Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма
статья по теме

Катричева Лилия Мирзеюсуфовна

Тема нашей работы: особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей). Одним из направлений деятельности практического психолога является консультирование всех участников педагогического процесса по актуальным для них проблемам. К наименее разработанным проблемам относится консультирование по дошкольному онанизму (мастурбации).
Мы обратилась к данной теме, потому что стали периодически ко мне обращались педагоги с вопросом: «Что делать?». Многие педагоги не знали, как сказать, говорили тихо, не смотрели в глаза, не могли назвать или описать процесс. По процентному соотношению вопросов, тема детской мастурбации вышли на первое место.
Цель – показать особенности психолого-педагогического консультирования  в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).
Задачи работы:
- изучить литературу по теме психолого-педагогического консультирования дошкольного онанизма (мастурбации);
- раскрыть особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема нашей работы: особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей). Одним из направлений деятельности практического психолога является консультирование всех участников педагогического процесса по актуальным для них проблемам. К наименее разработанным проблемам относится консультирование по дошкольному онанизму (мастурбации).

Мы обратилась к данной теме, потому что стали периодически ко мне обращались педагоги с вопросом: «Что делать?». Многие педагоги не знали, как сказать, говорили тихо, не смотрели в глаза, не могли назвать или описать процесс. По процентному соотношению вопросов, тема детской мастурбации вышли на первое место.

Цель – показать особенности психолого-педагогического консультирования  в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).

Задачи работы:

- изучить литературу по теме психолого-педагогического консультирования дошкольного онанизма (мастурбации);

- раскрыть особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).

Гипотеза нашей работы: комплексная работа педагога-психолога с педагогами, родителями и детьми обеспечивает профилактику мастурбации (онанизма) дошкольников, предотвращает закрепление негативной реакции у них и уменьшает количество детей с мастурбацией.

Практическая значимость работы в том, что предполагаемое содержание может быть использовано педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений в работе в ДОУ по данной проблеме.

В приказе № 57 Об утверждении «Положения о службе практической психологии в системе образования Ростовской области» от 4.02.2011 в приложении одним из основных направлений деятельности Службы является психологическое консультирование всех участников образовательного процесса.

В психологическом словаре О.А. Карабанова считает, что психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии — задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции».

Психолого-педагогическое консультирование осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:

1) этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);

2) этап комплексного психологического обследования;

3) аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариантного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);

4) этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);

5) этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.

В приказе 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога» от 12.11.2007 одной из приоритетных задач педагога-психолога ДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника.

Энциклопедический словарь дает следующее определение онанизму – «(от имени библейского персонажа Онана) (мастурбация) - искусственное (вне полового акта) раздражение половых органов для достижения оргазма».

В детском возрасте не может быть оргазма, тем более эякуляции, как это понимается во взрослой сексуальной сфере. Ребенок манипулирует со своим телом, его членами, исследуя свое физическое «Я» и знакомясь при этом с самыми разными ощущениями. Прежде всего это ситуация эмоционального дискомфорта — скуки, заброшенности, одиночества, ущемления взрослыми достоинства ребенка. Другая причина — эмоциональное неблагополучие в семье. Во всех случаях онанизм выступает как форма успокаивающей самостимуляции. Причиной онанизма могут быть и медико-гигиенические причины.

На основе анализа литературы была разработана система работы педагога-психолога в ДОУ с проблемой детского онанизма.

Цель данной системы - обеспечить профилактику мастурбации (онанизма) дошкольников, предотвратить закрепление негативной реакции у них и уменьшить количество детей с мастурбацией.

Этапы работы:

с педагогами:

- исследование представлений педагогов по проблеме детской мастурбации;

- выявление детей с проблемой детского онанизма;

- информирование педагогов по проблеме детской мастурбации;

- обучение педагогов правилам реагирования на детскую мастурбацию;

- развитие навыков общения с родителями по теме детского онанизма.

с родителями:

- информирование родителей по проблеме детского онанизма;

- информирование родителей правилам реагирования на детскую мастурбацию;

- диагностика и коррекция детско-родительских отношений у родителей детей с мастурбацией.

с детьми:

- индивидуальная коррекционная работа детей с проблемой онанизмом.

Методы работы: анкетирование, беседа, мини-лекции, консультирование групповое и индивидуальное, семинар, практикум, игра и рисование.

Эффективнее начать работать по системе с октября-ноября месяца. Первый этап работы включает в себя выявление детей с проблемой детского онанизма. Данную задачу можно решить двумя способами:

- индивидуальный опрос педагогов;

- анкетирование педагогов (приложение 1).

Анкета решает еще одну задачу - исследование представлений педагогов по проблеме детской мастурбации. Она помогает выделить трудности педагогов по данной теме, их знания и собрать интересующие вопросы, которые нужны для планирования дальнейшей работы.

