Мастер- класс для педагогов «Обучение дошкольников пониманию и принятию другого человека, как значимого и ценного»
методическая разработка по теме

 

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Не секрет, что в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Поэтому позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Очень важно активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Как научить дошкольников, с одной стороны, слышать и принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений

«Обучение дошкольников пониманию и принятию другого человека, как значимого и ценного»

Подготовила Гопкало Людмила Ивановна

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Не секрет, что в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Поэтому позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Очень важно активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Как научить дошкольников, с одной стороны, слышать и принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам? 

В ходе мастер-класса мы с вами рассмотрим причины «Почему дети могут так себя вести: ПРОЯВЛЯТЬ НЕТЕРПИМОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГОМУ (СВЕРСТНИКУ, ВЗРОСЛОМУ)», и совместно составим рекомендации для воспитанников ДОУ по преодолению нетерпимости к сверстнику или взрослому (воспитателю, педагогу, родителю).

  1. Задачи мастер-класса: 
  1. Обсуждение причин проявления интолерантного поведения по отношению к  другому человеку
  2. Составление "банка" рекомендаций для воспитанников по преодолению нетерпимости, раздражительности по отношению к сверстнику или взрослому
  3. Совместное составление КОПИЛКИ "Способы, методы, формы, приемы, игры для индивидуальной и групповой работы по воспитанию толерантности у воспитанников"
  4. Проигрывание Способов и приемов, которые помогают научить ребенка понимать и принимать другого (сверстника или взрослого) как значимого и ценного
  1. Для кого:  воспитателей, педагогов, родителей.
  2. Ведущие: педагог-психолог Гопкало Людмила Ивановна

                  Социальный педагог Неженская Анастасия Владимировна

Этап первый: Осознание проблемы

Проявления интолерантности...

  1. неуверенность в себе, тревожность, потребность в подчинении, открытая демонстрация неприятия присутствия иной точки зрения, культуры, обычаев. – Жаркова Ирина Павловна
  1. это дорога к миру – путь к совершенству в познании мира - Мысливцева Евгения Сергеевна
  2. это уважение к человеку, к его правам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции.- Каминская Татьяна Владимировна
  3. это состояние гармонии позитивных мыслей и уравновешанного поведения, уважения к себе и уважения других, видение будущего и опыт настоящего и прошлого - Жигалова Галина Сергеевна
  4. это позитивный настрой, когда встречаешься с человеком, это даже какая-то жертва, если ты хочешь, чтобы тебя услышали и приняли - это шаг навстречу.— Жаркова  Ирина Павловна
  5. это добрые взаимоотношения друг с другом, терпимые взаимоотношения – Лошманова Антонина Григорьевна
  6. это любовь и уважение к представителей разных национальностей – Корчагина Анна Александровна
  7. это мирное существование – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  8. это доброжелательное общение, взаимопонимание, уважение к окружающим - Мищенкова Алла Алексеевна
  9. бесконфликтное общение, терпимость – Колесник Марина Александровна
  10. терпимость, понимание, уважение – Переседова Екатерина Алексеевна
  11. умение понять и принять точку зрения другого, терпимость к "инаковости" – Каминская Татьяна  Владимировна
  12. стремление понять кого-либо или чего-либо, установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, в т.ч. отличающихся от собственных.
  13. это терпимость, доброжелательное общение, не путать с полным приятием и абсолютной подстройкой  
  14. понимание и принятие чужого мнения, терпимость и уважение к окружающим, бесконфликтность общения, этоуважение к человеку, к его правам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции.- Каминская Татьяна Владимировна
  15. это состояние гармонии позитивных мыслей и уравновешенного поведения, уважения к себе и уважения других, видение будущего и опыт настоящего и прошлого - Жигалова Галина Сергеевна
  16. это позитивный настрой, когда встречаешься с человеком, это даже какая-то жертва, если ты хочешь, чтобы тебя услышали и приняли, это шаг навстречу.— Жаркова  Ирина Павловна
  17. это добрые взаимоотношения друг с другом, терпимые взаимоотношения – Лошманова Антонина Григорьевна
  18. это любовь и уважение к представителей разных национальностей – Корчагина Анна Александровна
  19. это мирное существование – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  20. это доброжелательное общение, взаимопонимание, уважение к окружающим - Мищенкова Алла Алексеевна
  21. бесконфликтное общение, терпимость – Колесник Марина Александровна
  22. терпимость, понимание, уважение – Переседова Екатерина Алексеевна
  23. умение понять и принять точку зрения другого, терпимость к "инаковости" -  Татьяна  
  24. стремление понять кого-либо или чего-либо, установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, в т. ч. отличающихся от собственных.
  25. неуверенность в себе, тревожность, потребность в подчинении, открытая демонстрация неприятия присутствия иной точки зрения, культуры, обычаев. – Жаркова Ирина Павловна
  1.  это ярко выраженная манера неприятия, агрессии, нетерпимости любоого мнения, кроме своего -  Удинцова Екатерина Геннадьевна
  2. неуважение собеседника, непринятие его -  Жигалова Галина Сергеевна
  3. неумение принять мнение другого, неуважение его позиций – Владимирова Татьяна Александровна
  4. агрессия, расовая ненависть людей одного государства против другого – Фадеева Светлана Викторовна
  5. нежелание понимать других, неуважение к личности другого, в неумении слышать собеседника, свои проблемы решают за счет других.- Мищенкова Алла Алексеевна
  6. предубеждение и  негативное отношение к привычкам, и внешнему виду,  другого – Мурашева Татьяна Викторовна
  7. непринятие отличных от собственных проявлений, другого – Каминская Татьяна Владимировна  
  8. неприятие другого человека, дискриминация, физическое насилие, отчужденность, вербальное отрицание -  Колесник Марина Александровна  
  9. раздражительность, негативное восприятие чужого мнения, агрессивность по отношению к представителям другой расы, национальность -  Мысливцева Евгения Сергеевна
  10. негативное и агрессивное восприятие по отношению к людям
  11. любое проявление человека, направленное против человека: его достоинства, его мыслей, его чувств – Шафоростова Вера Ивановна
  12. высокомерие, неуважение к человеку вообще – Переседова Екатерина Алексеевна
  13. агрессивное отношение к другим, непонимание, отвержение других, иных взглядов – Владимирова Татьяна Александровна

Причины интолерантного  поведения...

  1. воспитание вне семьи, воспитание в неблагополучной семье, не умение идти на компромисс и принимать другую точку зрения – Фадеева Светлана Викторовна
  2. одной из причин толерантности является естественный процесс построения своей идентичности, т.е. поиск ответа на вопрос «Кто Я». -  Переседова Екатерина Алексеевна
  3. недостаток семейного воспитания, духовно-нравственного воспитания в школе -  Жаркова Ирина Павловна
  4. дисгармоничное воспитание в виде эмоционального отрицания личности ребенка -  Шафоростова Вера Ивановна
  5. неудовлетворенность базовых социальных потребностей – Зайцева Евгения Геннадьевна
  6. это и наследственность, и "невезение" на хороших людей, и отсутствие положительного примера в раннем детстве -  Мысливцева Евгения Сергеевна
  7. это особенности воспитания и характера человека -  Мысливцева Евгения Сергеевна
  8. несформированность таких качеств как: терпение, доверие, сопереживание, ценности человеческой жизни -  Мурашова Татьяна Викторовна
  9. в невоспитанности, в отсутствии понимания и нежелании понять чувтсв другого человека -  Каминская Татьяна Владимировна
  10. в характере человека, в воспитании, в негативном влиянии дворовой компании -  Удинцова Екатерина Геннадьевна
  11. сила характера, эгоизм, озлобленность -  Корчагина Анна Александровна
  12. отрицательный опыт, предубеждение в результате влияния социума, усвоенные стереотипы поведения -  Лошманова Антонина Григорьевна
  13. в господствующих в обществе культе насилия, стереотипах, иногда насмешках, преследованиях и запугиваниях -  Владимирова Татьяна Александровна
  14. Воспитание в семье, господствующее в обществе мнение об отношении к насилию, агрессии, влияние СМИ и сверстников -  Мищенкова Алла Алексеевна
  15. непонимание и недоверие -  Колесник Марина Александровна

