Картотека нравственно-этических бесед
материал (старшая группа) на тему

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Предметом беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskie_besedy.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема «Будь всегда вежливым»

Программное содержание:

  1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения.
  2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.
  3. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Оборудование:

- Предварительное чтение художественных произведений В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово».

- Подобрать картинки с положительными и отрицательными поступками детей.

Ход беседы:

Воспитатель, обращаясь к детям говорит:

- Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)

- Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.

1 поступок: Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:

   - дети помогают ему встать;

   - дети забинтовывают мальчику ногу;

   - дети продолжают игру, не обращая внимания на упавшего;

   - дети смеются над плачущим от боли мальчиком.

2 поступок: Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:

   - девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;

   - девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;

   - девочка проходит мимо;

   - бабушка сама поднимает упавшую трость.

3 поступок: Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:

   - мальчик успокаивает девочку, угощает конфетой;

   - мальчик берет девочку за руку, узнает, где она живет и отводит домой;

   - мальчик смеется над плачущей девочкой, дразнит ее.

Воспитатель хвалит детей:

- Молодцы, ребята, справились с ситуациями. Скажите, а как можно объяснить следующие пословицы:

     - Не рой другому яму- сам в нее попадешь.

     - Кто свой гнев одолевает- тот крепче бывает.

     - Добро творить- себя веселить.

     - Друга ищи- а найдешь береги.

Игра «Придумай сказку»

- Ребята, сейчас, я вам раздам серию картинок, а вы должны придумать сказку по этим картинкам про вежливых детей.

 После прослушивания сказок, спрашиваю у детей:

- Ребята, какие правила вы усвоили сегодня? Как нужно поступить, чтобы быть вежливым, воспитанным человеком?

Тема: «Правила поведения в игре»

Программное содержание:

  1. закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх.
  2. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре.

Подготовка к беседе:

- изготовление костюма феи

- изготовление волшебных очков

Ход беседы:

Вхожу в группу в костюме Феи. Здороваюсь с детьми. Представляюсь.

- Ой, ребята, куда я попала? (в старшую группу «Пчелка»)

- Значит, я прилетела по правильному адресу. А к вам меня отправила волшебница, которая хочет узнать, какие сейчас дети ходят в детский сад: плохие или хорошие, вежливые или грубые, умеют ли играть друг с другом. Готовы поиграть со мной?

Дети: Да!

        Игра «Волшебные очки»

Цель: Снятие негатива в общении со сверстниками

Описание игры: Фея показывает детям очки и говорит:

- Ребята, я хочу показать вам волшебные очки, которые передала мне волшебница для вас. Тот, кто надевает эти очки, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет в себе. Вот я сейчас их одену: «Ой, какие вы все веселые и красивые! Давайте, сейчас каждый из вас попробует одеть из и сказать дуг другу, что же он увидел.

(Дети по очереди надевают очки и говорят друг другу приятные слова)

-Молодцы ребята. В этой игре я увидела, что вы умеете дружить друг с другом. А сейчас я расскажу вам случай, который произошел в другом детском саду. Послушайте.

«Дети играли в теплоход. Ребята проплыли уже весь мир и стали возвращаться из дальнего плаванья, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Андрей стал разбрасывать Кубики, из которых был построен теплоход.

- Андрей, нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море и все можем утонуть, - говорили дети.

- А мне какое дело. Хочу и ломаю, - услышали они в ответ и увидели, что теперь их товарищ отнял рацию у радиста и смеясь отбежал в сторону.

- Матрос, займите свое место! Подходи к берегу. Приготовьтесь набросить канат, - сказал капитан.

- Сам набрасывай, - послышалось в ответ.

- Ребята, что можно сказать о поведении Андрея в игре?

- Какие некрасивые поступки он совершил?

- А у вас есть такие дети, как Андрей?

- Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как поступали?

