« Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовательном учреждении»
методическая разработка по теме

« Здоровьеформирующие            технологии

в дошкольном образовательном

учреждении»

( городское методическое объединение воспитателей групп

младшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdoroveformiruyushchie_tehnologii.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 комбинированного вида « Ладушки

Выступление

Тема: « Здоровьеформирующие            технологии

в дошкольном образовательном

учреждении»

( городское методическое объединение воспитателей групп

младшего дошкольного возраста)

Кудрявцева Е.В.                                                                                                               воспитатель

        

                                           

04.04.2012 г.

Современные здоровьеформирующие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно -    развивающей работы:

1.Приобщение детей к физической культуре

2.Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Основные формы организации здоровьеформирующих работ:                            *физкультурные занятия                                                                               *самостоятельная деятельность детей                                                              *подвижные игры                                                                                                     *утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)    *двигательно-оздоровительные  физминутки                                       *гимнастика пробуждения                                                                              *физкультурные досуги, дни здоровья                                                              *спортивные праздники                                                                              *оздоровительные процедуры в водной среде.                                                                              

Существующие здоровьеформирующие образовательные технологии можно объединить в три подгруппы:                                                                                                                    1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления;                                                   2.Психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой  педагога с детьми;                                                                               3.Учебно – воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья.      

 В нашем детском саду широко используются многие здоровьеформирующие технологии. Одной из самых известных и чаще других используемых здоровьеформирующих  технологий во время организационной образовательной деятельности является физминутка. Проводится она с детьми всех возрастных групп в качестве профилактики переутомления.

Длительность физкультминутки составляет от 2 до 5 минут в зависимости от функциональных возможностей воспитанников, но не реже, чем  через 4-7 минут образовательной деятельности.                                                              

Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного  занятия, а также на прогулке, в групповых комнатах. Они бывают малой, средней и высокой степени подвижности  ( ежедневно во всех возрастных группах). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.                                                                                      

Релаксация проводится в любом подходящем помещении детского сада. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность этой технологии. Ею завершаются занятия, связанные  с интенсивной физической нагрузкой,  логоритмика, иногда музыкальные занятия. Для релаксации используется спокойная классическая музыка( Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Пальчиковая гимнастика проводится детьми, начиная с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Планируется пальчиковая гимнастика обычно в утренние и вечерние часы индивидуально, а также она включена в организованную образовательную деятельность по развитию речи.                                                                          

Гимнастику для глаз чаще всего используется во время организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Проводится она с младшего возраста.

Длительность её проведения от трёх до пяти минут. Для проведения гимнастики для глаз необходимо использовать наглядный материал, мультимедийную технику и личный показ.                                                                      

В нашем детском саду широко применяется дыхательная  гимнастика, которая  на ряду с другими здоровьеформирующими технологиями, в основном включена в организованную образовательную деятельность, связанную с такими образовательными областями, как  физическая  культура, здоровье и, а также на других занятиях. Например, во время организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, педагог с детьми отправляется в лес в весенний или зимний   лес  и обязательно используем возможность «подышать свежим воздухом». Важно помнить, что перед началом занятия педагог даёт детям инструкцию о гигиене полости носа, а также необходимо обеспечить ряд санитарно – гигиенических требований. В частности, влажная уборка помещения, тщательное проветривание перед её проведением. Для усиления профилактического эффекта используются аромалампы. В детском саду « Ладушки» пять лет назад была введена гимнастика пробуждения во всех возрастных группах. Она очень нравится детям и педагогам. На первом этапе её проводили медицинские работники детского сада, а затем и воспитатели.

Проводится гимнастика пробуждения в течении   пяти – десяти минут в зависимости от возраста детей. Гимнастика пробуждения завершается оздоровительным бегом  из тёплого в более прохладное помещение. Одеваются дети в тёплом помещении. Также в гимнастику пробуждения включается элементы самомассажа стоп. Здоровьеформирующие задачи также решаются в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на спортивных и оздоровительных досугах. В нашем детском саду это ложится на плечи инструктора по физической культуре, но в тесной связи взаимосвязи с воспитателями и медицинскими работниками.                                                                                                                       Все выше заявленные здоровьеформирующие технологии в детском саду связаны с календарно – тематическим планированием: в каждой теме подобраны физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и другие технологии.                                                                                                            

По возможности занятия по физической культуре связаны с общим тематическим планированием детского сада. Все здоровьеформирующие технологии отражаются в плане работы воспитателя, что является очень удобным  для аттестации педагогов. В конце выступления хочется сказать, что все наши усилия должны быть направлены не только на овладение данных технологий и заполнение соответствующей документации, но главное на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в дошкольных образовательных учреждениях..

Современная система образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. . Сегодня любое дошкольное учрежд...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении.

Здоровьесберегающие  образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении....

Статья "Здоровьеформирующие образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении"

В статье рассказывается о том, что такое здоровьеформирующие образовательные технологии, что является их основной целью, задачами. На какие группы их можно разделить, какие приемы и методы возможно ис...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...