в непонимании собственных мотивов поведения, в непонимании другого человека, в отсутствии воспитания нарушенные взаимоотношения между родителями, где наблюдаются частые конфликты в присутствии ребенка, незнание сути многих вещей, некомпетентность, ограниченность взглядов – Жаркова Ирина Павловна 

Этап второй: Толерантная среда

  1. На 1 этапе "Осознание проблемы" мы выяснили проявления интолерантности и обозначили причины интолерантного поведения. Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом деятельности через социально-значимые дела позволяет проявить себя, формировать у дошкольника способности брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования -  Владимирова Татьяна Александровна
  1. Поликультурное образование, позитивное отношение к национальному своеобразию, приобщение воспитанников к решению общественно значимых задач, приобщение их к социальным ценностям, создание благоприятной среды для формирования толерантных установок в детском саду, группе, психологическая комфортность и безопасность, эмоциональная компетентность -  Каминская Татьяна Владимировна
  2. а) Принцип неделимости целей педагога и ребенка по формированию толерантности; б) принцип интеграции воспитания  в социо-культуру;  в) принцип целостности воспитательного процесса и реального жизненного опыта; г) принцип непосредственного принятия мнения ребенка;  д) принцип опоры на положительное в ребенке - создание ситуаций успеха; е) принцип единства знания и поведения - умение толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия; ж) принцип развивающей рефлексии - побуждение дошкольников к осознанию собственных приемов, способов деятельности -  Удинцова Екатерина Геннадьевна
  3. Принципы гуманизации, интеграции, культуро - сообразности, вариативности и гибкости -  Мысливцева Евгения Сергеевна
  4. Доброжелательное отношение всех ко всем и к каждому, совместное обсуждение проблем, если они возникли, отношения на уровне партнерства, полное отсутствие предвзятого отношения к ребенку, умение прощать и забывать обиды – Мурашова Татьяна Викторовна
  5. Уважение к личности ребёнка, принятие его особенностей, концентрироваться на положительных проявлениях его поведения, взаимная ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности , уважать мнение детей, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самовыражения – Жаркова Ирина Павловна  
  6. Принципы личностно-ориентированного и вовлекающего обучения системность, разно - плановость и практическая направленность работы педагогического коллектива ДОУ -  Фадеева Светлана Викторовна
  7.  Уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим, взаимное доверие и понимание, опора на положительные качества ребёнка, предоставление возможностей для самовыражения и самореализации, демократизм и гуманные отношения – Зайцева Екатерина Геннадьевна
  8. Уважение мнения другого (сверстника, воспитателя), понимание индивидуальных особенностей другого, готовность педагогов слушать, видеть и слышать ребёнка, принимать его таким, какой он есть, общаться с ним на равных, не дозированно, а постоянно, т.е. жить интересами детей и поддерживать их -  Гребенникова Жанна Анатольевна
  9. Организация совместных мероприятий для обогащения опыта дошкольников, возможность каждому участнику проявить свои лучшие личностные качества (неделя добра, акции,  тренинги), убежденность в том, что толерантность - это единственно верный путь в построении любых конструктивных взаимоотношений, у всех членов педагогического процесса -  Переседова Екатерина Алексеевна

Какие условия необходимо создать в  ДОУ, чтобы процесс формирования толерантной личности проходил результативно? 

  1. Для развития толерантного сознания дошкольников необходима направленная, содержательная работа по овладению всеми участниками педагогического процесса этикой толерантности, патриотического воспитания – Владимирова Татьяна Александровна
  2. Прежде всего, должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантность, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его важнейший аспект, как "толерантность к самому себе и к своему народу". Нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество. Родной край - Россия - Мир - таковы те ступени, те концентрические круги, по которым последовательно продвигается маленький человек, постоянно расширяя границы доступных ему географических и культурных "пределов". В ДОУ должны быть созданы условия для знакомства воспитанников с разными культурными, религиозными ценностями. – Корчагина Анна Александровна
  3. Формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный воспитатель, нужна четко разработанная система воспитательно - образовательной работы на основе личностно-ориентированного подхода, где приоритетным направлением было бы формирование толерантности воспитанников.- Лошманова Антонина Григорьевна
  4. Повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса, внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс, психологические тренинги и групповые дискуссии для воспитателей и воспитанников -  Каминская Татьяна Владимировна
  5. На начальной стадии формирования детского коллектива важно обеспечить эмоциональную комфортность во взаимоотношениях между воспитанниками и воспитателями, демонстрировать навыки бесконфликтного общения и вести работу по привитию их воспитанникам, развивать эмоциональную гибкость, критическое мышление, способности к сотрудничеству, самоконтролю, время и потребность конструктивно общаться с детьми, гибкое мышление педагога, понимание ценности толерантного отношения к Другому для создания атмосферы взаимопонимания, внутренняя осознанность ценности каждой личности, взаимное уважение – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  6. в ДОУ необходимо создать -  среду, в которой каждый участник дидактического процесса ощущал бы свою "необходимость" и  имел возможность для раскрытия своего личностного потенциала, толерантная культура воспитателя; систему мероприятий, направленная на формирование у воспитанников ДОУ важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей (патриотизм, доброта, единство, дружба, милосердие, согласие, уважение старших, ценность жизни и т.д.) - Фадеева Светлана Викторовна  
  7. Уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим, взаимное доверие и понимание, опора на положительные качества ребёнка, предоставление возможностей для самовыражения и самореализации, демократизм и гуманные отношения, повышение культуры общения воспитанников и педагогов, гуманность в отношении ребенка с проблемами в развитии, знание особенностей национальной культуры воспитанников, грамотно выстроенная воспитательная система. Субъект - субъектные отношения. Тренинги на формирование толерантного сознания, стратиграфия в социум. Самое главное - надо, чтобы педагоги сами обладали толерантным отношением к другим и демонстрировали его искренне – Гребенникова Жанна Анатольевна
  1. Должны быть созданы -  среда, основанная на отношении к ребенку - понять, принять..., наличие продуманной программы работы через деятельность, направленную на формирование устойчивых взглядов воспитанников и педагогов на мирное сосуществование в условиях особой образовательной среды ДОУ (дети разных национальностей, дети разного социального статуса, дети с ограниченными возможностями здоровья)- Колесник Марина Александровна

Как необходимо построить отношения между участниками дидактического процесса, чтобы воспитать толерантную личность? 

