Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань развитие наших детей. Данный материал я готовила на городской конкурс контрольно-измерительных материалов, в котором заняла 1 место среди участников из разных детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_po_rechi.docx77.77 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ

КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ

  1. Звуковая культура речи

Выявление у детей состояния звукопроизношения.

Задание № 1

Материал:   набор картинок: самолет, капуста, автобус, осёл, гусь, замок, коза, зебра, корзина, цыпленок, солнце, огурец, шар, чашка, душ, жук, ножницы, ежик, чайник, очки, ключ, щука, щетка, овощи, плащ, пила, стул, лопата, лиса, коляска, рыба, барабан, топор, репа, курица.

Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком.

Ребенку предлагается предметная картинка. Он называет предмет, изображенный на ней. Данным заданием проверяется правильность произношения звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л],  [л'],  [р],  [р'].

Высокий уровень.

  1. Ребенок правильно произносит все звуки.

Средний уровень

  1. Ребенок допускает ошибки в звукопроизношении некоторых слов.

Низкий уровень.

  1. Ребенок допускает ошибки в большей части предложенных слов.

Выявление уровня произносительной стороны речи.

Задание № 2

Инструкция:  индивидуальная беседа с каждым ребенком.

Ребенку предлагается прочитать любимое стихотворение.  При прослушивании стихотворения отмечается следующее:

  1. громкость чтения;
  2. скорость (темп) речи;
  3. интонационная выразительность;
  4. четкость (дикция) речи ребенка;
  5. умение соблюдать литературные нормы произношения;
  6. звукопроизношение.

Высокий уровень.

  1. ребенок читает текст достаточно громко;
  2. темп речи при чтении умеренный;
  3. при чтении соблюдает интонационную выразительность;
  4. соблюдает литературные нормы произношения;
  5. четкое звукопроизношение.

Средний уровень.

  1. ребенок читает текст умеренно громко;
  2. темп речи при чтении умеренный;
  3. читает текст маловыразительно;
  4. имеются отклонения в литературных нормах произношения;
  5. имеются ошибки в  звуко-произношении.

Низкий уровень.

  1. ребенок читает текст очень тихо;
  2. темп речи при чтении или очень быстрый, или медленный;
  3. читает интонационно невыразительно; имеются большие отклонения  при соблюдении литературных норм произношения;
  4. не четкое звукопроизношение.

Выявление у детей фонематического восприятия речи.

Задание № 3

Инструкция:  индивидуальная беседа с каждым ребенком.

У ребенка проверяются следующие умения:

  1. слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов.
  1. Сейчас я буду называть слова, а ты, когда услышишь слово, в котором есть звук [с], хлопнешь в ладоши.

Собака, машина, лиса, заяц, шапка, санки, щетка, корзина, колодец, дом, автобус, лента, самолет, шуба, цветок, зонт.

  1. Сейчас я буду называть слова, а ты, когда услышишь слово, в котором есть звук [ш], хлопнешь в ладоши.

Школа, лопата, жук, сова, шапка, корова, ёж, лиса, машина, книга, лошадь, посуда, жираф, мышь, лампа.

  1. Сейчас я буду называть слова, а ты, когда услышишь слово, в котором есть звук [р], хлопнешь в ладоши.

Рыба, кубик, лопата, вагон, рука, чайник, бумага, карандаш, чашка, трамвай, стол, мяч, сыр.

б. слышать и выделять слова с заданным  

    звуком    из   ряда других слов.

  1. Сейчас я произнесу тебе предложение, а ты назовешь только те слова, в которых есть звук [с].

У Кати новые санки. В лесу много грибов.

  1. Сейчас я произнесу тебе предложение, а ты назовешь только те слова, в которых есть звук [ш].

Миша любит мороженое. Вова рисует карандашом.

  1. Сейчас я произнесу тебе предложение, а ты назовешь только те слова, в которых есть звук [р].

В саду цветут розы.  Миша ловит рыбу.

Задание оценивается следующим образом: за каждое правильно названное слово ставится 1 балл.

Высокий уровень.

17 – 21 балл.

Средний уровень

11 – 16 баллов.

Низкий уровень.

0 – 10 баллов.

Выявление умений различать и дифференцировать звуки

Задание № 4

Инструкция:  индивидуальная беседа с каждым ребенком.

  1. В названии каких животных слышится звук [л]?
  2. В названии каких животных слышится звук [л']?
  3. В названии каких животных слышится звук [р]?
  4. В названии каких животных слышится звук [р']?
  5. Назови слова, в которых есть звук [с].
  6. Назови слова, в которых есть звук [ш].

Высокий уровень.

  1. Ребенок различает твердые и мягкие звуки;
  2. дифференцирует шипящие звуки;
  3. может самостоятельно назвать 3-4 слова.

