КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Рукавишникова Любовь Геннадьевна

Комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на формирование психологической готовности и развитию познавательных процессов детей в период подготовки к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»

Комплекс занятий

по формированию психологической готовности к школьному

обучению и развитию познавательных процессов

                                                     Педагог – психолог: Рукавишникова Л. Г.


Пояснительная записка


  Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Мы живем в 21 веке, и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания  в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешной реализации этой цели проводится комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Предлагаемые коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение. Однако наибольшее внимание уделяется развитию произвольности поведения.  Специалисты отмечают, что развивать произвольность невозможно только в процессе занятий с детьми - она формируется в ходе ежедневного взаимодействия с взрослым.


Реализация данной программы состоит из следующих этапов:


      -    Диагностический (в начале года и в конце года).

      - Консультативный: ознакомление родителей и воспитателей с результатами обследования.

     - Просветительская работа: проведение «Семейной гостиной» для родителей и детей по подготовке к школе; оформление стендов.

    -     Индивидуальная работа.        

    -     Групповые занятия.


Цель: формирование готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе.


Задачи:

- формировать  мотивационную и волевую готовность детей;

- способствовать развитию производительности поведения, эмоций и чувств детей;

- развивать психические качества (мышление, внимание, память, воображение, восприятие);

-  развивать речь, словарный запас, мелкую моторику;

- способствовать развитию навыков общения, установление контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение.



Структура программы

Данная программа предусмотрена для работы с детьми подготовительной к школе группы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объем программы рассчитан 4-5 месяцев. Всего 12 занятий при частоте встреч – 1 раз в неделю. При необходимости некоторые упражнения можно повторять. Продолжительность одного занятия – от 30 до 40 минут.




Комплекс занятий по подготовке детей к школьному обучению

Занятие 1

Оборудование: папка с загадками, магнитофон, диск с веселой музыкой.

I. Организационный момент.

1. Ритуал приветствия: речевка.

Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей.

Расположение участников в кругу, взявшись за руки.

Мы веселые ребята!

Мы ребята дошколята!

Скоро в школу мы пойдем,

Будем знать мы обо всем!

2. Упражнение – разминка: «Теремок» (пальчиковая игра).

На поляне теремок (двумя руками показываем крышу домика)

Дверь закрыта на замок (сомкнули руки в замок)

Из трубы идет дымок (большой палец встречается с каждым пальчиком, образуя колечки)

Вокруг терема забор (растопырили пальцы)

Чтобы не забрался вор (щелчки)

Тук – тук – тук – 2 раза (кулаками по ладони)

Открывайте (широко развели руки в сторону)

Я вам друг! (ладони сомкнули одна поперек другой)

II. Основная часть.

1. Игра «Летает, не летает»

Цель: развитие внимания, представлений об окружающем мире, умения выделять главные признаки предметов.

Дети образуют круг. Педагог называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети должны развести руки в стороны, как крылья, а если называется предмет, который не летает, дошкольники приседают.

 

2. Игра «Отгадай - ка»

Цель: развитие логического мышления, внимания, представлений о школьных принадлежностях.

- Отгадать загадки, связанные со школой, школьными принадлежностями.

3. Игра «Не шевелись».

Цель: совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма.

Дети двигаются под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются. Дети должны замереть на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.

III. Заключительная часть.

Ритуал прощания:

Расположение участников в кругу.

Мы веселые ребята!

Мы ребята – дошколята!

На занятье мы пришли,

Чтобы знания обрести!  

Занятие №2

Оборудование: игрушки (8-9 шт.), цветные фигуры в конвертах для игры «Собери квадрат», альбомы, цветные карандаши.

Структура занятия.

I. Организационный момент.

- ритуал приветствия;

- разминка «Теремок» (см. 1 занятие)

II. Основная часть.

  1. Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, произвольной памяти.

На столе 6-8 игрушек. Детям нужно запомнить их. Затем за ширмой менять местами игрушки, убирать, добавлять новую игрушку.

  1. Упражнение «Собери квадрат»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, коррекция познавательной сферы психики.

- Дети за столом собирают квадраты из нескольких частей (от 3 до 8 частей).

3) Игра «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход  игры - играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с детьми: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, если «воздух» - руки вверх, если «огонь» - вращение руками в локтевых суставах.

Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

4)Нарисовать запомнившиеся игрушки.

III. Заключительная часть.

Итог занятия:

-  чем мы сегодня занимались?

