Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
материал по теме

Дмитриевская Елена Геннадьевна

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                          «Игра для дошкольников -    

                                                                                                       Способ познания окружающего мира»

Н. К. Крупская.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. д.

При этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость. В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с «Программой воспитания в детском саду», где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Я, прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Для этого использую загадки, считалки, сюрпризы, сговор на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше.

Стараюсь, чтобы дети поняли, что поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Я, стремлюсь, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей. Я не допускаю излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объясняя правила содержания игры, стараюсь быть краткой и четкой, но чтобы дети поняли. Я с самого начала и до конца игры активно вмешиваюсь в ее ход: отмечаю удачные решения, находки ребят, поддерживаю шутку, подбадриваю застенчивых. Позднее, когда дети хорошо усваивают содержание игры, правила, они могут играть самостоятельно. Например, чтобы дети могли играть в игру «От зернышка – до булочки», необходимо дать им знания о том, кто и как выращивает хлеб. С этой целью я рассказываю о труде хлеборобов, рассматриваем иллюстрации, беседуем о пословицах и поговорках о хлебе. Например, почему так говорят: «Хлеб – всему голова» или «Будет хлеб, будет и песня». Вместе с детьми подбираем иллюстрации о хлебном поле весной, летом, осенью; машинах, которые работают в поле в разное время года, и о тех, которые помогают людям выпекать хлеб. Затем готовятся три большие карточки, на которых изображено поле летом, осенью, весной. На меньшие по размеру карточки наклеиваем изображения машин, механизмов, используемых хлеборобами в их труде: борона, сеялка и др., специальные машины, мука, хлеб и др. После того как наглядные пособия подготовлены, я предлагаю детям начать игру. Но до ее начала напоминаю детям о труде хлеборобов, читаю им стихотворение: «Почему у пирога зарумянились бока»

Снег растает в поле чистом,                                                           Убран хлеб - и тихо стало,

Схлынет талая вода –                                                                      Мелят мельницы зерно.

Побежит за трактористом                                                               Поле – полюшко устало

Ранним утром борозда.                                                                    И под снегом спит оно.

Выйдут сеялки потом,                                                 Над селом дымки плывут:

Засевать поля зерном                                                  Пироги в домах пекут;

И черны, как из печи,                                                  Почему у пирога зарумянились бока?

Провожают их грачи.                                                  Потому что поле летом

Чтобы всходы были крепче,                                       Было солнышком согрето.

Не напала злая тля,                                                                           Потому что

И удобрит, и подлечит                                                                     Днем весенним, летним днем,

Летчик с воздуха поля.                                                                     Осенним днем,

        Слышен летом до заката,                                                         Согреваем землю все мы

        Гул комбайнов у реки,                                                              И любовью,

        И везут на элеватор,                                                                   И трудом!

        Урожай грузовики.

        Время жаркое – страда –

        Праздник мирного труда.

- А теперь, поиграем в новую игру. Объясняю правила: здесь лежат три карты. Надо выбрать трех бригадиров. Выбираем их считалочкой. Каждый бригадир возьмет одну карту по выбору, назовет изображенное на ней время года. Тот, у кого изображено поле весной, будет бригадиром бригады «Зернышко», у кого летнее поле, будет бригадиром бригады «Колосок». А если на карте нарисовано хлебное поле осенью, то бригада будет называться «Булочка». Бригадир выбирает в свою бригаду еще одного играющего. По сигналу (хлопок в ладоши) все бригады должны привести на поле машины, нужные для работы в то время года, которое изображено на карточке. Уточняю, все ли дети поняли правила. Подчеркиваю, что чья бригада первой приведет свою технику на поле, та и выигрывает. Она получает карточку (на карточке нарисованы: зернышко, колосок, булочка).

Дети располагаются за столами. Я подаю сигнал начать игру. Слежу за выполнением правил игры, помогаю советом.

- Бригада «Колосок» первой привела свои машины на поле. Она получает свою карточку. Затем происходит замена бригадиров и бригад, и игра повторяется. В порядке усложнения в игру можно ввести новые карточки с изображением механизмов, орудий труда, машин. Формируем новые правила: при решении задач укладываться в определенное время, т. е. дается сигнал не только для начала игры, но и для ее окончания. Анализируя игру, я подчеркиваю, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечаю тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активны, старались быстро и правильно выполнить задание.

Спрашиваю: - Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре? Кто из вас лучше всего справился с заданием и почему?

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении задания и связанных с ним действий. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Ребёнок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угаснет его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека. От его способностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

  1. Начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;
  2. В 3-й год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями детям в возрасте трех лет практически не доступно.
  3. 4,5 – 5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
  4. В 5-6 лет внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
  5. В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
  1. Расширяется объем внимания;
  2. Возрастает устойчивость внимания;
  3. Формируется произвольное внимание.