Средний уровень.

  1. Ребенок различает твердые и мягкие звуки;
  2. дифференцирует шипящие звуки;
  1. может самостоятельно назвать 2 слова;
  2. допускает незначительные ошибки, которые исправляет.

Низкий уровень.

  1. Ребенок с трудом различает твердые и мягкие звуки и дифференцирует шипящие звуки;
  1. может самостоятельно назвать только одно слово .

Выявление умений подбирать пары слов, похожих по звучанию.

Задание № 5

Материал: набор картинок с изображением чашки, козы, кошки, ромашки, стрекозы, шины, машины, лукошка.

Инструкция:  индивидуальная беседа с каждым ребенком.

Ребенку предлагаются задания:

  1. Подберите пары слов, похожих по звучанию (коза –стрекоза, шина-машина, кошка-лукошко, чашка-ромашка).
  2. Назовите слова, в которых по два слога (три слога).
  3. Закончите фразу, чтобы получилось складно:

«Я поехал на машине…» (у меня порвалась шина).

«Под столом лежала кошка…» (рядом с ней стоит лукошко)

Высокий уровень.

  1. Самостоятельно подбирает все пары слов, похожих по звучанию;
  2. Верно определяет количество слогов  в словах, если допускает ошибки, то самостоятельно их исправляет;
  3. Может закончить предложенную фразу.

Средний уровень.

  1. Самостоятельно подбирает все пары слов, похожих по звучанию;
  2. Определяет количество слогов  в словах, допускает ошибки, но исправляет их с помощью взрослого.
  3. Может закончить предложенную фразу с небольшой помощью взрослого..

Низкий уровень.

  1. Подбирает всего 1-2 пары слов, похожих по звучанию;
  2. определяет количество слогов  в словах только с помощью взрослого;
  3. Не может закончить предложенную фразу.

2.Словарь.

Выявление понимания и употребления в речи имен существительных.

Задание № 6

Материал:  набор картинок с изображением куклы, кошки, тарелки, лука; березы, ели, сосны, дуба, клена, стола, стула, шкафа, дивана, туфель, сапог, сандалий, тапочек, велосипеда, мотоцикла, поезда, троллейбуса; машины, пальто, дома; строителя, портного, врача, повара; пальто, дом, машина.

 Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком.  Проверяются:

а) понимание и употребление бытовой лексики.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки: кукла, кошка, тарелка, лук.

  1. Кукла – это что?  (игрушка)
  2. Какие игрушки ты еще знаешь?

(аналогично с остальными картинками)

б) понимание и употребление обобщающих понятий.

Перед ребенком группы картинок. Ему предлагается назвать группу одним словом.

  1. Береза, ель, сосна, дуб, клен.  Что это?
  2. Туфли, сапоги, тапочки, сандалии. Что это?
  3. Стол, стул, шкаф, диван.  Что это?
  4. Велосипед, поезд, мотоцикл, троллейбус.  Что это?

в) знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности.

Ребенку предлагается перечислить как можно больше предметов, необходимых специалистам разных профессий.

  1. Кто это?  (строитель)
  2. Что необходимо строителю для работы?

(аналогично: портной, врач, повар)

г)знание и употребление слов, указывающих части, детали предмета.

Ребенку задаются вопросы:

  1. У машины есть мотор. А что еще есть у машины?

(аналогично с картинками пальто и дома)

Если ребенок испытывает затруднения при ответе, то можно показать предметную картинку.

Высокий уровень.

  1. Самостоятельно подбирает до 5-7 слов из бытовой лексики.
  2. Понимает и употребляет в речи обобщающие понятия.
  3. Самостоятельно перечисляет до 5-7 предметов, необходимых специалистам разных профессий.
  4. Самостоятельно, без помощи предметных картинок, перечисляет части, детали предметов.

Средний уровень.

  1.  Самостоятельно подбирает до 5 слов из  

 бытовой лексики.

  1. Понимает и употребляет в речи обобщающие понятия.
  2. Самостоятельно перечисляет 4-5 предметов, необходимых специалистам разных профессий.
  3. Самостоятельно перечисляет части, детали предметов, в некоторых случаях опираясь на предметные картинки.

Низкий уровень.

  1. Самостоятельно подбирает 2-3 слова из бытовой лексики.
  2. Понимает и употребляет в речи обобщающие понятия.
  3. Перечисляет 2-3 предметы, необходимые специалистам разных профессий, другие предметы может назвать после наводящих вопросов педагога.
  4. Перечисляет части, детали предметов с помощью  предметных картинок и наводящих вопросов педагога.

Выявление понимания и употребления в речи имен прилагательных.