- что понравилось больше всего?

Ритуал прощания: «Речевка» (см. занятие №1).

Занятие 3

Оборудование: маленький мяч - мякиш, магнитофон, музыкальный диск с веселой мелодией.

I. Организационный момент.

1. Ритульный момент – речевка (см. занятие №1).

2. Упражнение – разминка «Яблочко» (мяч – мякиш передавать подбородком, без рук).

Цель: способствовать объединению, сплочению коллектива.

II. Основная часть.

  1. Речевая разминка «На горе Арарат стоит крупный виноград»:

- прочитать хором;

- громко;

- тихо;

- шепотом;

- выделяя голосом слово «Арарат», виноград,

- выделяя голосом звук [р],

- с радостью,

- с грустью,

- спокойно,

- индивидуально с звуком [р].

  1. Игра «Замри».

Цель: развитие внимания и памяти.

- дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжками, хлопками над головой и по бедрам);

- внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

 3. Офтальмотренаж (глазодвигательные упражнения).

Нарисовать двумя руками круг в воздухе, квадрат.

4.Дыхательные упражнения «Лифт»

-  Представить в правой руке игрушку, опустить руки вниз, по счету от 1 до 10 поднимаем игрушку на 10-й этаж.

  1.  Игра «Закончи слово»

Цель: развитие речи, внимание, быстроты реакции, расширение словарного запаса.

Дети стоят полукругом. Педагог поочередно бросает мяч и называет первый слог слова.

Дети заканчивают слово: ма…, ку…, до…, но…, и т.д.

III. Заключительная часть.

а) итог занятия:

- чем мы сегодня занимались?

- что запомнилось?

б ) Ритуальный момент.

Занятие №4

Оборудование: краски, альбомы, магнитофон, диск с релаксационной мелодией, веселой музыкой.

I. Организационный момент

1) Ритуал приветствия (речевка);

2) Вводная часть: упражнение – разминка «Настроение в цвете».

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

- детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги;

- рефлексия по рисункам;

- затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое.

II. Основная часть.

  1. Игра «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе.

Дети делятся на 2 группы.

Педагог: какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

В конце идет обсуждение, поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

  1. Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умения видеть другого.

Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

  1. Игра «Назови соседей»

Цель: развитие математических способностей.

Дети стоят в кругу. Ведущий поочередно бросает им мяч и называет числа от 0 до 10. Дети называют соседей этого числа.

  1. Игра «Запомни свое место».

Цель: совершенствование памяти, создание бодрого настроения.

Дети стоят в кругу или в разных местах зала. Необходимо заполнить свои места. Затем включается веселая музыка и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

  1. Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»

III. Заключительная часть.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуальный момент (речевка).

Занятие №5

Оборудование: геометрические фигуры, листы в клетку, карандаш простой, книга

 С. Коноваленко.

I. Организационный момент.

1. Ритуал приветствия (речевка).

2. Вводная часть: упражнение – разминка «Кто позвал?»

Цель: объединение, раскрепощение участников.

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центре круга и закрывает глаза. Ведущий притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя ведущего. Ведущие должны угадать «Кто назвал его имя?»

II. Основная часть.

  1. Игра «Найди такую же форму»

Цель: закрепление знания геометрических форм, развитие внимания.

Показывается образец определенной формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Предлагается найти в комнате крупные предметы такой же формы.

  1. Игра «Пары слов».

Цель: развитие памяти, слухового восприятия, обучение запоминания по ассоциации.

Детям нужно запомнить второе слово из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.

Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Объясняется, как мне легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

  1. Узорный диктант.

Цель: развитие волевых качеств личности (умение слушать и работать по определенному правилу).

Рисуем по клеточкам собачку (стр. 235, книга «Развитие мышления и памяти у детей с 3-х лет, С. Коноваленко).

4. Физкультминутка «Шалтай – болтай»

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Дети поворачивают туловище вправо – влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы, на слово «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

Показ примера, дети повторяют.

Шалтай – болтай сидел на стене

Шалтай – болтай свалился во сне.

III. Заключительная часть.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуальный момент (речевка).

Занятие №6

Оборудование: альбомы с нарисованными фигурами, цветные карандаши.

I. Организационный момент.

1. Ритуал приветствия (речевка, см. занятие №1).

2. Вводная часть: игра «Ветер дует».

Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.

