Занятие по этическому воспитанию "В стране Вежливых Наук"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Лепехина Галина Александровна

Задачи:

  • Расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
  • Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.
  • Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке и соотносить их с действительностью.
  • Воспитывать культуру общения: умение вежливо разговаривать со взрослыми, друг с другом, вежливо обращаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket._v_strane_vezhlivyh_nauk.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК


Цель: закрепление и расширение полученных детьми моральных представлений.

Задачи:

  1. Расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
  2. Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.
  3. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке и соотносить их с действительностью.
  4. Воспитывать культуру общения: умение вежливо разговаривать со взрослыми, друг с другом, вежливо обращаться.

Необходимое оборудование:

  1. Мультимедейный проект.
  2. Музыкальное сопровождение.
  3. Осколочки Кристалла Вежливости.
  4. Контурное изображение Кристалла.
  5. Бейджики для детей.
  6. Канат, лента синего цвета, 2-3 маленьких обруча.
  7. Листы с индивидуальными заданиями, карандаши простые по количеству детей.

Участники: воспитанники старших групп детского сада и педагог-психолог.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Демонстрация слайдов о ритуалах приветствия на экране в зале.

        Дети и педагог-психолог входят в зал. Их внимание обращается на экран.

Психолог: здравствуйте дети, посмотрите на экран. Что вы видите?

Предполагаемые ответы детей: мы видим как люди и животные здороваются.

Психолог: а что, по-вашему, значит «здороваться» ? Как можно назвать человека, который здоровается при встрече, прощается при уходе?

Предполагаемые ответы детей: …вежливым, воспитанным, культурным.

Психолог: правильно. «Здороваться» - это значит пожелания здоровья. Это слово, которое употреблялось при  встрече как приветственная фраза. Пожелание здоровья повелось с давних времен и считалось жестом уважения и вежливости.

        Вдруг на экране появляется Гном.

Гном: здравствуйте. Сколько тут детей! А что вы здесь делаете?

Психолог: здравствуйте, меня зовут Галина Александровна – я педагог-психолог, а это дети старшей группы: имена детей. У нас идет занятие. А кто вы такой?

Гном: меня зовут гном Вежа. Я живу в стране Вежливых Наук, эту страну охраняет Кристалл Вежливости. Но злая колдунья разбила его на части, что бы все гномы стали не воспитанным и злыми. Я иду собирать кусочки Кристалла, но чтобы собрать все части Кристалла нужно выполнить задания Злой Колдуньи. Ребята, поможете мне собрать наш Кристалл Вежливости?

Психолог и дети совещаются и соглашаются помочь Гному Веже.

Психолог: уважаемый Гном Вежа мы согласны тебе помочь, а как же мы попадем в Страну Вежливых Наук?

Гном Вежа: у меня есть карта, вот она (на экране появляется карта). Чтобы попасть в Страну нужно пройти по лесной тропинке, перепрыгнуть через ручей, и по кочкам через болото!

Психолог: в путь!

Дети выполняют задание, психолог помогает. /Звучат звуки леса, пение птиц./  Дети проходят по тропинке-канату, перепрыгивают через ручей-ленту, прыгают из обруча в обруч на двух ногах (по кочкам) и возвращаются к экрану).

Психолог: Добрались, теперь мы можем присесть. (дети садятся на ковер). Посмотрим на экран. Первое задание – Лужайка Волшебных слов. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа. Поднять настроение. Я буду начинать говорить предложение, а вы его продолжите:

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день)
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)
  4. Когда нас бранят за шалости, говорим мы.. (прости, пожалуйста)
  5. Мальчик вежливый  и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)
  6. И во Франции и в Дании на прощанье говорят… (До свидания)

Психолог: какие вы все молодцы! Справились! Каждый получает по осколочку Кристалла Вежливости. Отправляемся дальше. Вежа, покажи, куда нам идти?

Гном Вежа появляется на экране рядом с новым заданием.

Психолог: ребята, вам (2-ое задание) нужно определить по картинкам, какие поступки вежливые, воспитанные, а какие нет. Внимание на экран (на экране появляются проблемные ситуации).

Психолог: и с этим заданием справились. Каждый получает по осколочку. Вежа, что нас ждет дальше? Следующее приключение –  (3) Законы Вежливости.

