Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях по декоративному рисованию
статья по теме

Буяк Вита Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vita.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях по декоративному рисованию

Бадарханока Т. А., Буяк В.В., МДОУ детский сад № 7 г. Дивногорска

Источником знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств, с различными признаками и свойствами предметов. Для ребенка особенно важно чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится беднее. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Особую роль народного декоративно – прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие отечественные ученые (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Н.П. Сакулина и др.). Е.А. Флерина  одна из первых выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров [Соломенникова, 2005, С. 49 - 52].

Наш детский сад № 7 единственное специализированное дошкольное учреждение в городе для детей с нарушением зрения. При нарушении зрения у детей нам чаще всего приходится сталкиваться с такими заболеваниями, как амблиопия, миопия, астигматизм, косоглазие. В этих случаях наблюдаются нарушения глазодвигательной координации, цветоразличения, снижение зрительной работоспособности. Нарушение зрения накладывают отпечаток на протекание всего процесса формирования образа. Вследствие неточности, фрагментарности и замедленности зрительного восприятия чувственный опыт обеднен [Штанько, 2007. С. 117-118].

В своей работе мы используем программу «Радость творчества», которая рекомендуется для работы с детьми по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А.Васильевой).

Цель нашей работы - особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях по декоративному рисованию. В частности был выбран один из видов декоративного рисования - «Дымковская роспись».

 Сначала нам необходимо научить детей правильно рассматривать (обследовать) дымковские игрушки, обратить внимание на своеобразие форм и индивидуальный характер росписи. Занятия строятся по общепринятому плану: целостное, общее восприятие игрушки, вычленение основных, характерных признаков фигурок и росписи и повторное целостное восприятие предмета. Роспись дымковских игрушек отличается исключительной силой декоративности. Характерным в ней является применение простого геометрического орнамента. Элементы, входящие в состав узора, очень просты:  круги и овалы разных размеров, точки, полоски, клетки. Основной композиционный прием – ритмичное повторение и чередование элементов. Контрастное сочетание ярких цветов: малинового, голубого, желтого, красного, оранжевого и зеленого, с небольшим вкраплением черного, и все  это по белому фону – придают игрушке исключительное по силе цветовое звучание и являются своеобразными стилевыми признаками. Все эти ярко выраженные особенности дымковской игрушки облегчают ее восприятие.

На занятиях  по декоративному рисованию были поставлены следующие задачи:

-познакомить детей с декоративно-прикладным искусством;

-познакомить с выразительными средствами народной росписи (цвет, форма, набор элементов, композиции узора).

-развивать зрительное восприятие через дымковскую роспись как одного из видов декоративного рисования;

-развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы [Нетужилкина,2005, С. 31-33].

Почему мы обратились именно к дымковской росписи. Дымковская игрушка вводит детей в красочный мир сказки и фантазии, давая им яркие красочные ассоциации и представления обогащая их восприятие и фантазию. Эта роспись знакомит детей с веселой радугой цветов: желтым, синим, зеленым, оранжевым, алым, лиловым, красным, черным, сочно нанесенными мазками на ослепительно белый фон дымковской игрушки, отчего каждый из этих цветов звучит особенно ярко и празднично. А как уже говорилось раньше, что именно цвет дает детям с нарушением зрения дополнительную к форме изображений информацию. Это создает цельный цветовой образ, характерный только для росписи дымковской игрушки. Такой же цельной по восприятию является и пластическая выразительность объемных форм игрушек.

Следует особо подчеркнуть полное, ограниченное слияние скульптурной формы игрушки с ее росписью. Дымковская роспись орнаментальная. Это соответствует нашей задаче по развитию сенсорных эталонов (форма, цвет, величина). В силу того, что у детей с нарушением зрения увеличивается время получения информации о предмете. Дымковская роспись как нельзя лучше помогает нам решать эту задачу с небольшим набором элементов.

Посмотрим, как взаимосвязан процесс зрительного восприятия в условиях зрительного дефекта. Современная наука и практика воспитания детей с нарушением зрения показывают, что формирование представлений у них осуществляется замедленно и информативно беднее, чем у нормально видящих детей. В принципе при зрительной ориентации в окружающем мире процессы анализа и синтеза протекают у таких детей также как и при нормальном зрении. Сначала они выделяют признаки и свойства, характеризующие предмет, делают попытки к анализу, сравнению их, а затем делают вывод, но на этом и кончается сходство. Дело в том, что у детей с нарушением зрения значительно меньше информации о сенсорных эталонах: формы, цвета, величины и пространственных признаков. Из-за низкой остроты зрения они тратят больше времени на рассматривание предмета. Все это определяет процесс осознания, анализ и синтез, осмысление зрительно- воспринимаемой информации.

