимних. Но поверьте, и зимнюю прогулку с детьми можно сделать увлекательной и интересной. Такой, что каждый раз ваше чадо будет с удовольствием собираться на прогулку.

Можно придумать множество зимних забав для детей: это и катание с горки, и валяние на снегу, и догонялки-прятки, и даже футбол. И в тоже время зимние забавы не ограничиваются подвижными играми (хотя без них никуда).

В зимнее время даже на улице можно заниматься творчеством с ребенком! Например, рисовать на снегу. 

Готовимся  к рисованию на снегу

Подготовиться к «художественной прогулке» нужно заранее: вам потребуются пластиковые бутылки. В крышке нужно проткнуть небольшую дырочку. Я делала это обыкновенным ножом, нагревая его на плите. Можно воспользоваться гвоздем или спицей.

Рисовать на снегу можно и обычными распылителями для цветов. Ими можно закрашивать большие поверхности. Маленькие детки точно будут в восторге. 

Чем рисовать на снегу? 

Мы разбавляли в воде гуашь, можно использовать акварельные краски или пищевые красители. Красители – пожалуй, самый экономный вариант, потому что их нужно совсем немного для получения насыщенного яркого цвета.

Попробуйте и вы рисовать на снегу! Вам обязательно понравится!



Предварительный просмотр:

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Виды конструирования. Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования

Конструирование из строительного материала
Этот вид детского конструирования оказался наиболее изученным, и в результате фактически все рассмотренные выше формы обучения конструированию были разработаны относительно конструирования из строительного материала.
Однако, как ни парадоксально, целенаправленное и систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Воспитатель вместе с детьми раннего возраста (до трех лет) строит кроватку и укладывает куклу спать, строит башенку, на которой будет сидеть птичка, ворота — через них будут ездить машинки и т.п., то есть организуется так называемое «сюжетное конструирование» (С.Л. Новоселова). В работе с детьми младшего возраста в основном используются образцы простейших конструкций практически той же тематики (стол, стульчик, лесенка и т.п.).
Что же касается более старших детей (после 5 лет), то с ними, как правило, никакого обучения не проводится. Дети сами, в свободное от занятий время, создают разные постройки, и в основном для игры. При этом сама деятельность конструирования большинства детей находится на крайне низком уровне.
По-видимому, это можно объяснить двумя причинами: во-первых, сформировавшимся у педагогов отношением к конструированию из строительного материала как к игре (об этом говорит и такая, укрепившаяся в практике категория, как «строительные игры») и, во-вторых,  неразработанностью  развивающей системы обучения этому виду конструирования и его содержания для детей разных дошкольных возрастов (хотя частично, по отношению к старшим дошкольникам, это было сделано в работе А.Н. Давидчук). Последнее и стало основной целью нашего исследования.
В разработанном нами новом содержании обучения детей 2–7 лет конструированию знания и умения, подлежащие усвоению, упорядочены в достаточно простую систему, характеризующуюся наличием центрального звена. В качестве последнего было выбрано знание, в образной форме отражающее зависимость конструируемых объектов от тех условий, в которых эти объекты затем будут использоваться.
Система знаний и конструктивно-технических умений, в основе которых лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу.
Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во-первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию последних.
В процессе конструирования по образцам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.
В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким (4–5) условиям старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной иерархической структуры. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.
Разработанный нами новый тип задач — преобразование образца в соответствии с заданными условиями — является важным связующим звеном между конструированием по образцу и конструированием по условиям. Одновременно эти задачи являются эффективным средством активизации поисковой деятельности ребенка и развития образного мышления.
Исследование показало целесообразность освоения детьми каждой темы в разных формах конструирования.
Так, для детей младшего дошкольного возраста (3–5 лет) наиболее адекватным является конструирование по образцам, представленным в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики, и их преобразование в соответствии с определенными условиями, заданными как вербально, так и через предметы. Например, для детей трех-четырех лет разработаны две темы: «Домики» и «Трамвайчики», каждая из которых представлена пятью усложняющимися основными конструкциями (образцами) и десятью–тринадцатью их вариантами. Последние были получены в результате решения детьми задач на преобразование образцов с сохранением заданного в них принципа конструирования, задач типа «Построй такой же домик, но высокий». Дети сами вынуждены были находить новые для них способы решения — надстраивание и пристраивание без нарушения при этом заданного чередования деталей.
Для детей четырех-пяти лет разработаны три темы: «Грузовые машины», «Гаражи», «Горки». Так, тема «Горки» осваивалась детьми следующим образом. На первом занятии дети вначале воспроизводили образец, а затем — решали задачи: перестроить горку так, чтобы с нее машинки скатывались медленнее (быстрее), чем с горки-образца. На втором занятии дети строили горку с двумя скатами, по одному из которых машинка будет съезжать медленно, а по другому — быстро.
В обучении старших дошкольников (5–7 лет) оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности: конструирование по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям), конструирование по собственному замыслу.
Так, теме «Мосты» было посвящено четыре занятия. На первом детям предлагался образец пешеходного моста и давалось задание: построить такой же мост через «реку» определенной ширины (река — синий лист бумаги); на втором — дети строили мост через «реку», по которой ходит водный транспорт (давался игрушечный катер); на третьем — строился мост для пешеходов и транспорта; на четвертом — дети получали новый для них материал и строили мост с учетом всех указанных выше условий.
Как оказалось, дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно найти нужные решения; дети младшего дошкольного возраста способны выбрать из имеющихся у них способов наиболее адекватный и успешно его использовать в решении новых для них задач.
В процессе решения задач проблемного характера у детей развивается поисковая деятельность — они не боятся ошибок, умеют их анализировать и добиваться успеха, с особым удовлетворением ищут разные способы решения одной и той же задачи. Сам поиск обеспечивает достаточно высокую степень обобщенности способов.
Итак, формирование обобщенных представлений о конструируемых объектах и обобщенных способов конструирования, высокий уровень комбинаторики и точность дифференцированности сходных комбинаций, умение и стремление вести поисковую деятельность при решении заданных взрослым задач и ставить перед собой определенные задачи, включая конкретные условия, удовольствие от процесса деятельности, испытываемое детьми, и др. — все это, как показало наше исследование, является результатом обучения, организованного по разработанной нами системе, включающей сравнительно небольшое количество тем.
При конструировании по замыслу — и на занятиях, и в свободной деятельности, дети благодаря результатам обучения свободно и с большой увлеченностью создают оригинальные конструкции самой широкой тематики. Это говорит о сформированности деятельности творческого характера.
Вместе с тем, как было выявлено в нашем исследовании, дети продолжали испытывать определенные затруднения при решении задач, требующих от них умения оперировать образами в пространстве, например, мысленно перевернуть образец двухэтажного домика и представить, где после этого будет располагаться балкон, а где — дверь. Для преодоления такого рода трудностей необходима организация специальной работы с детьми, что мы и попытались сделать в следующем нашем исследовании, проведенном совместно с И.Ю. Пашилите.