- Ребята, давайте сейчас встанем в круг и кидая друг другу мяч, назовем правила, которые нужно соблюдать в игре. Я начинаю. Кидаю мяч ребенку и говорю:

- В игре надо соблюдать все правила

- Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры

- Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены.

- Всегда относятся к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

В заключении беседы говорю детям:

- Ребята, мне пора возвращаться к волшебнице и рассказать, что дети в группе «Пчелка» вежливые, хорошие, умеете играть друг с другом, знаете много правил в игре и будет очень хорошо, если вы будете всегда о них помнить и соблюдать их. А на память о своей встречи с вами я подарю вам волшебные очки, которые помогут вам быть друг с другом вежливыми, дружными и общительными. До свидания!

Тема: « Правила поведения детей в труде»

Программное содержание:

  1. Закрепить и обобщать детей о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде.
  2. развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников.
  3. воспитывать положительное отношение к труду.

Подготовка к беседе:

- подготовка куклы Незнайки к занятию.

Ход беседы:

Прихожу к детям вместе с Незнайкой.

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде детей, о том, как вести себя в труде. Незнайка будет помогать вам. Согласны? Читаю стихотворение:

                  Портниха.                                            Переплетчица.

Целый день сегодня шью.                              Заболела

Я одела всю семью.                                        Эта книжка: изорвал ее братишка.

Погоди немного, кошка.                                Я больную пожалею.

Будет и тебе одежка.                                      Я возьму ее и склею.

-Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?

- можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.

- Ребята, правильно ли сказал Незнайка?

- Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.

- А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?

(Ребята называют рассказы)

- Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?

Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.

Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется)

- Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет)

- Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)

- Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:

   - Помочь Мальвине убирать игрушки.

   - Спросить, нужно ли Мальвине  еще помощь

   - Уважительно относиться к чужому труду

   - Действовать в труде совместно, коллективно.

   - Совместно обсуждать предстоящую деятльность

    - Помогать друг другу советами в труде

- Незнайка, тебе помогли дети?

- Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино  расскажу о правилах поведения. До свидания, ребята!

- Ребята, вот вы и помогли Незнайке. Скажите, а вы поможете своим мамам.

Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.

Так или не так?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:

- И я сегодня маме помогала.

- И я тоже, - ответила Люда, - А что ты делала?

- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

- А я ботинки чистила

- Мамины? – спросила Оля

- Нет, свои

- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – ты же их себе чистила?

- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.

Так или не так?

- Ребята, кто же из детей помогал маме?

- Можно ли Люде сказать такую пословицу?

                                Судят не по словам, а по делам.

 - Ребята, а как вы понимаете пословицы:

                                 Маленькое дело лучше большого безделья.

                                 Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

По окончанию беседы хвалю детей:

- Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: помогли Незнайке освоить правила поведения в труде, а заодно и сами вспомнили. Молодцы!        

Тема: «Правила поведения на занятии»

Программное содержание:

  1. Продолжать расширять  и закреплять полученные раннее знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т.д.
  2. Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки.
  3. Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

- заранее подготовленная исценировка сказки «Урок музыки» с участием детей, разучивание слов, реплик.

- подготовка костюмов Буратино, кота, собаки.

Ход беседы:

Собираю детей и говорю:

- Ребята, сегодня к вам приехали артисты, которые показывают детям театральные представления. Они нам сегодня покажут сказку « Урок музыки», где многие правила поведения нарушены. Смотрите внимательно, потом мы будем обсуждать, какие правила нарушили ребята.

                                            Урок музыки.

                       (По мотивам сказки А. Островского)

Действующие лица (исполняют дети): - Алеша Почемучкин,

                                                                  - собака Чижик,

                                                                  - Буратино,

                                                                  - учитель Кот.

                     (Алеша и Чижик готовятся к уроку)

Чижик: (бормочет)до, ре, ми, фа…

Алеша: Чижик, ты же выучил урок дома, чего шепчешь?

Чижик: Волнуюсь, повторяю.Ав- ав!