  1. Следовать девизу "Принимать, понимать, помогать". Принятие ребенка таким, какой он есть – Гребенникова Жанна Анатольевна
  2. В современном образовательном пространстве роль воспитателя и воспитанника в плане межличностного общения находится на одном уровне, поэтому воспитывать в себе культуру общения, постоянно обогащая свое культурно-информационное пространство, придавая ему личностно-смысловую направленность – это дело всех участников дидактического процесса. Одним из правильных путей нахождения «общего языка» с детьми является организация общения-диспута на  занятиях. Педагог должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантному поведению воспитанников ДОУ основанному на неприятии норм и обычаев какого- либо социальной или национальной группы людей. Стимулировать, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону: одобрительный взгляд, одобрительная фраза.- Зайцева Евгения Геннадьевна
  3. Одной из первых предпосылок к успешной работе является формирование воспитателем основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрацию собственной готовности к общению, передачу воспитанникам понимания их внутреннего состояния, изменение стереотипных негативных установок относительно межличностного общения с детским коллективом. – Переседова Екатерина Алексеевна
  4. Между участниками дидактического процесса, независимо от ситуации, должны быть уважительные, доброжелательные, личностно-ориентированные отношения, основанные на сотрудничестве и взаимоуважении. Педагогу важно выстраивать отношения с дошкольниками на основе сотрудничества, принимая каждого из них как значимую и ценную личность. Умение идти на компромисс, договариваться, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права – Шафоростова Вера Ивановна
  5. На принципах понимания и партнерства, уважительных и доверительных отношений между участниками педагогического процесса. Гуманизация отношений между участниками дидактического процесса, в основе которой, лежит мотив сотрудничества, представляет, в первую очередь, воспитанника субъектом целостного педагогического процесса, а не пассивным объектом; признание индивидуальности воспитанника. Уважение к «собственному мнению» ребёнка, его взглядов, диалогическое общение воспитателя с детьми. -  Колесник Марина Александровна
  6. Создание среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, согласование интересов групп участников дошкольной жизни, включая родителей  , поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни детского коллектива, необходимо каждому участнику дидактического процесса четко представлять и понимать свою ответственность перед другими членами коллектива, владеть навыками бесконфликтного общения, иметь активную жизненную позицию и светлый взгляд видения своей перспективы, на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи, на заповедях человечности: "Уважай мысли и чувства братьев своих", "Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти"... -  Мищенкова Алла Алексеевна

-Демократизация отношений в детском коллективе, которая даёт возможность проявить важнейшие ценности толерантности,  дружелюбное взаимоотношение в коллективе сверстников, понимание и уважение, отношения должны быть доверительными, понимающими свою миссию в отношении каждого ребёнка. Главное, чтобы вектор усилий был направлен в одну сторону... – Фадеева Светлана Викторовна

-Доверительные отношения между участниками педагог-ребёнок, готовность педагога быть открытым для общения и взаимодействия, заинтересованность проблемами воспитанников субъект-субъектные отношения, партнерские отношения между воспитанниками, педагогами, родителями.  Родители - важные участники педагогического процесса.- Жаркова Ирина Павловна

 Этап третий: Роль взрослого в воспитании толерантности у детей

"Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции" В.А. Сухомлинский

"Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека" В.А. Сухомлинский

Межличностный уровень толерантности имеет первостепенное значение в работе учителя и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени - от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его (мнения) обесценивания и даже унижения самого ученика за «неправильные взгляды». Нельзя говорить о формировании толерантности у детей, если педагог сам не является человеком снисходительным и терпимым. Если же педагог толерантен, то он уверен, открыт, и выступает по отношению к ребёнку в роли наставника. Реальность труда воспитателя с позиции толерантности представляет три аспекта рассмотрения: личность воспитателя, обладающего толерантными качествами, проявления толерантности в профессиональной деятельности и реализации принципов толерантности в педагогическом обществе. Все три аспекта в единстве являются предпосылкой, средством и результатом формирования толерантности подрастающего поколения. На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопросы: "Что такое профессиональная педагогическая толерантность?", "Какие принципы и правила помогают взрослому построить у воспитанников процесс познания "Что такое уважение и терпимость по отношению к другим" результативно?"

Материалы, которые могут вам помочь:

  1. Особенности проявления толерантности в структуре деятельности воспитателя 
  2. Роль родителей и педагогов в воспитании толерантности у детей 
  3. Особенности воспитания 
  4. ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ 
  5. Воспитание толерантности в детском коллективе 
  6. Воспитание толерантности и профилактика экстремизма 
  7. О формировании ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в образовательной среде 


Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):

Личность воспитателя, обладающего толерантными качествами ... 

  1. Душевная чуткость в характере воспитателя, самообладание, выдержка, уважение к личности ребёнка. Переседова Екатерина Алексеевна
  2. Доброта. Чем выше доброта - тем выше умение понимать или принимать индивидуальность других людей, умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров, умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности, приспособленность к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других, и тем меньше стремление - переделать, перевоспитать своего партнера, подогнать под себя, сделать его удобным. – Мищенкова Алла Алексеевна
  3. Эмпатия. Чем выше эмпатия, тем выше умение понимать или принимать индивидуальность других людей, приспособленность к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других, и тем ниже стремление педагогов оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, рассматривать в качестве эталона самого себя. Чем ниже уровень эмпатии, тем более проявляется категоричность или консервативность в оценках людей.  Личностные установки и принципы толерантного воспитателя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации воспитанников - Колесник Марина Александровна
  4. Толерантность педагогов проявляется в их поведении: в способности спокойно разобраться в конфликте между воспитанниками, с пониманием относиться к их  достижениям и внешнему виду, поступкам.  Доброта, зрелость суждений, эмоциональная стабильность – Зайцева Евгения Геннадьевна
  5. Самоуважение: чем выше самоуважение личности, тем выше её толерантность. В процессе повышения самоуважения личности решающее значение имеет ощущение своей профессиональной компетентности: степень удовлетворённости профессиональной деятельностью прямо пропорциональна уровню самоуважения индивида.  Открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия. – Корчагина Анна Александровна
  6. Справедливость, интерес к проблемам ребенка, способность к сопереживанию, эмоциональная уравновешенность, уважение к личности ребенка, жизнерадостность. Наличие у воспитателя таких качеств как: доброта, терпение, доверие, гибкость мышления, самодостаточность, выдержанность, интеллигентность, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, сердечность. Владимирова Татьяна Александровна
  7. Высокообразованный и открытый, жизнерадостный и энергичный, терпеливый и терпимый к недостаткам других, самокритичный и добрый.  Эмпатия, уважение, проницательность, эмоциональная стабильность, высокий интеллект. Профессионализм, жизнерадостность, самокритичность, гибкость мышления, самоуважение. Гребенникова Жанна Анатольевна
  1. Доброжелательность, уважение и терпение. Личность  спокойная, уравновешенная, готовая выслушать другого, понимающая, умеющая строить отношения и высказывания, тонко чувствующая другого человека, безусловное позитивное отношение, т.е. признание ценности другого человека (воспитанника), его чувства собственного достоинства. Мысливцева Евгения Сергеевна
  2. терпимость, умение отбросить свои личные проблемы, когда ты общаешься с детьми, умение видеть позитивное в любом воспитаннике. Мурашова Татьяна Викторовна

Профессиональная педагогическая толерантность - это... 

