выступление на 1 областном педагогическом форуме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами программы дополнительного образования "Внесём в свой мир красоту"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Чулкова Елена Викторовна

Данный материал размещен для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc35.5 КБ
Office presentation icon vospitanie_u_starshih_doshkolnikov_lyubvi_k_prirode_cherez.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на 1 Областном  педагогическом форуме «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами программы  дополнительного образования

 «Внесем в свой мир Красоту»

19 апреля 2012г.

воспитатель МДОУ ЦРР-детский сад № 20 «Аленький цветочек» г.Саратова Чулкова Елена Викторовна

Слайд 1. Воспитание у старших дошкольников любви к природе через репродукции картин русских художников

     Слайд 2. Союз искусства и дошкольной педагогики  признан правомерным и актуальным всеми без исключения: и искусствоведами, и педагогами детских садов.  Вместе с тем, воспитатели глубоко понимают и используют в своей работе русскую классическую живопись для воспитания  у дошколят любви к родной природе,  для  формирования умения видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться и чувствовать состояния природы в разное время года.

     Практическое взаимодействие с культурно-выставочным центром «Радуга» расширило наши возможности в экологическом воспитании старших дошкольников. Слайд 3. Работа в режиме  сетевой проектной площадки в рамках регионального эксперимента по программе «Внесем в свой мир Красоту» позволила в более полном объеме реализовывать художественно-эстетическое направление развития дошкольников, как одно из приоритетных направлений деятельности детского сада, интегрировать программу в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

 Слайд 4. Одной из задач развития ДОУ является приобщение дошкольников к мировой художественной культуре, развитие личности дошкольников  на ее лучших образцах. Что же изменилось за этот год в нашей работе?

     Слайд 5. В первую очередь – это материальная база учреждения. Теперь у нас имеются репродукции  русских художников высокого качества и значительного размера для рассматривания и использования  их с ребятами в дальнейшей игровой и познавательной деятельности.

    Слайд 6. Так, репродукции пейзажей И.Шишкина, И.Остроухова, Л.Бродской, Ю.Клевер и других стали основой для дидактической игры «Собери картинку» (т.е. разрезные картинки). В ходе этой игры дети учатся замечать на картине мелкие детали, созданные художником. Слайд 7. Это необычное кружево листвы, или птицы, расположившиеся на дорожке в поисках пищи. Это необычное освещение луной ночного зимнего  неба,  грачи на тонких ветках весеннего дерева, потаённые уголки осеннего леса с чудо-боровиками, необъятные просторы  серо-голубого неба над холмами родной земли. Это не просто слова доклада. Именно такими словами сопровождает воспитатель игры детей, обращая внимание на самое простое, и в то же время необычное для глаза ребенка. Слайд 8. Такому же глубинному пониманию  картин способствует и игра «Найди недостающую часть». Из иллюстрации, выполненной на картоне, вырезаны фрагменты геометрической  формы. Задача дошкольника – найти  место каждому фрагменту. В ходе такой игры перед ребенком встает необходимость очень внимательно рассмотреть  репродукцию, увидеть ее составные части,  мельчайшие детали и ньюансы. Слайд 9. Наши ребята научились удивляться и радоваться красоте пейзажей России, точно выделяют самые красивые с их точки зрения места.

    Слайд 10.  Развитию художественного вкуса и эмоциональному отклику у дошкольников способствует и игра «Подбери оттенок». Детям приходится очень подробно рассматривать репродукции и находить в них предложенные цвета и оттенки. Потом эти же цветные карточки мы выносим на прогулку, где сравниваем картины окружающей природы с изображениями на репродукциях. Слайд 11. За прошедший учебный год ребята научились  не только успешно находить цветовое решение, но и придумывать названия к цветам и оттенкам, например, грязно-зеленый, сизый, переливающийся желтый, огненный, мрачно-голубой и другие.

     Слайд 12. Одной из распространенных дидактических игр является игра «Найди по описанию». Только в качестве объекта игры в данном случае выступают репродукции картин русских художников. Дети подготовительной группы умеют и с удовольствием играют в нее самостоятельно, каждый раз находя все новые детали для составления своего описания.

     Слайд 13. Передаче художественного образа, развитию интереса и любви к природе способствуют игры пластического рисования, когда дети пантомимой передают изображение на картине. Каждый из ребят выбирает для себя волнующий его объект природы, и пытаются передать в движениях качающиеся на ветру ветки деревьев, медведей  на  поваленном дереве, бегущие по небу облака или притаившиеся под кустом грибы. Причем, каждый раз дети находят все новые варианты для своих пластических упражнений. Слайд 14. Эмоциональное состояние картин дошколятам помогают выразить пиктограммы.  В процессе реализации программы дети научились распознавать и называть чувства, вызывающие у них те или иные репродукции.

    Воспитание – процесс многогранный. Его основу составляют действенные формы работы с дошкольниками. Слайд 15. Одной из них стала продуктивная деятельность. Для передачи  понравившегося образа дети выбирают  краски для живописи,  пластилин для пластилинографии,  скотч для рисования скотчем, и другие изобразительные средства. Желание рисовать очень часто возникает у ребят после рассматривания репродукций, организации наблюдений в природе, экскурсий, организованных сотрудниками культурно-выставочного центра «Радуга».

     Огромное значение в деле воспитания любви к природе на основе репродукций картин русских художников Слайд 16. мы придаем лучшим образцам классической детской литературы. К репродукциям воспитателями подобрана библиотека стихов и рассказов о природе русских писателей и поэтов: И.Сурикова, А.Плещеева. К.Паустовского, С.Аксакова, И.Тургенева, И.Бунина и других. Слайд 17.  Причем если в начале учебного года дети учились определять характер изображения  на картине,  находить подходящие по ее содержанию литературные произведения, то в конце учебного года практически все ребята не испытывали в этом затруднений.

     Слайд 18. В ходе экологических наблюдений на прогулке за сезонными изменениями в природе или за состоянием погоды и природными явлениями мы предлагаем детям вспомнить, как русские художники запечатлели красоту природы в разных ее состояниях на своих полотнах. Самые наблюдательные ребята отмечают мелкие, незначительные детали. Многие – рассказывают свои впечатления от увиденных красот природы после выходных дней, проведенных с родителями  за городом. Слайд 19. Очень часто русские художники изображают на картинах березы и ели. На территории детского сада растут эти два дерева, и это обстоятельство помогает воспитателям в организации наблюдений. Кроме того, детский сад находится в территориальной близости от сада «Липки», посещение которого стало доброй традицией наших воспитанников.

    Слайд 20.  Подводя итог первого года работы по  программе «Внесем в свой мир Красоту», можно отметить, что высококачественные репродукции картин русских художников оказали огромное влияние  на развитие личности старших дошкольников, воспитания у них любви и интереса к природе родного края.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и...

Выступление на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изоэкологии»

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображен...

Выступление «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами реализации интермодальных технологий в музыкальной деятельности ДО в условиях введения ФГОС»

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, исполь...

Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...