Главные вкладки

    Материал (средняя группа) по теме:
    Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

    Фахриева Танзиля Сабировна

    Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    тема самообразования13.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет

    Цель: формировать осознанно - правильное отношение к природе в процессе наблюдений на прогулках за живой и неживой природой

    Задачи: 

    1. учить понимать смысл и использовать в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое», устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе;
    2. продолжать знакомить с изменениями внешнего вида растений и животных в зависимости от времени года;
    3. обогащать представления о многообразии животного и растительного мира, формировать знания о приспособленности растений и животных к среде обитания;
    4. расширять представления  о многообразии природных явлений, учить называть явления природы: снегопад, листопад, радуга и др.,
    5. продолжать формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе;
    6. учить отличать по внешнему виду и издаваемым звукам 3-5 видов насекомых, 3-4 вида птиц, 1-2 пресмыкающихся, 10-15 видов зверей, выделять особенности их внешнего вида и движений;
    7. формировать представления о наличии на Земле гор, рек, морей, океанов;
    8. упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям.
    9. развивать желание любоваться природой и беречь ее
    10. воспитывать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность и желание общаться с природой.

    Ожидаемый результат:

    воспитанник, проявляющий интерес к явлениям, объектам живой и неживой природы, имеющий экологические представления, эмоционально воспринимающий объекты живой природы

    педагог, умеющий создать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой на прогулках

    Формы работы:

    наблюдения на ежедневных прогулках, целевые прогулки, экскурсии

    Перспективный план работы с детьми

    Сроки

    Тема

    Цель

    Сентябрь

    -Наблюдение за цветником



    -  «Какие они, цветущие растения?»

    -Наблюдение за любимой веточкой  березы


    - Наблюдение за сезонными изменениями в природе

    -Уточнить предс-я о том, что цветы живые, они растут и изменяются, с наступлением осени увядают, образуются семена

    -расширять представления о частях растений и их функциях,  закреплять представления о благоприятных условиях для роста растений.-


    - Прод-ть знакомить с хар-ми особенностями березы; вос-ть желание любоваться красотой дерева, бережное отношение

    -Учить различать и хар-ть приметы ранней осени; форм-ть пред-я об измен-ях в природе; вос-ть познавт. интерес к природе

    Октябрь

    -«Соберем семена садовых цветов»

    -Наблюдение за вороной


    -Наблюдение за осенним дождем


    -Наблюдение за любимой веточкой березы


    -Наблюдение за отлетом птиц

    -Познакомить детей с «детками» цветущих садовых растений.

    -Расширять знания о птицах, воспит. любознательность, интерес к жизни птиц, за-ботливое отношение к ним

    -Продолж. знакомить с явлениями неживой природы; познакомить с таким явлением, как испарение воды; вос-ть эстет. чувство восприятия природы

    -Отметить, какие изменения произошли с березой; продолжать развивать интерес к длительным наблюдениям

    -Расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью с наступлением холодов; вос-ть любовь и заботу о птицах

    Ноябрь

    - Экскурсия в парк «Осенние заботы животных и птиц»




    -Наблюдение за первым выпавшим снегом



    -Наблюдение за сорокой

    - расширять знания детей о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе;

    -Расширять знания об осадках, о явлениях неживой природы; уточнить знания о свойствах снега; вос-ть любовь к природе

    -Уточнить представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках

    Декабрь

    -Целевая прогулка по территории  д/сада


    -Установление кормушки для птиц


    -Наблюдение за снегопадом



    -Наблюдение за любимой веточкой березы

    -Формировать умение самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в неживой  природе зимой; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе

    -Побуждать желание ухаживать за зимующими птицами, расширять знания о жизни птиц зимой, об их питании

    - Учить наблюдать за сезонным явлением- снегопадом, подмечать его особенности; продолжать знакомить со свойствами снега, устанавливать зависимость свойства снега от температуры

    -Отметить, что ветка березы зимой служит для птиц пристанищем, т.к. на ней расположена кормушка, обратить внимание на иней на деревьях

    Январь

    -Опыт: Вода превращается в лед


    -Наблюдение за деревьями зимой

    -Целевая прогулка в парк «Следы птиц зимой»

    -Показать превращение воды в лед и обратный процесс; закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха

    -Уточнить знания о жизни растений зимой, воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам

    -Расширять знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; закрепить умение распознавать птиц по следам, по способам передвижения, издаваемым звукам; вос-ть заботливое отношение и интерес к птицам

    Февраль

    -Наблюдение за ветром


    -Прогулка в зимний сквер


    -Наблюдение за птицами на кормушке

    -Расширять знания о том, что ветер- это явление неживой природы; учить определять наличие и направление ветра; отметить , что в феврале частые ветра

    -Закрепить представления о том, что у каждого времени года свои особенности; фор-ть представ. О том, что дикие жив-е приспосабливаются к изменениям погодных условий

    -Фор-ть желание наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке, за их повадками, поведением, заботиться о них. Узнавать их, называть части тела, чем питаются