Психолог: мы с вами встречаемся в разное время суток – утром, днем, вечером. Как мы можем поздороваться друг с другом?

Предполагаемые ответы детей: доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Психолог: а теперь представьте, что я позвонила вам по телефону. Как мне начать разговор?

Предполагаемые ответы детей: …

Психолог: (обращаясь к ребёнку) а если номер набран не правильно? Тебе, допустим, говорят так:

  1. Вы ошиблись номером
  2. Вы, к сожалению, набрали не тот номер.
  3. Здесь таких нет.
  4. Смотреть надо, когда набираете.

Какой из ответов самый вежливый, а какой не хотелось бы услышать в ответ? Почему?

Предполагаемые ответы детей: …

Психолог: молодцы! Получайте осколочки. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Вежливо – не вежливо». Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны!

  1. Поздороваться при встрече – вежливо
  2. Толкнуть, не извинившись – не вежливо
  3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь – вежливо
  4. Сказать спасибо и пожалуйста – вежливо
  5. Повернуться к собеседнику спиной –
  6. Нагрубить товарищу, ударить его - …
  7. Сказать ласковое, доброе слово - …
  8. Пожелать доброго пути - …
  9. Не перебивать говорящего - …
  10. Предложить стул гостю - …

Психолог: все дети были вежливы и внимательны. Отправляемся дальше. Нам осталось самое трудное испытание – чтобы чары Злой Колдуньи навеки исчезли вам нужно  (4) найти её тень.

Индивидуальное задание «Тень Колдуньи» для  каждого ребенка. Дети на своих листах находят тень Колдуньи и зачеркивают её.

Психолог: все справились! Чары Злой Колдуньи больше не действуют, получите осколочки Кристалла. Теперь мы можем собрать весь Кристалл. Берите свои осколочки, подходите к кристаллу (контурное изображение кристалла на ватмане) и приклеивайте свои осколочки. (Психолог помогает, если это необходимо).

Гном Вежа: благодарю вас, ребята, вы помогли мне добраться до Страны Вежливых Наук и собрать Кристалл Вежливости. Спасибо вам, огромное. Желаю вам быть добрыми, вежливыми и воспитанными. Я буду без вас скучать! (Появляются на экране Гномы несущие Кристалл. Показ закончен. На экране появляется Замок Страны Вежливых Наук).

Психолог: (вместе с детьми) и мы будем без тебя скучать. Удачи тебе, гном Вежа! Как хорошо говорить друг другу приятные, добрые слова. А теперь, ребята, давайте подойдем к Кристаллу Вежливости и возьмем себе всё самое важное, всё - чему мы научились. (Дети дотрагиваются до Кристалла ладонями и прикладывают руки к груди).

Психолог: что мы возьмем с собой?

Предполагаемые ответы детей: … надо говорить вежливые слова; помогать старшим и т.д.

Психолог: Теперь мы будем возвращаться из Страны Вежливых Наук. В обратное путешествие мы отправимся по кочкам через болото, перепрыгнем через ручей, и по  лесной тропинке вернемся домой!  

Психолог: мы вернулись домой. А теперь давайте и мы будем прощаться.

(Коммуникативная игра «Ручеек нежности» или «Доброе слово»)

Доброе слово. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своём соседе, благодарит его. Условие: говорящий обращается по имени, смотрит в глаза тому, о ком говорит. (Начинает педагог-психолог: спасибо тебе за то, что ты .. хорошо играл; за то, что ты помог мне во время занятия; за то, что хорошо улыбаешься и т.д.)

Ручеёк нежности. Дети встают в две колонны – это берега ручейка. Они нежно гладят «проплывающего» между ними ребенка и говорят приятные слова (например: ты красивый, добрый, ты справился со всеми заданиями, ты смелый и т.д.)

Психолог: всего вам доброго, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: «Путешествие в СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ»

Цель: Способствовать формированию навыков межличностных отношений между детьми и взрослыми....

Сценарий развивающего занятия в старшей группе «Школа вежливых наук» с использованием ИКТ.

Цель: создать условия для формирования у детей навыков культуры общения и поведения....

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Путешествие в страну Вежливых наук".

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Путешествие в страну Вежливых наук"....

"Мальчики и девочки в Стране Вежливых наук"

Организованная деятельность по знакомству с этикетом, направленная на формирование доброжелательные взаимоотношения между мальчиками и девочками...

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....