Социально-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста
материал (младшая группа) на тему

Гах Елена Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soc-nrav_vospit.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию

на тему «Социально-нравственное

воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Гах Е. А.

воспитатель

Королёв - 2012

Проблема социально-нравственного детей дошкольного и младшего школьного возраста на сегодняшний день является крайне актуальной, поскольку социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей. Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино и телевидение, Интернет. К сожалению, в этом возрасте понять, является негативной или позитивной эта информация, какой след она оставляет в его психике и как влияет на формирование социально-нравственных и духовных жизненных ценностей,  ребенок не может. Поэтому основной задачей педагогов, по моему мнению, является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.

Целью привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать детей к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками.

Основными задачами педагогов (основываясь на идеях Сухомлинского В.А.) являются:

- ввести ребенка в мир человеческих отношений;

- приучить жить среди людей, общаться со сверстниками и взрослыми;

- сформировать определенные психологические качества;

- привить базовые навыки общения;

- привить любовь к семье, природе, Родине и т.п.;

- приобщить к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

 Формирование личности, как процесс становления, происходит в результате нравственного, интеллектуального, физического развития, а так же в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания.

Доказано, что ребёнок, начиная с дошкольного возраста, способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственные представления.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В то же время, знание детьми правил не влечёт за собой совершение ими нравственных поступков. Ребёнку должен быть понятен смысл поступков, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в которую он попадёт если поступит так или иначе.

В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества, как свои собственные.

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети стремятся развивать свои личностные качества, чувства и способы восприятия окружающей действительности. Поэтому поведение членов семьи ребенка (в первую очередь – родителей) становиться тем фундаментом будущего мировоззрения, которое впоследствии выльется моральными качествами и чертами характера личности. Особенно важно, чтобы семейное социально-нравственное воспитание дошкольников проходило в едином комплексе с основами поведения, прививаемыми в воспитательных группах, младших школьных классах или других детских коллективах. Так, навыки вежливого общения, умения делиться своими игрушками, желание помогать старшим должно в первую очередь исходить от родителей и закрепляться педагогическими поучениями воспитателей детского сада, учителями младшей школы, педагогов других детских образовательных учреждений.

Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.

В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.

В отечественной педагогики и психологии ведущим видом деятельности ребёнка дошкольника является игра. Именно в игре ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Таким образом, в игре возможно найти резервы, позволяющие ненасильственного осуществлять адекватное развитие нравственной сферы ребёнка.

При определении содержания нравственного просвещения детей и подготовке к проведению этических бесед учителю важно знать, какие нравственные представления дети уже имеют.

В результате специально проведенных исследований было выяснено, что первоклассники могут самостоятельно дифференцировать хорошие и плохие поступки. Если ребятам давались картинки, где были изображены различные поступки их сверстников, то они без труда могли определить, кто поступает хорошо, а кто плохо. Правда, незначительная часть детей не умела увидеть за предметными действиями нравственный смысл поступка.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем школьном возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников и младших школьников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетних, дети в возрасте пяти-семи лет уже могут скрыть свой страх или сдержать слезы. Они овладевают наукой управления своими эмоциями, учатся облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так ребенок, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном и младшем школьном  возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду, школе и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.

Литературные источники:

  1. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, http://malenkie-deti.com, 2012 г.
  2. Закурдаева Н.А. «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста», http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/nravstvennoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta, 2012 г.
  3. Андриан Т.Г. «Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе», http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-v-uchebno-vospitatelnom, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт продуктивного взаимодействия с учреждениями социума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уникальную возможность для  формирования у детей  лучших нравственных качеств дает  общение с людьми старшего поколения, поэтому мы очень ценим нашу дружбу с Центром социального обслужи...

Концептуальные основы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Доклад на тему "Использование элементов фольклора в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста "

Фольклор это народное творчество,художественная коллективная деятельность народа ,отражающая его жизнь,воззрения и идеолы.ФОЛЬКЛОР, в переводе с английского языка , означает " народная мудрость ,...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста "Россинка"

Цель проекта: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через совместную деятельность детей дошкольни...

Ошибки в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Все мы люди и, наверное, нет человека, который бы не ошибался. Ошибки бывают серьезные и не очень, иногда мы их исправляем, а иногда просто стараемся не допускать....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста Россинка 2019-2022

Проект «Россинка» разработан для реализации его в процессе воспитательно-образовательной деятельности дошкольников и младших школьников с учётом преемственности школы и детского сада...