Конструирование из деталей конструкторов

Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т.д.), так же как и конструирование из строительного материала, скорее, можно отнести к техническому типу конструирования, нежели к художественному.
Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого. Вместе с тем дети могут придумывать образы, не существующие в жизни или в их опыте, и создавать конструкции «волшебной мельницы», «робота», «великана» и т.п.
Этот вид конструирования до сего времени относился к сложной деятельности, носящей репродуктивный характер. В основном его использовали в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющимся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимались достаточно трудоемкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо, как уже говорилось ранее, уметь правильно их «читать», мысленно переводить объемные предметы, части, детали в плоскостные и наоборот. В противном случае дети часто допускают ошибки в начале или в середине процесса воспроизведения и обнаруживают не сами ошибки, а только их влияние на результат после завершения сборки конструкции, что приводит к необходимости ее разбирать и начинать все сначала. Последнее вызывает у детей нежелание не только повторять сборку этой же модели, но и продолжать конструирование других. Иначе говоря, у них угасает интерес к этому виду деятельности.
С целью преодоления в конструировании из деталей конструкторов подражательной основы и для развития деятельности творческого характера мы совместно с Г.В. Урадовских провели экспериментальное исследование с детьми старшего дошкольного возраста.
В результате исследования была определена эффективность разработанной нами трехчастной системы формирования творческого конструирования: п е р в ы й ее этап заключается в организации широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; в т о р о й — в решении детьми проблемных задач двух типов: на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования, которое предполагает использование умения экспериментировать с новым материалом в новых условиях; т р е т и й — в организации конструирования по собственному замыслу детей.
Три обозначенных выше взаимосвязанных этапа формирования конструкторского творчества обогащали друг друга, и каждый предыдущий создавал платформу для успешного протекания последующего. Так, детское экспериментирование с материалом вне постановки каких-либо задач позволяло детям пользоваться этим умением как способом выявления особенностей и возможностей нового материала, необходимых для решения проблемных задач.
Предъявление же детям задач до организации самостоятельного широкого экспериментирования с материалом оказалось преждевременным, поскольку задачи, направляя поисковую деятельность детей, одновременно резко сужают ее. Главным для детей становится получение результата (решить задачу), но при этом они не ищут вариантов, рациональных или оригинальных способов решения, что тормозит развитие творчества.
Решение детьми проблемных задач на вариативное достраивание заданных педагогом фигур (второй этап) после овладения ими экспериментированием с материалом оказывает положительное влияние на развитие у них воображения и формирование обобщенных способов конструирования. В этих условиях дети не довольствуются только одним любым найденным ими решением, а с большим интересом ищут другие варианты решений, пользуясь экспериментированием как средством построения своей поисковой деятельности. Последнее говорит о дальнейшем развитии и самого детского экспериментирования.
Стремление детей продолжить поиск оригинальных решений с целью создания ярких и интересных конструкций демонстрирует наличие у них интеллектуальной активности — важнейшего интегрального показателя развития творческой личности (Д.Б. Богоявленская), зародившейся уже на первом этапе обучения.
Существенно значимым оказалось формирование воображения и самостоятельного экспериментирования в процессе конструирования, когда новые образы строились как способом «опредмечивания» (создание разных целостностей на одной основе), так и способом «включения» (использование заданной основы в качестве детали разных целостностей).
Конструирование по собственному замыслу (третий этап) показало, что его успешность была обеспечена двумя предыдущими этапами обучения. Это выражалось в новизне тематики и содержания конструкций, богатстве замыслов и оригинальности способов их реализации, в умственной активности, проявлявшейся в поисках их вариантов, и т.п.Рассказ мальчика во время игры с игрушкой «Дрон»
После такой организации обучения конструированию был проведен контрольный эксперимент. В нем использовалась игрушка «Дрон» конструкторского типа, разработанная Н.Н. Поддьяковым.
Модель-игрушка «Дрон» — это абстрактная конструкция (как и само название), состоящая из восьми подвижных частей, изменение взаимного положения которых позволяет получать ряд резко отличающихся друг от друга состояний этой модели, напоминающих что-то конкретное: человека в разных позах, кресло, дом, буквы алфавита и др.
Содержание этих «образов» (конструкций), их качество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходной модели, наделение одних и тех же «образов» разными свойствами и функциями использовались нами в качестве показателей детского воображения.
Особенности самой деятельности по созданию «образов»: манипулирование или поисковые действия, преднамеренность или случайность получения нового «образа», интеллектуальная активность детей (поиск разных способов получения одного и того же «образа» для придания ему выразительности) использовались нами в качестве показателей уровня развития детского экспериментирования.