- ветер дует на того, у кого светлые волосы (все светловолосые объединяются в круг),

- кто любит мороженное,

- кто хочет в школу,

- у кого есть брат или сестра,

- у кого нет друзей,

- кто много плачет, и т.д.

II. Основная часть.

  1. Игра «Назови одним словом»

Цель: развитие логического мышления, умения классифицировать предметы и явления по определенному признаку.

Дети стоят полукругом. Ведущий поочередно бросает мяч и называет слова:

- шкаф, стол, диван …,

- лук, морковь, свекла …,

- роза, ландыш, василек …,

- корова, теленок, овечка …,

- машина, экскаватор, газель …,

- книга, тетрадь, ручка, карандаш, …,

- гармошка, бубен, пианино, …,

- подорожник, щавель, мята, зверобой, …,

- волк, лиса, заяц, медведь, … .

Подобрать обобщающие слова.

  1. Упражнение «Дорисуй фигуру» (по методу Дьяченко, Торренса)

Цель: способствовать развитию воображения, способности создавать оригинальные образы.

Раздать карточки с фигурами, дети должны дорисовать фигуру до картины.

  1. Физкультминутка «Отдых наш физкультминутка».

  1. Игра «Земля, воздух, вода, огонь».

Цель: развитие внимание, представление об окружающем мире, быстроты реакций.

 Дети встают в круг. Ведущий поочередно бросает мяч, говоря: «Вода» («Воздух», Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животного, который ходит по земле (плавает в воде или летает).

При слове «Огонь», ребенок хлопает в ладоши и крутится вокруг себя.

  1. Игра «Путаница»

Цель: развитие навыка совместной деятельности»

Ход: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разминая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разминая руки.

III. Заключительная часть.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал прощания - речевка.

Занятие №7

Оборудование: альбомы с 12 нарисованными  кружочками, цветные карандаши.

I. Организационный момент.

 Ритуал приветствия (речевка, см. занятие №1).

2. Вводная часть: игра «Менялки».

Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.

Дети и педагог сидят в кругу на стульях, педагог – ведущий  один стул убирает и говорит: «Меняются местами те, кто любит шоколад», тот кому места не досталось, становится ведущим и игра продолжается.

II. Основная часть

1.«Задачки в стихах»

Цель: развитие математических способностей, логического мышления.

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок?

Пошла курочка гулять,

Собрала своих цыплят.

Шесть бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Посчитайте – ка, ребята,

Сколько было всех цыплят?

У богатого волчонка

Было кваса два бочонка.

Тут еще один бочонок

Прикатил домой волчонок.

Вместе складывать их стал –

Сколь бочонков насчитал?

Три синицы на кормушке.

Две синицы на кадушке.

Мы умеем прибавлять:

Всех синичек будет … (пять)

Васька – ловкий рыбачок –

Ловит рыбок на крючок.

Трех поймал он на рассвете,

Трех поймал в вечерний час.

Три плюс три – любой ответит

То, что рыбок ….у нас. (шесть)

        

Рано утром у реки

Распустились васильки.

Пять – на левом берегу.

Пять – на правом берегу.

Я цветочки – василечки

Сосчитать легко смогу.

Потому что пять да пять

Будет …. Как не знать?

Белка шишки собирала,

Собирала и считала.

Забиралась на сосну,

Прибавляла к трем – одну.

Было шишек три сначала,

А теперь … стало. (четыре)

2.Упражнение «Дорисуй круги до предмета»

Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики.

В альбомах детей заранее нарисованы 12 кружочков, которые необходимо дорисовать до предмета.

3.Офтальмотренаж «Лабиринт»

4.Динамическая пауза «Буратино»

5.Упражнение «Фигуры Бернштейна»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Предлагается детям за 30 сек. Запомнить фигуры и зарисовать в альбомах, затее произвести самопроверку.

III. Заключительная часть

1.Рефлексия.

2.Ритуальный момент – речевка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению

План коррекционно-развивающей  работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению...

Формирование психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей различных специальностей. Мною разработана и экспериментально проверена система работы, способс...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

Формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в школе в процессе музыкального воспитания

     Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве ...

« Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов старших дошкольников»

Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребѐнок был, как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже, безусловн...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет педагога-психолога

За основу программы следует взять изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основой для успешного овладения школьными з...

Комплекс занятий к формированию психологической готовности к школьному обучению и развитию познавательных интересов дошкольников

Предлагаемые коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, ...