  1. Умение строить свои отношения с воспитанниками, соблюдение чувства меры в общении с воспитанниками, выражение ума, чувства и общей культуры педагога,  владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: эмпатическое понимание, открытое и доверительное общение – Жигалова Галина Сергеевна
  2. Мотивация на сотрудничество, диалог, развитость механизма принятия, развитость механизмов терпения, корректное, бесконфликтное участие в любой коммуникации – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  3. Толерантный воспитатель осознает, что его воспринимают как образец для подражания; осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов; поощряет творческие подходы к решению проблем; содействует вовлечению воспитанников и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности; учит мыслить критически и умеет ценить позиции других; ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни – Каминская Татьяна Владимировна
  4. Сдержанность педагога в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты, способность педагога к сопереживанию и эмпатии, желание воспитателя принять индивидуальность другого, умение прощать ошибки партнера по совместной деятельности, доброжелательность в межличностных отношениях – Корчагина Анна Александровна
  5. Индивидуальный подход к ребёнку, адекватность оценивания и воспитательных мер, понимание внутреннего состояния воспитанника, уважительное, доверительное отношение к нему освоение воспитателем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения с воспитанниками – Владимирова Татьяна Александровна
  6. Умение провести своё занятие так, чтобы дети с нетерпением ждали следующего, ощущали радость, понимание своей уникальности и принадлежности к детскому коллективу, ярко выраженное желание сотрудничать, а не критиковать, находить правильное выход из сложившейся ситуации, а не конфликтовать, идти на компромисс, сохраняя при всем этом свой статус – Мысливцева Евгения Сергеевна
  7. Умение и желание понимать и принимать индивидуальность других людей, знание основных положений педагогики сотрудничества, подход к каждому ребенку, идти на компромисс, умение и навыки педагога - Мурашова Татьяна Викторовна
  8. Умение вдумываться, чувствовать любую ситуацию и разворачивать её как воспитательную. Принятие другого человека как ценного, равноправного. Умение учиться у детей, радоваться им и искренне сопереживать, поддерживать, умение педагога проявлять равноправие в отношениях с воспитанниками, отсутствие обвинений в адрес личности ребенка – Мищенкова Алла Алексеевна
  9. Терпимость, умение отбросить свои личные проблемы, когда ты общаешься с детьми, умение видеть позитивное в любом ребёнке – Колесник Марина Александровна


Назовите ваш  принцип  на который следует опираться, если мы хотим выстроить толерантную среду и раскройте его. 

  1. Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей.  По настоящему результативное и одновременно, неразрушающее педагогическое взаимодействие строится не только на осознании воспитателем особенностей собственного стиля общения, но и на знаниях особенностей каждого ребёнка, как субъекта взаимодействия (индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, уровня развития  интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений).  Правило: тщательное изучение особенностей личности воспитанника; организация педагогических действий по предупреждению интолерантного поведения и формирования толерантного сознания; определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием – Фадеева Светлана Викторовна
  1. Принцип уважительного отношения к личности. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Правило: организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах – Жаркова Ирина Павловна
  1. Принцип опоры на положительное в ребенке. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми. Правило: выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; создание ситуации успеха – Переседова Екатерина Алексеевна
  1. Принцип единства знания и поведения. Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированного толерантного поведения  должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия – Жигалова Галина Сергеевна
  1. Принципы связи воспитания толерантного поведения  с жизнью. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Правила: подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; демонстрация последствий толерантности и  интолерантности; поиск способов решения – Гребенникова Жанна Анатольевна
  2.  Принцип культуро-сообразности. В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантного поведения непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. Правила: опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром; учитывать культурный уровень микросреды ребенка (сверстники, семья, друзья); использовать потенциал культуры мира – Зайцева Евгения Геннадьевна
  3. Принцип целенаправленности. Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. Правила: развитие интереса к проблеме толерантности; развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; четкое определение конечного результата воспитательных воздействий; постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей воспитанников -  Корчагина Анна Александровна
  4. Принцип сотрудничества - установление в ДОУ отношений взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями с одной стороны, и воспитанниками, с другой – Мысливцева Евгения Сергеевна
  5. Принцип правоведения - формирование чувства собственного достоинства, самоуважения к окружающим людям, народам независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры и религии – Владимирова Татьяна Александровна
  6. Принцип экологии взаимоотношений - обеспечение благоприятного социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства – Мурашова Татьяна Викторовна
  7. Принцип коллективности Действительно, вхождение ребенка в многоаспектную систему отношений, складывающуюся в том, или ином коллективе, - сложный и противоречивый процесс, требующий педагогического вмешательства, педагогической корректировки, целенаправленного восприятия детьми друг друга, организации индивидуальной помощи дошкольникам в процессе самопознания, саморегуляции поведения, социально полезного самоутверждения в коллективе. Статус ребенка в коллективе существенно зависит от того, как относятся к нему взрослые – Колесник Марина Александровна
  8. Принцип самоценности ребенка - принятие ребенка со всеми его уникальными особенностями, плюсами и минусами, относиться к нему как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом – Лошманова Антонина Григорьевна
  9. «Принцип сотрудничества». Основанный  на понимании и принятии человека с его жизненными ценностями и особенностями – Жаркова Ирина Павловна
  10. "Принцип единства" - Вместе мы сильнее, умнее и значимее – Мищенкова Алла Алексеевна

  1. "Принцип доброго отношения". Доброе отношение к личности ребёнка, его поступкам, его высказываниям. Личность ребёнка всегда должна восприниматься, как положительная. Он может поступать не так как, говорить, но при этом он остаётся добрым по сути. Главная задача педагога помочь ненавязчиво понять и почуствовать как поступать, чтобы ему самому было хорошо и другим рядом с ним тоже – Мурашова Татьяна Викторовна
  2. "Принцип гуманности". Каждый человек имеет право на ошибку. У ребенка должна быть уверенность в том, что может обратиться за помощью, смело выражать свое мнение и не бояться быть осмеянным – Фадеева Светлана Викторовна
  3. «Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка»: интеллектуальные способности, особенности здоровья, личностные особенности: характер, темперамент – Шафоростова Вера Ивановна 

Этап четвертый: Алгоритм действий взрослого по решению проблем ребенка

На предыдущих этапах мы выявили причины проявления нетерпимости, раздражительности ребенка по отношению к сверстнику или взрослому, выявили проявления интолерантности, и обозначили что включает в себя толерантная среда и толерантная культура педагога. А на данном этапе мы будем находить конструктивные способы и приемы, которые помогают педагогу научить ребенка понимать и принимать  другого (сверстника или взрослого) как значимого и ценного. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в группе сверстников, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Исследования показывают, что почти 20% детей страдают из-за негатива от сверстников. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" - становятся объектом насмешек и презрения. Зачастую поведение отвергаемых детей строится по неадаптивной модели. Выражение негативного отношения к другим, агрессия, нарушение границ в общении, провокации агрессии в свой адрес, неумение постоять за себя приводят к ответному отвержению. В этом случае важная роль отводится педагогу, в умении вовремя оказать педагогическую поддержку ребенку, направленную на гармонизацию межличностных отношений воспитанников и формирование у ребенка навыков самообладания в трудных ситуациях.

Педагогическая поддержка - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.


Материалы, которые помогут вам:

  1. Дети-изгои: психологическая работа с проблемой 
  2. Мы все такие разные... Как научить ребенка терпимости 
  3. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками? 
  4. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ  
  5. Принципы, методы и способы обучения толерантному сознанию 
  6. Формирование толерантных отношений у современных дошкольников 
  7. Приемы воспитания толерантности 

Ситуация: Ребенку плохо в группе, его отвергают, обзывают обидными словами. Причина может быть разной: полный, неуклюжий, отличающийся по цвету кожи, неуверенный ребенок. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками в группе?

Давайте попробуем выстроить алгоритм действий взрослого, включая в него конструктивные способы и приемы, которые помогут ребенку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками.