 Процесс чувственного познания можно условно поделить на два составных этапа:

1.     Формирование ориентировочных действий различения, опознания, называния;

2. Развитие интеллектуальных умений дифференцированного анализа воспринимаемых признаков и аналитико-синтетической деятельности по контролю над процессом ориентации.

Мы выделяем своеобразие и особенности, которые характеризуют процесс зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Особенности аналитической деятельности слабовидящих детей проявляются в замедленности восприятия, в недостаточности умений обозревать зрительно- пространственные признаки и отношения. Это особенно отчетливо наблюдается, когда узнавание предметов и выделение признаков ограничено во времени и условия восприятия для зрения не созданы с учетом его возможностей. Приемы узнавания и осмысления предметов и их изображений у детей с нарушением зрения происходят медленнее. Для полного опознания объекта нужно многократное предъявление  (от 2 до 12 предъявлений) с продолжительностью в два – три раза большей, чем у нормально видящих детей. Количество предъявлений говорит о замедленном развертывании процесса опознания.

 Поэтапное рассматривание, выделение дополнительных деталей, помощь педагога дает возможность ребенку понять изображение. При рассматривании предметов декоративно – прикладного искусства необходимо учить детей видеть их наиболее характерный признак и сравнивать с теми предметами, где данного признака нет. Процесс узнавания у детей с нарушением зрения цветовых, контрастных и силуэтных изображений сложный. Из  всех трех видов изображений лучше всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную к форме изображений информацию.

Значительно сложнее они ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее форма предмета и менее приближена к геометрическим формах, тем труднее дети узнают объект. При восприятии контурных изображений: успешность опознавания зависит от четкости, контрастности и толщины линии.

Очень важен словесный алгоритм, который дает педагог, направляя зрение ребенка на поэтапное выделение основных признаков. А затем и составных деталей, с тем чтобы у ребенка сложился логически правильный образ предмета. На занятиях по декоративному  рисованию воспитатель испытывает трудности в поставленной задаче: развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения. Из-за нарушения восприятия у детей он ограничен во времени.

        Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов: воспитателя, музыкального руководителя, узких специалистов (тифлопедагога).Ведущими специалистами нашего детского сада, являются тифлопедагоги, поэтому мы стараемся внедрять в свою работу с детьми систему интегрированных занятий. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности; в интересной, игровой форме обогащать словарь устной и письменной речи; развивать коммуникативные умения; познавательный интерес и активность [Иванова, 2007 С.5].

 Для решения задач мы использовали интегрированный подход, т.е. взаимосвязь и взаимодействие коррекционных занятий проводимых дефектологом и занятий проводимых  воспитателем. При построении интегрированных коррекционных занятий были соблюдены следующие принципы:

 1)   Принцип преемственности в работе всех специалистов д. /учреждения.

 2) Принцип комплексного подходам к обучению: учителя- дефектолога и воспитателя решаются образовательные, коррекционные и воспитательные задачи которые повторяются с последующим усложнением;

3) Принцип учета возрастных особенностей - соответствие постановленных задач конкретно возрастному периоду.

Наряду с поставленными задачами у детей с нарушением зрения на этих занятиях происходит развитие творческих способностей:

  1. Развивается интерес к изобразительной деятельности, желание создавать декоративные композиции по мотивам народной росписи;
  2. Развивается художественный вкус, воображение, интерес к народным промыслам, творческий подход к работе;
  3. Умение сравнивать изделия народных мастеров, находить сходство и различие;
  4. Умение самостоятельно составлять и изображать в рисунке декоративные узоры по мотивам народной росписи;
  5. Умение создавать коллективные работы по мотивам народной росписи [Халезова,1987, С.31].

Знакомить детей с декоративно- прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. На занятиях по народно-прикладному искусству мы используем русские народные сказки, былины, потешки, народные игрушки, народную музыку.

На каждом занятии наши дети учатся снимать зрительное напряжение с помощью глазной гимнастики, пальминга (успокоение глаза), работа с точкой (аккомодация глаза). Мы стараемся автоматизировать выполнение глазной гимнастики, помогаем детям научиться самостоятельно,  проводить глазную гимнастику.