Сопоставление уровней развития экспериментирования и воображения с уровнями развития конструкторского творчества до и после обучения убедительно показало: чем выше уровень развития экспериментирования и воображения, тем выше уровень развития творчества и наоборот. Это привело нас к следующему фундаментальному выводу — в основе формирования творчества лежит развитие у детей воображения и экспериментирования, носящего познавательный характер.

Поскольку наше исследование проводилось на двух конструкторах (один из них — экспериментальный, разработанный под руководством Н.Н. Поддьякова, другой — КДП-1, выпускаемый в Харькове), которые в настоящее время отсутствуют, мы в дальнейшем на базе экспериментальных садов г. Москвы (№ 1565, 1820) использовали существующие современные конструкторы — типа «Лего» и «Тектон» — в целях формирования творческого конструирования, основанного на описанных выше принципах. Педагогическая система такого обучения представлена в данной книге.

Конструирование из бумаги

Этому виду деятельности в отличие от предыдущих детей обучают на специальных занятиях. Однако, как показывает анализ практики, обучение строится только на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Основными причинами такого традиционно сложившегося подхода к обучению конструированию из бумаги являются, на наш взгляд, две: во-первых, объективно существующие сложности этой деятельности — большое количество операций, последовательность которых можно только механически запомнить, в результате чего они не складываются у ребенка в единое целое — способ; и, во-вторых, невозможность практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (складывание, надрезание и т.п.). При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования, и ребенок не пользуется ими для создания других поделок.

В связи с этим мы в совместном исследовании с О.А. Сафоновой разработали систему формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей от четырех до семи лет.

В основу этой системы было положено овладение детьми обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их «распредмечивания». В нашем случае «распредмечивание» выступало как процесс, в котором первоначально перед ребенком раскрывается механизм образования способа конструирования вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретным вариативным предметным содержанием.

«Распредмечивание» способов конструирования с целью их обобщения и составляло общую стратегию создания системы формирования детского самостоятельного и творческого конструирования из бумаги.

Для реализации этой общей стратегии прежде всего было отобрано несколько (для каждого возраста) достаточно простых способов конструирования, включающих небольшое количество взаимосвязанных операций способообразования, каждая из которых приводит к ярко выраженному промежуточному изменению конструкции. Одновременно эти способы позволяли создавать большое количество разных поделок.

Была также разработана поэтапная система обучения детей. На первом этапе осуществлялось вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек.

При этом успешно использовались игровые ситуации и речь взрослого, в стихотворной форме отражающая «образ действия» (А.В. Запорожец). На втором этапе перед детьми ставили задачи проблемного характера, требующие соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), что обеспечивало их обобщение. На третьем этапе дети занимались самостоятельным конструированием по замыслу.

Такое обучение, построенное по принципу «от общего к частному», обеспечивало переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.

Как показало детское конструирование по замыслу, в результате такого обучения у детей было сформировано самостоятельное творческое конструирование, которое проявилось в умении создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого); находить нестандартные решения, осуществляя существенные изменения и разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к изобретению детьми новых способов; подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее говорит о возникновении художественного характера деятельности (что было невозможным при традиционном подходе) и о влиянии такого обучения на эстетическое развитие детей.

