«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду».
статья (младшая группа) по теме

Волчкова Анна Юрьевна

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya_rebenka.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Государственное бюджетное образовательное                              

                                               учреждение  компенсирующего вида ДОУ №724

Статья

По теме: «Как помочь ребенку благополучно                                 пройти адаптационный период в детском саду».                  

                                                               Авторы: Волчкова А.Ю.

                                                        Кибиткина Е.В.        

                                                                                     Лаук Ю.А.

Часть 1

     Для каждого ребенка, который приходит в детский сад, встреча с первыми педагогами  - это, прежде всего, встреча с новыми, особо значимыми для него людьми.  Воспитатель – дошкольник воплощает в себе все, что связано с игрой, первыми занятиями, первыми маленькими успехами и неудачами ребен-ка. Ребенок, впервые переступающий двери детского сада, переживает большой стресс первого, пусть кратковременного, но от этого не менее болезненного расставания с родителями, поэтому период адаптации считается наибо-лее важным в жизни маленького дошкольника.  Первые встречи с детским садом открывают перед ребенком волшебный мир детства, но произойдет это только в том случае, если период адаптации пройдет благополучно. Педагоги должны в каждом маленьком ребенке увидеть уникальную личность, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их настроению, успехам и неудачам.  Для того, чтобы встреча с детским садом  для каж-дого ребенка была маленьким праздником, нужно постараться отойти от опыта авторитарного, императивного общения с детьми, утвердить новый опыт, основанный на идее сопереживания, сотрудничества, принципах личностно – гуманного подхода.  Чтобы осуществить такой подход, педагогу необходимо искать новые способы теплого общения с детьми, веря, что дети хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.  Педагогу необходимо значительно пополнить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать не только других, но и самого себя. Очень глубоко и тонко сказал об этом выдающийся педагог  Ш.А. Амонашвили: «Педагог должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он  возвыситься сам.  Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное.  Он должен взяться за большие цели еще и потому, что он смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту».  Эти замечательные, искренние слова справедливы не только для педагога, преподающего в школе, но и для педагога – дошкольника.

Часть 2

Период адаптации ребёнка с нарушением зрения и здорового ребёнка проходит по тем же закономерностям, но дети с больным зрением более остро переживают этот период. Особенно ярко это проявляется у детей с тяжёлой зрительной патологией. Знакомство с новым пространством, новыми зрительными образами порождают в организации ребёнка стресс, и здесь особенно нужна помощь тифлопедагога и тефлопсихолога. В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребёнка прослеживаются и у детей с недостатками физического развития (в данном случае у детей с нарушением зрения). К ним относятся: определённая последовательность стадий развития психики, наличие сенситивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития психических процессов, ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский). В.И. Лубовский и Ж.И. Шиф показали, что наличие первичных и вторичных дефектов существенно сокращает информацию, получаемую детьми.

      Основы коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, тесно связаны с работой тифлопсихолога и тифлопедагога, понимаю-щих и знающих особенности развития ребёнка с недостатками зрения, подчи-няющиеся как общим возрастным изменениям психики ребёнка, так и влия-нию со стороны патологии зрения. Среди этой патологии детей особенно ве-лики индивидуальные вариации развития, что требует от тифлопедагога, ти-флопсихолога и воспитателей знания психологии индивидуального развития, зависимость развития от условий жизни детей. В связи с этим в работе всех специалистов группы большое место должно занять создание условий для физического и психического здоровья детей на основе осуществления     коррекционной работы. Особое место должно быть отведено эмоциональному благополучию детей в детском саду, а оно в первую очередь зависит от того, как именно прошла адаптация ребёнка в группе. Поэтому в этом важном вопросе необходимо проявлять творчество и искать новые формы работы, которые помогут детям быстро и эффективно адаптироваться к жизни детского сада.

В период адаптации мы наметили для себя осуществление следующих задач:

1.Обеспечить благоприятный микроклимат в группе для каждого ребёнка.

2.Наладить тесное взаимодействие и тёплое отношения с семьёй, где        воспитывается ребёнок.

3.Обозначить зону актуального и зону ближайшего развития для каждого   воспитанника.

4.Выработать единые требования к дисциплине в группе и выработать еди-ные правила проведения режимных моментов.

5.Создать яркую, интересную развивающую среду с учётом индивидуальных особенностей детей.

6.Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в ходе воспита-ния и обучения детей.

7.Организовать совместный труд всех работников группы во главе с психоло-гом  детского сада в одно и то же время (для того, чтобы дети быстрее позна-комились и привыкли ко всем специалистам группы).