Алеша: А я волнуюсь за Буратино. Опять его нет, опять опаздывает и урок не выучил, наверное.

Чижик: Учитель идет!

                                      (Входит кот)

Кот: Здравствуйте!

Алеша и Чижик: Здравствуйте!

Кот: Начнем урок.

Чижик: (тихо)Ой, боюсь, сейчас меня спросят.Ав!

                          (В класс вбегает Буратино и падает)

Буратино: Ой- ой!

Кот: Буратино! Во-первых, ты опоздал на урок, во-вторых, не поздоровался. Выйди и войди снова так, как нужно.

Буратино: (Выходит, входит, спотыкается и падает) Здравствуйте!

Кот: Буратино, ты опять сделал все не так, выйди и вновь войди в класс, а не падай у порога.

Буратино: Ну вот, опять не повезло, попробую снова(уходит, стучится, спокойно открывает дверь) Здравствуйте!

Кот: Садись, Буратино! Урок ответит Алеша Почемучкин.

Алеша: (Поет любую попевку с названием нот) до, ре, ми, фа…

Кот: Хорошо, Алеша, я вижу, ты выучил урок. Ну что ж, Буратино, покажи свои знания.

Буратино: Ой, я кажется что-то забыл! (шепчет друзьям) подсказывайте, я не выучил.

Кот: Ты урок забыл?

Буратино: Да! То есть нет, я выучил.

Кот: Назови ноты по порядку.

Буратино: По чему:

Кот: По порядку! Если ты не готов, садись на место.

Буратино: Нет, нет, Я готов. Сейчас вспомню. До…

Кот: Дальше!

Буратино: (ждет подсказки) ну!

Кот: Дальше!

Буратино: (слышит подсказку) не «ну», а «ре».

Кот: Дальше!

Буратино: Ну! Ре.

Чижик и Алеша: (шепотом) ми, ми…

Буратино: Ми- ми.

Кот: Какая нота?

Буратино: (поет) ми-ми-ми…(слышит подсказку) фасоль.

Кот: Буратино, какая фасоль?

Алеша и Чижик: (шепотом) раздельно фа соль, фа соль.

Буратино: Раздельно фасоль и еще соль.

Кот: Достаточно, Буратино. Как не стыдно не учить урок! Сядь, Буратино, получаешь «плохо».

Буратино: Опять не повезло!(вздыхает)

Кот: Послушаем, что приготовил Чижик.

Чижик: (боится ответить) я пою ноты (поет ноты, робко, тихо).

Кот: Неплохо, Чижик. Ты выучил урок, но излишняя робость тебе помешала, ты пел тихо и неуверенно. Садись, «хорошо».

Алеша: Молодец, Чижик, выучил урок.

Кот: Чтоб изучить науку пения.

Чтоб урок не зря для вас прошел,

Должны набраться вы терпения

И слушать очень хорошо,

Мяу-мяу, и слушать очень хорошо!

Урок закончен, до свидания!

Благодарим ребят за исценировку сказки. Спрашиваю у детей:

- Ребята, какие правила поведения были нарушены на занятии?

Вместе с детьми формулируем правила этикета, которые должны соблюдать будущие ученики:

- Приходить до начала урока!

- Готовиться к уроку до звонка!

- Если не готов к уроку, нужно заранее предупредить учителя до начала урока и выучить его к следующему разу.

- Не опаздывать на урок, а если опоздал- извиниться и попросить разрешение присутствовать на уроке.

- Не подсказывать на уроке, лучше помочь другу выучить урок.

- Помните! Подсказка унижает человека.

- Смело отвечай выученный урок.

В конце беседы хвалю детей за исценированную сказку и за правильно найденные ошибки.

Тема: «Правила поведения по улице»

Программное содержание:

  1. Обобщать и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, на дороге.
  2. развивать внимательность.
  3. воспитывать самостоятельность, умение правильно переходить дорогу.