Важными принципами нашей системы обучения были также следующие: 1) сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования, которые позволяли организовывать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности; 2) обеспечение взаимосвязи конструирования с другими видами детской деятельности — игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой, режиссерской), рисованием и др. Это способствовало развитию как самого конструирования (повышение мотивации, создание замысла в соответствии с игровыми потребностями и т.п.), так и игры, описательной и диалогической речи.
Конструирование из природного материала

Традиционно бытующая методика обучения этому виду конструирования, так же как и конструированию из бумаги, строится на подражательной основе. Детей учат воспроизводить образцы, отражающие в основном структуру образа, что характерно прежде всего для технического конструирования, а также создавать конкретные поделки из конкретного природного материала: бусы, человечки, ослик — из желудей; коробочка, поясок, закладка — из бересты и т.п. При этом совсем не используется специфика самого природного материала (богатство его форм, цвета, фактуры, его многофункциональность и т.п.), позволяющая не только отображать, но и выражать свое отношение, т.е. строить художественный образ, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества.

Определение путей формирования у детей старшего дошкольного возраста продуктивного воображения как основы творческого конструирования из природного материала стало основной целью нашего исследования, проведенного совместно с О.А. Христ.

Мы предположили, что в основе развития творческого воображения в процессе конструирования из природного материала может лежать овладение обобщенными способами и приемами построения художественного образа с опорой на наглядность (природный материал) и многоаспектный детский опыт.

В исследовании О.М. Дьяченко выделено два основных качественно различных способа действия по построению воображаемых образов: 1) «опредмечивание», когда в незавершенном рисунке ребенок усматривает определенный предмет; 2) «включение», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа. И, по мнению автора, второй способ отличается более высоким уровнем, поскольку именно он приводит к оригинальности и продуктивности решений.

Как показали наши исследования, для развития творческого воображения в этом виде конструирования принципиально важно научить детей анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания», а затем — как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения»; сформировать такие приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, убирание лишнего, комбинирование.

Для реализации этих общих подходов нами была разработана система обучения конструированию, состоящая из трех основных этапов.

На первом этапе (основополагающем) детей обучали анализу природного материала (отбирались корни, ветки, сучки, по конфигурации что-то напоминающие) как основе для получения разных образов способом «опредмечивания». При этом дети овладевали основными приемами построения образа: изменением пространственного положения основы, достраиванием и убиранием лишнего. Последний значительно влиял на развитие воображения (к сожалению, этот прием работы почти нигде не используется).

Способ «опредмечивания» оказался основополагающим моментом в развитии воображения, поскольку он позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. При этом он может осуществляться на очень высоком уровне (что не согласуется с выводом О.М. Дьяченко), позволяя создавать на одной основе несколько оригинальных, существенно отличных от нее образов. Именно в недрах этого способа зарождается другой — способ «включения».

На втором этапе дети решали проблемные задачи на построение образов двумя вышеуказанными способами с использованием нового материала. Это обеспечивало обобщение первого способа (расширяло сферу его функционирования) и овладение вторым, когда материал, заданный в качестве основы, использовался как значимый элемент целостного образа. В результате дети смогли использовать один и тот же материал многофункционально: и как основу, и как часть, и как деталь образа. При этом они, наряду с приемами, освоенными на первом этапе, широко использовали такой прием, как комбинирование.

На третьем этапе организация сюжетного конструирования расширяла тематику детских поделок, активизировала поиск передачи их выразительности, делала сам процесс их создания эмоциональным и значимым для детей. При этом дети строили образ с опорой как на природный материал, так и на представления, связанные с сюжетом (зафиксированные в слове особенности образа), что расширяло палитру детских ассоциаций, делало образы более динамичными.

К важным условиям организации обучения следует отнести:

— органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т.п.);
— целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес;
— создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога — «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать).

Особое внимание во время занятий и экскурсий в лесопарк уделялось широкому экспериментированию с природным материалом с целью выяснения его свойств: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться), закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий; изменение цвета при разном освещении (мох на солнце изумрудный, светло-зеленый, а в тени — темный, почти синий) и т.п. Это значительно расширяло ассоциации детей, что приводило их порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли.

После такого обучения был проведен контрольный эксперимент по выявлению уровня развития творческого воображения детей в следующих видах деятельности: конструирование из природного материала по замыслу; детское экспериментирование с новой игрушкой «Дрон»; дорисовывание неопределенных фигур (вариант методики Е.Торренса, разработанный О.М. Дьяченко). Деятельность детей анализировалась по тем же показателям, что и при конструировании из деталей конструкторов.

Результаты этого эксперимента показали, что у большинства детей были сформированы на достаточно высоком уровне воображение и творческое конструирование, а также бережное отношение к природе. Большое влияние такое обучение оказало и на развитие речи детей.
Конструирование из крупногабаритных модулей

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства объемного и плоскостного конструирования, наиболее соответствует физическим и умственным возможностям детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

Путем разных комбинаций крупных деталей (модулей), в основном геометрической формы, изменения их пространственного расположения по отношению друг к другу, дети создают различные конструкции, соответствующие их росту, т.е. как бы для себя. И поэтому особое значение имеет их функциональность и прочность. Такие конструкции позволяют детям осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. Этот вид конструирования, особенно объемного, по своей сущности близок прежде всего к конструированию из строительного материала и из деталей конструкторов.

