Духовно-нравственное воспитание
материал (старшая группа) по теме

Купцова Мария Викторовна

Сценарий НОД для старшей группы по Духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskovskiy_gosudarstvennyy_oblastnoy_universitet.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Московский государственный областной университет

Разработка практико-значимого проекта-конспекта непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы на тему:

« Моя семья»

Подготовила:

Купцова Мария Викторовна, воспитатель

Муниципального автономного дошкольного

Образовательного учреждения МАДОУ№ 14

«Пчёлка»  г.Железнодорожный, Московской области

Москва

2012г.

Цель:

  1. Формирование базовой культуры на основе традиционных отечественных и нравственных ценностей.
  2. Знакомство с основными правилами почитания и уважения старших.

Задачи:

  1. 1.Формировать понятие, что значит родители, благодарение, забота, уважение.
  2. 2. Обогатить словарный запас детей понятиями нравственными понятиями духовно-нравственной культуры: добро, зло, послушание, совесть, род, родители, предки, любовь , желание жить по законам Божьим, и т. д.
  3. 3. Высказывать свои суждения о содержании иллюстраций и смысле текстов Христоматий.
  4. 4. Творческое развитие (рисование своей семьи).

Оборудование и материалы:

  1. Музыкальный центр, СД-диск «Добрый мир» ,краски, кисти, альбомные листы, карандаши,  методическое пособие « Добрый мир»,  христоматии  «Добрый мир»  кн.2,3.
  2. картинки «Семья» (ДМ кн.3, стр .25), «Родной дом» (ДМ ,кн.2 стр.5).
  3. подбор песен №31 «Дорога добра»  Энтин, Минков
  1. №41 « Родной дом» Рыжов, Рыбкин
  2. №42 «Песня о маме» автор неизвестен
  3. №43 « Солнечный круг» Ошанин, Островский

Предварительная работа:

  1. Анкетирование родителей,
  2. Наблюдение за взаимоотношениями между детьми и взрослыми,
  3. Знакомство с Детской Библией, со Священной историей,
  4. Рассматривание иллюстраций, заучивание заповедей, пословиц о семье.
  5. Сюжетно-ролевые игры
  6. Прослушивание CD-диска « Добрый мир»
  7. Рисование на темы: семья, дом, мама.

Связь с образовательными областями:

  1. «Познание»,
  2.  «Музыка»,  
  3. «Художественное творчество»,
  4.  « Коммуникация»,
  5. «Социализация»,
  6.  «Физкультура»,
  7. «Чтение художественной литературы».

Папа и мама – два солнца горячих

Они дарят детям уют и тепло

Папа и мама, вы – судьба ребячьи

Если вы дома – в доме светло.

Ход занятия:

Дети под музыку №41 « Родной дом» садятся за столы.

Текст «Мой род» (кн.3 стр.4)

Воспитатель: ребята. Чем похожи слова «род», «родители»? А вы знаете как зовут ваших родителей? .Как зовут ваших бабушек, дедушек? Кем они были, где жили? Хорошо что вы знаете.

Текст  «Наша семья» ( кн.3 ,стр.4-5).

Воспитатель: Сколько в семье человек? Назовите их. Чем занимаются? Как заботится  о семье отец? Как- мать? (хвалю правильные ответы). Какие взаимоотношения существуют между взрослыми и детьми?

Дети отвечают: дружба, уважение, любовь, послушание, смирение

 Давайте послушаем песню о маме ( СD – диск №42.)

Кто на свете всех милее, всех любимей и добрее?

Про неё вам скажут дети

Лучшая она на свете

Кулинар, портниха, дама.

А для нас с братишкой - …( мама).

Как  взрослые заботятся о своих детях? Что  они делают?

Дети отвечают: покупают игрушки, книги, одежду, обувь, еду. Т.е. взрослые заботятся о том, чтобы у детей было всё необходимое .

 А могут ли дети заботиться о взрослых?

 Дети : да, могут: Они любят своих родителей, трудятся, слушаются.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картину « Наша семья» (кн.3, стр.5)

Обсуждение:

Воспитатель:

Видите, никто из детей не лезет вперёд. В доме лежат красивые половички. Ведь раньше все мамы и дочки умели плести. Вязать. А какая красивая одежда на всех? Её тоже делали сами, ткали изо  льна. На картинке видна прялка. На ней делали пряжу. И это тоже умела делать каждая девочка. А вот саму прялку смастерить мог отец или мальчики. Работа с инструментами, пилой была мужской работой. У каждого в семье были свои обязанности. (т.е. делают добрые дела).Ухаживают за младшими детьми, стариками, пекут, ткут, вяжут, слушают родителей.

Какое доброе чувство души  помогает им в этом?

Дети: Послушание, почитание родителей.

Воспитатель: Конечно. Я прочту вам заповедь о почитании:

Слушаясь папу, слушаясь маму

Ты начинаешь дорогу к храму

Заповедь эта – к храму ступень

Нужно ей следовать каждый день.

Дети должны почитать своих родителей, уважать, любить, быть послушными и тогда они будут жить счастливо

Вот какими словами говорится об этом в мудрой книге Библии:

«  ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ- ПОВЕЛЕЛ БОГ »

Это главное правило для вас.  Как вы думаете что значит « ЧТИ»?