Далее педагог-психолог организовывает семинар на тему «Детский онанизм (мастурбация). Что делать?» (приложение 2). Здесь дается:

- теория о познании ребенком своего тела в соответствии с возрастом;

- понятие онанизм, мастурбация;

- причины детской мастурбации и онанизма;

- информация о влиянии неправильной реакции на детскую мастурбацию;

- в ролевых играх происходит обучение правильной реакции на ситуацию детского онанизма;

- ответы на вопросы из анкет и на возникшие вопросы;

- задается задание: подготовить план беседы с родителем ребенка, который занимается онанизмом с целью донести информацию до родителя и направить к психологу.

Педагоги в течение двух недель готовят план беседы и составляют «Памятку педагогу для ведения диалога с родителями» (приложение 3). После педагог-психолог проводит практикум «Как сообщить родителям о детской мастурбации?» (приложение 4). Цель практикума научить каждого педагога навыкам консультирования.

После практикума педагог-психолог проводит индивидуальное консультирование тех педагогов, у которых еще остались трудности и вопросы.

Параллельно педагог-психолог ведет работу с родителями. Приглашаются на индивидуальную консультацию родители, чьи дети были выявлены. Цель первой индивидуальной консультации сообщить родителям о поведении ребенка, собрать информацию по поведению ребенка дома. На этой же консультации проводится диагностика детско-родительских отношений, а так же родителям даются рекомендации по правильному реагированию на такое детское поведение.

На этой консультации важно дать поддержку родителю, выстроить контакт и договориться о следующей встрече. Если не поддержать родителя, то возможно, он закроется, что осложнит дальнейшую работу. С нашей точки зрения это один из самых важных этапов в консультировании. Ведь родитель приходит в напряжении, ему самому не просто.

На второй встрече обсуждаются результаты обследования и диагностики. На данном этапе отсеивается часть семей, т.к. у некоторых детей на этом этапе уже может не наблюдаться ситуации онанизма, с другой частью семей важно вести далее  консультативную работу. Из них будут несколько семей, которым может понадобиться помощь психотерапевта, т.к. там более глубокие причины поведения ребенка

Так как целью работы является профилактика детского онанизма, то педагог-психолог выступает с мини-лекциями на родительских собраниях с темой «Как реагировать на это….(детский онанизм) (приложение 5). Обычно в конце года (декабрь) идут родительские собрания, на которых психолог и сообщает свою информацию.

К групповой консультации для родителей педагог-психолог готовит брошюры «Как на «это» реагировать?» (приложение 6). Их можно раздать родителям и предать тем, кого не было.

После собрания, возможно, увеличивается количество родителей, желающих получить консультацию по дошкольному онанизму.

С детьми, у которых уже есть такое поведение, как онанизм педагог-психолог ведет индивидуальную коррекционную работу. Длительность консультации зависти от возраста. Методы работы: сюжетно-ролевые игры, рисование и сказкотерапия Количество встреч с ребенком колеблется от трех до десяти, индивидуально. Обязательно параллельно ведется консультативная работа с родителями этого ребенка.

До работы по этой системе в ДОУ было 17 детей проблемой онанизма (таблица 1).

Таблица 1. Количество детей с мастурбацией до проделанной работы.

возраст детей

Количество детей с мастурбацией

2-3 года

1

3-4 года

7

4-5 лет

5

6-7 лет

0

5-6 лет

4

итого

17

Таблица 2. Количество детей с мастурбацией после проделанной работы.

возраст детей

Количество детей после работы

2-3 года

0

3-4 года

3

4-5 лет

2

6-7 лет

0

5-6 лет

2

итого

7

Разработанная система направлена на всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

Решает следующие задачи:

- исследование представлений педагогов по проблеме детской мастурбации;

- информирование педагогов и родителей по проблеме детской мастурбации;

- обучение педагогов правилам реагирования на детскую мастурбацию;

- развитие навыков общения с родителями по теме детского онанизма.

- диагностика и коррекция детско-родительских отношений у родителей детей с мастурбацией.

Методы работы: анкетирование, беседа, мини-лекции, консультирование групповое и индивидуальное, семинар, практикум, игра, рисование, сказкотерапия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДОУ

Вопрос организации психолого-педагогического консультирования в ДОУ и непосредственной психолого-педагогической работы с родителями дошкольников. ...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.

Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине  - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...

Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации

В презентации рассматриваются общие вопросы  психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Дается понятие термину "инклюзивное образование&q...

Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В данной презентации  рассказывается  об особенностях детей с ОВЗ и  создания оптимальных психолого-педагогических условий для  их полноценного речевого развития....

Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ

Рассмотрены особенности консультирования родителей в ДОУ разными пециалистами....