Подготовка к беседе:

- Подготовка тротуара (вырезанные из плотной бумаги), пешеходный переход, светофор.

- Подготовка игрушек-машин, резиновых кукол.

- Заранее распределение долей между детьми (черепах, собака, ребенок с машинкой, ребенок с мячом)

Ход занятий:

Беседу провожу за большим столом.

Воспитатель: где начало занятия? У пешеходного перехода собрались люди. Все ждут сначала светофора, чтобы перейти улицу. Они стоит на тротуаре.

                              Светофор.

             С площадей и перекрестков

             На меня глядит в упор

             С виду грозный и серьезный

             Очень важный светофор.

             У него глаза цветные,

              Не глаза- а три огня.

             Он по очереди ими

             Сверху смотрит на меня

             Поглядите – кА сейчас

             Загорелся желтый глаз.

- Ребята, можно идти, ехать? Правильно, нет, это сигнал – внимание?

Стоят машины,  пешеходы.

              Светофор мигнул и раз-

              Вдруг открыл зеленый глаз.

- Пешеходом путь открыт!

(Игрушки-пешеходы переходят улицу. Игрушками управляют дети)

- Ребята, переходя дорогу, как бы вы ни спешили, ни торопитесь, не следует бежать, расталкивая прохожих, как будто за нами кто-то гонится.

В этом случае можно сказать, тем кто идет не спеша: «Разрешите пройти?

Постарайтесь не задевать прохожих зонтиком, игрушкой, сумкой.

- Ребята, давайте вспомним  основные правила для пешеходов?

- Идти только по правой стороне тротуара

- Не гулять по мостовой и не переходить проезжую часть улицы на искосок

- Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

- Если встретили знакомую, то для того, чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

(девочка переводит черепаху через дорогу без соблюдения правил)

Воспитатель:   -  Мне, - сказала черепаха,-

                             Неизвестно чувство страха,

                             На сигналы не гляжу :

                             Где хочу- перехожу!

-Ребята, объясните черепахе, почему она не права. (Ребята объясняют)

                             А пока переходила,

                             Под машину угодила.

(мальчик ведет машину и наезжает на черепаху)

                             Искры брызнули из глаз…

                             Хорошо, что панцырь спас!

(ребенок выкатывает маленький мяч на проезжую часть, за мячом «бежит» собачка)

                             Шарик мчится за мячом:

                             -Мне машина не по чем!

(машина объезжает Шарика)

                               Отскочить он не успел

                               И остался чудом цел.

-Ребята, объясните Шарику, какое правило он нарушил?

Дети: Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней!

- Ребята, назовите сигналы светофора. Что они означают? Назовите правила поведения для пешеходов и покажите их действие на игрушках.

- Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, направо.

- Переходить улицу можно в местах, где есть переходная дорожка.

- Не переходить улицу, если по ней движется специальный транспорт.

- Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Правильно – неправильно»

Цель: Развитие внимания, умение находить нарушения правил поведения на улице, на картинках.

Оборудование: Картинки с изображением различных ситуаций на улице.

Описание: Ребята, внимательно рассмотрите картинки, что правильно, что- неправильно.

В заключении спрашиваю у детей:

- Ребята, скажите, станет ли культурный человек громко разговаривать на улице, привлекая внимание, ссорить, бросать шелуху от спичек, бумажки?

-Если вам нужно о чем-то спросить на улице, как вы поступите?

- Ребята, а какие вы знаете правила поведения на тротуаре?

(не толкать прохожих, не мусорить, пропускать прохожих).

-А какие вы знаете правила поведения на проезжей части?

(переходить дорогу только на зеленый цвет, не бегать переходя дорогу, не играть на проезжей части)

В конце беседы хвалю детей.

Тема: « Правила поведения в работе с книгой»

Программное содержание:

  1. Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в работе с книгой.
  2. Развивать внимание
  3. Воспитывать бережное обращение с книгами.