 Дети  отвечают.

Правильно. Люби, уважай. Слушайся.

Давайте вспомним кто такие «отец и мать»?

Дети: родители.

А кто дал такое правило жизни для людей?

Дети: Бог.

Конечно. Так какими должны быть дети?

Дети: Добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, честными, уступчивыми, справедливыми.

А какими не должны быть?

Дети: Злыми, непослушными, гордыми, ленивыми, жадными, упрямыми, злыми и т.д.

А как вы думаете как можно отличить добро от зла?

Я вам прочитаю рассказ: «Как Бог научил отличать добро от зла» (кн.2,стр.4-7)

Давайте назовём три главных правила жизни

Дети: Послушание, трудолюбие, любовь.

А с чем сравнивают в рассказе совесть?

Дети: С ярким огоньком.

Как мы можем прислушаться к голосу совести?

Послушайте :

Совесть подсказала:

НЕ спеши, постой, голубчик

Не беги во двор играть

Слышишь: кто-то тебя учит

Все игрушки подбирать,

Вымыть чашку из-под сока

И цветы полить скорей…

Ну, теперь на всё на это

Любо-дорого смотреть!

Папа. Мама приходите,

 Может, суп вам подогреть?

Это совесть научила

Потрудиться малыша.

Мама сына похвалила,

Расцвела её душа.

Чему научила совесть человека?

Дети: Совершать добрые поступки.

Главные правила жизни  добрых детей:

КАК СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ ХОРОШИМ ДЕТЯМ?

Ты должен относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Ты плачешь, когда другие тебя обижают? – НЕ ОБИЖАЙ никого ни словами, ни делами.

Тебе не нравится, когда мешают твоим играм? – НЕ МЕШАЙ и сам другим.

Ты хочешь быть здоровым – ЖЕЛАЙ ЗДОРОВЬЯ и всем людям.

На грубые слова не отвечай, со злыми товарищами не дружи.- НЕ ССОРЬСЯ  ни с кем.

Никого НЕ ОСУЖДАЙ и тебя не будут судить.

ПРИНОСИ ДОБРО другим людям и люди принесут тебе добро и любовь.

А что вы делали в выходные дни со своими родителями?

Ответы детей ( хвалю)

Давайте покажем всем ,что мы делали:

Физкультминутка:

Мы трудились. Не ленились         (шагаем, поднимаем руки)

Из песка дома лепили (показывая какие дома получились)

Их лопатками копали ( наклон ,копаем)

И ладошками ровняли     (гладим, разводим руки в стороны)

Вот и вышел славный дом      (показываем на дом,)

Проживать кто будет в нём?(поднимаем голову вверх)

Мама, папа, брат, сестра  (загибаем пальцы)

Дед да баба – ну и я!

Но и всё-таки  устали (садимся на стульчики)

Утомились – отдыхаем.

Поговорим о том, что значит любить?

Любить – значит радовать.

Как мы можем показать свою любовь родителям?

Дети: Быть послушными, помогать им.

Послушайте ещё один рассказ « Седьмая дочка» текст (кн.3 ,стр.6-7)

Как дочки выразили свою радость?( да,но только словами) Сказали-ли они добрые слова (Да, )

Видели-ли дочки в чём нуждается их мама (Нет, кроме последней)

Как мы благодарим своих родителей? Замечаем-ли мы  когда мама устала? Как мы можем помочь маме?

Давайте поиграем в игру: « Правильном –неправильно!» (кн.3,сто.9):

Убирать за собой одежду – Разбрасывать одежду по всем стульям.

Мыть свою тарелку – оставлять после еды свою грязную посуду на столе.

Чистить зубы – ходить грязнулей.

Прибирать кровать – оставлять кровать неприбранной.

Замечать, когда папа и мама устали – Не замечать, когда мама и папа устали.

Послушаем и споём песню « Солнечный круг» №43

Что такое послушание? ( Ответы детей)

Послушание – умение  слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не принимает советов старших, делает всё по-своему. (помочь детям понять различия между словами « слышать и слушать»)

Заповедь о послушании

Послушанье – дело Божье

Стать послушным каждый может.

Слушай старших, отца и мать –

Бог даст тебе благодать!

И под конец нашего занятия давайте порадуем своих родных рисунками. Нарисуем всю свою семью.

Фоном включить песню  №31 « Дорогой добра»

Анализируем рисунки с применением поговорок:

  1. Кто родителей почитает –тот вовек не погибает
  2. Почитай старых – сам будешь стар
  3. Как бог до людей – так отец до детей
  4. Дитя хоть криво –а матери мило
  5. Береги отца и мать, других не сышешь

Рефлексия:

  1. О чём мы сегодня говорили?

(послушание ,смирении, любви, доброте, уважении к старшим)

  1. С какими рассказами познакомились?( ответы детей)
  2. Как вы поняли смысл рассказа? ( Непослушание – беда, зло. Раскаяние – прощение ,добро ,любовь .)
  3. Как дети должны относится к своим родителям?(дети должны уважать своих родителей , любить, быть послушными, и тогда они будут жить счастливо)
  4.  Кто дал это правило жизни?(Бог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...