Сказкотерапия (мини- программа по развитию эмоциональной сферы детей 3-7 лет)
рабочая программа по теме

Боровкова Надежда Сергеевна
Сказка – древнейший, испытанный столетиями способ воспитания детей. В сказке есть все, что есть в реальном мире – герои, отношения между ними, чувства и мотивы поступков. Сказка не навязывает времени и места действия, зато в ней содержится намек на то, как лучше справляться с возникающими трудностями.

Сказкотерапия – это метод использования сказочной формы интеграции личности и совершенствования с окружающей действительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

(мини- программа по развитию эмоциональной сферы детей 3-7 лет)

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Сказка – древнейший, испытанный столетиями способ воспитания детей. В сказке есть все, что есть в реальном мире – герои, отношения между ними, чувства и мотивы поступков. Сказка не навязывает времени и места действия, зато в ней содержится намек на то, как лучше справляться с возникающими трудностями.

Сказкотерапия – это метод использования сказочной формы интеграции личности и совершенствования с окружающей действительностью.

Условия проведения занятий

Занятия по сказкотерапии проводятся индивидуально, либо с подгруппой детей ( в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, от формы работы со сказкой).

Необходимым условием является создание сказочного контекста: приглушенный свет, тихая, специально подобранная  музыка,  «сказочные», «волшебные» атрибуты, сказочные элементы в одежде взрослого и детей.

Занятия проводятся психологом, либо психологом и воспитателем, либо воспитателем по рекомендациям психолога.

      Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение».  Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля.

Основной линией проходит снижение уровня тревожности, развитие уверенности в себе, снижение агрессивно-демонстративных тенденций и формирование позитивного восприятия себя и окружающего мира.

Направление работы

Рекомендуемый возраст

Формы работы

Решаемые задачи

1.Рассказывание сказок

3-7

1.Рассказывание сказки взрослым. Повествование от третьего лица.

2.Групповое рассказывание сказок:

а)расказывание по очереди известной всей группе сказки;

б)групповое придумывание сказки (по очереди каждый ребенок придумывает фрагмент общей сказки);

в)рассказывание сказки от первого лица от имени различных персонажей сказки.

1.Выявление актуальной проблематики ребенка.

2.Развитие внимания, памяти, воображения.

3.Совершенствование коммуникативных навыков (выражение чувств, мыслей, активное слушание товарищей).

4.Развитие способности к децентрации.

5.Сплочение группы.

2.Сочинение сказок

4-7

Сочинение собственных сказок ребенком

1.Определение актуальной проблематики ребенка.

2.Выявление стратегии решения проблем.

3.Развитие творческого мышления.

3.Аналитическое направление

5-7

Обсуждение прочитанной сказки:

  1. Кто из героев понравился, почему?
  2. Кто не понравился?
  3. Почему он поступил именно так?

и др.

1.Интерпретация, формирование понимания того, что стоит за каждой  сказочной ситуацией, фразой, сюжетом.

2.Развитие образного мышления, творческого воображения.

4.Переписывание сказок

6-7

  1. Индивидуальное сочинение нового начала или окончания сказки;
  2. Увеличение, уменьшение количества  персонажей;
  3. Изменение сюжета;
  4. Синтез разных сказок.

1.Определение проблематики ребенка.

2.Освобождение от внутреннего напряжения.

3.Развитие творческого воображения.

5.Изготовление персонажей

3-7

Совместное с родителями изготовление игрушек-персонажей

1.Развитие образного мышления

2.Развитие мелкой моторики.

3.Развитие умения разными способами выражать характер свой и персонажа.

4.Развитие концентрации внимания.

6.Постановка сказки с помощью кукол

4-7

Разыгрывание сказок:

  1. Известной детям сказки;
  2. Спонтанно созданной детьми сказки;
  3. Предложенной взрослым сказки по незнакомому сюжету (детям даются роли с приблизительным описанием характера, затем взрослый читает текст, а дети вступают во взаимодействие по ходу чтения, по мере появления персонажа в сюжете).

То же самое можно предложить детям отыграть и без кукол, с перевоплощением.

1.Развитие осознания причинно-следственных связей между своими действиями и изменением состояния партнера.

2.Развитие крупной и мелкой моторики.

3.Развитие концентрации внимания.

4.Развитие способности адекватно телесно выражать различные эмоции, чувства.

7.Теневой театр

6-7

Участники вырезают из темного картона свой страх. К вырезанному страху прикрепляется нитка. Каждый ребенок может спроецировать свой страх на экран, освещенный лампой.  Далее ребенок может поиграть со своим страхом, придумать про него историю. В заключение – победить свой страх, избавиться от него (разрезать, разорвать, сжечь, помять, растоптать и т.п.)

1.Коррекция страхов.

2.Развитие понимания того, что человек может самостоятельно управлять своими страхами.

8.Медитация на сказку (этюдная деятельность):

-статическая

-динамическая

4-7

Для статической медитации подбирается спокойная музыка и  сказка с позитивным образным рядом. Для психодинамической  медитации – подвижная музыка.

Приемы этюдной деятельности:

  1. перевоплощение в животных, растения, предметы;
  2. погружение в различные стихии.

1.Снятие напряжения.

2.Стабилизация положительного эмоционального фона.

3.Развитие воображения.

4.Развитие крупной и мелкой моторики, гибкости движений.

5.Развитие координации движений тела.

6.Развитие переключаемости внимания.

7.Общая энергетизация тела.

9.Метафорические сказки


3-7


6-7


  1. прослушивание сочиненных психологом сказок, обсуждение;
  2. самостоятельное сочинение детьми метафорических сказок

1.Коррекция основных проблем ребенка.

2.Развитие творческого воображения.

3.Развитие эмпатийных чувств

10.Погружение в сказочный сюжет

3-7

Прохождение детьми сценария, разработанного ведущим, который включает этапы:

  1. превращение детей в сказочных персонажей.;
  2. получение задания в качестве просьбы о помощи;
  3. путешествие, борьба, победа;
  4. возвращение;
  5. благодарность.

1.Определение проблематики ребенка.

2.Развитие мотива взаимопомощи и ответственности у ребенка.

3.Развитие произвольной памяти и внимания, развитие воображения.

4.Совершенствование коммуникативных навыков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей ...

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"

         Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей

МесяцТема, программное содержаниеМетодическиеприёмыИспользуемаялитератураСентябрь«Кто что делает?»Цель: учить внимательно рассматривать     картинку и называть изображенные п...

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»

Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...

Коррекционно-развивающая программа на развитие эмоциональной сферы для детей старшего возраста 5-6 лет

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вн...