Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста
материал по теме

Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка№ Г.Волжск РМЭ

Система здоровьесбережения детей

 дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Камалиева Татьяна Алексеевна

2012г.

Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Ведь именно до7 лет человек проходит  огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.  Поэтому здоровьесбережение  является чрезвычайно важной и первостепенной задачей.  Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Для реализации этих задач  в группе созданы условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей: функционирует спортивный уголок, гимнастическая стенка, разнообразная предметно-развивающая среда. В детском саду оборудован физкультурный зал с разнообразным оборудованием, тренажерами. Все это повышает интерес детей к физкультуре , увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

    На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенками.

    Детским педиатром и медицинской сестрой проводится обследование физического здоровья детей. Учитываются индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья. На каждого ребенка составляется листок здоровья.

   В настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового образа жизни и   осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте  мною разработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия:

Организация работы по профилактике здоровья.

Организация работы по профилактике здоровьесбережения детей основывается на принципе построения оздоровительного процесса, предусматривает решение оздоровительных задач в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности воспитанников. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей строится на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.

Формы и методы

Содержание

1

Обеспечение здорового образа жизни

- щадящий адаптационный режим,

- гибкий режим

2

Физические упражнения

- утренняя гимнастика,

- физкультурно-оздоровительные занятия,

- подвижные игры,

- корригирующая гимнастика,

- дыхательная гимнастика,

- спортивные игры.

3

Гигиенические и водные процедуры

- умывание,

- мытьё рук,

- игры с водой (в летний период),

- обеспечение чистоты среды.

4

Световоздушные ванны

- проветривание помещений,

- сон с доступом свежего воздуха,

- прогулки на свежем воздухе,

- обеспечение температурного режима,

- контрастные воздушные ванны

( переход из спальни в игровую).

5

Активный отдых

- развлечения, праздники,

- игры-забавы,

- дни здоровья.

6

Арома, фито и фитонцидотерапия

- витаминный чай,

- фитонцидотерапия.

7

Диетотерапия

- рациональное питание по меню.

8

Свето и цветотерапия

- обеспечение светового режима,

- цветовое и световое сопровождение учебного процесса и среды.

9

Музыкотерапия

- музыкальное сопровождение режимных процессов (сон),

- музыкальное оформление занятий (фон),

- музыкально-театральная деятельность.

10

Аутотренинг и психогимнастика

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,

- игры- тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний,

- коррекция поведения.

11

Спец.закаливание

- самомассаж стоп,

- игровой массаж,

- босоножье, общеукрепляющий массаж,

- дыхательная гимнастика.

                           ДВИГАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

Утренняя гимнастика

                 Ежедневно

2

Физическая культура

А) в зале, Б) на воздухе

3 раза в неделю

А) 2 раза, Б) 1 раз

3

Подвижные игры

2 раза в день

4

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно

5

Спортивные упражнения

2 раза в неделю

6

Спортивные игры

2 раза в неделю

7

«Неболейка»

1 раз в неделю

8

Физкультурные досуги

1 раз в месяц

9

Физкультурные праздники

2 раза в год

10

Дни здоровья

1 раз в месяц

11

Каникулы

2 раза в год

                  ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1

Витаминотерапия

2 раза в год

2

Режимы проветривания

2 раза в день

3

Утренние фильтры

Ежедневно

4

Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, кварцевание, утренние фильтры, работа с родителями)

В неблагоприятные периоды(осень-весна, возникновение инфекции)

                НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

1

Фитотерапия ( полоскание горла корнем женьшеня, фито-чай из плодов шиповника)

2 раза в год курсом в 20 дней (март, ноябрь)

2

Массажные коврики для ног

Ежедневно

3

Фитонцидотерапия (лук, чеснок)

Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания.

4

Музыкотерапия

Использование музыкального сопровождения на занятиях и перед сном.