Такое конструирование, несмотря на его специфику, требует уже описанной ранее схемы организации — вначале создаются условия для самостоятельного ознакомления с новым материалом путем экспериментирования с ним; далее перед детьми ставят такие задачи, для решения которых необходимо открывать новые свойства материала, что, в свою очередь, расширяет тематику конструирования; а затем дети уже самостоятельно, на новом уровне, конструируют по собственным замыслам.

Плоскостное конструирование из мягких крупных модулей отличается от объемного тем, что оно, во-первых, способствует развитию у детей умения видеть за плоскостным изображением объемную фигуру и, во-вторых, позволяет детям создавать новую целостность путем убирания лишнего. Последнее существенно влияет на развитие у детей образного мышления (В.Б. Синельников) и воображения и успешно используется также в конструировании из природного материала.

Проведенное нами многолетнее изучение проблемы формирования творческого конструирования позволяет сделать следующие основные выводы.

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во-первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования, во-вторых, на основе этого определить сущностные их взаимосвязи с целью создания целостной системы, формирования творческого конструирования.

Основными общими показателями творческого конструирования как процесса деятельности и ее продукта являются: создание «образов» (конструкций) — их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных, наделение одних и тех же «образов» разными свойствами; умение строить разные образы на одной основе; умение видеть целое раньше частей; а также интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включенность.

Основу формирования творческого конструирования составляют три взаимосвязанных компонента:

самостоятельное детское экспериментирование с новым материалом;

развитие образного мышления и воображения;

формирование обобщенных способов деятельности.

Широкая ориентировка в материале до предъявления каких-либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов конструирования (технических и создания образа) побуждает детей «встраивать» присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно-эмоциональном переживании.

В процессе такой деятельности у детей на протяжении всего дошкольного возраста формируется универсальная способность к построению любой значимой для ребенка деятельности (изобразительной, речевой, игровой и др.) как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами (комбинирование, изменение пространственного положения, достраивание, убирание лишнего и др.).

Сравнительное изучение механизмов детского творчества, выявленных в разных видах деятельности: в практическом конструировании (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова), речи (А.Г. Арушанова), в восприятии детьми художественной литературы (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева) и др., — подтверждает этот основополагающий вывод и позволяет нам рассматривать конструирование не только как практическую продуктивную деятельность, но и как общую мыслительную способность, наиболее ярко проявляющуюся в творческом процессе создания новых целостностей (предметов, моделей, текстов и др.), как особое средство интерпретации детьми окружающего мира.

 Общими главными условиями реализации данной системы являются два.

Первое — профессионализм педагога как личности творческой, которая не будет следовать подражательной и жестко регламентированной основе обучения детей и учить их делать конкретные изделия, а сможет принять главную цель обучения — формировать конструирование как универсальную способность к созданию разных оригинальных целостностей. Овладев общими принципами и закономерностями формирования такой способности, педагоги смогут построить свою практику в сотворчестве с детьми.

Второе — предоставление детям широкого спектра разных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на обучающих занятиях, но и в самостоятельной деятельности — изготовление поделок для игр, декораций и костюмов для спектаклей, карнавалов, панно для украшения интерьеров детского сада и т.п. Для этих целей в каждой группе детского сада должна быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов (разная по фактуре и цвету бумага, природный и бросовый материал, краски, кисти, ножницы и т.д.). В каждой группе должно быть и достаточное количество другого конструкторского материала: наборы строительных деталей, конструкторы, модули и т.п. Необходимо также предусмотреть место и время для организации конструирования на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупных модульных блоков, пакетов из-под молока и соков, больших картонных коробок, бревен, камней, песка и т.п.).

 Работа кипит в

 «Веселой мастерской»



Предварительный просмотр:

        Надо ли нам посещать кружки,
секции или студии?

          - Каждый малыш стремится к творчеству и движению.
Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг. Педагог Чнаваян М.Ю. вознаграждает это стремление интересными занятиями, которые помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым. Занятия в кружках, и студиях позволяют ребёнку раскрыться, а Вам увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!
 - Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Волшебная иголочка», с точки зрения педагога, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Основные задачи кружка: развитие мелкой моторики, формирование художественного вкуса, углубить интерес к вышиванию, культуре своего народа, и практических трудовых навыков, воспитание творческой активности.

Перспективный план кружковой работы

«»

2009 – 2010 учебный год.

(подготовительная группа «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»)

Тема

Содержание

Методические приёмы

Сентябрь

«Знакомство с

вышивкой»

Познакомить детей с народным промыслом, развивать любовь к прекрасному, показать красоту вышитых изделий.