Задание № 7

Материал:  картинки – ботинки, тарелка, сапоги, кувшин, банка, ведро.

Инструкция:  индивидуальная беседа с каждым ребенком. Проверяются:

а) знание и употребление слов, обозначающих признаки предметов.

Предложить ребенку подобрать как можно больше определений к заданным существительным:

  1. Каким может быть стол? (письменным, обеденным, круглым, деревянным, прозрачным и пр.)
  2. Каким может быть дом? (большим, кирпичным, многоэтажным, красивым и пр.)
  3. Каким может быть небо? (голубым, чистым, облачным и пр.)

б) знание и употребление слов, указывающих материал, из которого сделан предмет.

Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки и ответить на такие вопросы:

  1. Ведро  сделано из металла.  Как можно иначе назвать это ведро? (металлическое)
  2. Ботинки сделаны из кожи.   Как можно иначе назвать эти ботинки? (кожаные)
  3. Банка сделана из стекла.  Как можно иначе назвать эту банку? (стеклянная ваза)
  4. Сапоги из резины. Какие это сапоги? (резиновые)
  5. Тарелка их фарфора. Какая это тарелка? (фарфоровая)
  6. Кувшин из глины. Какой это кувшин? (глиняный)

Высокий уровень.

  1. Ребенок самостоятельно подбирает 5-7 имен прилагательных, называя цвет, величину, форму, качество, свойства.
  2. Самостоятельно образовывает имена прилагательные от имен существительных.
  3.  Правильно согласовывает слова.

Средний уровень.

  1. Ребенок самостоятельно подбирает до 5 имен прилагательных, называя цвет, величину, форму, качество, свойства.
  2. Образовывает имена прилагательные от имен существительных с небольшой помощью педагога.
  3. Согласовывает слова, допуская небольшие ошибки.

Низкий уровень.

  1. Ребенок самостоятельно подбирает 2-3 имени прилагательных, называя, в основном, цвет и величину.
  2. Образовывает имена прилагательные от имен существительных с помощью взрослого.
  3. При согласовании  слов допускает ошибки.

Выявление умений употребления в речи имен существительных и имен прилагательных.

Задание № 8

Инструкция:  индивидуальная беседа с каждым ребенком.

       Воспитатель предлагает ребенку подобрать имена существительные к именам прилагательным:

  1. Что бывает мелким?
  2. Что бывает глубоким?
  3. Что бывает высоким?
  4. Что бывает низким?
  5. Что бывает легким?
  6. Что бывает тяжелым?

Например: глубокая яма, глубокое море, глубокий овраг;

                    низкий дом, низкая скамейка, низкое дерево;

                    мелкое озеро, мелкая река, мелкий песок.  

               

Высокий уровень.

        Самостоятельно называет по 2 – 3 существительных  к каждому прилагательному.

Средний уровень.

         Затрудняется ко всем именам прилагательным подобрать по несколько имен существительных.

Низкий уровень.

         К именам прилагательным подбирает только по одному имени существительному. Некоторые прилагательные могут вызвать затруднение в подборе к ним существительных.

Выявление умения образовывать новые слова.

Задание № 9

Материал:  предметные картинки: заяц, лиса, волк

Инструкция:  индивидуальная беседа с каждым ребенком.

         Воспитатель предлагает рассмотреть предметные картинки.

  1. Кто изображен на картинках?  (заяц, волк, лиса)
  2. Как еще можно назвать зайца? (зайчонок, зайчишка).
  3. Как можно по другому назвать волка? (волчишка, волчонок, волчище)
  4. Как мы можем еще назвать лису? (лисонька, лисица, лисенок).
  5. Где живут эти звери?
  6. Какие слова можно образовать со словом лес?

(лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок).

  1. Что любят пить звери?
  2. Образуй от слова вода другие слова.

(водичка, водица, водяной, водопад, водный, наводнение).

Высокий уровень.

         Ребенок  самостоятельно образует по 3 и более слов.

Средний уровень. 

         Самостоятельно образует  только по  1 – 2 слова к данным словам.

Низкий уровень. 

         Задание вызывает затруднение. Может образовать только одно новое слово или же повторяет данное за взрослым.

Выявление умений понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

Задание № 10.

Инструкция: проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком.

  1. Что называют словом игла?
  2. Какие иглы ты еще знаешь? (иглы у елки, ежа, сосны, швейная и медицинская игла)
  3. Какая игла у ежа?
  4. Про что мы еще можем сказать: острый, острая, острые? (острый нож, острая пила, острые ножницы)

Ответы оцениваются следующим образом:

         Ребенок дает точный и правильный ответ самостоятельно – 3 балла.

         Если ребенок допускает незначительную неточность, отвечает по наводящим вопросам взрослого – 2 балла.

