Доклад на тему: "Формирование экологической культуры у детей в процессе общения с природой."
статья по теме

Хасанова Зугура Исмагиловна

 

Планета Земля переживает глобальный экологический кризис. Проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_ekol_kultury.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:    «Формирование экологической культуры      у детей в процессе наблюдения за объектами живой природы».

                Поведение человека в природе - это и зеркало его души.
                                                                                                        К.Зелинский

      Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.

    Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

     Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

  Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

     Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

   Экологическое образование - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного  воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

    Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа.

    Но нередко мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда. Такое поведение объясняется безответственностью, безалаберностью, тем, что понятие  «любовь к природе», к  бережному ее отношению не привито в семье.

      К примеру, из личного наблюдения.  Летом, на базе ЦДО «Поиск» работал оздоровительный лагерь. Дети из других школ пытались бегать по клумбам, где высадили молодую рассаду. Воспитанники творческого объединения «Экотопик»  обратили внимание на то, сколько времени уходит, чтобы вырастить эту рассаду. И после того, как  мы все вместе обсудили проблему экологического вопроса - растения живые, дети стали понимать, что ломать деревья, вытаптывать цветы и бегать по газонам - это нехорошо.  Во- первых, они уничтожают живой зеленый мир, во- вторых, не уважают труд тех, кто выращивает этот живой мир.  

   Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного  и полноценного общения детей с живой природой.

    Здание нашего центра «Поиск» украшают более 300 комнатных растений. Они требуют много труда и заботы. В этом помогают воспитанники творческого объединения «Экотопик». Они с желанием ухаживают за растениями, проводят опыты и наблюдения. Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям умения и навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.  

     Активное гуманное отношение к природе поддерживается  и укрепляется  и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их не преходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Но не одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни.

    К примеру, раньше на территории нашего образовательного учреждения на газонах и клумбах росли только трава и сорняки, по которым дети бегали, не замечая их. Весной мы решили облагородить территорию учреждения и на все клумбы посадили цветы. Как показали наблюдения,  петунии цвели, а клумбы никто не портил, не топтал цветы, не ломал. Дальше мы посеяли «Мавританский ковер» на газоны, в середине газона оставили дорожку. Дети осторожно вставали на эту дорожку и фотографировались среди цветов. Всем  это нравилось и все любовались нашими растениями.

    Ухоженный школьный двор с декоративными клумбами и цветущими газонами стал привлекателен как для учащихся, посещающих ежедневно  наш центр «Поиск», так и для их родителей и жителей микрорайона.              Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.

   Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо - природной средой.

  Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее — нет. Сохранение природы —   необходимое условие существования человеческого общества.

       Чтобы спасти и сохранить землю, красоту нашей планеты, человеческую душу, девять лет назад в Югре родился экологический фестиваль "Спасти и сохранить".                                                                                                                  

       Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» - уникальный социально-значимый экологический проект, консолидирующий усилия власти, общественности и населения в решении вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Проект является единой комплексной формой проведения Всероссийских Дней защиты от экологической опасности на Югорской земле и ежегодно проводится в мае-июне.  Акция проводится с целью совершенствования системы экологического образования и просвещения, повышения уровня экологической культуры населения, развития межрегионального и международного сотрудничества в обеспечении экологически безопасного, устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.                 Экологическое образование и просвещение становится приоритетным направлением образовательной стратегии устойчивого развития автономного округа. Оно способствует решению экологических проблем в быстро меняющихся условиях окружающей среды. Такое образование призвано формировать общественно-экологическое мировоззрение, комплекс научных знаний,  способность  воплощать  знания  в практику;  поднимать        уровень культуры человека и общества в целом.

      Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе - эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.                                                                              Экологическая     культура    есть     результат        воспитания,      который

выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Наша задача  – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

    ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Г.К. Селевко, Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП, Москва, Народное образование, 2005г. Автор, Название Публикации, адрес сайта в интернете, год публикации.
  2. "Международная экологическая акция  "Спасти и сохранить",    

       Историческая   справка,  http://ugreen.ru/ru/history.      