Экскурсия в музей истории /домашнее задание для родителей

 -познакомить детей с историей русского костюма/.

Экскурсия на выставку прикладного искусства /в детскую библиотеку/.

Рассказ воспитателя о вышивке /с показом вышитых изделий/.

Октябрь

«Знакомство с предметами для вышивания»

Познакомить с материалами, инструментами и их назначением для вышивания.

В процессе труда закрепить знания о свойствах материалов и инструментов. Особое внимание уделить рассматриванию и использованию иглы.

Ознакомление детей с нитками, освоить приём вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.

«Тайна картона» - его свойства. Опыты /вода, ножницы, карандаш/.

Трафарет, шаблон - /продуктивная деятельность - обводить

рисунок на картон/.

Игла - «Королевство шкатулочки» (домик для иглы) /загадки/

Инсценировка сказки Г. X. Андерсена «Штопальная игла».

 Опыты с магнитом. Правила работы с иглой

/продуктивная деятельность/.

«Цветные нитки» - рассказ о них, правила работы с нитью,

практическая работа. /Загадки/.

Ноябрь

«Волшебные ножницы»

«Напёрсток»

«Шило»

«Путешествие в страну рукоделия»

Приучать использовать навыки и умения с ножницами полученные ранее.

Из чего сделано и кому, зачем нужно?

Организация рабочего места для вышивания.

Сказка про ножницы. Правила безопасного труда с ножницами.

Загадки - стихи. Продуктивная деятельность. Рассказ воспоминания о

 напёрстке. Выучить стих о напёрстке.

Знакомство с шилом. Правила техники безопасности в работе с шилом.

Продуктивная деятельность /всё разложить на столе не свои места/.

Декабрь

«Разноцветные дорожки»

«Уроки иголочки»

Учимся вышивать шов «вперёд иголочка» по прямой

а)    усложнение - шов «вперёд
иголочка» по кругу

б) учимся вышивать «двойной
шов» по прямой

Показ образцов - прямые стежки.

Узор усложняется, обратить внимание то, что стежки образовали

одинаковую пунктирную линию.

Используя шов «вперёд иголка» в два приёма вначале

 красной ниткой, а за тем синей закрывают пропущенные стежки.

Январь

«Уроки иголочки»

в) Продолжаем учиться вышивать швом «вперёд иголочка» /двумя цветными нитками/.

Индивидуальная работа с каждым ребёнком. Помочь подобрать

 красивое сочетание ниток.

Февраль

Вышивка по контуру Силуэтное вышивание

Предложить выбрать себе не сложный предмет (листок, яблоко, мяч... другое), обвести на картон, наколоть дырочки /техника безопасности/.

Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре.Правила техники безопасности с иглой - ножницами.

Под присмотром воспитателя дети самостоятельно выбирают

рисунок и готовят к вышиванию /гриб, солнышко, цветок, ёлочка',

Продуктивная деятельность самостоятельная /под присмотром воспитателя/.

Март

«Подарок маме» «Подарок другу»

Учить детей делать приятное людям.Разрешаю самостоятельно выбрать рисунок, подбирать материал.

Выбор рисунка по желанию детей. Практическая работа.

Даю словесные советы.

Апрель

 «Шов через край»

Дети знакомятся с швом «через край»

«Декоративная ленточка». Показ образцов, обьяснение, показ работы. Продуктивная деятельность детей.

Май

«Весёлая закладка» Выставка работ

Развиваем руки чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Освоив швы, дети используют разные швы в одном рисунке (узоре).

Развиваю самостоятельность и направляю творческую деятельность детей.

Организовать выставку для родителей и сотрудников детского сада.

Диагностика

Проверить:

как дети хорошо владеют иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков.

Дети сами все свои движения сопровождают словесными

 рассказами /что делают/.

 

        - Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут

Литература

1.Тарабарина «Что должен знать ребенок к 1 классу»

2.Белоусов «Удивительные истории»

Козлина «Уроки ручного труда»

Малышева «Работа с тканью»

Геронимус «Справочник маленького мастера»Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2005

 необходимы для успешного обучения письму.



Предварительный просмотр:

Использование отдельных компонентов предметно - пространственной  среды дошкольного учреждения.

Компонент

Процесс

Участник

Приемная

«Здравствуйте, я пришел!

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

Ребенок- личность, член коллектива

«Уголок именинника»

Постоянное функционирование стенда или уголок с фотографией детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа,( сцелью познавательного развития). « Паровозик желаний, персональная именинная посуда, мешочек желаний для подарков.

Ребенок- центральное лицо в детском коллективе; воспитатель- организатор.

« Мое настроение»

Воспитатель, родители могут отследить настроение, эмоциональное состояние ребенка в течении дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное сосотояние.

Ребенок и воспитатель- аналитики; родитель- информированный

« Звезда дня»

На самом видном месте вывешивается фотография дошкольника, избранного «звездой дня». Каждый ребенок группы по- очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, чтоон направлен на формирование положительной « Я- Концепции», развитие самосознания и самооценки.