-Подготовка куклы Незнайки

- Подготовка книги с оторванной страничкой

Ход беседы:

Приношу к детям порванную книжку и говорю:

- Ребята, посмотрите, что Незнайка с книгой сделал. Хорошо он поступил?

Дети: Нет!

- А вот и сам Незнайка идет.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как я с книгой интересно играл.

- Ребята, объясните Незнайке, что  так с книгами не обращаются.

(ребята объяснили Незнайке, а воспитатель читает стихотворение):

                                 Знать обязаны детишки,

                                 Что не надо портить книжки:

                                 В них не стоит рисовать

                                 И листочки вырывать!

                                 Все странички в них важны,

                                 Книжки вы беречь должны

                                 А закончили читать-

                                 Книжку надо в шкаф убрать.

                                 Книжек много есть вокруг

                                 Каждая – прекрасный друг.

- Ребята, скажите, а почему с книгой надо обращаться аккуратно и беречь их?

(потому, что мы многое узнаем с книг)

- Давайте с вами почитаем рассказ из книги, которую порвал Незнайка.

(читаю рассказ, но на самом интересном месте останавливаюсь)

- Все ребята, дальше я не смогу вам почитать.

Дети: Почему?

                         Незнайка вырвал здесь страничку.

- А что теперь будет делать?

- Давайте скажем Незнайке, как нужно обращаться с книгами:

- Беречь книги!

- Не рвать книги!

- Не рисовать в книгах!

 -Ухаживать за книгой!

- При работе с книгой, аккуратно перелистывать страницы, не мять их.

- Хранить книги в шкафу или на книжной полке!

- Незнайка, теперь тебе понятно, почему нужно хорошо обращаться с книжками?

- Да! Спасибо, вам ребята за добрые советы. Мне очень стыдно, что я так поступил с книгой. Давайте сейчас я приклею листочек на место и мы дочитаем рассказ.

(Ребята вместе с Незнайкой приклеивают оторванную страничку на место. Воспитатель дочитывает рассказ)

По окончанию беседы, воспитатель говорит:

- Ребята, берегите книги, наших дорогих и верных друзей.

Тема « о культуре поведения»

Программное содержание:

  1. Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям.
  2. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.
  3. Развивать связную речь, интонационно-выразительную речь.

Оборудование: игрушки, медведь.

Ход беседы:

Воспитатель говорит детям:

- Ребята, вы уже столько раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас на урок в школу игрушек.

Воспитатель подходит к игрушкам, берет (по очереди) их в руки и от их имени приветствует детей:

                       - Здравствуйте, доброе утро и т.д.

- Утро в школе игрушек начинается с необычной зарядки, которая называется «Познакомимся». Вы должны подойти к понравившейся игрушке, сказать ей добрые слова, взять на руки и нежно прижать к себе или погладить.

          (Дети знакомятся с игрушками)

- Вот вы и познакомились с игрушками. Игрушки по секрету мне сказали, что они очень вежливые, добрые и внимательные. Много знают нужных волшебных слов. И они хотят проверить знают ли ребята вежливые слова. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.

Воспитатель берет игрушки (по очереди) подходит к какому-либо ребенку и спрашивает: зайчонок (лисенок) хочет узнать…

- Что нужно сказать после обеда? (спасибо)

- К кому обращаются на «Вы»? (ко взрослым)

- Как надо попросить? (пожалуйста)

- Как надо поблагодарить за помощь? (спасибо)

- Что надо сделать, если нечаянно обидел кого-то? (попросить прощение)

- Какие слова говорят утром? (доброе утро)

- Как пригласить к себе в гости? (я буду очень рада увидеть вас..)

- Ребята, сейчас я вас познакомлю с медведем, которому учения в школе даются нелегко.

Медведь: Я все могу- могу плясать,

                 И рисовать, и петь,

                 Могу стоять на голове,

                 До Марса долететь,

                 Могу допрыгнуть до луны,

                 Могу найти алмаз,  

                Могу я даже видеть сны,

                Не закрывая глаз…

                Могу я целый день не врать.

