Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"
материал по теме

Якимова Любовь Вячеславовна

Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pred-razv_sreda.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №414

Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх- Исетский район, ул. Юмашева 4а

Тел.  368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Создание

 предметно-развивающей среды»

                                                      Участники проекта:

                                              родители и дети

                                                                подготовительной к школе

                                группы

                                                                  Воспитатель: Якимова Л.В.

Екатеринбург 2009

Педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды»

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Вид проекта: творческий.

Цель проекта: привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Результат для всех участников проекта:

С детьми: Предметно-развивающая среда обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка., позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя, дети проявляют умения общаться; отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности.

С родителями: заинтересовать родителей созданием предметно-развивающей среды в группе.

Разработка проекта:

  1. разработать проект по созданию предметно-развивающей среды в группе.
  2. провести консультации для родителей.
  3. довести до родителей важность данной проблемы.
  4. предложить разработанный проект администрации ДОУ для дальнейшей реализации.

Выполнение проекта:

Исходя из задач проекта, я наметила следующие этапы в работе:

  1. анализ методической литературы.
  2. беседа с родителями о важности создания предметно-развивающей среды в группе.
  3. отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе.

Большинство педагогов испытывает затруднение в создании развивающей среды в ДОУ, более тщательного продумывания и особой организации обстановки в групповых комнатах. Учитывая возрастные особенности детей, я попыталась создать в своей группе следующие развивающие зоны.

  1. Книжный уголок. Для развития художественно-эстетического вкуса провожу тематическую выставку книг, знакомлю с произведениями разных писателей и поэтом с демонстрацией их произведений и портретов.
  2. Игровая.

Игрушки-предметы оперирования. С одной стороны они усиливают реалистичность облика игрушки(автомобили), с другой, привлекательны для детей т.к. позволяют ребенку осуществить действие, приближающееся к реальному, не просто его изображение, а имеющие определенный результат (холодильник).

Игрушки-маркеры условного пространства. Они позволяют детям построить сложные игровые «миры» в режиссерской игре (совместной или индивидуальной).

Игрушки-персонажи. Разнообразие тем, активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится к игрушкам-персонажам. Они нужны не только для осуществления игровых действий, реализации ролей, но и для построения своего игрового мира, которым можно управлять. Это позволяет ребенку быть творцом, режиссером.

Игры с правилами. Это игры как на ловкость и на «удачу», так и на умственную компетенцию.

Тип материала

Наименование

Игрушки-предметы оперирования

Набор посуды, набор медицинских принадлежностей, весы, кассовый аппарат,

часы, швейная машинка, телефон, холодильник, стиральная машина, автомобили, почтовый ящик, бинокли, фотоаппарат, утюг…

Игрушки-маркеры условного пространства

Ширма, кукольный дом, строительные наборы, мебель

Игрушки-персонажи

Куклы, плоскостные фигурки, мелкие фигурки животных, маски, костюмы, головные уборы.

Игры с правилами

Кольцеброс напольный, кегли, мячи, лото, домино, шашки, настольные игры.

  1. Изобразительная и конструкторская. Реализует потребность детей в получении продукта собственной деятельности, а также развивает их творчество в самостоятельной работе.

Тип материала

Наименование

Для рисования

Цветные карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, трафареты.

Для конструирования

Наборы игрушек( транспорт, фигурки животных)

Конструкторы

Пазлы, «Лего», наборы мелкого строительного материала (Кубики, примы, арки), «Уникуб».

  1. Исследовательская. В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата. Успешность этого перехода зависит от разнообразия форм активности ребенка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды его деятельности, в том числе, познавательно-исследовательскую.

Для познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы материалы разных типов. При этом объекты исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т.п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, лупа и т.п.), позволяющие установить причинно-следственные связи.

Для возможности исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, установления пространственно-временных отношений в исследовательской зоне должен быть образно-символический материал (серия картинок «Раньше – сейчас»), а также наглядно-графические модели (мозаики, головоломки, линейки, лекала). Кроме того, в группе должны быть наглядно-графические модели пространства (географические карты, атлас, альбомы, книги).

С проблемой оснащения исследовательской зоны я вышла на родителей, а также принимала участие в районном семинаре на базе МДОУ № 199.

Для родителей я провела собрание, на котором ознакомила их с необходимостью создания предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в группе выстроена с учетом программы М.А. Васильевой. Вместе с тем, содержание предметно-развивающей среды в группе недостаточно отвечает потребностям и половозрастным особенностям детей и не всегда присутствует развивающий эффект. Поэтому и предложила совместными усилиями дополнить ее.

На первом этапе пополнили уголок природы аквариумными рыбками и цветами, мини-музей «Головных уборов» новыми экспонатами

 На втором этапе пополнили исследовательский уголок объектами для исследований, наглядно-графическими моделями и наглядно-графическими моделями пространства.

В будущем планирую пополнить уголок Родного края ( энциклопедии, карта Свердловской области, геральдикой Екатеринбурга), сделать в группе  планшет «Панорама добрых дел», «Наше настроение», пополнить содержание сюжетно-ролевых игр, обновить дидактические и настольные игры. Для безопасности детей планирую заменить в логопедическом уголке и уголке изодеятельности старые столы на столы «фасольки», которые лучше вписываются в интерьер группы, менее травмоопасны, т.к. имеют закругленные углы, могут регулироваться по высоте, заменить в раздевалке полку для обуви. Также планирую модернизировать «Зону отдыха» в спальне, где дети, устав от окружающих смогли бы перебраться в тихий уголок, чтобы поиграть, полистать любимые книги, просто помечтать.

Таким образом, содержание предметно-развивающей среды группе недостаточно отвечает потребностям и половозрастным особенностям детей и не всегда присутствует развивающий эффект Программы  «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, требует отбора методического и дидактического обеспечения, позволяющего выстраивать педагогический процесс на принципах дифференциации и индивидуализации. Хотела бы получить консультацию или обмен опытом специалистов по данному направлению.

Пояснительная записка

В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы народного образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена – дошкольного воспитания. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышения качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях враждебной (Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова, В.И. Логинова, Т.Н. Доронова и др.)

Отсюда возникает предположение, что ее правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности педагогического процесса.

Анализ методической литературы

Данные исследователи доказывают. Что среда – это окружающие социально – бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.

Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мыли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей среды ребенка.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит  от организации предметно-развивающей среды в ДОУ.(Л.С. Выготский, Н.Т. Гринявичене, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова и др.). Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В игровую предметно-развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком - то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке участка детского сада.

Часто в понятии развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка с взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, Т.А. Репина, В.А. Петровский, и др.) именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения с взрослым, а значит обеспечить  создание им игрового пространства.

На создание детьми игрового пространства оказывает влияние организация предметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

Выступление на педагогическом совете «Предметно-развивающая среда для развития двигательной активности детей»

Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель           Говорить умеют почти все, но говорить прав...