Поэзия русского народного костюма
материал (средняя группа) по теме

Бойкова Наталья Егоровна

 

Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, подчеркнуть основное назначение - беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, помнить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский  национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_russkogo_narodnogo_kostyuma.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Поэзия русского народного костюма»

Воспитатель Бойкова Наталья Егоровна

МДОУ «Детский сад №102» г. Саратов


Проект групповой, творческий средней продолжительности.

Актуальность.

История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголо-татарское нашествие, войны, пожары, уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно беречь, хранить то, что досталось нам в наследство. Сейчас с возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.

Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.

Задачи: Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, подчеркнуть основное назначение - беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, помнить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский  национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.

 

I Подготовительный этап.

Родители были ознакомлены с темой проекта, целью и задачами. Вместе с родителями наметили и обсудили план деятельности по проекту.

Подготовили иллюстрации, книги, открытки, диски с записями песен, художественную литературу, русский народный костюм.

Родители приняли активное участие в ресурсном обеспечении проекта, атрибутов, предметов старинного быта, посуды, в подготовке занятия.

II Основной этап.

«В гости к тетушке Алене» (познавательное занятие)

Рассматривание русского народного костюма (ансамбль)

Рассматривание иллюстраций русского народного костюма (мужской, женский костюм)

Беседы с детьми на тему:

«Для чего человеку нужна одежда»

«Рубаха-основа любого комплекта одежды»

«Каково значение вышивки на рубахе»

«Что мог рассказать передник о своей хозяйке»

«Пояс - опознавательный знак, символ благосостояния»

«Во что обувались на Руси»

«Головные уборы»

Занятия по изобразительной деятельности.

-«кукла в национальном костюме» (рисование)

-«Кукла в национальном костюме» (аппликация)

«старая деревня» (конструирование)

«Пояс - оберег» (рисование)

«Украсим кокошник цветами» (рисование)

Чтение детям художественной литературы.

Русские народные сказки «Морозко», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Аксаков «Аленький цветочек».

Подвижные игры: «Горелки», «Прялица», «Дедушка Рожок», «Гори, гори ясно».

Прослушивание русских народных песен, «Валенки», «Красный Сарафан» и исполнение их детьми.

Выставка детских рисунков «Как одевались на Руси».

III Заключительный этап.

Открытое занятие «История русского костюма».

Цель: побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, подчеркнуть основное назначение – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, помнить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то что, русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.

Материал: русский национальный женский костюм, головные уборы: кокошник, иллюстрации.

Словарь: понева, оберег, височные подвески, прясть, ткать.

Тетушка Алена встречает гостей:

 - Здравствуйте, детушки милые, гостюшки мои дорогие! Милости прошу! Проходите в «горницу»!

Дети входят в «горницу» с поклоном.

Воспитатель:

 - Мир вашему дому, хозяюшка!

Все усаживаются, тетушка Алена хлопочет, чтобы всем было удобно.

 - Вот! Ну что же, долгожданные мои, сядем рядком  да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси, как сейчас живем, какие правила соблюдаем. Вот я вас увидела и сказала «Здравствуйте». А что за слово такое? Почему мы каждый раз при встрече говорим так друг другу? (ответы детей) Вот оно, какое слово! Наполнено заботой о родных и знакомых людях. Поэтому и говорить его надо не торопясь, ласковым голосом и смотреть в лицо тому с кем здороваешься. А в горницу я вас пригласила словами: «Милости прошу!» Как вы понимаете эти слова?

 - Вот они, какие умные и важные наши русские приветствия! А вы в горницу с поклоном вошли. Просто так кланялись или что-то хотели поклоном показать?

 - Да, вы мне еще и слова сказали: «Мир вашему дому»! А это что означает?

 - Видите, все это не просто слова, а добрые пожелания. Хозяйка гостей в дом приглашает, в красный угол усаживает. Что это за место такое в избе – красный угол? Почему его «красный» называют? (ответы детей)

 - Да, это самое светлое, самое солнечное место. В углу иконы висят, здесь стол с лавками стоит. На стол хозяйка угощения подавала. Поговорка такая есть «Гость в дом – что есть на стол». А вы, какие поговорки знаете?

В богатом доме угощение побогаче, а в бедной семье – попроще. А уж хлеб да соль в каждом доме были? Русский народ так и называют хлебосольным. «Дай бог тому, кто в нашем дому. Добрым хозяюшкам, дорогим гостям, малым детушкам! Надели нас господь, и житьем, и бытьем, и здоровьицем.

  - Вот с такими пожеланиями потчевали хозяева гостей. А Бога русский человек всегда вспоминал – и в горе, и в радости. А как называлась та часть горницы, где стояла печь? (бабий угол) Почему он так называется? В чем печь помогает человеку? (ответы детей) Русские люди очень бережно относились к печке. Подходя к печке, обращаясь к ней, произносим:

Ой, ты, печка – сударыня.

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети.,

Полем и спаси,

В дом богатство принеси.

 - Расскажите, чем занимались мужчины?