Смелее высказываем свои способы, приемы и упражнения:

1 шаг:  Оказать ребенку эмоциональную поддержку (приемы и способы)

  1. 1.Успокоить. 2.Дать Совет. 3. Приём "Акцент на достоинства" – Зайцева Евгения Геннадьевна
  1. Успокоить ребенка (Прием "Давай мы с тобой успокоимся...")2. Приём "Изменить точку зрения". Если речь идет не о недостатке, а об особенности (цвете волос, длине носа, веснушках, очках), то нужно переориентировать восприятие ребенка, сделав «недостаток» достоинством.  Рыжему можно сказать, что он похож на солнышко; если малыш носит очки, отметьте, что он очень солидный. Кстати, с очками многих детей примирила сага про Гарри Поттера – Переседова Екатерина Алексеевна
  2. Спокойным голосом скажу "Иди успокойся, попей водички..". Приём "Очевидное – не самое главное". Показать ребенку, что внешность, пол, национальность и даже особенности поведения имеют не такое большое значение. В этом поможет поучительная игра «Конфета». Возьмите вкусную конфету и заверните ее в неприметный фантик (вы можете сделать его сами из простой бумаги). Пусть ребенок убедится, что конфета вкусная. Поговорите с ним о том, что и среди людей бывает так: внешность не слишком привлекательна, а внутри человек очень добрый и хороший – Жигалова Галина Сергеевна
  3. Приём «Переключить внимание». Перевести разговор на другую тему – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  4. Приём «Ответственное поручение». Педагог ребенку предлагает выполнить какое-либо поручение, которое может поднять значимость ребенка в глазах окружающих сверстников – Лошманова Антонина Григорьевна
  5. В период эмоционального напряжения предложу ребенку: "Иди, развейся...". Потом снова вернуться к ситуации и спокойно разобраться в причиных происхождения данной ситуации – Жаркова Ирина Павловна
  6. Приём эмоциональной поддержки ребенка, когда воспитатель внимательно выслушивает ребенка, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди, в то время, когда ребенок обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит ребенок, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия ребенка. Это может быть, например, выражение ребенку сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит – Мищенкова Алла Алексеевна
  1. Поговорить с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях; дать понять ребенку, что его понимают и ему верят, применить приём «Акцент на лучшее» - Шафоростова Вера Ивановна
  2.  Не оставлять ребенка с проблемой один на один, необходимо показать, что нам не безразлично, что происходит у него в душе. Вызвать на откровенный разговор, позволив ребенку выговориться, при этом безоценочно слушая все, что он говорит, принимая его чувства, искренне сопереживая его беде, а затем, сообща найти оптимальное решение проблемы – Колесник Марина Александровна
  3. Быть рядом, когда ребенку плохо, успокоить, приласкать, поговорить наедине, оказать поддержку. Когда ребенок немного успокоится, поскольку эмоциональное возбуждение не позволяет ребенку сконцентрироваться и рационально справиться с ситуацией. После того как первый всплеск эмоций пройдет, важно переключить внимание ребенка на какую-либо интересную деятельность, отвлечь его – Фадеева Светлана Викторовна
  1. Доверительная беседа с ребенком наедине. Совет. Приём "Слышу только позитив!" – Гребенникова Жанна Анатольевна
  2. Тактика помощи. Если ребенок не встречает в детском саду людей, которым он действительно интересен, нужен, у него с каждым днем теряется надежда быть сопричастным к тому, что там происходит. Помощь восстанавливает у ребенка ощущение собственной значимости для других людей. Образовательный эффект тактики помощи: ребенок, сталкиваясь с проблемой, ощущает себя вначале беспомощным, незнающим, «хуже всех», а на выходе, после завершения самостоятельных действий, он переживает опыт нового самоощущения: «Я не хуже других. Все видели, как я сам успешно справился с задачей» - Зайцева Екатерина Геннадьевна
  3. Эмоциональная поддержка - условие, а не самоцель в тактике помощи. Эмоциональная поддержка нужна для того, чтобы ребенок не боялся делать первые шаги, чтобы он умел сосредоточиться на себе.1 шаг Язык принятия –  это, прежде всего доброжелательный взгляд, сочувствие, одобряющая или веселая улыбка. Для этого языка характерны кивки в знак согласия, спокойный тон, рассуждающая интонация. Общаясь, таким образом, педагог всем своим видом дает понять, что человек, ребенок, с которым он имеет дело, приятен ему. У языка принятия исследователи обнаружили поразительный эффект: он мотивирует собеседника говорить о своих проблемах и решать их. 2 шаг. Позволить ребенку высказаться, не давая оценок и не спеша с советами. Ребенок почувствует, что он не одинок в своей проблеме, если вы покажете, что хорошо понимаете и принимаете его чувства. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно - когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в группе складывались иначе».3 шаг. Целительным будет «послание» со стороны взрослых: «Я вижу, что тебе сейчас непросто.  Мы можем вместе подумать о том, как быть». Такая позиция педагога поможет ребенку ощутить возможность помощи взамен бессилия – Каминская Татьяна Владимировна
  1. Принять. Принятие должно быть безусловным. "Ты мне нравишься, потому что это ты" – Жигалова Галина Сергеевна
  2. Важно ребенка отвлечь. Если ребенок младшего возраста, то предложить какую-нибудь игру (полепить, нарисовать, повырезать), если старшего возраста, то предоставить возможность побыть одному. Техника "Детский сад". Педагог предлагает ребенку представить обидчиков группой детей в детском саду. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками... Но ты как взрослый человек относишься к этим выходкам, как к детским шалостям, и продолжаешь сохранять спокойствие, не воспринимаешь эти слова как оскорбления, не реагируешь на их выпады – Колесник Марина Александровна
  3. Показать свое понимание проблемы, привести подобные примеры из своей жизни, жизни своих знакомых – Жаркова Марина Александровна

2 шаг:  Разобраться в причинах происходящего (приемы и способы)

