Проект "Былины"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Гостенина Ольга Николаевна

Цикл занятий для ознакомления дошкольников с былинами

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБДОУ №14 детский сад “Светлячок”

 

«Встреча с былиной»

                                     

                                                                        Подготовила: воспитатель

                                               Гостенина О.Н.

Королев 2013


 Цели: дать детям представление о былине.

Задачи. 

  • Образовательные:

           -  сформировать у детей представление о былине, ее происхождении, авторстве, содержании;

- познакомить  с гуслями, как музыкальном инструменте Древней Руси;

-обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины, старины, сказитель, гусли;

  • Развивающие:

- развивать интерес к русскому народному творчеству;

 - развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, видеофильмов, от взрослых.

  • Воспитательные:

-воспитывать   чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам.

Оборудование: иллюстрации с изображением богатырей, гусли, видеозапись фрагмента  былины в исполнении гусляра.

Ход занятия.

Воспитатель  читает введение из книги “Русские Богатыри (былины)”

В пересказе для детей И. В. Карнауховой  (показ иллюстраций по тексту).

На высоких холмах стоит Киев-город.

В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.

С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи...

Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров - быков рогатых, и мелкого зверя видимо-невидимо.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка: Налетали из них на русские сёла кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтобы беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алёша, и Дунай Иванович - всё в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор - отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне гостиной горнице - для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, мёду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.

Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нём, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую...

Зато в чёрных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги - о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям-защитникам Родины!

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

  - Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.

Былины — это древние сказания, которые дошли до наших дней. Поэтому они звучат так необычно для нашего уха, поэтому в них так много слов, которые мы уже не употребляем. Слова эти называются устаревшими.

  У былин  нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень  давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

Раньше былины называли еще «старинами», то есть повествованием о том, что было в старину. Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.

Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали — пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.

(Воспитатель показывает гусли).

-  Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. . Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

 Да про старые, про бывалые,

 Да про битвы, да про сражения,

 Да про подвиги богатырские!

Просмотр видеозаписи

- Представим и мы себя богатырями.

Физкультминутка “Богатыри”

Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!

 -Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.  Богатыри   много работали оттого и были они могучими и сильными.  Былины рассказывали о подвигах богатырей — могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.

Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.

Рассматривание иллюстраций  богатырей.

Итог занятия:

- Хотите ли вы услышать былины о русских богатырях, об их подвигах?

-  На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с былинами.

А сейчас давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии, что вам было особенно интересно.

 



Предварительный просмотр:

МБДОУ  детский сад № 14 “Светлячок”

«Былинные богатыри-

Славные защитники родной земли»

                                                                                   Подготовила:  воспитатель

                                                                                   старшей группы

                                                                                   Гостенина О.Н.

Королев 2013

Цель: формировать у детей образ былинного богатыря.

 Задачи:  

  • Образовательные:

           -   формировать понятие о том, кто такой богатырь; кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали.

- учить вести диалог, поддерживать беседу;

  • Развивающие:

- развивать эмоциональное восприятие художественных произведений;

- развивать речь;

 - развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, видеофильмов, от взрослых.

  • Воспитательные:

-воспитывать   любовь к Родине;

- на примере былинных героев формировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности.

Оборудование: иллюстрации богатырей, видеоролик “Богатырская наша сила”, аудиозапись “гусли”.

Предварительная работа: чтение былин “Болезнь и исцеление Ильи Муромца”, “Добрыня”, “Добрыня и змей”, “Алеша” , “Алеша Попович и Тугарин “

Ход занятия.

Звучит аудиозапись “ гусли”

-Здравствуйте, люди добрые! Собрались мы сегодня не на почетный пир, а на беседу добрую да складную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

 - Мы уже знаем, что былины рассказывают нам о непобедимых русских богатырях. Воспевая воинов, былины звали на подвиг во славу родной земли, поднимали дух народа. Былины учили любви к Родине и ненависти к врагам.