5

Таблица для глаз

Ежедневно

6

Дыхательная гимнастика

Ежедневно

                                             ЗАКАЛИВАНИЕ                  

1

Контрастные воздушные ванны

После дневного сна, на физкультурных занятиях.

2

Ходьба босиком, по массажным коврикам

После дневного сна, на занятии, в  физкультурном в зале.

3

Облегчённая одежда детей

В течение дня

4

Мытье рук, лица, шеи прохладной водой

В течение дня

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ  

  1. Утренний приём на свежем воздухе и гимнастика;
  2. Воздушные ванны;
  3. Босоножие  до и после сна:
  4. Солнечные ванны;
  5. Облегчённая одежда;
  6. Прогулки с включением подвижных игровых упражнений;
  7. Гимнастика глаз;
  8. Пальчиковая гимнастика;
  9. Дыхательная гимнастика;
  10. Полоскание зева кипячёной прохладной водой (после приема пищи)
  11. Точечный самомассаж
  12. Фитонцидотерапия (чеснок, лук);
  13. Дибазол профилактика, оксалиновая мазь в течении месяца  1 раз в день;
  14. Витаминотерапия;
  15. Гимнастика после дневного сна;
  16. Настойка шиповника (10.00);
  17. Фитотерапия;
  18. Контрастное обливание ног;
  19. Кварцевание группы.

   СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЁЙ

1

Родительские собрания

3 раза в год

2

Дни открытых дверей

1 раз в год (апрель)

3

Физкультурные досуги, праздники и развлечения

В соответствии с планом образовательной программы.

4

Интерактивное общение

Ежедневно

5

Туристические походы

1 раз в год

6

Индивидуальные беседы, консультации

Ежедневно

Степень включенности родителей

в процесс физическо-оздоровительной деятельности

Планомерно ведётся работа с родителями, а именно:

- повышая педагогическую культуру родителей;

- приобщение к участию в жизни детского сада;

- через поиск и внедрение эффективных форм работы, с целью создания условий эмоционального благополучия детей во взаимодействии: ребёнок-педагог, ребёнок-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель.

Повышая компетентность родителей по вопросам взаимодействия, в начале учебного года проводится родительское собрание, на котором родители знакомятся с задачами воспитания и обучения детей. В  «Уголке здоровья» родители помещены консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций, составленные педагогом и специалистами по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников. В апреле с большим успехом проходят Дни открытых дверей. На протяжении целой недели родители могут увидеть привычную деятельность их ребёнка в детском саду: утреннюю гимнастику, дежурство по группе, образовательную деятельность, игры и т.д. Отзывы  родителей о деятельности педагога только положительные.

Система и содержание оздоровительной деятельности

Педагоги

Воспитанники

- консультации ;                                - совместные физкультурно- спортивные мероприятия;                                            - оздоровительно-развивающие

  игры;

                                                                             

- физкультурные занятия;

- кружковая работа     - дыхательная гимнастика;                                                                         - массаж;                                                                   - досуги, праздники и развлечения                      

Важным составляющим звеном в совместной деятельности педагога и детей являются физкультурно-оздоровительные занятия, как ведущий элемент по выработке и  здоровому образу жизни.  В  группе практикуются следующие варианты занятий:

  1. образно – игровые;
  2. сюжетно – игровые;
  3. предметно – образные;
  4. круговые тренировки;
  5. эстафеты и соревнования;
  6. по интересам;
  7. контрольные;
  8. тематические;
  9. физкультурно – познавательные.

Физкульрурно – познавательные занятия это оригинальная форма работы с детьми, целью которой является передача педагогом ребёнку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о строении тела человека и о пользе здоровья, воспитание интереса к самостоятельной двигательной деятельности.