         Если ребенок не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания – 1 балл.

Высокий уровень.

                       10 – 12 баллов.

Средний уровень.

                           7 – 9 баллов.

Низкий уровень.

                           4 – 6 баллов.

Выявление понимания и употребления в речи глаголов.

Задание № 11.

Материал: картинки котенка, собаки, девочек, ложки, вилки, ножа.

Инструкция:   индивидуальная беседа с каждым ребенком.

Проверяются следующие умения:

а) употребление слов, обозначающих действия, совершаемые человеком.

  1. Рассмотри картинки. Дай девочкам имена и скажи, что они делают.

б) употребление слов, обозначающих действия, совершаемые животными, или действия, которые можно совершить предметом.

  1. Словесное упражнение «Кто что делает»:
  1. Что может делать котенок?
  2. Что может делать собака?
  3. Что можно делать ложкой?  (вилкой, ножом)

Высокий уровень.

  1. Самостоятельно называет действия, совершаемые девочками. Дает полный  ответ.
  2. Самостоятельно подбирает к каждой предметной картинке до 5 слов.
  3. Точно употребляет их в речи.

Средний уровень.

  1. Самостоятельно называет действия, совершаемые девочками. Дает полный ответ.
  2. Самостоятельно подбирает к каждой предметной картинке до 3слов.
  3. При  употреблении их в речи допускает небольшие ошибки.

Низкий уровень.

  1. Называет действия, совершаемые девочками, односложно (рисует, качает).
  2. Самостоятельно подбирает к каждой предметной картинке только 1  слово
  3. При употреблении их в речи допускает ошибки.

Выявление понимания и употребления в речи наречий.

Задание № 12.

Материал:  картинки: зонт, цыпленок, слон, яблоко, чайник, машина, заяц, шарик, гриб; с изображением утра, ночи, дня, вечера.

Инструкция:   индивидуальная беседа с каждым ребенком. Ему предлагается ответить на вопросы

Проверяются следующие умения:

а) Знание слов (наречий), обозначающих признак действия.

  1. Как может бежать мальчик?
  2. Как может говорить мальчик?

б)Понимание и употребление слов, обозначающих пространственные отношения.

Ребенку предлагается рассмотреть рисунок, определить и назвать местоположение предмета.

  1. Где находится машинка по отношению к чайнику?
  2. Где находится шарик по отношению к чайнику?
  3. Где находится яблоко по отношению к чайнику?
  4. Где находится слон по отношению к чайнику?
  5. Где находится зонтик: впереди или сзади цыпленка?

в)Понимание и употребление в слов, обозначающих временные отношения.

Ребенку предлагается ответить на вопросы и выбрать нужную картинку.

  1. Когда ты приходишь в детский сад?
  2. Когда уходишь из детского сада?
  3. Когда мы ходим гулять?
  4. Когда ты спишь?
  5. Когда у нас было музыкальное занятие? (вчера)
  6. Когда мы пойдем в бассейн? (завтра)
  7. Когда мы рисовали? (сегодня)

(последние три вопроса могут меняться в зависимости от расписания занятий)

Высокий уровень.

  1. Точно и самостоятельно подбирает до 5 слов.
  2. Полностью освоил слова, обозначающие пространственные отношения.
  3. Точно называет слова, обозначающие временные отношения.

Средний уровень.

  1. Самостоятельно подбирает до 3 слов.
  2. В словах, обозначающих простран-ственные отношения, допускает незначительные ошибки. Исправляет их самостоятельно после наводящих вопросов взрослого.
  3. Путается в назывании  слов, обозначающих временные отношения.

Низкий уровень.

  1. самостоятельно подбирает только 1-2  слова.
  2. Путается в назывании слов, обозначающих пространственные отношения.
  3. Допускает значительные ошибки при  назывании слова, обозначающих временные отношения.

Выявление умений в подборе антонимов.

Задание № 13

Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком.

а) понимание смысловых оттенков глаголов и наречий.

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Я начну, а ты закончи…».

  1. Машина подъехала к мосту через реку, а потом от него… (отъехала).
  2. Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него… (отошел).
  3. Утром гости пришли, а вечером…(ушли).
  4. Утром солнышко всходит, а вечером… (заходит).
  5. Утром дети просыпаются, а вечером… (засыпают).
  6. Машина ехала прямо по дороге, а потом повернула…(назад).
  7. Летом солнце на небе находится высоко, а зимой…(низко).
  8. Заяц бегает быстро, а черепаха ползает…(тихо).
  9. Зимой бывает очень холодно, а летом…(жарко).
  10. Речка от нас близко, а море…(далеко).

б) понимание смысловых оттенков имен существительных и прилагательных.