                Могу! Могу! Могу!

                …но не хочу!

- Вам понравился медведь?

- Что можно сказать о нем? Хотите с ним дружить?

- Если бы в нашей группе был такой хвастливый ребенок, говорил: «Я все могу! Я сделаю лучше всех!», то что бы вы ему посоветовали? Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:

                                      Мишка злым сегодня был,

                                      Оттолкнул братишку.

                                      И сестренке нагрубил,

                                      И уткнулся в книжку.

          ( Мишка отворачивается, закрывает морду лапой)

- Как можно назвать такого мишку?

Мишка: Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно сделать?

- Давайте поможем медведю исправиться. Расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым?

 - Совершенно верно. Вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняться за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться друг с другом. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, обязательно попросит прощения.

Мишка: Я понял, что очень плохо быть хвастливым, крикливым, грубым. И вы, ребята, помните об этом всегда. Спасибо вам!

 Тема: «Как одеваться в прохладную погоду»

Программное содержание:

  1. Обобщать и закреплять навыки правильного, последовательного одевания, переодевания.
  2. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.

Оборудование:

- картины с изображением разных времен года; плоскостные куклы, картонные, с комплектом одежды по сезонам; куклу Таню с комплектом различной одежды (платье, брюки, фартук и т.д)

- подготовка костюмов Мальвины, Буратины, Незнайки.

- заготовка карточек зеленого цвета.

Ход беседы:

В группу к детям приходит в гости Мальвина, Буратино и Незнайка. Дети здороваются с гостями. Мальвина говорит:

- Дети, вчера я заходила в среднюю группу и видела как Таня помогала одеваться новому мальчику Алеше. А в группе больше никого не было. Я спросила Алешу, где все ребята. Алеша сказал, что они на музыкальном занятии, а он опаздывает, т.к не умеет переодеваться – дома его всегда одевала бабушка. А вы ребята?                                                                                            

Сами ли вы одеваетесь дома? Умеете ли быстро и аккуратно одеться, если мамы нет дома, а бабушка приболела или занята и не может вам помочь?

(дети отвечают)

- ребята, давайте проверим себя (показывает картинку). Представьте себе: лето, тепло, ласковое солнышко. Как надо одеть кукол в такую погоду? Поставим песочные часы и проверим, сколько времени у вас займет одевание кукол на прогулку. Помогать нам в этом будут наши верные друзья: Мальвина и Буратино, которые за правильность ваших действий будут давать вам карточки зеленого цвета.

    Дети обращаются к картонным куклам с комплектом одежды (у мальчиков – куклы мальчики, а у девочек – девочки). Буратино и Мальвина помогают воспитателю оценивать действия детей, кладут карточки зеленого цвета на стол тому, кто правильно и быстрее других оденет куклу.

   В это время Незнайка подсказывает детям но опять- таки не верно, что делает задание запутанным. После подсчета зеленых карточек победителя, Буратино и Мальвина награждают цветочком.

- Молодцы, ребята. А сейчас представьте холодную, дождливую осень. А как надо одеть кукол в такую погоду?

Воспитатель ставит песочные часы и проверяет длительность одевания кукол. Поочередно обыгрываются все времена года. После чего воспитатель предлагает детям одеть кукол не на прогулку, а в детский сад, в гости.

После, Незнайка обращается к детям:

- Ребята, я тоже хочу поиграть с вами: я все хорошо знаю и умею.

- Сейчас проверим Незнайкины знания, да ребята? (Да!)

- Скажи, Незнайка, какой из этих щеток нужно чистить обувь? (Незнайка показывает на одежную). Вот и не верно. Эта щетка для одежды, и если раз почистишь ею обувь, то потом она будет пачкать одежду. А теперь попробуй одеть куклу Таню для катания на лыжах.