  1. 1. Доверительная беседа. 2.Стать на позицию воспитанника (В жизни бывают такие моменты…,я раньше тоже думала..).3. Обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?) – Лошманова Антонина Григорьевна
  1. Упражнение "Камушек в ботинке". У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Воспитатель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми. Затем вместе обсуждают сложившуюся ситуацию. Упражнение «Аспекты осознания». Ребенку предлагают ответить на вопросы: Что хорошего, что плохого для меня в этой ситуации? Какой способ действий в ней приведет к нужной мне цели? Каковы реальные возможности данной ситуации? Каковы последствия каждого из возможных решений? Достаточно ли одного осознания для разрешения ситуации? В образной форме необходимо сформулировать некий девиз. Послание от самого себя самому себе, найденное в результате подобного осознания – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  1. Приём «Совместное дело». Педагог привлекает ребенка к выполнению совместной работы: «Пойдем, поможешь мне найти книгу…, игрушку…». Затем действие плавно переходит в доверительную беседу, где педагог, используя наводящие вопросы,  мягко подходит к выяснению раннее происшедшего травмирующего события с ребенком. Упражнение "Доволен ли я собой?". Доверительная беседа с ребенком: «…Ну а теперь расскажи, что произошло ….», с использованием приемов эмпатического слушания. Далее разговор строиться по ситуации – Переседова Екатерина Алексеевна
  1. Приём "Взгляд со стороны". Педагог приглашает ребенка к обсуждению происшедшей ситуации. Предлагает ребенку "встать" на место своего бывшего собеседника и попытаться вместе разобраться, почему такой конфликт произошел.  Анализируем ситуацию и выясняем, что можно было поступить иначе, чтобы не допустить этого конфликта. В результате такого разговора приходим к выводу, как помочь себе в критической ситуации. Постараться  вызвать ребенка на разговор, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Нужно продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. Применить приём «Взаимопомощь». Педагог должен так организовать  деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. – Зайцева Евгения Геннадьевна
  2. «Перифраза» – краткая, текущая реплика воспитателя, произносимая им во время исповеди и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит ребёнок. В случае применения перифразы воспитатель, слушая воспитанника, во время естественных пауз, возникающих в его речи, кратко, своими словами, в виде утверждений или вопросов повторяет то, что сказал ребёнок, и, в свою очередь, ждет от него подтверждения или опровержения правильности его понимания. Перифразу можно начинать, например, словами: «Итак...», «Ты сказал...», «Правильно ли я поняла, ты сказал...» - Фадеева Светлана Викторовна
  3. Одним из наиболее эффективных способов при выявлении причин происходящего с ребенком является работа со сказкой. Сказка должна отражать проблему ребенка, а сюжет трансформироваться так, чтобы воспитанник мог свободно выразить себя, что позволит сохранить положительный эмоциональный фон в работе над проблемной ситуацией – Шафоростова Вера Ивановна
  4. Приём "Незаконченные предложения". Ребенку дается инструкция: "Предлагаю тебе поиграть. Я буду начинать предложение, а ты – заканчивать».  Приём "Эмпатическое слушание» - Гребенникова Жанна Анатольевна
  5. Уделить внимание (выслушать, применяя элементы активного слушания). Разобрать подобную ситуацию с другими героями. Разговор нужно выстраивать на равных, помочь ребенку выяснить причину негативного отношения к нему сверстников. Если причина исходит от ребенка (сам дерется, задирается)- необходимо научить ребенка разобраться в своем поведении. Если же причина не зависит от ребенка - то работать с окружением  и с ребенком, повышать уверенность в себе, умение реагировать по-другому, доверительная беседа один на один, ни в коем случае не выносить на общественное обсуждение – Жигалова Галина Сергеевна

3 шаг:  Устраняем причины трудностей (приемы и способы).

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности педагога – психолога и социального  педагога. Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

  1. Работа с отвергаемым ребёнком.
  2. Работа со всей группой детей.

Профилактическая работа (взаимодействие с воспитателями и родителями). Выскажите своё мнение по данному вопросу.

Работа с отвергаемым ребенком 

  1. 1. Научить ребенка реагировать на обидные слова правильно: поговорить с обидчиком ("Почему ты ...."), игнорировать обидчика, реагировать необычным способом, с юмором. 2. Повышать самооценку у ребенка. 3. Включить ребенка в коллективно-творческую деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и дети могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников – Мищенкова Алла Алексеевна
  1. Упражнение "Открытое выражение чувств". Схема искреннего выражения чувств: 1.Описание наблюдаемого факта. Фраза начинается со слов: «Когда я вижу (слышу и т.п.)».2. Называние чувства, которое породили действия партнера по общению («Я чувствую…»).3. Описание потребности, которая находится за чувствами («потому что мне необходимо…; Я нуждаюсь …»). 4.Просьба к партнеру по общению в этой конкретной ситуации («Пожалуйста, мне хотелось бы, чтобы Вы (ты) …»). Использование психо - коррекционных сказок, с элементами театрализованной игры. Инсценировка сказок – эффективный приём, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей – Каминская Татьяна Владимировна
  1. Провести занятие на тему «Доверие «к себе» и «другим». Упражнение «Доверие – это…..». Детям предлагается завершить предложение: «Доверие это - ……..», «Доверять – значит…..» После завершения упражнения каждый ребенок бросает мяч и говорит,  что, по его мнению, значит доверие; Упражнение «Звезда доверия». Детям предлагают собрать звезду доверия. Каждый думает, из каких лучей должна состоять эта звезда. Педагог рисует на ватмане звезду доверия и подписывает все лучи – Владимирова Татьяна Александровна

  1. Приём "Использование афоризмов". Например: "Никогда не делай другому того, что тебе не хочется, чтобы было по отношению к тебе", "Посмотри на себя со стороны…» - Корчагина Анна Александровна
  2. Приём «Осознанный выбор». Педагог с ребенком вместе анализируют ситуацию, выдвигают разные способы выхода из конфликта. Ребенок осознанно выбирает подходящий способ. Упражнение "Незаконченное предложение". Педагог ребенку предлагает закончить предложения: "думая о себе, я чувствую гордость, когда ...",  "думая о себе, я порой ужасаюсь, когда ...", "думая о себе, я начинаю переживать, потому что ...",  "думая о себе, я порой сомневаюсь …» - Фадеева Светлана Викторовна
  3. Целительным будет «послание» со стороны воспитателя: «Я вижу, что тебе сейчас непросто. Я понимаю и принимаю твои чувства такими, какие они есть. Я рядом, я люблю и уважаю тебя. Мы можем вместе подумать о том, как быть – Колесник Марина Александровна
  4. Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение воспитанников: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников – Зайцева Евгения Геннадьевна
  5. а) провести подробную диагностику личностных особенностей ребенка; б) создать с ребенком «Копилку достижений» в которую он будет складывать каждый день свои маленькие победы, что со временем значительно повысит его самооценку; в) сформировать у ребенка умение сохранять спокойствие в самых разных ситуациях посредством релаксационных игр и упражнений; г) создавать для отвергаемого ребенка ситуации успеха, ставить его на лидирующую позицию («Без твоей помощи товарищам не справиться» - Шафоростова Вера Ивановна
  1. Упражнение "Как быть толерантным в общении". Педагог предлагает кому-нибудь из детей вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот ребёнок выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Дети должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, "обиженный" попытается достойно выйти из ситуации. Схема достойного выхода из ситуации: 1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: "Когда ты накричала на меня при ребятах…". 2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: "… я почувствовал себя неудобно…". 3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: "… поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…". 4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: "… тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям". Можно предложить выполнить это задание нескольким парам участников или же предложить по данному алгоритму решить несколько педагогических ситуаций – Жаркова Ирина Павловна
  2. Семь "секретов" социального успеха: секрет №1: социального успеха достигает тот, с кем весело и смешно (чувство юмора стимулирует другие социальные навыки, в том числе психологическую гибкость, спонтанность, сообразительность и умение справляться с неприятностями);  секрет № 2: детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде; секрет № 3: социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников; секрет № 4: социального успеха добивается тот ребёнок который умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации:(компромиссное решение, - мирный выход из любого сложного положения);  секрет № 5: социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих;  секрет № 6: социального успеха достигает тот, у кого хорошо развиты навыки ведения беседы (техники "Я-высказывание", " эмпатическое слушание"; секрет № 7: научите ребенка различным лидерским навыкам  ( Научите ребенка первым предлагать новые идеи, занятия, затеи. Необходимо научить  ребенка  умению говорить "нет".) – Мысливцева Евгения Сергеевна
  3. Проведение приемов из серии "Познакомься сам с собой" (принятие себя, повышение самооценки и уверенности в себе). Упражнение "Письмо себе любимому" - Мурашова Татьяна Викторовна
  4. Доверительные беседы, направленные на принятие себя и формирования положительной  Я-концепции – Колесник Марина Александровна
  5. Поговорить с ребенком о том, как можно и нужно реагировать на обзывание. Способы реагирования: Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания); Отреагировать нестандартно (согласиться с прозвищем или посмеяться вместе); Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: "Мне очень обидно это слышать", "Почему ты хочешь меня обидеть?"; не торопиться отвечать на обиду, взвесить все "за" и "против", понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение; Отговориться, очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку - своеобразную защиту от словесного нападения – Лошманова Антонина Григорьевна
  6. Привлечь ребенка к совместной деятельности в паре с кем-то из сверстников  (в группе всегда найдется ребенок, который согласиться на такое взаимодействие). Постепенно расширяя круг сверстников. Обсудить вместе с ребенком то, с каким человеком хочется дружить (веселый, знает интересные игры, добрый, не обманывает, умеет хранить секреты, может защитить). Техника "Терапия творчеством". Ребенку можно посоветовать "переплавить" свои переживания в некое творение. И самые мрачные, гнетущие душу события обретут совсем иные краски, зазвучат по-новому. Прием "Позитивные утверждения" (я справлюсь, все будет хорошо…) – Владимирова Татьяна Александровна
  7. Педагог с ребенком вместе анализируют ситуацию, выдвигают разные способы выхода из конфликта. Ребенок осознанно выбирает подходящий способ. Упражнение "Неоконченное предложение» - Корчагина Анна Александровна