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Наоборот»

  1. Вход – выход
  2. Зима – лето
  3. День – ночь
  4. Небо – земля
  5. Ребенок – старик
  6. Сильный – слабый
  7. Смелый – трусливый
  8. Холодный – горячий
  9. Грязный – чистый
  10. Веселый – грустный

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

Высокий уровень.  

                         16 – 20 баллов.

Средний уровень.      

                         10 –  15 баллов.

Низкий уровень.        

                           0 – 9 баллов.

Выявление умений в подборе синонимов.

Задание № 14.

Инструкция:  индивидуальная беседа с каждым ребенком.

а)Взрослый предлагает ребенку ситуацию:

« Погулял зайчик в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(веселый, радостный, довольный, оживленный). А если зайчик был такой радостный и веселый, то он не просто шел, а …(бежал, мчался, несся, летел).

б) Подбор синонимов к изолированным словам.

Большой – …(огромный, громадный, гигантский)

Маленький – …(крошечный, малюсенький)

Смелый – …(храбрый, мужественный, отважный)

Высокий уровень.

Правильно подбирает по 2-3 слова, близкие по смыслу.

Средний уровень.

Подбирает по 1-2 слова, близкие по смыслу. Если допускает ошибку, то может ее исправить.

Низкий уровень.

Подбирает только по 1 слову

3.Грамматический строй речи.

Выявление умений по употреблению слов в речи (морфология).

Задание № 15.

Материал:  предметные картинки  - пианино, пальто, метро, полотенце. Картинки с мальчиками, изображающими действия.

Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком.

Проверяются умения:

а) Правильно употреблять несклоняемые имена существительные.  

 Игра «Договори слово»

  1. Маша любит играть на …(пианино).
  2. У Вовы нет пуговиц на …(пальто).
  3. Вадик подошел к …(метро).
  4. У мамы красивое  …(полотенце).

б) Правильно употреблять окончания имен существительных множественного числа.  

Игра «Чего нет у Тани?»

  1. У Веры есть полотенца, а у Тани нет…(полотенец).
  2. У Зины есть блюдца, а у Тани нет…(блюдец).
  3. У Пети есть простыни, а у Тани нет…(простынь).
  4. У Саши  есть стулья, а у Тани нет…(стульев).
  5. У Кати есть куклы, а у Тани нет…(кукол).
  6. У Сони есть ручки, а у Тани нет…(ручек).

в) Правильно согласовывать существительные ср. рода с прилагательными.

Предлагается детям назвать как можно больше слов при ответе на вопросы.

  1. Какое может быть ведро? (большое, голубое, железное)
  2. Какое может быть яблоко? (спелое, сочное, красное)
  3. Какое может быть печенье? (сладкое, творожное, рассыпчатое)
  4. Какое может быть варенье? (сладкое, вишневое, клубничное)

г) Правильно употреблять разноспрягаемые глаголы.

Используя картинки, предложить ответить на вопросы:

  1. Что делает мальчик? (гуляет)
  2. Что делают мальчики (гуляют)
  3. Что мы делаем перед обедом? (гуляем)

(аналогично с глаголами бежать, плыть, петь)

Высокий уровень.

  1. Ребенок правильно употребляет в речи несклоняемые существи-тельные.
  2. Верно называет все слова во множественном числе.
  3. Самостоятельно и правильно согласовывает существительные ср. рода с прилагательными. Подбирает 3-5 слов.
  4. Самостоятельно и верно употребляет в речи разноспрягаемые глаголы.

Средний уровень.

  1. Ребенок правильно употребляет в речи несклоняемые существи-тельные.
  2. Называет слова во множественном числе, допуская 1-2 ошибки. Может сам исправить свои ошибки.
  3. Самостоятельно и правильно согласовывает существительные ср. рода с прилагательными. Подбирает 2-3 слова.
  4. Самостоятельно и верно употребляет в речи разноспрягаемые глаголы.

Низкий уровень.

  1. Ребенок допускает ошибки при  употреблении в речи несклоняемых существительных.
  2. Называет слова во множественном числе, допуская ошибки. Исправляет ошибки только с помощью взрослого.
  3. Самостоятельно и правильно согласовывает существительные ср. рода с прилагательными, но подбирает только 1-2 слова.
  4. Употребляет в речи разноспрягаемые глаголы.

Выявление умений и навыков в словообразовании.

Задание № 16

Материал: хлебница, мыльница, подсвечник, подстаканник, супница

Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком.

Проверяются умения:

а) правильно образовывать слова при помощи суффиксов.