    Незнайка надевает на куклу фартук. Ребята подсказывают Незнайке.

Воспитатель поручает помочь Незнайке одеть правильно куклу, и объяснить в чем его ошибка и почему он одевает  куклу по другому.

После чего Незнайка говорит детям:

- Ребята, теперь я знаю как нужно одеваться в разное время года. Спасибо вам.

Мальвина и Буратино спрашивают у детей:

- Ребята, что вы запомнили сегодня? Что нового помогли узнать Незнайке? Молодцы, теперь мы уверены, что вы сможете одеться без помощи бабушки.

Тема: «Подружись с зубной щеткой»

Программное содержание:

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Формировать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести пониманию их назначения и функции; Познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскания рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней)

Оборудование:

Несколько разных щеток для пол, для волос, для одежды, для посуды, для зубов.

Ход беседы:

В гости приходят Мальвина и Буратино.

М: Здравствуйте ребята! Посмотрите на Буратино. Заходи, заходи по смелее, пусть ребята на посмотрят.

Б: Ребята, Мальвина меня замучила. Учит и учит.

М: А как же тебя, Буратино, не учить! Ты не знаешь элементарного, не знаешь правил личной гигиены. Уважаемый Буратино! Сколько раз вам надо повторять, прежде чем сесть за стол, следует помыть руки!

Б: Ладно, помою руки (Плюёт на руки и растирает их).

М: Затем умыться (не смотрит на Буратино).

Б: Вот смотри, как умываюсь (руками без воды трет лицо)

М: Причесаться.

Б: Это запросто! (Прилизывает руками волосы)

М: И почистить зубы зубной щеткой (Буратино растеряно смотрит по сторонам, находит несколько разных щеток для пол, для волос, для одежды, для посуды, для зубов. Не поймет какая щетка для зубов!)

М: Не волнуйся, Буратино! Ребята сейчас тебе помогут найти зубную щетку. (дети рассказывают о назначении всех щеток, рассказывают и о зубной щетке)

Б: А чистить зубы совсем не обязательно. Это обувь, одежда бывают грязные. А на зубах откуда может быть грязь?

М: Ребята, правильно ли думает Буратино? (нет, нужно чистить 2 раза)

Б: А зачем?

М: Да, придется помочь Буратино понять, для чего необходимо чистить зубы. Садитесь, ребята, по удобнее и посадите рядом Буратино.

- Ребята, сколько зубов у человека?

- Для чего нужны человеку зубы? (чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек не красивый)

- А зубы только у человека есть?

- Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы – самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Давайте постучим зубами. А теперь посмотрите на свои зубы в зеркало: все ли зубы одинаковы? Да, у всех зубы разные. Есть маленькие, широкие, острые, узкие. Посмотрите, спереди 8 острых резцов. За ними 4 крепких клыка. Эти зубы помогают разгрызать пищу. За ними коренные, которые пережевывают пищу.

- Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут, и вырастут постоянные на всю жизнь.

Б: Ой, спасибо, я пошел. Всё про зубы рассказали, я всё знаю.

М: Нет, постой. Ты ведь не знаешь, что зубы надо беречь. А почему разрушаются зубы? (игра с мячом. Полезная для зубов морковь, яблоко, молоко, творог, сметана, масло, кефир. Не полезно – шоколад, конфеты, печенья, леденцы, зефир)

- А как можно помочь зубам? ( чистить, полоскать рот, грызть фрукты и овощи)

- Как часто нужно чистить зубы, почему?

- Значит, лучшие друзья для наших зубов – это зубная щетка зубная паста.

- А у взрослых и детей щетки одинаковы?

- А как вы ухаживаете за зубной щеткой?

М: Буратино, ты запомнил? (Да!) А что, если разболятся зубы? (К стоматологу). Но не жди, пока зубы  заболят, иди к стоматологу, пока зубы здоровы.

Б: Ой, еще и врачи есть, которые зубы лечат?