      А теперь хотелось бы вспомнить первые дни пребывания наших детей в детском саду.

      Накануне  первого официального дня посещения детского сада дети вмес-те с родителями просили познакомиться со своими будущими педагогами и группой. Мы показали ребятам все помещения группы, показали красивые новые игрушки, рассказали, как весело и интересно будет им посещать детс-кий садик. И вот настал первый день посещения сада. Наша группа была украшена разноцветными воздушными шарами, звучала весёлая музыка из детских песен. В первый день и в первую неделю дети оставались в группе на 2 часа. В последующую  неделю время пребывания детей в саду увеличилось до обеда. Прогулка и дневной сон вводились постепенно по совету психоло-га. Для решения намеченных нами задач адаптационного периода использо-вались различные формы занятий и различные виды деятельности с детьми. Прежде всего, мы часто меняли виды деятельности по причине быстрой уто-мляемости и неусидчивости детей. Мы широко использовали театрализован-ные игры, кукольный театр, настольный театр, театр на фланелеграфе, испо-льзовали игры на развитие мимики и пантомимики, игры на развитие эмоци-онально-волевой сферы. Каждый день мы проводили в различной форме ре-лаксацию, слушали разные виды музыки (весёлую, спокойную). Мы много танцевали с детьми, на свежем воздухе проводили подвижные игры. Посте-пенно дети успокаивались, привыкали, раскрывались перед нами. На заня-тиях по рисованию, лепке мы использовали различные материалы –израиль-ское тесто, солёное тесто, израильские краски для рисования пальчиками. Дети с удовольствием рисовали на крупе, на песке, очень полюбили играть с песком, водой и камушками. В работе с детьми нами широко использовались народные игры, сказки, потешки, шутки. Любимой героиней этих шуток и потешек стала норовистая Коза-Дереза, а любимой сказкой- сказка о Колобке. Знакомство с народным творчеством и народными играми оказывают благоприятное  действие на психику ребёнка, снимают напряжение, нервозность, обогащают положительными впечатлениями душу и ум ребёнка.

     Большое значение мы придавали физическому воспитанию детей. Ежедневно проводили гимнастику на свежем воздухе. Часто во время прогу-лки проводили коррекционные игры и упражнения, используя богатство кра-сок природной среды. На природе мы проводили и театрализованные игры: «Встреча осени и зимы», «Праздник первого снега», «Встреча новогодней ёлки».

     Наши дети очень любят праздновать Дни рождения в группе. Дни рожде-ния проходят в очень тёплой обстановке с использованием различных сказо-чных сюжетов. Дети учатся дружить, доброжелательно относиться к другу, быть внимательными.

      В заключение хотелось бы особенно отметить очень важный момент в нашей работе – все специалисты, работающие в группе, выходили на работу все вместе, в одно время, для того чтобы дети скорей познакомились с нами. Всё это время мы учились друг у друга, обогащали свой педагогический опыт, искали более эффективные приёмы работы с детьми и родителями, ежедневно проводили совещания – пятиминутки, где анализировали прошед-ший рабочий день, свои успехи и неудачи, тут же мы планировали свою деятельность и на следующий день. За это время мы построили дружественные, уважительные отношения с родителями по принципу партнерства. Психолог каждому родителю давал очень интересные рекомендации с учётом личных особенностей детей. Также нами давались и общие рекомендации, касающиеся всех детей на период адаптации.

Таким образом, благодаря  хорошо организованной работе нашего педагоги-ческого коллектива все задачи, поставленные нами на период адаптации, бы-ли успешно выполнены. Наши дети с удовольствием ходят в детский сад и радуют нас своими успехами.

Список используемой литературы:

1.Амонашвили Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса.  (- М.,1990г.)

2.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.                     ( - М.,1968г.)

3.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.             ( - М.,1987г.)

4.Эмоциональное развитие дошкольника (Пособие для воспитателей детского сада под редакцией А.Д.Кошелёвой  Москва «Просвещение» 1985г.)

5.Л.В.Куцакова Летний досуг с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

адаптационный период в детском саду

стендовый материал для родителей...

Проект по адаптации: «Как помочь ребенку благополучнопройти адаптационный период в детском саду»

Для каждого ребенка, который приходит в детский сад, встреча с первыми педагогами  - это, прежде всего, встреча с новыми, особо значимыми для него людьми.  Воспитатель – дошкольник воплощает...

Статья"Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду"

Задачи  в адаптационном периоде.Режимные моменты  в этом периоде....

Адаптация ребенка к новым условиям детского сада (к проекту «Адаптационный период к детскому саду»)

Адаптация -  приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и...

Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...