   В те далекие времена Святую Русь мучили иноземцы – печенеги. Они нападали на русских людей, сжигали города и села, уводили русских людей в полон. Решили богатыри: хватит иноземцам Русь мучить. Оставили они свои мирные дела и пошли на врага. И победили его. Нет такой былины, где бы богатыри были побежденными.  

-“Славна богатырями земля русская”,- гласит народная мудрость. А кто же такие богатыри? (Это герои русских былин, защитники русской земли, они совершают подвиги, отличаются особой силой).

Дети называют знакомых богатырей.

- Богатыри любили свою землю, они стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и другие воины в одиночку сражались против врагов, которых «черным-черно, как черных воронов».  

-Много богатырей на Руси. Всех их объединяют общие качества. Как вы думаете, какие это качества? (Сила, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость, храбрость)

- Молодцы, именно такими и были богатыри.

- Давайте вспомним, о каких богатырях мы читали былины.

- Первый среди них – крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Этот русский богатырь собрал в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к Родине. Былины рассказывают о могучей силе Ильи Муромца. (Показ иллюстрации )

- Рядом с Ильей Муромцем на заставе богатырской стоит справедливый и умный Добрыня Никитич. Он не только имеет великую силу, он еще певец и музыкант, каких «на свете-то не слыхано», нет ему равных и в игре в шахматы, в стрельбе из лука.

- А вот Алеша Попович насмешливый, он «не силой силен, а напуском смел».

Динамическая пауза “Мы теперь богатыри”.

- Во все времена люди обращались к образу богатырей. Про богатырей есть  пословицы и поговорки.

-Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них и подумаем над их значением.

  • Богатырь ни с мечом, ни с калачам не шутит;
  • Не родом богатырь славен, а подвигом;
  • В богатырском сердце одна честь да любовь – к Руси-матушке.
  • Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый-

От врагов защищена

Наша матушка- земля.

Просмотр видеоролика “Богатырская сила”.

- Богатыри все разные, но человеческие качества у них похожи.

- Давайте поиграем: я буду перечислять разные качества, и если они подходят к богатырям, вы хлопаете в ладоши, а если не подходят- топаете ногами: храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый.

Итог занятия.

- Наше занятие заканчивается. О чем мы говорили сегодня? Что вам особенно понравилось, запомнилось? Хотите ли  вы быть похожими на богатырей?  



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 14 “Светлячок”

                                                                                       

                                                                                        Подготовила: воспитатель

                                                                                        старшей группы

                                                                                        Гостенина О.Н.

Королев 2013

Цель: познакомить детей с доспехами и оружием богатырей, с их назначением.

Задачи:

  • Образовательные:

- дать представление о доспехах и оружии богатыря;

    - познакомить со значение новых слов.

  • Развивающие:

- Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;

- Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

  • Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине,

      - настойчивость, стремление  к  выполнению  правильного  и  точного  изображения,      

 - аккуратность  в  работе с пластилином,

 - самоконтроль на каждом этапе выполнения работы;

Словарь: шлем, щит, меч, кольчуга, бармица, наручи, поножи, палица, булава имена богатырей, доспехи, снаряжение.

Материалы к занятию: иллюстрации снаряжения и доспехов богатырей, заготовки щита, пластилин, крупа (на каждого ребенка).

Ход занятия.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Шлем на голове
Щит и меч в руке
Кольчугой опоясан
Богатырь на коне
.

- Скажите, о ком в нем говорится?

- Что говорится о богатыре?

- Сегодня мы поговорим о доспехах и снаряжении богатырей.

- Рассмотрите иллюстрации богатырей.

- Какие доспехи богатыря вам знакомы?

- Посмотрите, на тело богатыря надета кольчуга. Это железная рубашка, сплетённая из металлических колец. Она была длинная, и её носили навыпуск. Она защищала богатыря от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

- Что надето на голову богатыря? (Шлем)

- Шлем на Руси называли шелом. Шлем изготавливали из металла, ео украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина- богатыря от ударов.

- К шлему крепилась бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря.

- Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря.

