Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ
материал по теме

Перевалова Наталия Владимировна

Сведения о правильной речи воспитателя детского сада и о личности педагога в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_rechi_vos-lya_dou.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ

 Считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он  выражается, зависит его  успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к  речи педагога, работающего с  детьми  дошкольного возраста.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников  методики  развития  речи  детей  дошкольного  возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию, поэтому говорят то, что слышат.

Дошкольный возраст является сензитивным  периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности  воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Требования к речи воспитателя детского сада

  1. Правильность – соответствие речи языковым нормам.
  2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
  3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
  4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует  формированию произвольности выразительности речи ребенка и более полному осознанию им содержания речи взрослого
  6. Богатство – педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует  расширению словарного запаса ребенка  и помогает  сформировать у него навыки  точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ

  1. качество языкового оформления речи;
  2. ценностно-личностные установки педагога;
  3. коммуникативная компетентность;
  4. четкий отбор информации для создания высказывания;
  5. ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

"Правила поведения и общения  воспитателя в МБДОУ"

Старайтесь:

 Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

     "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

      Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив – это тоже семья.   Укрепляйте мир  нашей семьи  добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

       Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

      Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

      Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

 Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.                                                                        Приходить к детям с плохим настроением.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.    Унижать ребенка.

Наше педагогическое кредо:

Щедрость души, чуткость, доброта, искренняя заинтересованность в успешной судьбе ребенка.

Признание равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта.

Признание права ребенка на индивидуальность.

Всесторонняя диагностика воспитательно-образовательного процесса.

Личностно-ориентированный подход в развитии и воспитании ребенка.

Развитие первоначального успеха каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя".

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении....

Консультации для воспитателей на тему: "Требования к речи воспитателей".

Речь-визитная карточка человека.Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.В данной консультации раскрыты общие требования к речи вос...

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

Статья. Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя.

В «Программе воспитания в детском саду» сказано: «На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Дети дошк...

Консультация для молодого педагога "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в ДОУ. Требования к речи воспитателя"

Консультация обращает внимание на то, что молодой педагог должен следить за своей речью и подавать пример детям. Культурная речь педагога - залог успешности речевого развития детей!...