Предлагается ответить на вопросы:

  1. Куда кладут хлеб?
  2. Куда кладут мыло?
  3. Куда наливают суп?
  4. Как называют человека, который играет на пианино?
  5. Как называют человека, который катается на лыжах?
  6. Как называют человека, который учит детей?
  7. Как называют человека, который строит дома?
  8. Дупло чье? (беличье)
  1. Нора чья? (лисья)
  2. Гнездо чье? (птичье)
  3. Осенью холодно, а зимой еще…(холоднее).
  4. Сахар сладкий, а мед еще …(слаще).
  5. Ты говоришь громко, а Маша еще …(громче).

б) правильно образовывать слова при помощи приставок и суффикса.

  1. Чтобы одеяло не пачкалось, на него одевают…(пододеяльник).
  2. Гриб, который вырос под березой, называют…(подберезовик).
  3. Гриб, который вырос под осиной, называют …(подосиновик).
  1. Куда ставят свечи?
  2. Куда ставят стакан?

в) правильно образовывать слова путем словосложения.

  1. Если у маши черные волосы, то ее можно назвать…(черноволосой).
  2. Если у девочки голубые глаза, то ее можно назвать …(голубоглазой).
  3. Если у девочки большие глаза, то ее можно назвать …(большеглазой).

За каждое правильно подобранное слово – 1 балл.

За неправильно подобранное – 0 баллов.

Высокий уровень:  17 - 21 балла.

Средний уровень:  10 – 16  баллов.

Низкий уровень:  0 - 10 баллов.

Выявление умений использовать в повседневном общении образные средства и различные синтаксические конструкции (синтаксис).

Задание № 17.

Инструкция:  воспитатель наблюдает за речью детей в повседневной жизни.

Вопросы для анализа речи детей.

  1. Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные).
  2. Использует ли в речи образные средства?

Высокий уровень.

  1. ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции;
  2. употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественных произведений, так и придуманных по аналогии;
  3. делает это в разных видах деятельности  в зависимости от ситуации.

Средний уровень.

  1. ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения;
  2. при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить;
  3. образные средства употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности.

Низкий уровень.

  1. ребенок использует в речи в основном простые предложения;
  2. при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого;
  3. образные средства языка не употребляет.

  1. Связная речь.

Выявление умений составлять рассказ о предмете, описывая его существенные признаки.

Задание № 18.

Игра «Магазин»

Инструкция:  дети садятся перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить, но чтобы игрушку, нужно выполнить правило: не называя ее, описать так, чтобы продавец понял, о какой игрушке идет речь».

Считалкой выбирается первый продавец. Продавец называет имя любого из играющих. Покупатель выходит, описывает игрушку, которую хочет купить. Если продавец угадывает игрушку, то он отдает ее покупателю. Затем покупатель становится продавцом и игра продолжается.

 

Высокий уровень.

         Ребенок составляет рассказ о предмете самостоятельно, описывая его существенные признаки.

Средний уровень. 

         Ребенок допускает незначительные неточности, отвечает по наводящим вопросам взрослого.

Низкий уровень. 

         Если ребенок не составляет рассказ самостоятельно, а только по наводящим вопросам взрослого, при этом отвечая односложно.

Выявление понима-ния логики изобра-женного и построе-ния связного расска-за при произвольном предъявлении серии сюжетных  картинок.

Задание № 19.

Инструкция: ребенку предлагается серия сюжетных картинок, разложенных произвольно, не в заданном порядке. Воспитатель говорит:

  1. Внимательно посмотри на эти картинки.
  2. Разложи их в нужном порядке.
  3. Составь рассказ, дай ему название.

Высокий уровень:

  1. богатство содержания;
  2. соответствие названия содержанию;
  3. композиция (четко выраженные структурные части);
  4. выразительность речи;
  5. наличие типов связи между предложениями;
  6. грамматическая правильность речи;
  7. разнообразие лексических средств.

Средний уровень:

  1. интересное содержание;
  2. соответствие названия содержанию;
  3. достаточно точная грамматическая правильность речи;
  4. недостаточное использование средств выразительности.

Низкий уровень:

  1. банальное содержание;
  2. неточное название рассказа;
  3. однообразные средства связи между предложениями, превалирование сочинительских средств через союзы и, а , наречия потом;
  4. достаточная грамматическая правильность речи;
  5. словарь.

Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения

Задание № 20.

Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком.

  1. Назови произведения, которые тебе нравятся. Что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

  1. Чтение рассказа В.Архангельского «Летят снежные пушинки»
  1. Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  2. О чем этот рассказ?
  3. С чем автор сравнивает снежинки?
  4. С чем бы ты их сравнил?
  5. Как по-другому можно назвать этот рассказ?