- Поножи – одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.

Физкультминутка.

   «Богатыри». Дети стоят в кругу.

          Богатырь – вот он каков:  

         Он силен, он здоров,        (Показываю силача)

         Он из лука стрелял,          (Показывают стрельбу из лука)

         Метко палицу бросал,     (Выполняют замах и бросок)

         На границе стоял,            (Показывают)

         Зорко-зорко наблюдал,    (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

         Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

         Станем, как богатыри!    (Руки на пояс)

- А теперь рассмотрим оружие.

- Что из оружия вам знакомо?

- Меч был главным оружием воинов- богатырей на Руси. Он был дорогим, его передавали по наследству  от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались узором.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врагов, сохранять ему жизнь. Знаки растительности: трава, деревья, колосья говорили о том, что меч должен быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были еще оберегами для богатырей.

- Чтобы оружие было в руках богатырей сильным, они обращались к Богу и говорили: “Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своей силою. Пусть стрелы в моих руках будут так же метки, как стрелы огненные в твоих руках.

- Каждый богатырь имел щит, чтобы отражать удары недруга. Самые древние щиты имели круглую форму и достигали четверти человеческого роста. Большинство щитов были деревянные, но делали их также из железа, кожи. Щит тоже украшали, раскрашивали в красный цвет.

- Оружием богатырей служили так же лук, колчан со стрелами, палица- большая дубина с железными гвоздями, топор, меч- булава.

- Ребята, я сегодня предлагаю вам изготовить каждому свой богатырский щит и украсить его узором. Все проходите на свои рабочие места.

Дети на заготовках украшают щиты (пластилинография с использованием различной крупы).

Итог занятия.

- Наше занятие подходит к концу.

- Давайте вспомним, какой завет оставили богатыри своим потомкам.

(Защищать свою родину, беречь ее. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №14 “Светлячок”

                                           

                                                                                                               Подготовила: воспитатель

                                                                                        старшей группы

                                                                                        Гостенина О.Н.

Королев 2013

Цель: познакомить детей с главным предметом одежды богатыря- рубахой, дать представление о символьном значении вышивки.

Задачи:

  • Образовательные:

- Упорядочить и закрепить знания детей о  былинах, русских богатырях;

- дать представление о значении рубахи в древней Руси;

- познакомить со значением некоторых символов в народной вышивке.

  • Развивающие:

          -  активизировать и обогащать словарный запас;

          - развивать эстетические чувства средствами  изобразительного искусства;

              - развивать мелкую моторику рук.

  • Воспитательные:

      -воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству,                                                      защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к       Родине-России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

Материал к занятию: иллюстрации с изображение одежды богатырей, иллюстрации  отдельных элементов вышивки; раскраска “богатырская рубаха” c нанесенным орнаментом и красный фломастер (на каждого ребенка).

Ход занятия.

- Ребята, давайте вспомним, что такое былина? О ком рассказывается в былинах? Каких богатырей вы знаете?

- Сегодня мы будем говорить об одежде богатырей.

- Рассмотрите иллюстрации и скажите, какая у богатырей одежда?

(плащ, рубаха, порты).

-Внимательно рассмотрите рубаха богатыря. Чем она отличается от современных рубашек? (рубахи нарядные, расшиты узорами).

- Правильно, рубаха богатыря красивые с вышивкой.

- Рубаха имела большое значение .Она сопровождала богатыря в дальних походах на ворога. Рубаху обычно вышивала мать. Украшения на рубахе делались не только для красоты, вышитые рубахи служили богатырю оберегом, т.е. оберегали от вражеского меча. На русских рубахах каждая деталь имела свой магический смысл. Сама по себе ткань уже считалась магической защитой от злых духов, так как выполнялась вручную на ткацком станке в сопровождении специальных ритуальных песен или молитв. Но вышивке и украшению одежды придавалось еще более серьезное значение.

- Где находятся узоры на рубахе? (на рукавах, по подолу, на груди, на вороте).