 - Как на Руси относились к старикам? (ответы детей)

Вот в такой горнице собирались по вечерам девушки и парни. Девушки вязали, шили, ребята лапти плели, с девушками беседовали. Вот на таких-то посиделках любили петь песни и веселые частушки. А вы любите петь частушки (ответы детей):

Ребенок: Эх, возьму я в руки балалайку

Да потешу я свою хозяйку.

Встанем братцы

Все рядком

Да частушки пропоем.

Дети исполняют частушки. Тетушка Алена – молодцы дети! Мне частушки очень понравились! А теперь я вам хочу что-то показать. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!». Вот и я берегу старенький сундук, уже 200 лет ему, а может и больше. Как вы думаете, что в нем (Предположения детей). А хотите заглянуть? 2-3 ребенка вместе с тетушкой Аленой открывают сундук. В сундуке лежит одежда.

 - А для чего нужна одежда человеку (ответы детей). Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед. А теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

 - Основой любого комплекта одежды является рубаха? Что вы можете о ней рассказать?

 - Что вы знаете о вышивке на рубахе?

 - Какое она имела значение? Вышивка была не только украшением одежды, но и как оберег, от предков шла вера в магическую силу рубахи. Считалось что, если враги захватили рубаху человека, то его судьба оказывалась в их руках. Поэтому важно было укрепить охранную силу рубахи, сделав тем самым ее хозяина неуязвимым. Недостаточно было произнести заклинание над нею, необходимо было материализовать пожелание добра, особенно в тех местах, которые представились наиболее уязвимыми в районе ворота рубахи. И по вороту рубахи шили узоры, проникнутые особым смыслом. Важно было украсить рукава – ведь они прикрывали руки человека, которые созидают жизнь и добро. Существенно, также было вдохнуть силу в подол рубахи – ведь он, соприкасаясь с ногами человека, ведущим его по земле.

 - Как называлось платье без рукавов? (сарафан, украшались сарафаны кружевом, серебряными, позолоченными, гладкими и с прорезями пуговицами, праздничные и свадебные сарафаны передавались по наследству от бабушки к внуку)

 - А что вы можете рассказать о переднике? (он одевался поверх поневы, был расшит вышивкой, по вышивке на переднике можно было узнать, сколько лет женщине, сколько у нее детей, из какой она деревни)

 - Как называлась первая юбка на Руси? (Понева) Ее носили исключительно замужние женщины. Понева изготавливалась в основном из шерстяной, преимущественно из клетчатой и полосатой ткани и конструировалась из трех полотен, сшитых между собой и собранных на талии, существовали два вида поневы: «распашные» - с разрезом (несшитые спереди или сбоку) и с «прошвой» - со вставленными в разрез куском ткани.

 - Для чего нужен был пояс? (обязательной деталью сарафанного костюма являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками, он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и  специальная сумка)

 - Какую одежду носили на Руси зимой женщины? (душегрею и телогрею)

 - Расскажите об обуви? (крестьяне носили лапти, чеботы, сапоги, зимой валенки)

 - Что вы можете рассказать о женском головном уборе? В оформлении внешнего облика русской женщины велика была роль головного убора. Со времени Древней Руси  он подразделялся на девичий и покрывающий голову замужней женщины. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными  в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома, а волосы заплетены в две косы, поэтому функцией головного убора в данном случае было закрывать волосы. По старинным повериям волосы обладали магической силой, через них можно было воздействовать на человека, поэтому и считалось, что их должны оберегать, прятать от чужого глаза. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины– кокошник, кичку, чепцы, капоры.

Какие вы знаете пословицы и поговорки об одежде?

-«Не поносишь старого – не носишь и нового», «Всяк портной на свой раскрой», « У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да что хочешь, положи»

В старину очень любили красиво одеваться и в праздники петь, танцевать, водить хороводы. Хоровод «Во дворе то калина».

А теперь поговорим о мужской одежде.

 - Как называлась рубаха? (косоворотка)

 - Как назывались брюки? (косоворотые штаны)

 - Как называлась фуражка с козырьком? (картуз)

 - Что носили мужчины зимой? (кафтан, зипун)

Тетушка Алена: играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощеньями знатными.

«Чай горячий – наша сила, украшение стола!

С чая лиха не бывает –

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает

Пей хоть пять часов подряд»

Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, да угощайтесь на здоровье.

Как для вас, мои друзья

Наварила, напекла

Девяносто два блина

Два корыта киселя

Пятьдесят пирогов -  не найти едоков

Хозяйку потешьте – пирогов моих поешьте

Не красна изба углами, а красна пирогами!

 - Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек? Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

Воспитатель:

Красны девицы, да добры молодцы

Собирайтесь, наряжайтесь

На гулянье отправляйтесь

Спасибо вам, хозяюшка

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.


Список использованных источников:

1) М. Г. Зеленова, Л. И. Осипова «Мы живем в России»;

2) З. И. Бармина «Русский дом»;

3)А. А. Каринфский «Народная Русь»;

4) О. А. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»

: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....

Беседа о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»

ЗАДАЧИ: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, ...


 

Комментарии