  1. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»
  1. Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  1. Какие «красивые» слова ты услышал?
  2. О ком эта сказка? Какую работу делал каждый из героев сказки? О чем призадумался воробей в начале сказки? Что случилось потом? Какая беда приключилась с блином? Как мышка щи варила? Что случилось с воробьем? Чем закончилась сказка?
  3. Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?
  4. Придумай другое окончание этой сказке. Что стало бы, если бы воробей не стал меняться работой со своими друзьями? Что могло бы случиться с воробьем, если бы он встретился с лисой? Какими словами обычно заканчиваются сказки?

  1. Чтение фрагмента из сказки.
  1. Как можно сказать по-другому?
  1. Слезы льет.
  2. Ближе подбирается.
  3. Заплакали.
  1. Как можно сказать наоборот?
  1. Хорошо жили.
  2. Бежал, бежал.
  3. Слезы льет.

  1. Чтение стихотворения Бальмонта «Снежинка».
  1. Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  2. Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? почему?
  3. Расскажи стихотворение, какое ты знаешь.

Высокий уровень:

  1. Называет несколько художественных произведений, которые ему нравятся, точно указывает их название, правильно определяет жанр (сказка, рассказ, стихотворение).
  2. Отвечая на вопросы о понравившейся книге, объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение, указывая несколько жанровых особенностей.
  3. Правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении; может по просьбе педагога придумать новый подробный вариант развития действия.
  4. Придумывает новое название рассказа или сказки.
  5. Знает несколько вариантов зачина и концовки сказок.
  6. Замечает в речи средства образной выразительности.
  7. Подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста.
  8. Интонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений.

Средний уровень:

  1. Называет 1-2 любимых произведения, иногда неточно указывает их название.
  2. Определяет жанр произведения с помощью педагога, указывает какую-либо одну жанровую особенность.
  3. Правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, с помощью педагога может придумать вариант развития действия в одной-двух фразах.
  4. Придумывает новое название произведения.
  5. Знает один вариант зачина и концовки сказки.
  6. Замечает в речи средства образной выразительности.
  7. Не всегда подбирает слова близкие и противоположные по значению, к словам из текста, иногда допускает ошибки.
  8. При чтение стихотворения выбирает правильную интонацию с помощью педагога.

Низкий уровень:

  1. Не называет любимых произведений, не может определить жанр.
  2. Не называет всех героев, пропускает основные события.
  3. Не может назвать ни одного варианта зачина и концовки сказки.
  4. Не замечает в тексте выразительные средства языка.
  5. Не может придумать вариант развития действия.
  6. Не может придумать новое название произведения.
  7. Не может подобрать слова, близкие и противоположные по значению, к словам текста.
  8. Не может выбрать правильную интонацию при чтении стихотворения, читает не выразительно, монотонно.

Изучение умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера.

Задание № 21.

Инструкция: анализ умений пересказывать литературные тексты производится на основе пересказа русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый». Пересказы анализируются по следующим показателям:

  1. Понимание текста – правильное формулирование основной мысли.
  2. Структурирование текста – умение соблюдать последовательность изложения событий.
  3. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
  4. Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.
  5. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
  6. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие необходимости подсказок по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается максимум в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

2 балла:

  1. Правильно воспроизводит текст  произведения, передает основную мысль.
  2. Последовательно и точно строит пересказ.
  3. Использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собственной.
  4. Грамматически верно строит предложения разных типов.
  5. Пересказывает без неоправданных длительных пауз.
  6. Отсутствует необходимость в повторном чтении текста и подсказках педагога.

1 балл:

  1. Допускает незначительные отклонения от текста.
  2. Не нарушает логику произведения.
  3. Не всегда пользуется авторской лексикой, ее замены собственными конструкциями бывают неудачны.
  4. Использует в основном простые предложения, в сложных допускает грамматические ошибки.
  5. Пересказывает с небольшими паузами, но длительные паузы отсутствуют.
  6. Требуется небольшое количество подсказок педагога.

0 баллов:

  1. Неверно воспроизводит текст.
  2. Нарушает его структуру.
  3. Используемая лексика бедна.
  4. Допускает грамматические ошибки.
  5. Наблюдаются многочисленные паузы.
  6. Существует необходимость в подсказках педагога.

Высокий уровень: 10 - 12 баллов.

Средний уровень: 6 – 9 баллов.

Низкий уровень: 0 - 5 баллов.

Изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка.

Задание № 22.

Инструкция: воспитатель предлагает придумать рассказ или сказку кукле, чтобы она быстрее заснула.

  1. Что ты хочешь ей рассказать? Рассказ или сказку?
  2. Придумай название рассказу (сказке).

При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление монолога:

  1. Умение выбрать жанр монолога.
  2. Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию.
  3. Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.
  4. Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец).
  5. Использование лексических средств выразительности для раскрытия образов, сюжета.
  6. Использование грамматических средств выразительности.
  7. Использование интонационных средств выразительности.
  8. Самостоятельность в составлении монолога.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 16 баллов.