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способный удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений. Среднее время, затрачиваемое детьми разного возраста на свободное рассматривание картинки, показывает, что устойчивость внимания – сосредоточенное рассматривание – возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в 2 раза. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной работой (по заданию взрослого), но и гораздо реже отвлекаются на посторонние объекты. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явлений. Ребёнку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, но и необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех умений:

  1. Принятие постепенно усложняющихся инструкций;
  2. Удержание инструкции во внимании всего занятия;
  3. Развитие навыков самоконтроля.

Для того чтобы научить ребенка быть внимательным я использую в своей работе разнообразные дидактические игры.

Например: «Запомни и расставь точки».

Цель: Определение объема внимания.

Описание: Ребенок работает по инструкции с восьмью квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены в стопки в порядке возрастания. Количество точек от 2 до 9. Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 сек.) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: Набор карточек из восьми квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, простые карандаши.

Ход: Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а ты сам будешь ставить точки в пустые карточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках.

Анализ:

Баллы

Воспроизведенные точки

Уровень развития объема внимания

10

6 и более

Очень высокий

8-9

4-5

Высокий

6-7

3-4

Средний

4-5

2-3

Низкий

0-3

1

Очень низкий

«Графический диктант»

Цель: Выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого, способность работать в коллективе.

Описание: На тетрадном листе в клеточку ребенок выполняет четыре задания (одно из них тренировочное) под диктовку взрослого, с дальнейшим самостоятельным выполнением узора. По количеству ошибок определяют уровень развития ориентации.

Оборудование: Тетрадный лист в клеточку, простой карандаш.

Ход: Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а вы рисуйте то, что я диктую. Вы помните, где у вас правая рука? Правильно, это та, в которой карандаш. Ну-ка вытяните ее в сторону. Куда она показывает? – На дверь. Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы проведете ее в сторону двери. А куда показывает левая рука? – К окну. Правильно.

Когда я скажу налево, вы проведете линию по направлению к окну. Я буду говорить не только, в какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть длины – в одну или две клеточки. Рисуйте только то, что я скажу. Когда проведете линию, остановитесь и ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая. На листке у каждого ребенка должны быть заранее поставлены точки для начала узоров. Всего в задании четыре узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, можно помочь детям, если нужно. Второй, третий и четвертый рисунки выполняются под диктовку воспитателя (помогать, исправлять нельзя). После того как дана инструкция, диктуйте:

- Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. А теперь сами рисуйте узор до конца строки. Если какой-то ребенок допускает ошибки, поправьте его: этот узор тренировочный.  Рисуя его, дети должны лучше понять инструкцию.

Когда этот узор готов, покажите детям откуда начинать следующий и диктуйте:

- Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Две клетки направо. Дальше рисуйте узор сами. Теперь уже по ходу рисования не дается никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. Когда узор доведен до конца строки, начинайте диктовать следующий:

- Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка налево (слово «налево» нужно слегка подчеркнуть голосом.). Одна клетка вниз. Две клетки направо. Дальше рисуйте сами.

И, наконец, последний узор:

- Одна клетка вверх. Две клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка налево. Две клетки вниз. Одна клетка направо. А дальше рисуйте сами.

Нормативы:

4 балла – самый  высокий уровень – безошибочное воспроизведение.

3 балла – имеются одна или две ошибки.

2 балла – больше двух ошибок.

1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков.

0 баллов – правильных участков нет.

Оценка уровня выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного.

Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оцениваются отдельно. Теперь сложите все баллы, полученные ребенком за выполнение узоров под диктовку (сумма может составить от нуля, если все выполнено неверно, до 12 баллов если три основных узора воспроизведены безошибочно). К концу 7-летнего возраста, когда до школы остается 2-3 месяца, о хорошем уровне ориентации на указания взрослого свидетельствует балл не ниже 7. Если же до поступления в школу еще больше полугода, то вполне достаточно и 5 баллов. Оценка самостоятельного продолжения узоров обычно бывает несколько ниже. В качестве нормы можно указать 5 баллов для периода, непосредственно предшествующего поступлению в школу, и 4 балла – за полгода до поступления.

«Треугольники»

Цель: Выявление уровня развития произвольного внимания, памяти.

Описание: Ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование: Коробка с цветными карандашами, лист бумаги.

Ход: Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники.

Нормативы:

- Высокий уровень – задание выполнено правильно;

- Средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке;

- Низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

« В магазине зеркал»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, памяти.

Описание: Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторить все игроки.

Ход: Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркале и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркала погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы зеркалами.

Примечание: Следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются.

«Смотри на руки»

Цель: Развитие произвольного внимания.

Описание: Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «Командиром».

Ход: Сейчас мы поиграем. Для игры нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого выберем с помощью считалки. Все играющие, друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир – сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть. (Варианты показа движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т. д.).

«Четыре стихии»

Цель: Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Ход: Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, Если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибается – считается проигравшим.

Развитие памяти и логического мышления.