- Вышивкой обязательно украшаются все вырезы и швы рубахи, поскольку, по поверьям, только через вырезы и швы злые силы могут проникнуть к телу человека. Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека то беды и болезни, поэтому и вышивку они называли «оберег» от слова беречь.

-Узоры в вышитых изделиях тоже имели смысл.

Воспитатель рассматривает с детьми образцы вышивки, рассказывая о некоторых символах (символ солнца , символ плодородия земли, символ воды и т.д.)

-Цвет в вышивке тоже имел значение. Красный цвет был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а черный - цвет земли.

Физкультминутка.

     У  нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки                                          вверх).

      Вот таков!

      Корень да его –

      Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывают корень).

      Листья да его –

      Вот так широки, (Развести руки в стороны).

      Ветки да его –

      Вот так высоки! (Руки вверх).

      Ах ты, дуб – дубок, ты могуч (Медленно поднимают сцепленные руки вверх).

     На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивание руками).

     Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце)

     Чтобы землю родную

      Защищать от врага!

- Сегодня мы поучимся “вышивать” богатырские рубахи.

Дети наносят узор на заготовках рубах.

Пальчиковая гимнастика.

1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу
«ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).

- Как вы думаете, какой еще предмет одежды был важен для богатыря?

- Правильно, это плащ. Он спасал от холода, дождя. В него заворачивались, как в одеяло, когда спали в поле.

Итог занятия.

- Что нового мы узнали на занятии?

- Что вам запомнилось, понравилось?



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский  сад № 14 “Светлячок”.

Мир русских  былин  в картине

В.М. Васнецова «Богатыри».

                                                                         Подготовила: воспитатель

                                                         старшей группы

                                                       Гостенина О.Н.

Королев 2013

Цель: познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».

Задачи:

  • Образовательные:

- Обобщить и упорядочить знания детей о былинных героях.

- Учить детей последовательно излагать свои мысли, не отвлекаться от темы занятия.

- Учить детей слушать  друг друга, дополнять чужой рассказ.

  • Развивающие:

- Активизировать и обогащать словарный запас;

- Развивать эмоциональное восприятие живописных произведений.

  • Воспитательные:

- Воспитывать интерес к прошлому страны;

-  Воспитывать стремление подражать подвигам богатырей.

Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”.

Предварительная работа: чтение былин, рассматривание иллюстраций к ним.

Ход занятия.

- Ребята, давайте вспомним главных героев былин, с которыми мы познакомились. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

- Сегодня мы с вами познакомимся с картиной В.М.Васнецова, которая называется “Богатыри”. 

Показ репродукции картины.

Картина “Богатыри”-одно из лучших произведений Васнецова, над которыми он работал более 20-ти лет. Сначала она называлась «Богатыри – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Вот такое длинное название.

- Рассмотрим картину.

- В картине художник  воссоздал образы русских богатырей, защитников родной земли – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича

- На картине художник изобразил заставу. Застава — это граница, место на дороге, на котором стоит специальный знак: «Здесь начинается чужая территория. Въезжать без разрешения нельзя». Вот такую заставу и охраняют три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

-Как вы думаете, кто нарисован в центре?

- Правильно, это Илья Муромец, “богатырь богатырей”, мужественный, решительный, уверенный в своих силах. Он зорко смотрит вдаль из-под ладоней. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.  У него открытое лицо, оно спокойно и мужественно, кажется, что движения неторопливы и уверенны. Широко открытый прямой взор, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле. Отличается он прямотой душевной, волей стойкой, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя.

 Как одет Илья Муромец?

На Илье Муромце кольчуга богатырская, которая не раз защищала его в бою. На голове шлем.

 Как вооружён Илья Муромец?

Сильный телом, он на правой руке, напряженно поднятой к глазам, держит тяжёлую палицу, в другой – копье. Богатырь держит палицу так, как будто не замечает ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг

 Какой конь под богатырем? Говорят, что хозяин и конь – это одно целое. Согласны ли вы с этим?