Ребенок- центральное лицо в детском коллективе; воспитатель- оформитель; родители- консультанты

«СМС- почта», Я молодец, я научился.

Информирование родителей о достижениях ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течении дня в детском саду.

Ребенок - созерцатель; воспитатель- инициатор, родитель- активный читатель

«Волшебные колпачки успеха»

Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения

Ребенок - герой дня; воспитатель-аналитик.

Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

Ребенок - активный участник; воспитатель-издатель; родитель- помощник

«Панорама добрых дел»

Накопленные в течение дня достижения дошкольника служат стимулом к его развитию  Для воспитателей и родителей метод наблюдения  за развитием ребенка, его дщостижениями.

Ребенок- созерцатель, аналитик;Воспитатель- аналитик, оформитель; родитель- информируемый

« Копилка эдоровья»

Ежедневные бонусы в виде медалей за спортивные достижения ребенка. Для воспитателей и родителей –метод наблюдения, стимулирования ребенка его спортивного интереса.

Ребенок- активный участник; воспитатель- аналитик, оформитель; родитель-помощник.

Рубрика «Группа кратковременного пребывания»

Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидеальных занятий, видов деятельности.

Воспитатель - организатор, родитель- активный помощник.

« Галлерея творчества»

Демонстрация творческих способностей ребенка на выставке продуктов его творчества( рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов

Ребенок - творец; воспитатель- координатор;

Родитель - соучастник

Игровая и спальная комнаты

Творческие мастерские

Проектирование и изготовление игр, игрушек атрибутов

Ребенок-создатель; Воспитатель - организатор

« Деловые хлопоты»

Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «счетовод», « Бармен», « гардеробщик», Миротворец».» главный строитель», «» директор гаража» и др.

Ребенок - активный участник.

«Островок сокровищ»

Детское коллекционирование( разнообразные предметы- накопители: коробочки, сундучки с разными мелкими предметами) , систематизация и изучению собираемого.

Ребенок - коллекционер, воспитатель- помощник, родитель- активный соучастник.

Детский дизайн - клуб

Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта («Огород на окне», Ангелы сна»

Ребенок-дизайнер

Коридоры, вестибюли, дополнительные площади

Стена « Наша жизнь, наши достижения, успехи»

Используется для демонстрации личных достижений ребенка в районных, краевых мероприятиях, конкурсах, выставках

Ребенок - гордый созерцатель; воспитатель - организатор

Рубрика «Летопись нашего детства»

Размещение на фотоленте сюжетных фотографий ребенка в детском саду, в игровой деятельности, во время занятий, выступлений, общения.

Ребенок - главный герой; воспитатель - фотограф, оформитель

Дизайн- холл

Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей

Ребенок и родитель - автор, воспитатель организатор

Информационно-методический уголок

Видеосалон ( телевизор, DVD, видеотека)

Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов. Мултьтимедийных презентаций

Ребенок - зритель, воспитатель - организатор.

Игро- библиотека

Возможность взять интересующую ребенка  художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов.

Ребенок - потребитель; Воспитатель – библиотекарь, консультант.

Территория участка ДОУ

« Детская дизайн площадка»

Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле, на песке ( Песочная мазайка), в зимнее время на снегу - Цветные витражи». Украшение веранд и участков.

Ребенок – автор, соавтор; Воспитатель –соавтор, наблюдатель.

« Дизайн – территория»

Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов,  сказочных и мультипликационных персонажей, « Деревенский уголок», малые формы используются для игр и двигательной активности.

Ребенок – потребитель; Воспитатель, творческая группа – дизайнеры, оформители.

« Эко – полянка»

«Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом». Опытно - экспериментальная,  исследовательская деятельность.

Ребенок- исследователь; Воспитатель- координатор.

«Домашний огород»

Приусадебный участок для посадки лекарственных и огородных  растений . Трудовая , опытно- эксперементальная, исследовательская , познавательная деятельность.

Ребенок- соучастник; Воспитатель -наставник

« Дорожки здоровья»

Экотерритория для профилактики плоскостопия, укреплению здоровья ребенка

Ребенок – участник; воспитатель –координатор, дизайнер.

«Площадка творчества»

Используется для творческого развития, самовыражения ребенка в деятельности: рисовании, конструировании, и др.

Ребенок – активный участник; Воспитатель – организатор.

« Сад одиночества»

Используется   для уединения, релаксации, успокоения ребенка

Ребенок – активный участник; Воспитатель- организатор.