М: Если зубы лечить вовремя, они никогда не будут болеть. Давайте с вами назовем правила бережного отношения к своим зубам:

- чистить зубы 2 раза в день.

- полоскать зубы после еды

- не есть много сладкого, не грызть твердые предметы

- пользоваться своей зубной щеткой

- посещать стоматолога

М: Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу про вас, про ребят. Стоматолог передал вам привет и пожелал вам здоровье.

Тема: «Мы едем в транспорте»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т.д.
  2. Развивать внимательность, наблюдательность.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, едущих в транспорте.

Оборудование:

- Подготовка сиденьев- стульчиков, билетов.

- Вывеска «касса с билетами»

Ход беседы:

Предлагаю детям поиграть в «поездку в автобусе»:

Вместе с детьми устанавливаю сиденья, прикрепляю «кассу с билетами», говорю детям:

- Ребята, с нами в автобусе еще хотят покататься Незнайка и Буратино. Покатаем их? Но, прежде чем пригласить Буратино и Незнайку, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример:

- Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

-  Подними и вежливо подай обраненый кем-то предмет.

- Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

- Не разговаривай громко в транспорте.

- Не сори в транспорте.

 - Не пачкай сиденье.

После перечисления  правил, предлагаю детям занять места.

- А кто из нас будет водителем?( вызываю ребенка). Теперь в путь. Ваня, подвези нас, пожалуйста, к Незнайке и Буратино.

   Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с Незнайкой. Один из детей уступают место воспитателю. Педагог благодарит ребенка.

   Во время поездки, Незнайка громко разговаривает, требует место у окна; пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки.

Воспитатель говорит детям:

- Ребята, напомните Незнайке, как надо вести себя в автобусе(дети указывают на его ошибки).

- Спасибо, ребята, теперь я знаю, как себя нужно вести.

На очередной остановке в автобус садится Буратино, который поднимает обраненную воспитателем ручку и говорит:

-  Извините, вы уронили. Возьмите пожалуйста.

Воспитатель предлагает сесть Буратино рядом с Незнайкой, чтобы он учился у Буратино вежливости.

После нескольких кругов, водитель объявляет остановку «детский сад».

Воспитатель говорит детям:

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру, а Незнайка  и Буратино посмотрят, какие вы умные.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: закрепить знания детей о том, как надо вести себя правильно всем.

Оборудование: мяч

Описание: Воспитатель говорит детям:

- Сейчас я вам буду кидать мяч и буду про что-то рассказывать, а внимательно слушайте и продолжайте:

  1. Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то (это будет мешать другим людям).
  2. Если ты лезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то (в автобусе будет грязно, и другим пассажирам, детям и взрослым, будет не удобно).
  3. Если ты будешь громко разговаривать и отвлекать водителя от дороги, то (это может плохо закончиться).
  4. Если в автобус зашла бабушка или больной человек, то (нужно уступить место).

- Молодцы, ребята. Теперь я знаю, что в транспорте будете вести себя хорошо и будете другим детям показывать пример для подражания.

( Незнайка и Буратино благодарят детей и прощаются с ними).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека нравственно – этических дидактических игр для старшего возраста.

Сборник нравственно-этичесих дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста в детском саду....

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...

Картотека нравственно-этических бесед для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке собраны нравственно-этические беседы для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека нравственно - этических бесед по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Уроки добра»

Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии, культуре общения, создавать...

Картотека нравственно-этических бесед старший возраст

Нравственно ( этическое ) воспитание - это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных  нравственных качест...

Картотека нравственно этических бесед

Формировать у детей основные правила этики, закрепить представление о вважности  и необходимости использовать " добрые слова" в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их. Для ...

Картотека нравственно-этических бесед для детей 4 - 6 лет

Этическую беседу можно отнести к одному из наиболее эффективных и важных методов формирования нравственных качеств. Ее цель – сформированная личность детей. В процессе применения данного метода ...