Конь у Ильи Муромца могучий, как и сам хозяин. Он вороной, стоит крепко, всегда удержит седока. Пока Илья Муромец смотрит вдаль, пытаясь разглядеть врага, которого, похоже, еще не видит, его конь уже готов к битве: он стоит спокойно и ждет приказания хозяина. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только «Воронеюшке» тронуться с места – загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут...

Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать…

 -  Илья Муромец по былинным сказаниям был главным из богатырей. Обращаясь к нему, киевский князь Владимир так и говорит:

Уж те быть над всеми во поле богатырями,
Над всеми-то быть да атаманами,
Распорядителем быть те, Илья Муромец.

 - Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь жителей Древней Руси.

Физкультминутка

Жили на Руси,                           (движение руками в стороны)

Русские богатыри -                  (движение руками вверх)

Смелые, отважные,               (движение руками в стороны)

Сильные, бесстрашные                 (движение руками вверх)

шли они на бой с врагом        (шаги на месте)

защищали отчий дом

А как тишина случится         (повороты туловища в стороны)

Не спускали глаз с границы.

 - Слева от него- Добрыня Никитич. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.

 Как выглядит Добрыня?

На Добрыне нарядный кафтан – бахтерец, и красиво сплетенная кольчуга, а в руках он держит красный щит.

 Как держит свой меч богатырь?

Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел: рвется в бой. Илья Муромец, кажется, понимает, что еще надо подождать, когда враг приблизится, кажется, что придерживает коня Добрыни своим копьем.

 Какой конь у Добрыни?

У Добрыни красивый белый конь, а белый конь всегда отличался выдержкой. В этом хозяин и конь похожи: всегда Добрыня Никитич побеждал своим умом и дипломатией. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.

 Каким Добрыня Никитич представлен нам в былинах?

Облачился тут молоденький Добрынюшка,
Во доспехи он да в свои крепкие,
Саблю брал свою он вострую,
На бело плечо копьё клал мурзамецкое,
Он под левую да и под пазушку
Полагал он палицу булатную.
Под кушак он клал шалыгу подорожную –
И он пошёл в те норы во змеиные!

 - Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович.    Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками.

 Что мы можем сказать о внешности этого богатыря?

Одет в – кольчугу, под кольчугой разноцветный кафтан. На голове Алеши красуется   шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы.

 Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.

 Как выглядит конь Алёши?

Кажется, что даже конь Алёши хитро улыбается. Молодой жеребец опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.

 Чем ещё отличается Алёша от других богатырей?

Пока Илья Муромец поднимет свое копье, пока Добрыня Никитич вынет меч из ножен, Алеша Попович уже отправит свою быструю стрелу из лука. Но Алёша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь весёлое.

 Все защитники Русской земли описаны нами, подчеркнуты их особенности. Неужели нет между ними сходства? Конечно, есть! Они могучи и справедливы, мужественны и сплоченны. Поэтому так едина и цельна их группа, стоящая могучим утесом на фоне широкого и привольного русского пейзажа. Богатыри будут сражаться до конца, до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, будет жива Русь.

 - Холмы с отлогими склонами замыкают задний план картины, как крепостная стена, как бы намекая на неприступность границ земли Русской.

Физкультминутка.

   «Богатыри». Дети стоят в кругу.

          Богатырь – вот он каков:  

         Он силен, он здоров,        (Показываю силача)

         Он из лука стрелял,          (Показывают стрельбу из лука)

         Метко палицу бросал,     (Выполняют замах и бросок)

         На границе стоял,            (Показывают)

         Зорко-зорко наблюдал,    (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

         Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

         Станем, как богатыри!    (Руки на пояс)

- А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический.

 Д/И «Собери богатыря в дорогу» ( дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).

 Итог занятия.

-С какими былинными героями мы встретились сегодня на занятии?

- Как называется картина  В.М.Васнецова?

- Чем отличаются богатыри друг от друга?

- Что их объединяет?

- Какой богатырь вам больше понравился?



