Прект "Сума, дай ума"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Буркина Елена Викторовна

Этот проект стартовал в ноябре. Заключительное событие было приурочено к Дню Матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.”

Б. Асафьев

"Творить - жить

дважды."

А.Камю

Проект "Сума, дай ума!"

Актуальность проекта:

У некоторых людей есть удивительная способность: раскрашивать свою жизнь в яркие, теплые краски счастья. Создавать её день за днём, творить свой путь и радость вокруг себя. Можно ли научить этому ребёнка или эта способность - дар небес, неподконтрольный человеческому разуму? 

Способность быть счастливым и делиться счастьем с людьми дана не каждому. Но научить малыша с вдохновением относиться к каждому дню своей жизни, получать удовольствие от процесса творчества, от активности и созидания - вполне по силам. Побуждая ребенка к творчеству, в разных его формах, мы не просто используем ещё один способ развития и обучения, мы формируем у малыша творческое мировосприятие, отношение к жизни. Мы показываем маленькому человеку: творить, создавать - в твоих силах. Ты это можешь, и это интересно и радостно!

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или  хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе  говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление  вперед,  к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.  

В ходе реализации проекта мы и попытались привить детям тягу к творчеству, дать почувствовать себя творцом, научиться получать удовольствие от процесса и результата своего труда.

Цель проекта: развитие творческого потенциала детей,

Задачи проекта:

Обучающие: 

  1. Формирование специальных знаний по теме «сумки».
  2. Приобретение технических знаний, умений и навыков для творческих работ по проекту.
  3. Сформировать у детей  навыки проектной и исследовательской  деятельности.

Развивающие: 

  1. Развивать у детей познавательный интерес.
  2. Развитие творческих способностей детей, его позновательно-творческой активности.
  3. Расширение представлений об окружающем мире.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
  2. Формирование художественного вкуса, способность чувствовать красоту и гармонию.
  3. Приобщить детей к общечеловеческим ценностям.

Предполагаемый результат:

  1. Успешное формирование  мотивации к познанию и творчеству;
  2. позитивные изменения в психологической сфере личности (развитие личностных качеств - целеустремлённости, силы воли, стремления к самосовершенствованию ) и позитивная самооценка;
  3. овладение прикладными умениями и навыками;
  4. эмоциональное благополучие, социальный оптимизм;
  5. повышение уровня общей и коммуникативной культуры;
  6. рост социальной активности и ответственности;

Сроки реализации проекта: ноябрь 2012

Результаты проекта

В процессе реализации проекта воспитатель формулирует проблему и цели проекта, а так же определяет продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию. На каждом занятии по реализации проекта дети должны «входить» в проблему и искать пути решения. Воспитатель по необходимости оказывает детям практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта.

 

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

 

Центр развития речи: наглядно-демонстрационный материал, ребусы, загадки по теме проекта, выставка «такие разные сумки».

Книжный уголок: энциклопедии, книги, иллюстрации о сумках, Русские народные сказки с иллюстрациями русских художников.

Центр продуктивных видов деятельности: образцы последовательности лепки, варианты аппликаций, раскраски, трафареты и др.

Чтение: Чтение русской народной сказки «Сума, дай ума»

Цель: Воспитывать эмоциональное восприятие произведения, познакомить детей с новой сказкой, воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать и переживать героям сказки, развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, речь, воображение, образное мышление, эмоционально-волевую сферу, активизировать речь, развивать словарь детей.

 «Рассказ воспитателя о сумках. Какие бывают сумки» 

Цель обобщить знания детей о сумках; активизировать в речи детей активную и пассивную лексику, относящуюся к сумкам; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения; развить эстетический вкус; воспитывать бережное отношение к вещам.

Составление рассказа по теме: «Какую я хочу сумку»

Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему, подбирать нужные слова произносить слова с разной силой голоса .

«История возникновения сумок»

Цель: Развивать любознательность, стремление к познанию нового, закреплять и пополнять знания по истории.

«Как сумки шьют» 

Цель: закреплять обобщающие знания детей о происхождении сумок, о том, откуда берутся вещи. Дать знания о некоторых профессиях (дизайнер, технолог, портной)

Чтение русской народной сказки «Две сумки»

Цель:. Воспитывать эмоциональное восприятие произведения, познакомить детей с новой сказкой, воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать и переживать героям сказки, развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, речь, воображение, образное мышление, эмоционально-волевую сферу, активизировать речь, развивать словарь детей.