«Скамейка дружбы»

Возможность для ребенка наладить дружеские отношения в группе

Ребенок – участник, инициатор, воспитатель - помощник



Предварительный просмотр:

 Введение

                -  Жизнь малыша наполнена выдумками и фантазиями    - это одно из  основных достижений детей дошкольного возраста. Они видят мир иначе, чем взрослый, совершенно другими глазами. Какой он мир глазами ребенка?                               - Загадочный, наполненный сюрпризами и проблемами, ключ    к    решению которых может подобрать только грамотный педагог,               мастер своего дела, профессионал!                                                                                                                                                           - Ребенок - чистый  словно лист!                                                                                                    Неосторожно не сомни его судьбу,                                                                                                                                  Ты помоги ему, придай отваги,                                                                                                                                                       И научи выигрывать борьбу!                                                                                                                                    В работе использую обобщенный опыт своей деятельности:                                                    "Развитие личности ребенка в творчестве", поскольку считаю, что творческая деятельность одна из главных и приоритетных направлений в современном образовании. Основной целью моей работы является - содействие личностному, эмоционально - волевому развитию детей, формированию готовности их к обучению. Создавать условия для развития полноценной творческой личности счастливой и уверенной в себе!                                                                                                     -  Счастье - каждому дается                                                                                                                             Нужно только увидать,                                                                                                                                       Как оно с тобой смеется,                                                                                                                                     Или в мяч идет играть.                                                                                                                               Как оно бежит по стенке.                                                                                                                            Первым утренним лучом.                                                                                                                            Углядишь, и нет проблемки,                                                                                                                               Все проблемы нипочем!

- Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

А. С. Макаренко



Предварительный просмотр:

Характеристика изменений в жизни детей  в ходе реализации принципа индивидуализации  предметно – пространственной среды ДОУ, применяя творческий подход.

Цель

образовательного процесса

Традиционный подход

Инновационный подход

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие творческой личности, общих и специальных способностей, компетентности детей и педагогов

Методы обучения

Преимущественно репродуктивные, построены от простого к сложному

Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных. Познавательных и творческих способностей ребенка.

Педагогические средства

Преимущественно:

- монолог педагога;

- презентация знаний, умений, навыков;

- фронтальный и групповой опросы детей

Преимущественно:

- диалог и полилог;

- актуализация имеющегося личностного опыта ребенка;

- ориентация на имеющийся индивидуальный опыт;

- совместные проекты (родители, дети, педагоги);

- Целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка;

- Развитие творческого потенциала ребенка;

- Опытно – экспериментальная деятельность детей;

- исследовательская деятельность детей;

- Творческие работы;

-

Способы мотивации

Личные интересы, цели ребенка слабозадействованы в воспитательно - образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается с подготовкой к школьному обучению и соответственно будущей успеваемостью или неуспеваемостью

Интересы, личные цели и ценности учитываются в воспитательно – образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок. Раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности ( игру, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т.д.

Дидактические материалы

Рассчитаны на всех детей или на подгруппу в соответствии со степенью сложности. Готовит воспитатель.

Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят дети, педагоги, родители.

Тип взаимодействия

Субъект – объектные. Ребенок – объект педагогического воздействия

Субъект – субъектные. Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни.

Основные функции воспитателя

Трансляция и формирование знаний, умений и навыков

Формирование и  фасилитация познавательных процессов

Активность детей

Преимущественно по инициативе педагога

Собственная активность и инициатива детей

Роли детей

В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый и т. п.

Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, художник, критик и   т. д.

Образовательная технология

Складывается у педагога в соответствии с его собственным опытом обучения, профессиональным и личностным опытом. При кажущемся разнообразии средств приобретает статичный характер. Обеспечивается в рамках одной образовательной программы

Проектируется и варьируется с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации. Обеспечивается преемственностью образовательных технологий

Критерии эффективности

Преимущественно обученость детей

Преимущественно обучаемость  и развитость познавательной сферы и личностного опыта



Предварительный просмотр:

 

Экспертиза развивающей среды в

средней группе « Золотая рыбка» МБДОУ № 37

Воспитатель Чнаваян М.Ю.

Принцип развивающей среды

Частично соответствует

1 - уровень

удовлетворительный

В основном соответсвует

2-уровень

хороший

Соответствует

3-уровень

высокий

4 – уровень

Соответсвует в высшей степени

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

4

  1. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

4

  1. Принцип стабильности- динамичности.

4

  1. Принцип компенсирования и гибкого зонирования.

4

  1. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

4

  1. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

4

  1. Принцип открытости – занятости.

4

  1. Принцип учета половых и возрастных

различий детей.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности ребенка посредством использования нетрадиционной техники в художественном творчестве.

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы каждый питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».В.А.Сухомлински...

ТВОРЧЕСТВО, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

ТВОРЧЕСТВО, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. С.Ю. Буяновская, МБУ СОШ № 89 СП детский сад "Радужка".В данной статье автор, старший воспитатель детского сада, обобщает свой опыт работы...

Творчество в дошкольном образовании как неотъемлемая часть в развитии личности ребенка

К творчеству ребенка целесообразно применять эпитет «натуральное творчество», имея в виду различение натуральных и высших психических функций Л.С. Выготского (1983). Содержательная характеристика нату...

Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста

Одним из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста является русское устное народное творчество.Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развит...

«Русское устное народное творчество в формировании развития личности ребенка дошкольного возраста»

Одним из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста является русское устное народное творчество.Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развит...

«Роль театрализованного творчества в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и ...