Интересной формой физкультурно – оздоровительной работы является ритмическая гимнастика – разновидность утренней зарядки, которая даёт детям бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. Ритмическая гимнастика всегда сопровождается музыкой из любимых кинофильмов, мультфильмов, музыкой в стиле «диско», поп-музыкой, народной. В состав утренней гимнастики входят:

  1.  упражнения для рук плечевого пояса;
  2. Упражнения для мышц шеи и туловища;
  3. Упражнения для ног и мышц тела.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. В совместную деятельность детей и педагога включены различные оздоровительно – развивающие игры, которые используются для укрепления двигательных навыков, укрепления и развития внутренних органов, воспитания физических и морально – волевых качеств, развития интеллектуальных качеств, психического и психологического здоровья.

Для более эффективного решения задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей, с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках включаю комплексы дыхательной гимнастики. Первоначально дети знакомятся с изображением строения внутренних органов человека: лёгкие, носоглотка, гортань. Используя элементы валеологии, дети познают строение внутренних органов человека, их значение для жизнедеятельности и здоровья, изучают способы сохранения здоровья. Изучив методики  дыхательной гимнастики (А. А.Сметанкина, А.Н.Стрельниковой) использую элементы в течение всего дня с детьми в разных видах деятельности ( во время проведения динамических пауз, на массажных ковриках, на прогулке, во время гимнастики после сна).

Деятельность наших органов регулируется нервной системой. Осуществляется эта регуляция через мышечное движение – проведение массажа биологически активных точек. Большое внимание в своей оздоровительной работе уделяю различным видам массажа. Проведение самомассажа используется с целью активизации восприятия, мышечной чувствительности, умение управлять мимикой, предотвращения простудных заболеваний, повышения сопротивляемости организма, психомоторное раскрепощение. Применяя приём самомассажа, дети имеют возможность использовать такие приёмы в повседневной жизни (при пробуждении, при проявлениях первых признаков простудных заболеваний, для улучшения эмоционального состояния). Работая в данном направлении, пополняется практический материал, оборудование и пособия: массажные дорожки и коврики, массажеры для профилактики плоскостопия и снятия напряжения, различного вида ёмкости (наполненные песком, солью) для физических упражнений, ребристая доска, массажные мячи разных размеров, таблица для глаз и многое другое.

Дети обучены и свободно используют:

  1. массаж рук;
  2. массаж ушек;
  3. массаж головы;
  4. массаж ног;
  5. массаж лица;
  6. упражнения для разных мышц тела;
  7. упражнения для глаз.

Самыми яркими и незабываемыми событиями, доставляющими радость детям, являются совместные физкультурные праздники и досуги.                                                                  При реализации преемственности всех звеньев физкультурно-оздоровительной работы, совместной целенаправленной деятельности (педагогов, родителей, медиков) обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Лечебно-профилактическая работа

Для реализации решения лечебно-профилактической работы развивающая среда группы, ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечена всем необходимым материально техническим оснащением по оздоровительной работе с детьми:

  1. спортивный зал (гимнастические стенки, мячи, различные тренажеры и т.п.)
  2. физкультурный уголок (массажные мячи, гантели, скакалки, обручи , дорожки и т.д.)
  3. медицинский кабинет (кварцевые лампы, весы, ростомер, медикаменты и т. Д.)
  4. стадион (беговые дорожки, прыжковая  яма, гимнастическое оборудование и др.)

Организация  оптимального режима и рационального питания

В детском саду составлен гибкий режим деятельности, разработана вариативная сетка занятий, учитывающая возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в группе. Двигательная деятельность построена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, режимных моментов и времени года.                                    В детском саду осуществляется сбалансированное трёхразовое питание в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями детей, с СанПиНом 2.4.1.1249-03. В меню  представлены разнообразные блюда, соки и фрукты.

Вывод:

  1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности нашей группы, где  успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепление иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
  2. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, самомассажем и другими здоровьесберегающими технологиями.
  3. Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....

Пальчиковая гимнастика как элемент системы здоровьесбережения детей дошкольного возраста

В данном выступлении содержится материал об элементе здоровьесберегающей технологии - пальчиковой гимнастике....

Система здоровьесбережения детей раннего возраста (группа "Ладушки")

Система здоровьесбережения детей раннего возраста....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...