Главные вкладки

    Статья по теме:
    РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Соныгина Елена Николаевна

     

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    statya.docx17.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Соныгина Елена Николаевна А НО ДО «Планета детства «Лада» д/с№ 67 «Радость»

    Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

    Основная общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

    Социально-эмоциональное развитие ребенка одно из приоритетных направлений личностного развития дошкольника. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина и др.).

    Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников - это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

    Специфика работы нашего образовательного учреждения заключается и том, что 39% детей живет в заводских семейных общежитиях, в которых 102 условия проживания не всегда способствуют созданию в семье благоприятного микроклимата, поэтому нам представляется значимым ведение дополнительной углубленной работы по этой теме.

    Были определены основные направления деятельности:

    1. создание предметно-развивающей среды в группе (оформлен уголок «Наши эмоции», в его содержание входит панно «Лесенки успеха», жраны «Мое настроение», папка «Мои достижения», альбомы «Моя семья», «Мой друг», разнообразные дидактические игры: «Наши чувства и эмоции», «Комплимент», «Зеркало», «Театр настроения», «Приветствие» и др., поощряющие знаки-символы: «Доброе сердце», «Вежливый собеседник», флажки-символы «Хороший поступок», «Внимательный друг»; в группе установлен почтовый ящик для эмоциональных (злых и добрых) писем, рисунков; в речевом уголке есть книги, на которых наклеено изображение эмоций; дети с помощью воспитателя оформляют книжки- самоделки, в которых с помощью рисунка передают свое настроение; подобраны кассеты с музыкальными произведениями, рассказами и стихами; в театральном уголке есть разные маски, куклы, выражающие разное состояние души; оформлен «уголок уединения, который дает возможность побыть одному; есть «секретики», в которых хранятся маленькие личные вещи и игрушки ребенка (мягкие сумочки, разноцветные коробки; в группе установлен мягкий уголок для более тесного общения; зеркала для формирования самосознания (где ребенок может видеть себя в полный рост, рассматривать выражения своего лица);
    2. проведение педагогом-психологом оценки эмоционального развития детей с помощью диагностики, наблюдения за общением детей в игровой и учебной деятельности с составлением индивидуального маршрута развития ребенка при выявлении особенностей в эмоциональной сфере ребенка, рекомендации психолога предназначены как воспитателям, так и родителям;
    3. организация и проведение работы с родителями (были созданы условия для активизации посещаемости и участия родителей в совместных межгрупповых развлечениях, прогулках, субботниках, подготовке театральных выступлений, концертов; родительские собрания проводили в нестандартной форме «За чашкой чая», «Мамины посиделки»; кружки «Мастерская папы», «Бабушкино рукоделие»; при проведении родительских собраний включали показ детских спектаклей, открытых занятий, которые оживляли ход бесед и давали возможность педагогам и родителям найти точки соприкосновения на основе общей любви и заинтересованности в развитии детей; проведены практикумы, дискуссионные формы бесед с участием педагога-психолога и др. специалистов, на которых обсуждались вопросы психического, нравственного и физического здоровья детей, влияние стиля общения со взрослыми на личностное становление ребенка и развитие его эмоциональной сферы; в родительский уголок помещались статьи «Эмоции, эмоции...», «Застенчивый ребенок», «Осторожно детская тревожность», «Замкнутый ребенок»; «Детские страхи», «Агрессивность у детей», «Гиперактивный ребенок», проводилось анкетирование родителей «Эмоциональные проявления взрослого в отношениях с детьми»;
    4. проведение занятий по учебно-методическому пособию по социально-эмоциональному развитии детей от 3 до 6 лет «Я, ты, мы» (методика О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной);
    5. ведение воспитателем индивидуальных дневников наблюдения за каждым ребёнком.

    Нами были учтены и созданы условия, способствующие социально-эмоциональному развитию ребенка: выбор воспитателем общения соответствовал личностным ожиданиям ребёнка; учитывались эмоциональные переживания ребёнка в разных ситуациях: деятельности и общения с окружающими; проводилось обучение детей разнообразным средствам самовыражения при переживании различных эмоциональных состояний; создавались ситуации, обеспечивающие использование ребёнком разнообразных средств выражения своих эмоциональных состояний (речь, мимика, пантомимика, движения и др.)

    Результатом работы в данном направлении стало развитие у детей чувства собственного достоинства, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, умения делать собственный выбор, понимания своих чувств и окружающих.



    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Развитие социально – эмоциональной сферы у детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности

     Дошкольное детство – это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются общие способности необходимые любому ...

    Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами подвижной игры

     Использование подвижных игр в воспитательном процессе заключает в себе возможности для объединения дошкольников и ...

    Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.

    Решение задач развития  эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу м...

    Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в эт...

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у ребенка...

    «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

    По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности пе...

    Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

    Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обе...

    Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды

    Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на ...

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деяте...