Предварительный просмотр:

МБДОУ  детский сад № 14 “Светлячок”

                                                                                   Подготовила:  воспитатель

                                                                                   старшей группы

                                                                                   Гостенина О.Н.

Королев 2013

Цель: закрепить знания об основных событиях и героях былин.

Задачи:

  • Образовательные:

- обобщить знания детей об образе русских богатырей в былинах;

-  учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей;

-  активизировать в речи слова, обозначающие названия богатырских доспехов и оружия.

  • Развивающие:

- развивать у детей, стремление к участию в игре и победе;

- развивать связную речь детей.

- развивать физические качества:  силу, ловкость, выносливость,     быстроту, присущие былинным богатырям.

  • Воспитательные:

- воспитывать умение сопереживать, радоваться успехам не только своей команды, но и команды соперников.

Предварительная работа: рассматривание репродукций и иллюстраций на тему «Защитники земли русской»; чтение былин и беседа по содержанию; оформление эмблем к викторине; разучивание пословиц и поговорок; подборка приветствий и названий команд.

Ход викторины.

В викторине принимают участие две команды – «Богатыри» и «Витязи». На груди у детей- эмблемы со своими щитами. Для каждой команды – фишки (с такой же картинкой, что и на эмблемах) за правильные ответы.

Дети под маршевую музыку заходят в зал, выстраиваются лицом друг к другу.

Приветствие команд.

«Богатыри»                                                                  «Витязи»

- Победить желает каждый,                                    - Витязи в строю едином

 И в команде слабых нет                                Всех дружнее и храбрей!

От богатырей отважных                                И на честный поединок

Славным витязям- привет!                            Мы зовем богатырей!

Разминка (вопросы командам)

- Как называлась наша Родина в старину? (Русь)

- Что такое былина?

- Kак называли людей, которые сказывали былины?

- На каком музыкальном инструменте играли гусляры?

- О ком говорится в былинах?

- Каких русских богатырей вы знаете?

- Какие подвиги совершали русские богатыри?

- С кем сражались богатыри?

- Назовите доспехи и оружие богатырей?

 - Чем богатыри занимается в свободное от сражений и службы на заставе время?

Конкурс физкультминуток.

«Богатыри»                                                                  

Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!

«Витязи»

Богатырь – вот он каков:  

         Он силен, он здоров,        (Показываю силача)

         Он из лука стрелял,          (Показывают стрельбу из лука)

         Метко палицу бросал,     (Выполняют замах и бросок)

         На границе стоял,            (Показывают)

         Зорко-зорко наблюдал,    (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

         Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

         Станем, как богатыри!    (Руки на пояс)

Конкурс загадок.

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.(  кольчуга)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.(  шлем)

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались?  конечно же….(  меч)

- Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка,

на левой руке  у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький….( щит).

Конкурс  «Собери богатыря в дорогу»

Дети по очереди выходят к магнитной доске и выбирают изображение оружия или доспехи, необходимые богатырю в бою.

Чтобы защищать Родину от врага богатырь должен быть не только умным и храбрым, но и ловким и сильным.

Игры- эстафеты

«Попади в цель»

Закидывание мешочков в корзину.

«Самый быстрый»

Нужно прыгнуть поочередно в два обруча, обежать конус и передать эстафетную палочку.

«Не упади»

Ходьба по канату с мешочком на голове.

Конкурс пословиц

(Нужно объяснить значение пословиц).

  • Богатырь ни с мечом, ни с калачам не шутит;
  • Не родом богатырь славен, а подвигом;
  • В богатырском сердце одна честь да любовь – к Руси-матушке.
  • «Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять».
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
  • Герой некогда не умрет, он вечно в народе живет.
  • Одному страшно, а дружине все нипочем.
  • Где смелость- там и победа.

Наше путешествие по былинам  заканчивается! Я хочу познакомить вас еще с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам:

 Защищать свою Родину, беречь ее. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

- Я уверена, что, когда и вы станете  смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

- А теперь подведем итоги нашей викторины.

Подведение итогов, награждение победителей, поощрение проигравших.