Подводя итог, можно сказать, что именно выбор дымковской игрушки в качестве объекта декоративно- прикладного искусства играет большую положительную роль, они несут большой эмоциональный заряд, являются одним из действенных средств в эстетическом воспитании детей.  При  выполнении детьми коллективных и индивидуальных работ укрепляются дружеские отношения,  и возникает искренне доверительная атмосфера. Решаются образовательные и коррекционные задачи. При работе у наших детей развивается мелкая моторика рук, концентрация внимания и усидчивость, что очень важно для слабовидящих детей, так как ребенок с нарушением зрения, обследуя предмет, получает дополнительную информацию, что способствует его общему развитию.  

Литература:

  1. Варламова Е.А.Народное прикладное искусство в эстетическом воспитании детей.-    Л.: 1984.- 92 с.
  2. Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ.- М.: ТЦ «Сфера»,2007.-125 с.
  3. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изодеятельность в ДОУ.- М.:ТЦ «Сфера», 2005. 61 с.
  4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей.- М.: «Просвещение»,1987.
  5. Нетужилкина Н.М. Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно- прикладным искусством.- М.: ТС « Сфера», 2007. 122с.
  6. Плаксина Л.И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) – М: Город,1999.
  7. Плаксина Л.И. Тифлопедагогика, глава «Психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением зрения).- М. 1999.
  8. Под ред. Саулиной Н.П., Поддьякова Н.Н.-Сенсорное воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1969.159 с.
  9. Скоролупова О.А. Знакомство детей с русским народным декоративно- прикладным искусством.- М. 2007.125 с.
  10. Соломенникова О.А. Радость творчества.- М.:  «Мозаика-Синтез», 2006.326 с.
  11. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду.- М. ТЦ «Сфера», 2007.141 с.

Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Дети быстро включаются в творческие игры, с удовольствием сочиняют и пробуют воплощать свои задумки.

1.«Дымковские игрушки».

2. Рисование дымковских узоров.

3.Рисование и роспись дымковской уточки.

4.Рисование и роспись дымковского коня.

Рисование и роспись дымковской барышни.

Занятие 1. Многоцветье дымки.

 Вводное. Дети рассматривают фигурки дымковской игрушки, отвечают на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры – яркие, праздничные цвета.

        Занятие 2.Узор «Солнышко».

Рисуем узор кистью и печаткой – тычком.

        Занятие 3. Дымковские узоры.

Знакомство с дымковскими узорами. Применяются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка. «Хвост индюка».

        Занятие 4. Наряд крестьянки.

Упражнение в проведении кистью горизонтальных и вертикальных цветных линий на юбке -  поневе, украшение узора – клетки дополнительными элементами.

        Занятие 5.Роспись дымковского коня.

Образы связаны с древним культом солнца. Конь выглядят празднично и нарядно.

        Занятие 6. Веселое шествие дымковских игрушек (заключительное).

Дети проявляют творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента. Разыгрывая представление, можно читать загадки, прибаутки, стихотворения о дымке.

Однако, несмотря на такое сравнительно небольшое число графических элементов, это не исключает создания из них самых разнообразных вариантов узоров росписи. Орнаментальная роспись дополняет пластику скульптурных форм дымковской игрушки: подчеркивает характер женского костюма, характер прически и головного убора и т. д. Характерно, что белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

        Занятия строятся по общепринятому плану: целостное, общее восприятие игрушки, вычленение основных, характерных признаков фигурок и росписи и повторное целостное восприятие предмета.

        Роспись дымковских игрушек отличается исключительной силой декоративности. Характерным в ней является применение простого геометрического орнамента. Это ритмические сочетания круглых и овальных пятен, точек, прямых и волнистых линий. Контрастное сочетание ярких цветов: малинового, голубого, желтого, красного, оранжевого и зеленого, с небольшим вкраплением черного, и все  это по белому фону – придают игрушке исключительное по силе цветовое звучание и являются своеобразными стилевыми признаками.

        Все эти ярко выраженные особенности дымковской игрушки облегчают ее восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"

Коррекционно-образовательные  задачи:1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.2....

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...

Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Материал по ознакомлению с особенностями развития зрительного восприятия...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»

Представляю вашему вниманию конспект занятияпо развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»...