«Поиграй со мной!» как часто вы слышите эту просьбу от своего ребенка. Сколько радости он получает, когда вы, преодолев усталость и бросив домашние дела, соглашаетесь хотя бы на короткое время, побыв учеником, пассажиром, а может быть красной шапочкой. Но игра – это не только радость для вашего ребенка. С ее помощью вы можете развивать у него внимание, память, мышление, то есть те качества, которые будут крайне необходимы, когда ваш малыш пойдет в школу. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения. Приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает и которыми оперирует в том случае, когда он их называет. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Картинка – важное средство развития речи, мышления, воображения, памяти. У детей пятого года жизни память носит непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить перед собой цель, запомнить – вспомнить, не владеет он и теми способами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания, он запоминает непроизвольно. Необходимо обучать ребенка способом логического запоминания, развивать логическую память, формировать у него такой важный способ, как классификация.

Малыш должен запомнить определенное количество лежащих перед ним картинок.

При взгляде на них он обнаруживает, что среди них есть группы однородных картинок, на которых изображены предметы, имеющие общие признаки. При запоминании знакомого и сравнительно не большого по объему материала ребенок в состоянии быстро назвать все имеющиеся в данном случае группы картинок. При большом объеме материала такой процесс группировки будет происходить медленнее: найдя несколько групп и продолжая рассматривать картинки, он вдруг обнаруживает еще ту или иную группу. Затем уточняется состав каждой группы (мебель, посуда). Определив в материале одну группу, например мебель, ребенок ищет все картинки относящиеся к ней, и т. д. Удерживать в памяти названия четырех – пяти групп легче, чем запомнить двадцать картинок, не связанных между собой. Обучение детей классификации как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Для того чтобы отнести единичное к общему, ребенок должен проделать сложную мыслительную работу. Необходимо под руководством взрослого учить ребенка группировать предметы, затем относить единичные предметы к заданному общему. С этой целью я использую различные дидактические игры. Возьмите, например, картинки изображающие «Лес», «Огород», «Птичий двор». Кто живет в лесу? Что растет в огороде? Кто обитает на птичьем дворе? Из всех картинок ребенок должен выбрать те, которые соответствуют заданной теме.

«Что лишнее?»

Несколько картинок (3-4) которые относятся к одной теме, а одна лишняя. Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не подходит к остальным, объяснить, почему она лишняя.

Груша, картофель, огурец, капуста.

Ананас, абрикос, перец, апельсин.

Овца, тигр, лошадь, корова.

Грузовик, автомобиль, вертолет, мышь.

«Для запоминания цвета использую стишки»

         Красный                                                                                        Желтый

 Если красный помидор,                                             Желтый лимон на цыпленка похож,

 То поспел он, ясно,                                                     Только вот ног у него не найдешь.

 Если красный светофор,                                            Желтый цыпленок похож на лимон,

То идти опасно,                                                            Только растет не на дереве он.

   Ну, а если красный нос -

Значит на дворе мороз.

       Оранжевый                                                                         Зеленый

Что за мяч оранжевый,                                                  Вот кузнечик Кузька -

Весело наряженный                                                       Зеленое пузико,

Мячик не резиновый,                                                     Спинка, лапки, голова -

Мячик апельсиновый.                                                    Весь зеленый как трава.

         Голубой

Нравятся Насте голубые краски!

Голубые платья,

Голубые глазки, голубика в лесах,

Дали голубые,

Голубые чудеса –

Выбирай любые.

«Говори наоборот»

Давай поиграем. Я буду говорить слова, а ты тоже говори, но только наоборот.

Большая ( река) – Маленькая (лужа).

Толстый (карандаш) – Тонкий (карандаш).

Горячий (чай) – Холодный (лед).

Чистые (руки) – Грязные (руки).

Больной (мальчик) – Здоровый (мальчик).

Ребенок – Взрослый.

Огонь – Вода.

Веселый – Грустный.

Сильный – Слабый.

Красивая – Страшная.

 

Заключение

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей; всестороннего развития ребенка; развиваются: наблюдательность, сообразительность, ловкость. Наряду с этим в игре уделяется большое значение развития памяти, логического мышления и внимании детей.

Внимание ребенка связано с его интересами, склонностями, опытом общения с окружающим.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире, о самом себе, овладение нормами поведения.

Каждое занятие с помощью дидактических игр проходит необычайно интересно, увлекательно и эффективно, а процесс обучения ребенка осуществляется весело, непринужденно и качественно.

Обучая детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи ИКТ технологий.

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ технологий....

«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...

Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильных дощечек

Консультация  предложена   учителям-дефектологам,  воспитателям. В ней  описаны условия работы с тактильной дощечкой. Индивидуальная  работа  с  тактильно...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений (из опыта работы)

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интел...

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр

Содержание проекта:Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:1. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам2. Психологическая комфортность;3. Наглядность и разнооб...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей  дошкольного возраста с помощью нейроигр....

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Фотографии с детьми Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма,  внимания и памяти у детей дошкольного возраста...