Работа с детьми

  1. Если травля в уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашей группе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своей группе такого терпеть  не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в детском коллективе – Жаркова Ирина Павловна
  2. Провести занятие на тему "Умеем ли мы общаться", накануне провести с детьми рисунок "Кораблик". Предложить детям для обсуждения подобную ситуацию и выяснить путем беседы варианты помощи отвергаемому ребенку – Жигалова Галина Сергеевна
  3. Приём «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы с детьми педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации  –Лошманова Антонина Григорьевна
  4. Приём «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми воспитанниками. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп воспитанников – Гребенникова Жанна Анатольевна
  5. Приём «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений дошкольников, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.) – Переседова Екатерина Алексеевна
  6. Необходимо поддержать отвергаемого ребенка показав его полезность для коллектива  ( он может прекрасно петь, читать стихи, рисовать т.д.). Следует решительно пресекать высмеивания ребенка на прогулках, избегать ситуаций, в которых воспитанник может оказаться отвергнутым сверстниками. Важно обсудить и проиграть в группе проблемные ситуации, связанные с интолерантностью. Необходимо включить в педагогический процесс игры на сплочение детского коллектива, на коммуникативную компетентность – Мищенкова Алла Алексеевна
  7. Психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений ("Жить в мире с собой и другими") – Фадеева Светлана Викторовна
  8. Приём «Встречные вопросы». Он предполагает, что воспитанники, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению – Мурашова Татьяна Викторовна
  9. Приём «Диалог». Цель: помочь участникам научиться понимать позицию другого человека. Инструкция: работаем в парах: один – говорящий, а другой – его эхо. Говорящий  излагает свою позицию по теме: « Почему возникают конфликты в группе», а эхо перефразирует высказывание говорящего, то есть повторяет его утверждение своими словами. Если говорящий доволен эхом, то говорит дальше, если нет – поправляет его. Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями. Провести ряд занятий-бесед на тему уважения и человеческих взаимоотношений или ряд мероприятий для формирования доброжелательной обстановки в группе, развития командного духа, организовать какое-то общее творческое дело, которое может сплотить коллектив – Жигалова Галина Сергеевна
  1. Мероприятия, которые объединяют ( посещения театров, тренинги общения, совместные развлечения),направленные на создание доверительных и позитивных отношений в группе – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  2. инсценировка похожей ситуации, работа с литературным произведением (раскрывающим похожую ситуацию), коллективное обсуждение произведения – Лошманова Антонина Григорьевна

Работа с педагогами и родителями 

  1. Педагогу - важно отреагировать, нельзя игнорировать и молчать, если вся группа начинает отыгрываться на одном ребенке. Это недопустимо, и лучше во всем разобраться сразу.

Родителю - Вызовите ребёнка на откровенный разговор. Постарайтесь узнать обстановку в группе и понять, почему возникла проблема.

- Не обещайте наказать обидчиков. Это вызовет у ребенка желание скрыть от вас правду из-за  страхов мести.

- Поговорите с воспитателем. Лучше это сделать в отсутствии детей.

- Объясните, как отвечать задирам. Расскажите, что они только того и ждут, "чтобы ты заплакал". А лучше посмотреть в глаза забиякам и засмеяться вместе с ними.

- Помните, проблема не только в коллективе, но и в самом ребенке. У него занижена самооценка. Помогите ребенку раскрыть свои таланты, поддержите во всех начинаниях – Зайцева Евгения Геннадьевна

  1. Индивидуальное консультирование родителей с соблюдением определенной этики общения (доброжелательный спокойный тон педагога, четко сформулированные цели консультации, ведение диалога, а не высказывание накопившихся обид, четкие рекомендации и предложения педагога, организация при необходимости дополнительного консультирования у специалистов) и приемов эмпатического слушания – Шафоростова Вера Ивановна
  2. Провести тематическое собрание на тему "Стили и методы воспитания ребенка в семье" и накануне провести анкету с родителями "Мой ребенок". На собрании можно поднять такие вопросы: "Какую роль занимаете в воспитании ребенка: миссия, партнер, наблюдатель?", "Что ребенку в семье можно делать, а что нельзя?", "Какие поручения в группе мог бы выполнять ваш ребенок?"  - Гребенникова Жанна Анатольевна
  3. Привлекаю родителей совместно с детьми на "Совместные вечера", с целью обогащения семейного взаимодействия, сплочения детского коллектива и в нетрадиционной обстановке затрагиваем наболевшие проблемы в воспитании ребенка в спокойной обстановке. Узких специалистов информирую о состоянии данного ребенка, о приемах конструктивного взаимодействия с ним – Колесник Марина Александровна
  4. Работа с родителями: - провести анкетирование родителей по вопросам толерантности и интолерантности; - пригласить на индивидуальные консультации родителей отвергаемых детей для выявления ситуации в семье; - организовать родительские собрания на тему: «Как воспитать в ребенке толерантную личность», «Приемы бесконфликтного общения с ребенком в семье»; - включить детей и родителей в совместную творческую, деятельность, направленную на осознание проблемы терпимости в мире – создать коллаж «Толерантный мир»; - можно проводить семейные вчера, где каждая семья рассказывает о себе, показывает семейные фотографии, поёт национальные песни, рассказывает стихи на родном языке, знакомит с семейными традициями, угощает национальными блюдами.