 Рассматривание иллюстраций о сумках.

Цель: Пополнить знания детей о сумках, об их предназначении и истории, зависимости качества материала от их предназначения. Закрепить уже полученные знания.

Д.И. «Для чего нужна сумка»

Цель: развивать умение составлять рассказ, упражнять в подборе синонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени, обогащать речь существительными обозначающими качества предметов (материалов, из которых изготовлена сумка), вспомнить названия сумок (косметичка, несессер, клатч).

Рассказ ребёнка из опыта «Как мы с мамой сумку делали» Цель Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету и схематическому плану. Учить детей составлять рассказ из личного опыта, описывать место действия, соблюдая логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказе на реалистическую тему.  Упражнять детей в совместном придумывании плана рассказа. Способствовать обогащению повествования рассказа выразительными средствами русского языка: однородными членами предложения, эпитетами, синонимами.Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, учить подбирать однородные слова. Развивать произвольное внимание, словесно-логическое мышление, стимулировать мыслительную и речевую активность детей.Воспитывать у детей интерес к рассказыванию и любовь к родному дому.

Составление рассказа по теме: «Что я знаю о своей сумке»

Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему, подбирать нужные слова произносить слова с разной силой голоса

Лепка. «Сумка, сумка, сумочка»

Цель: закрепить умение лепить предметы или их части круглой и овальной формы, пользуясь движениями всей кисти и пальцев, учить передавать некоторые признаки.

Конструирование: « Сумка для Ивана-Царевича»

Цель: Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами. Развивать творческое воображение, творческий вкус. Воспитывать аккуратность, умение действовать самостоятельно.

Рисование: «Я гуляю с сумкой»

Цель: закрепить умение рисовать фигуру человека. Продолжать начатую работу.

Аппликация «Волшебная птица на сумке Ивана-Царевича»

Цель: Развивать у детей замысел воображение. Продолжать учить работать ножницами. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания.

Рисование: «Сумка для сказочного героя»

Цель: закреплять умение рисовать по замыслу. Развивать фантазию. Совершенствовать навыки рисования разными способами. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность

Конструирование: «Шьём сумочку»

Цель: Учить правильно держать иголку, действовать аккуратно и безопасно. Закреплять умение работать с трафаретом, пользоваться ножницами. Учить пришивать пуговицу. Видеть в своей работе желаемый результат.

Рисование: «Сумка для меня»

Цель: развивать воображение, фантазию, умение нарисовать желаемое. Продолжать учить рисовать мелками, воспитывать аккуратность.

Аппликация:«Украсим сумку»

Цель: Учить составлять узор на основе, самостоятельно выбирать элементы украшения на середину и по краю изделия. (геометрические фигуры различных форм).Развивать координацию обеих рук. Закрепить умение аккуратно наклеивать изображение.

Рисование. «Эскиз сумки для мамы к дню матери»

Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать разные формы, располагать изображение на всём листе, учить рисовать разными приёмами (концом кисти, всем ворсом, пятном, мазками.)

 Конструирование «Украсим сумку»

Цель: развивать творчество самостоятельность инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать выводы, находить собственные решения. Формировать навыки пространственной ориентации.

Рисование: «Рисуем узор на сумке»  

Цель: учить задумывать узор, развивать умение вписывать свой задуманный узор в уже имеющуюся заготовку.  Закрепить умение строить композицию рисунка, упражнять в рисовании красками по тканиэ

Праздничное занятие – презентация «Сума, дай ума!»

Сказка.

Дню матери посвящается

Дети входят в зал с сумочками, что мастерили с мамами и каждый рассказывая про свою сумочку, показывает её.

Воспитатель - сказочница:    

 За ступенькою ступенька – станет лесенка,

Слово к слову ставь складненько – будет песенка.

А колечко на колечко – станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко – слушай сказочку.

В некотором царстве, в некотором государстве, в одном детском садике под названием «Сказка» жили-были дети. Непростые это были детки, а сказочные. И были у наших сказочных детушек ручки, да тоже не простые, а золотые!

1Ребёнок:

Бывают руки непростые, 
На вид, как все, обычные. 
Их называют золотые, 
Они к труду привычные. 

2Ребёнок:

В них дело спорится умело - 
Всё могут сделать, воссоздать. 
С душой берутся, ловко, смело. 
Таким не свойственно скучать.