2 балла:

  1. Умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром.
  2. Умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название придуманному монологу.
  3. Разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы.
  4. Высказывание структурировано (присутствует начало, середина и конец).
  5. Самостоятельно использует различные виды лексических средств выразительности.
  6. При составлении монолога использует разнообразные синтаксические конструкции, перечисления, обобщения, прямую речь; грамматические ошибки отсутствуют или незначительны.
  7. Монолог интонационно выразительно оформлен.
  8. Составляет монолог самостоятельно без помощи педагога.

1 балл:

  1. Жанр своего монолога определить не может, но строит монолог с учетом особенностей либо сказки, либор рассказа.
  2. Придумать название не может, но умеет выбрать тему самостоятельно или с помощью педагога.
  3. При развертывании сюжета иногда отступает о  темы, нарушает логическую последовательность.
  4. Наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует начало или конец рассказа (сказки).
  5. Использует одно – два лексических средства выразительности самостоятельно или с помощью взрослого.
  6. В основном использует однотипные по структуре предложения, допускает незначительные синтаксические ошибки.
  7. Речь не всегда интонационно выразительна.
  8. Составляет монолог с помощью взрослого.

0 баллов:

  1. Не умеет определять жанр высказывания.
  2. Не умеет определить тему, дать название высказыванию.
  3. Нарушает логическую последовательность событий, причинно-следственные связи.
  4. Высказывание состоит из нескольких предложений.
  5. Не использует лексические средства выразительности.
  6. Наблюдаются ошибки при построении предложений, которые исправить самостоятельно ребенок не может.
  7. Речь интонационно не выразительна, монотонна.
  8. Постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка.

Высокий уровень: 12 – 16  баллов.

Средний уровень: 7 – 11  баллов.

Низкий уровень: 0 – 6   баллов.

Выявление особенностей понимания фразеологизмов.

Задание № 23.

Инструкция: детям предлагаются следующие фразеологизмы:

  1. В три ручья.
  1. Как зеницу ока.
  2. Совать нос.

Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.

  1. Как ты понимаешь это выражение?
  2. Когда так говорят?

Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

В три ручья.

      Однажды Ваня потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?» Ваня удивился и ответил: «Почему в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».

  1. Почему мама так сказала?
  2. Когда так говорят?

Как зеницу ока.

      Жили-были мать со своим сыном Иваном. Собрался однажды Иван в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мама в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», - говорит Иван, а сам думает, как это «как зеницу ока»?

  1. Почему мать так сказала Иванцу?
  2. Когда так говорят?

Совать нос.

      Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Илюшка стоял около двери и слушал. Мама сказала ему: «Иди, Илюшенька, спать, не суй свой нос не в свои дела». Илюша пошел спать, а сам думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».

  1. Почему мама так сказала?
  2. Когда так говорят?

Высокий уровень:

Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизмы, предложенные изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций.

Средний уровень:

Ребенок не достаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизмы, предложенные в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может.

Низкий уровень:

Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизмы.

Выявление умений понимать пословицы.

Задание №24.

Инструкция: индивидуальная работа с каждым ребенком.

Воспитатель предлагает ребенку послушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы:

  1. Как понимаешь эту пословицу?
  2. Когда говорят эту пословицу?
  3. Когда нужно сказать эту пословицу?
  4. Как можно сказать об этом же, но по-другому?

Каждому ребенку предлагаются по три пословицы.

  1. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  2. Труд кормит, а лень портит.
  3. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Высокий уровень.

         Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.

Средний уровень.

         Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения.

Низкий уровень.

         Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы, отказывается отвечать на вопросы или объяснять пословицу.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

п/п

фамилия

имя

ребенка

звуковая

культура речи

грамматический строй речи

словарь

Произношение звуков

Фонематический слух и восприятие

морфология

словообразование

синтаксис

существительное

прилагательное

глагол

наречие

синонимы

антонимы

Обобщающие слова

























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

п/п

фамилия

имя

ребенка

связная речь

уровень

речевого

развития

Составление рассказа о предмете

Составление рассказа по картине (по серии картинок)

Анализ содержания и формы произведения

пересказ

Составление рассказа или сказки  с образными средствами языка

Понимание фразеологизмов

Понимание пословиц















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Диагностический инструментарий освоения образовательной программы для детей с 4 до 5 лет

Диагностический инструментарий освоения образовательной программы для детей с 4 до 5 лет....

Диагностический инструментарий по образовательной области « Социально-коммуникативное развитие»

1. Игровая, коммуникативная деятельность Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно- ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживае...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (младший дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....