Консультация для молодых специалистов "Исследовательская деятельность в летний период"
занимательные факты по теме

Куделина Марина Ивановна

Материал для молодых специалистов по работе в летний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet_stati.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности
в летний период

Главное достоинство исследовательской деятельности в детском саду заключается в том, чтобы ребенок получал реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и овладение умственными приемами и операциями, которые составляют умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

В детском саду мы используем только элементарные опыты. Они имеют следующие особенности:

  1. результат неизвестен только детям;
  2. в процессе опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

- в работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).
В нашем детском саду создана развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей. Она представлена «Уголком экспериментирования» во всех возрастных группах. Это позволяет создавать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

В летний период опытно- экспериментальная деятельность организуется по нескольким разделам: «Мои глаза» - дети знакомятся с внешними признаками и функциональным назначением глаз. В процессе экспериментирования, специальных игр и упражнений знакомятся с цветом, формой, величиной, размером. Используются дидактические игры и упражнения: «Вижу не вижу», «Движение глаз», «Определи направление взора», «Мои веки и ресницы», «Помоги Незнайке определить, из чего сделан предмет» и другие.

«Всё о моих руках» - путём активного обследования, экспериментирования расширяются представления детей о возможности восприятия окружающих предметов. Эксперименты, игры, упражнения помогают повышать осязательную чувствительность пальцев рук, развивать точность и координированность движений рук. Детям предлогается разложить разные по форме и величине камешки, детали конструкций, элементы различных мозаик и пр. 
«Зачем мне нужен нос» - позволяет детям ознакомиться с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета. Детям предлагается нюхать различные запахи, сравнивать, описывать свои впечатления.

«Язык и вкус» - дети узнают о внешних признаках и функциональных возможностях языка как органа вкуса. Учатся определять вкусовые характеристики предмета и использовать полученную информацию в совокупности с информацией от других анализаторов. С помощью экспериментирования дети узнают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних и неприятным для других. Проводятся такие игры, как «Узнай по вкусу», «Приготовим борщ, салат, компот», «Узнай полезное и вредное» и другие.

«Звук и уши» - дети учатся различать речевые и неречевые звуки, издаваемые домашними животными, птицами; звуки разных музыкальных инструментов; определять направление в пространстве по звуку без зрительного сопровождения, звуковая характеристика предмета, его расположение в пространстве, производимые с ним действия дают детям представление о необходимости использования этой информации в ориентировке в окружающем мире. Используются игры: «Какая чашка звучит», «Кто играл», «Громко-тихо» и пр.

В разделе «Мои органы чувств и окружающий мир» полученные знания закрепляются благодаря комплексному подходу к формированию представлений детей о полимодальном способе восприятия информации.

Еще мы включаем игры – экспериментирование с различными предметами и материалами: 
«Вода и ее свойства» 
«Игры с мыльной водой и пеной». 
«Воздух»

Исследовательская работа взаимосвязывается с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, занятиями изобразительным искусством. 
Мы не раз убеждались, что исследовательская работа является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников.

Воспитатель 
Куделина Марина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ"

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущихмест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизнидетей, средство всестороннего развития....

консультация для воспитателей организация экспериментальной деятельности в летний период

консультация для воспитателей организация  экспериментальной деятельности в летний период...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в летний период «Лето – это радуга цвета».

ПОЧЕМУ ДЛЯ ВСЕХ РЕБЯТЛЕТА НЕ ХВАТАЕТ?- ЛЕТО, СЛОВНО ШОКОЛАД,ОЧЕНЬ БЫСТРО ТАЕТ!В. ОРЛОВУчастники проекта: воспитанники старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.Цель проекта:...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в летний период «Лето – это радуга цвета».

Лето – самое благоприятное время для укрепления и развития детей. Работа в ДОУ в летний период должна быть организована так, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бо...

Консультация для молодых специалистов «Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста».

Консультация для молодых специалистов «Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста». ...

Познавательно-исследовательская деятельность в летний период.

Лето не только способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, но и расширяет познавательные способности детей. Дошкольники максимальное количество времени пребывают на свежем воздухе, и п...