Работа с педагогами: - обучить педагогов бесконфликтным способам общения и реализовывать их в процессе взаимодействия с детьми, родителями, коллегами; - создать совместно с детьми книгу «Правила толерантного общения» или «Мы такие разные и уникальные» и ежедневно опираться на нее – Жаркова Ирина Павловна

  1. Работа с родителями: - Нужно работать над привлечением родителей к воспитательной работе, дополнив её мероприятиями, способствующими формированию межэтнической толерантности, а именно: провести педагогический лекторий, родительское собрание, индивидуальные беседы – Владимирова Татьяна Александровна
  2. система тематических собраний, направленных на объяснение основ техник поддержки, включение их в деятельность детей, как равных -  Фадеева Светлана Викторовна
  3. Проведение  мероприятий с привлечением родителей отвергаемого ребенка. Это дает возможность родителю увидеть своего ребенка со стороны в коллективе сверстников и появляется возможность оказать ему поддержку – Корчагина Анна Александровна
  4. Групповое и индивидуальное консультирование родителей "Уроки для родителей". Темы: "Как вести разговор с ребенком, у которого возникли проблемы?" (памятка "Правила эффективного общения"), "Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?" (памятка "Правила повышения самооценки"), "Что такое "навыки противостояния давлению сверстников"?" (памятка "правила противостояния давлению сверстников") и т.п. – Каминская Татьяна Владимировна
  5. Индивидуальная коррекционная работа с семьей. Цель: поднять авторитет ребенка в глазах родителей. Консультировать родителей о достижениях ребенка и минимизировать неудачи. Приглашение родителей на праздники, где выступает их ребенок – Переседова Екатерина Алексеевна
  6. Проведение родительских собраний. К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни воспитанников группы. Для того,  чтобы родительское собрание было полезным родителям, каждый из пришедших на него родителей должен получить то, что для него особенно актуально.  Например: можно ввести рубрики: "Крылатые фразы о воспитании", "Азбука воспитания детей в семье", "Книга родительской мудрости", "Советуем прочесть", "Обсудите вместе с ребенком", "Творческая мастерская семьи" – Жаркова Ирина Павловна
  7. Клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением, которое формирует совершенно иной мир взаимоотношений детей и взрослых – Мищенкова Алла Алексеевна
  8. Привлечение родителей отвергаемого ребенка в родительский комитет группы. Работа в родительском комитете родителю позволит понять те проблемы, которые стоят перед воспитателями и активно участвовать в их решении. Активное участие родителей в организации праздников, развлечений, выставок поспособствует повышению авторитета отвергаемого ребенка в глазах его сверстников – Фадеева Светлана Викторовна
  9.  Педагогу необходимо проинформировать родителей о проблеме, если они об этом еще не догадываются и научить их как помочь ребенку: Как можно установить контакт, если группа детей играет, как можно подойти к ним, включиться в игру и так далее. Можно посоветовать выбрать того, кто на него по-доброму смотрит, доброжелательно относится к нему. Это одна стратегия. Можно всесторонне развивать ребенка, научить его играть в разные игры, так, чтобы ему было что-то предложить другим ребятам. Нужно развивать у ребенка коммуникативные навыки. Учим, как можно стать интересным собеседником или предложить свою тему для разговора. Расширить объем знаний ребенка. Посоветовать родителям ходить с ним на выставки, смотреть поучительные фильмы, говорить об увиденном мультфильме с ребенком, чтобы потом уже он мог также с кем-то пообщаться – Зайцева Евгения Геннадьевна
  10. Педагогу организовать совместные с родителями встречи, на которых ознакомить с информацией родителей "Как помочь ребенку реагировать на негативные установки", "Как заводить друзей» - Шафоростова Вера Ивановна
  11. индивидуальная беседа с родителями отверженного, с родителями обидчиков. организовать мероприятие, в котором будут принимать участие родители и дети, в т. ч. обидчика и отверженного – Колесник Марина Александровна

4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему ребенка) (приемы и способы)

  1. Необходимо чаще поручать совместные дела лидерам и аутсайдерам одновременно, при этом наблюдать (умеренно, чтобы этого наблюдения не было заметно им) за их работой и взаимодействием. Это будет способствовать развитию сплочённости коллектива и вливанию бывших отверженными воспитанников в единое пространство коллектива группы. 
  2. Воспитанники научились толерантно относиться  друг к другу, в группе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам.
  3. Дети относятся друг к другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают сверстников  такими,  какие они есть.  
  4. Активно прививаются модели уверенного позитивного поведения, конструктивного общения между собой и  со  взрослыми, отстаивания и защиты своей точки зрения. Прививаются навыки работы в коллективе, дети применяют полученные знания на практике.
  5. Отслеживать эффективность разрешения проблемы ребенка можно с помощью социометрического теста, по результатам которого будет видно, изменился ли социальный статус отвергнутого ребенка в группе, уровень социально-рефлексивных навыков воспитанников.
  6. Ребёнок чувствует себя в коллективе хорошо. Это можно увидеть по настроению. У него появились новые друзья и сторонники. Климат в коллективе стал доброжелательнее.  
  7. Установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.
  8. Отвергаемый ребенок с желанием идет в ДОУ, в группе установлены доверительные отношения, родители и педагоги понимают проблемы ребенка в его эмоционально-личностной и коммуникативной сфере. Содействуют развитию гармоничной личности воспитанника.
  9. Улучшение комфортности пребывания ребенка в ДОУ, налаживание позитивных отношений со сверстниками, повышение социометрического статуса ребенка в группе.
  10. Внутри-личностные проблемы у ребенка не удалось разрешить, но удалось наладить позитивные отношения в группе по отношению к ребенку изгою, привлечение ребенка к активному участию в дистанционных исследовательских проектах.
  11. Ребенок стал увереннее в себе, владеет навыками межличностного общения, в группе по отношению к ребенку иногда наблюдаются усмешки и нападки со стороны сверстников, но ребенок умеет правильно реагировать на обидные слова, не теряя чувства собственного достоинства.  
  12. В группе созданы условия для проявления инициативы всеми воспитанниками. У ребенка появилась возможность позиционировать себя перед сверстниками с лучших сторон (творческая деятельность, исследовательская деятельность)  
  1. анкетирование "УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ В ГРУППЕ", наблюдение, выполнение совместного творческого дела (участники: ранее отвергаемый и обидчик, при этом учесть возможные общие их интересы)
  2. Для того, чтобы обобщить все приемы и упражнения в ходе заполнения алгоритма, мы с вами составим ПАМЯТКУ для взрослых Рекомендации по решению проблем ребенка 

Этап пятый: Педагогическая копилка

  1. В педагогической практике накоплено немало методов, способов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у дошкольников, связанных с организацией деятельности детей в группе, с использованием произведений художественной литературы и мультфильмов, организацией диалоговой формы работы.
  2. Задание: каждый участник предложит сценарий одного мероприятия (тренинг, конкурс, круглый стол, лекция, беседа), учитывая принципы воспитания толерантности.
  3. План оформления мероприятия: 
  4. 1. Тема
  5. 2. Цели
  6. 3. Коррекционные задачи
  7. 4. Основные понятия
  8. 5. Оборудование
  9. 6. Ход мероприятия
  10. 7. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для детей и родителей на тему: " Собака-друг человека ".

У меня есть собака...У меня есть собака, верней,У меня есть кусок души,А не просто собака.Я люблю её и поройОчень сочувствую ей:Нет собаки у бедной собаки моей.И вот, когда мне бывает грустно&he...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОБУЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  «ОБУЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»...

Мастер-класс для педагогов «Обучение составлению презентации в программе Power Point»

повышение профессионального мастерстерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы в создании презентаций в программе Power Poi...

Мастер-класс для педагогов "Обучение дошкольников звуковому анализу слов"

Вниманию коллег представляется мастер- класс для воспитателей по обучению дошкольников  звуковому анализу слов....

Мастер-класс для педагогов "Эбру- рисование одной жидкостью на другой"

МАСТЕР КЛАС С ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЭБРУ- РИСОВАНИЕ ОДНОЙ ЖИДКОСТЬЮ НА ДРУГОЙ » .ПОДГОТОВИЛА: ШЕВЕЛВА ДАРЬЯ НИКОЛАЕВНА МАДОУ д/с №183 г. Тюмень Цель: Познакомить воспитателей с нетради...