Гендерный подход к воспитанию дошкольников
презентация к уроку на тему

Ремнева Елена Петровна

            Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер ( социальный, психологический пол) не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. 

 

            Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

 

           Девочки и мальчики по - разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

         Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. 

 

          Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon utylth.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ге́ндер (англ. gender , от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. Что такое гендер?

Слайд 3

Целью гендерного подхода в образовании является развитие потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но и разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебно-воспитательного процесса и темпам от традиционных. Цель процесса полоролевого воспитания

Слайд 4

Задачи: развивать творческие способности мальчиков и девочек; формировать адекватную полу модель поведения у детей; воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками; учить детей работать индивидуально и создавать коллективные работы, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;

Слайд 5

Мальчики Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок И картинок, Из стекляшек И промокашек Сделаны наши мальчишки!

Слайд 6

Анатомо-физиологические особенности Рождаются более крупными, на 2-3 месяца позже начинают ходить. Острота слуха до 8 лет выше, чем у девочек. Младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Речь На 4-6 месяцев позже начинают говорить, лучше удается поиск словесных ассоциаций, решение кроссвордов. В словарном запасе общие понятия, слова, передающие действие. Эмоции Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, неуверенны в себе. На эмоциональный фактор реагируют кратковременно, но ярко и избирательно, быстро успокаиваются и переключаются на другую деятельность. Игры Игры чаще опираются на дальнее зрение: бегают, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное пространство. Осваивают и вертикальное пространство лазают по лестницам, забираются в шкаф. Более изобретательны в использовании предметной среды. Любят игры, требующие проявления силы, воли, отражающие профессиональные мужские роли (солдат, летчик), сложные по конструкции игрушки, соревновательные игры. Объединение с партнерами по игре на основе интереса к содержанию игры. Конфликты, возникающие в игре, решают с помощью силы. В игре с трудом уступают, не любят меняться ролями. Не следует запрещать военные игрушки, т.к. они помогают мальчику почувствовать свою силу в борьбе с опасностью.

Слайд 7

Умственная деятельность Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Любят задания на сообразительность. Развито пространственное мышление. Чаще встречаются крайние варианты IQ: высокий интеллект или слабоумие. Выше математические способности. Новую информацию анализируют с помощью правого полушария (интуиция). Рисование Чаще рисуют технику. Рисунки наполнены действием, отражают большее пространство, больше домов, улиц, менее насыщенная цветовая гамма. Поведение Нарушение границ дозволенного связано не со стремлением их нарушить, а из-за склонности к активной преобразовательной деятельности. Задают вопросы ради получения конкретной информации. Пик работоспособности приходится на конец занятия. Агрессивны. Не склонны верить авторитетам, проверяют все на личном опыте. Взаимоотношения с взрослыми Мальчиков интересует суть оценки, то есть то, что конкретно он сделал не так. Стремятся к самостоятельности. Совместный труд и игра со взрослым своего пола способствует формированию ответственности, самостоятельности, активности. Добрая и чуткая мать способствует формированию образа женщины, которую нужно любить и защищать.

Слайд 8

Девочки Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков И клубочков, Из загадок И мармеладок Сделаны наши девчонки!

Слайд 9

Анатомо-физиологические особенности Рождаются более зрелыми на 3-4 недели, более чувствительны к шуму, их больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы на прикосновения. В дошкольном и младшем школьном возрасте физически сильнее мальчиков, а их биологический возраст выше. Раньше развиваются области левого полушария, отвечающие за речь, рационально-логическое мышление. Речь Лучше исполнительская сторона речи, лучше скорость чтения, совершеннее правописание. Эмоции Считаются более эмоциональными. Эмоциональнее реагируют как на положительные, так и на отрицательные оценки окружающих. В эмоционально значимой деятельности проявляют повышение активности. Игры Игры опираются на ближнее зрение: раскладывают игрушки в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка, меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше прямым назначением. Объединяются для игры на основе интереса друг к другу. Сюжеты игр сосредоточены вокруг семейно-бытовой тематики, стабильны и однообразны. Ролевое взаимодействие в игре более длительное, меняются ролями, договариваются. Игрушки – атрибуты взрослого мира. Охотно осваивают в игре различные социальные роли.

Слайд 10

Умственная деятельность Лучше выполняют типовые задания, по шаблону. Тщательность, аккуратность, последовательность выполнения. Лучше усваивают правила, алгоритмы. Хорошо развита мелкая моторика. Новую информацию анализируют с помощью левого полушария (рационально-логическое). Рисование Чаще рисуют людей, принцесс, себя, животных, деревья. Тщательно прорисовывают черты лица, «взрослые» атрибуты – украшения, каблуки. Поведение Чаще примерные, конформные. Устойчивы в предпочтениях. Важно социальное одобрение со стороны старших и сверстниц. Вопросы задают с целью установления контакта, ориентированы на отношения с людьми. Оптимальная работоспособность в начале занятия. Взаимоотношения с взрослыми Восприимчивы к эмоциональной оценке своих действий: тяжело переживают неодобрение, бурную эмоциональную реакцию со стороны взрослого. Важны теплые, эмоциональные отношения с мамой как объектом идентификации. Принятие со стороны отца способствует формированию самосознания.

Слайд 11

До новых встреч…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному....

Гендерный подход в воспитании дошкольников

Все мы знаем, что мозг у мужчин и женщин с самого детства работает по-разному. С первых дней жизни процессы восприятия мира и анализ информации, очередность созревания психичес...

Гендерный подход в воспитании дошкольников

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...

"Особенности развития мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании дошкольника".

Чем отличаются в своем развитии мальчики и девочки, какие подходы выбрать родителям и педагогам?...

Консультация для педагогов "Гендерный подход в воспитании дошкольников".

В настоящее время одним из главных направлений  является личностно - ориентированный подход к каждому ребенку....