    Март

    -Наблюдение за снежинками (с использованием лупы и черного картона)

    -Опыт: растения зимой живые (наблюдение за любимой веточкой)


    -Наблюдение за воробьями




    -Рассмотреть снежинки, уточнить, что они имеют разную форму; закрепить знания о снежинке, ее свойствах

    -Закрепить представления о том, что растения зимой живые на примере проращивания срезанных веток березы. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев

    -Отметить , что воробьи собираются в стаи, громче чирикают, гомон птиц становится слышнее, они чувствуют весну;  воспитывать интерес, любовь к природе

    Апрель

    -Целевая прогулка по территории д/сада



    -Наблюдение за голубями



    -Наблюдение за почками тополя


    -Наблюдение за солнцем

    -Учить видеть в природе и называть изменения, происходящие в природе с изменением времени года(стало теплее, тает снег, день стал длиннее); фор-ть умение сам-но выделять первые признаки весны в неживой природе; умение любоваться природой

    -Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособления их к среде обитания; фор-ть реальные пред-я о жизни птиц

    -Продолжать знакомство с деревьями на участке; фор-ть представление о том, что почка- домик для листочка

    -Отметить, что солнце не только светит, но и греет, обратить внимание, что солнце сквозь ветки проникает медленнее, поэтому под деревьями снега больше

    Май

    -Наблюдение за любимой веточкой березы


    -Наблюдение за одуванчиками , мать-и-маче-хой


    -Наблюдение за насекомыми



    -Экскурсия в весенний парк

    -Отметить, что все растения, в том числе и береза готовятся к пробуждению от сна (Набухают почки, кора темнеет), уточнить их форму и размер

    -Отметить, что мать-и-мачеха- первое растение, которое появляется весной, а затем- одуванчик, эти раст-я появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва

    -Закрепить знания о насекомых; отметить, что с повышением температуры выползают первые насекомые, понаблюдать за их движением, закрепить знания о строении насекомых

    -Закрепить знания о весенних изменениях в неживой и живой природе; развивать умение сравнивать разные периоды весны; вос-ть радостное, эмоциональное, заботливое отношение к пробуждающейся природе

    Перспективный план работы с родителями

    Сентябрь

     Анкетирование «Что значит «Осознанное отношение к природе»

     Консультация «Правильное отношение детей к природе начинается в семье»

    Октябрь

     Консультация    «Краски осени златой»  

     Изготовление кормушки для птиц

    Ноябрь

     Консультация   «Как воспитывать у детей интерес к  таинственному миру растений?»

    Декабрь

    - Консультация    «Если в доме завелся зверек»            Оформление фотоальбома    «Мой домашний питомец»

    Январь

    Выставка детской худ. литературы  «Все о природе»  Консультация  «Купи мне жабу»

    Февраль

    Совместная работа родителей с детьми   «Все о березе»   (стихи, рисунки, сказки, рассказы)  

    Март

    Консультация «Наблюдения с детьми во время прогулок»

    Апрель

    Консультация  «Если у вас есть комнатные растения…»

    Май

    Конкурс  на лучшую поделку из природного материала   «Вода всему живому нужна»

    Литература:

    1) Веретенникова С. А.  Ознакомление дошкольников с природой. Москва,  Просвещение ,- 1993. – 158с.

    2) Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология  экологического образования детей старшей группы ДОУ.- «Центр Проблем Детства»,2002.-192с.

    3) Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического  образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80с.

    4) Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989. – 144с.

    5) Николаева С.Н. Юный эколог. –М., 1999.

    6) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика.-М. : Просвещение, 2005- 144 с.

    7) Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. –М.: Изд.Дом «Карапуз»,2001. – 432 с.

    1. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей д/с под ред. Саморуковой П. Т. -       М.: Просвещение, 1983. - 207 с.  
    2. Лучич М. В. Детям о природе: - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

           10) Газина О.М., Фокина В.Г. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ. //Управление ДОУ. – 2005. – 2.С.67 – 98.

    Фактический результат:

    дети понимают смысл и используют в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое», «растение», «животное» Устанавливают простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе, между погодой и состоянием животных и растений. Без труда распределяют представителей животного мира по видам, аргументируют свой выбор. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных и растений, многие научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражают доброжелательность по отношению к ним. Называют  разные виды  растений, условия для их жизни роста и развития. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними, правильно называют отличительные характеристики объектов неживой природы. Рассказывают о том, для чего люди используют объекты неживой природы. Без особого труда называют детенышей животных основных классов, аргументируют свой выбор. Большинство детей знают особенности поведения, среду обитания, чем питаются. К сожалению, есть еще дети, которые с некоторой неприязнью относятся к животным класса насекомых, пресмыкающихся, не умеют сопереживать, не проявляют интерес в наблюдениях за растениями и животными.

    Поэтому, дальнейшую свою работу планирую продолжить по теме «Формирование осознанного отношения к природе в процессе наблюдений за живыми объектами»