3Ребёнок:

У кого умелы руки,
Не погибнет тот от скуки,
Нам ведь сделать все по силам,
Будет добрым мир, красивым;
Ведь они волшебные,
Ручки наши нежные

4Ребёнок

Посмотрите вы на нас,
мы ребята - просто класс!
Мы умеем петь, плясать, 
рисовать и вырезать.
Удивим мы вас сейчас,
показав свой мастер-класс.

5Ребёнок:
Сумки модные мы сшили,
их тесемочкой обшили.
Где такое вы видали?!
Если только что в Версале.
Мы своим трудом гордимся,
знаем, в жизни пригодится!
Место мы свое найдем,
никогда не пропадем!

Воспитатель-сказочница:

 Вот решили наши сказочные детушки своими ручками золотыми сумок намастерить.  Сказано – сделано! Позвали они в помощники Бабушку-Фантазию, Дедушку-Смекалку, Дядюшку-Яндекса,  любимую мамочку и взялись за дело.

Долго ли коротко ли, да только получились у наших ребятушек сумки не простые, а волшебные.

С сумочками этими непростыми и отправились ребятки наши куда глаза глядят, в путешествие дальнее, в путешествие сказочное  удалью своей молодецкой похвалиться, да ума понабраться. А сумочки волшебные –им  в помощь.

Мальчик с рюкзаком:

Как в поход я собираюсь,
Я раздумьями не маюсь,
Собираться я мастак,
И кладу себе в рюкзак:
Надувной матрас и спальник,
Сковородку, кеды, ватник,
Котелок, топор и кружку,
Чашку, ложку и подушку,
Спички, колышки, будильник,
Шило, ножик и напильник,
Пилку, лодку и палатку,
Свитер, сапоги, лопатку,
Рукавицы и аптечку,
Два фонарика и свечку,
Карту, компас и черпак -
Все ложу к себе в рюкзак.
А потом в дорогу смело!
В путь, ребята, это дело!

(П.Федчун)

Вот отправились наши деточки в путь.  Идут бредут между елками, идут бредут между березками, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются.

И вдруг видят – Ах, Море!

Всё про море синее знает сумочка Егора.

Егор:

Мы едем на море,
Мы едем на море,
Мы с морем любимым
Увидимся вскоре.

И море волною 
Навстречу рванётся,
Да как заискрится!
Да как засмеётся!
Я брошусь в объятья
Зелёной волне!
Ах, море, ты тоже
Скучало по мне!

Воспитатель-сказочница:

Ах море, море - океан, а в море том рыбы живут невиданные, звери морские неслыханные, чудо-юдо рыба кит ближе к бережку лежит. А ещё в море-океане моряки да рыбаки смелые на кораблях своих ладных плавают.

Про моряков наших славных всё знает Лёшина сумочка.

Лёша:

Молодой моряк в матроске

Вышел к берегу реки.

Снял матроску по-матросски,

Снял морские башмаки,

По-матросски раздевался,

По-матросски он чихнул,

По-матросски разбежался...

И солдатиком нырнул.

(О.Григорьев)

Танец  «Чунга-Чанга»

Воспитатель- сказочница:

Попрощались наши сказочные ребятушки с морем океаном и пошли дальше.

Шли они шли и  лес пришли в волшебный, в лес сказочный.  На ветвях  в лесу том птицы сидят волшебные, птицы – жар,  птицы огненные, да звери ходят невиданные, звери невиданные, звери мультяшные!

Т.Морозова «Колобок»

 Танец 

Долго ли коротко ли, да только отправились наши детки дальше. И зашли они в чащу лесную, в топи болотные, в леса непроходимые. Видят – избушка стоит, а в избушке той  ……живёт, да не одна живёт, а с внучком своим сказочным!

Рома:

У Бабы Яги отвратительный день: 
С утра пригорела ватрушка, 
На ножках куриных стоит набекрень 
И вся покосилась избушка. 
Поломана ступа, разорван сачок, 
Не жизнь, а сплошное мученье. 
А всё потому, что приехал внучок - 
Гостит у нее с воскресенья. 
Он скачет по лужам, плюётся, кричит, 
С котом разодрался на крыше. 
При этом имеет бессовестный вид 
И бабушку будто не слышит. 
Вздыхает Яга, мол, никак не пойму - 
От рук совершенно отбился! 
Но как ни крути , всё одно к одному - 
В бабулю внучок получился.

На опушке есть избушка,
Там живёт одна старушка
Уже много-много лет,
И друзей у неё нет.
Вот и вертится избушка
Как желает та старушка.