Ф. И. Тютчев писал:

“Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик – 
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”

  1. Игра
  2. Беседа
  3. Экскурсия
  4. Конкурс
  5. Наблюдение
  6. Экспериментальная деятельность
  7. Акция
  8. Выставка
  9. Защита проектов
  10. Викторина
  11. Лабораторное занятие
  12. Открытое занятие
  13. Практическое занятие
  14. Презентация

"Зовите меня ваpваpом в педагогике, -- писал К.Д.                 Ушинский, -- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение,     что пpекpасный ландшафт имеет такое огpомное воспитательное влияние на pазвитие молодой души, с котоpым тpудно сопеpничать влиянию педагога".

"...природа безжалостно издевается над нашим невежеством..." (Анатоль Франс)
"В природе ничто не пропадает, кроме самой природ" (Андрей Крыжановский)
"Природа не может перечить человеку, если человек не перечт ее законам" (Д.Линдсей)
"Самое прекрасное в природе - отсутствие человека" (Блисс Карман)
"Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник" (И.С.Тургенев)
"Природа - это единственная книга с великим содержданием на каждой странице" (Гете)
"...великая книга природы открыта перед всеми, и в этой книге до сих пор прочтены только первые страницы" (Д.И.Тургенев)
"Я сорвал цветок, и он завял
Я поймал ж ука и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что 
Прикоснуться к красоте можно только сердцем" (Гвездослов)

Оценка: 0 Рейтинг: 0

Творения природы совершеннее творений искусства.

Цицерон

Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, даже при самом пылком воображении, до какой власти над природой доведет она нас.

Н. Г. Чернышевский

Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

А. Ламартин

Мир не кончается на нашем горизонте.

А. Лемъер

Порядок, цель, закон суть не более как слова, которыми человек переводит дела природы на свой язык, чтобы понять их.

В. И. Ленин

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Руины одного нужны вечно живой природе для жизни другого.


Г. Лессинг

От законов природы никуда не укроешься.

Менандр

Мир не кончается у дверей дома.

М. Метерлинк

Природа — приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

М. Монтень

В природе нет ничего бесполезного.

М. Монтень

Природа может все и все творит.

М. Монтень

Природа всегда действует не спеша и по-своему экономно.


Ш. Монтескье

У природы чистое сердце.

Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.

Н. Г. Гарин-Михайловский

Природа — творец всех творцов.

И. Гёте

Мир — прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать.

К. Гольдони

В природе нет ничего мертвого.

Т. Готье

Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна.

В. Гумбольдт

Нет ничего более изобретательного, чем природа. 
Цицерон Марк Туллий.

Ближе всех к природе рождающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой — сам человек. Пришвин М. М.

Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека.
Вольтер

Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.
К.Паустовский

Надо любить все: зверей, птиц, растения, в этом — красота жизни!
А.Куприн

Имеющий в руках цветы плохого совершить не может.
В. Солоухин

Тайна жизни растения — такая же, как тайна нашей жизни...
Г.Торо

Чтобы лес стал как книга, — нужно сначала не по верхушкам глядеть, а нагнуть голову и вникнуть в мелочи. Это не очень легко, потому что хочется смотреть на вершины. Много нужно в себе пережить, чтобы захотелось с любовью и радостью глядеть себе под ноги. Надо, чтобы стало тесно в себе, и очень больно от этого, и почувствовать малость свою, и возненавидеть вместе с птицами летать по вершинам. Тогда в глубокой уничтожающей тоске опускаешь глаза и встречаешь маленькое чудо какое-нибудь... Так нашелся выход из себя.
М.Пришвин

Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта в этом чувстве исчезали огорчения, забывалось неприятное...
М.Горький

Было бы неблагодарностью не назвать и лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа.
Л.Леонов

Поведение человека в природе - это и зеркало его души.
К. Зелинский

В лесных делах не может быть равнодушия. Народу нашему вечно жить на этой земле.
Л.Леондв

В сосновом бору,
В березовой роще,
Где так многогранно желанье жить,
Мне, сильному, только добрей и проще
И человечней хочется быть.
А.Яшин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры через ознакомление с природой Мамонтовского района»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры  через ознакомление с природой  Мамонтовского района»средняя группа...

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...