(Валериана)

Танец Бабы Яги. (Музыка П.И.Чайковского. «Детский альбом. Баба Яга»)

Воспитатель-сказочница:

 Повеселила ребятишек баба яга и  отправились наши деточки дальше.

Идут бредут между елками, идут бредут между березками, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются.

Поднялись наши детки на горку, а там!!!

Дворец стоит, да как жар горит. Во дворце том бал случился великий, гостей понаехало видимо-невидимо. И деточек наших на тот бал пригласили.

А ещё наши детки на вернисаже побывали, картин необыкновенных посмотрели.

Всё про бал знает Полина сумочка.

Полина:

Эту сумку клатч зовут,
Нас по ней все узнают.
Если в театр мы идем,
клатч с собой всегда берем.
В Эрмитаж, и в вернисаж,
Можно даже и в Пассаж
с этой сумочкой ходить,
всех кругом с ума сводить.
Ведь такую красоту
 
будет видно за версту!
Танец «Вернисаж». 

Воспитатель-сказочница:

Много диковинного было в том дворце, даже балерина настоящая.

Всё балерине нам расскажет Дашина сумочка.

Даша:

Как мечтает стать Марина 
Лучшей в мире балериной!
 
У неё призвание
 
В сфере танцевания.
 
Кружится – как карусель
 
В школе танцев номер семь.
 
И за эти вот таланты
 
Мы купили ей пуанты.
 
Ножкой чиркая паркет
 
Пусть ей грезится балет!
 
Пусть плывет она, как лебедь,
 
В озере проворных лет.

Танец балерины. Музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Воспитатель-сказочница:

Да, это был прекрасный танец! А какая музыка замечательная. Что за музыка? Оказывается и цветы умеют танцевать. О, это не простые цветы, а волшебные.

Нам о них расскажет Настина сумочка.

Настя:

Голубые незабудки
На полянке
  там и тут.
Их совсем не ради шутки
Незабудками зовут.

Потому их так назвали,
Чтоб от Родины вдали
Мы с тобой не забывали
Красоту родной земли!

(Н. Ярославцев )

 Воспитатель-сказочница:

Долго сказка сказывается, да недолго дело делается, вот и отправились наши ребятки дальше. Долго ли коротко ли шли они, да вдруг повстречались им кошка с собакой. Не простые кошка с собакой, а волшебные. Кисонька – мурысонька, да собачка Жучка.

Нам о них Катина и Тёмина сумочки расскажут

Тёма:

Если в доме нет собаки —
В доме скука-скукота.
Если в доме есть собака

Это просто красота!

Катя:

Как хорошо,
Когда живёт
Котёнок в доме вашем.
Тогда не скучно
Вам вдвоём
И мрак ночной не страшен
И днём вам радостно
Играть
С пушистым непоседой.
И на диване
С ним лежать.
Вздремнув после обеда.
А если в двери
Постучит
К вам кто-то незнакомый.
То вам пугаться
Ни к чему -
Ведь не один вы дома.
Котёнок мягоньким
Бочком
К вам ласково прижмётся,
И вы поймёте -
Вместе с ним
Чудеснее живётся!

Н. Мигунова

Песня «От носика до хвостика»

Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается. Да только собрались наши деточки сказочные дальше отправляться в путь-дорогу дальнюю, как видят – почтальон идёт. Долго он ходил по оврагам глубоким, по лесам , по полям широким деточек наших искал. Про почтальона знает всё сумочка Арсения.

Арсений:

                      Кто стучится в дверь ко мне

                        С толстой сумкой на ремне,

                        С цифрой 5 на медной бляшке,

                        В синей форменной фуражке?

                                  Это он,

                                  Это он,

                        Долгожданный почтальон.

                                   У него

                                   Сегодня много

                                   Писем

                                   В сумке на боку -

                                   Из Ташкента,

                                   Таганрога,

                                   Из Тамбова

                                   И Баку.

                        В семь часов он начал дело,

                        В десять сумка похудела,

                        А к двенадцати часам

                        Все разнес по адресам.

Воспитатель-сказочница:

О, да тут письмо! А письмо это от мамочек наших любимых. Пишут мамочки наши, что соскучились они по ребятушкам своим. Что делать? Да! Да! Да! Давайте вернёмся скорей в дом свой родной, к матушке своей любимой! Да не с простыми руками вернёмся, а с подарками диковенными, подарками – самоделками! Порадуем наших матушек подарками и споём им песенку.

Песня «Мамочка милая, мама моя».

Дети поют песню и дарят мамам сумку, что смастерили своими руками.