Кружок "Горенка" (приобщение к истокам русской народной культуры)
рабочая программа (старшая группа) по теме

Черникова Наталья Геннадьевна

Перспективное планирование по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, бытом, праздниками, промыслами, играми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_gorenka.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Месяц

Неделя

№ занятия

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Национально-региональный компонент








Сентябрь

1

1

        

Беседа

«В гости к хозяюшке»

Познакомить детей с русской избой, печкой, кухонной утварью, кочергой, люлькой. Рассмотреть репродукции русской народной избы, отметить ее строение и внешний вид. Воспитывать у детей любознательность.

Познакомить с жилищем и бытом русского человека

2

2

Беседа

«Сентябрь – золотое лето»

Познакомить детей с первым осенним месяцем; его названием, приметами, деятельностью людей. Заучивание заклички «Восенушка-осень». Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать усидчивость.

Познакомить с деятель-ностью людей осенью, уборкой урожая

3

3

Беседа

«Русские народные праздники в сентябре»

Познакомить детей с сентябрьскими праздниками (Куприянов день, Семенов день, Осенины). Рассказать о деятельности людей в эти праздники, о их значении в жизни людей. Воспитывать внимательность, умение внимательно слушать.

Знакомство с русскими народными праздниками осенью

4

4

Аппликация из природного материала (листья)

«Лес точно терем расписной…»

Учить детей работать с природным материалом. Развивать воображение, умение работать коллективно. Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать уважение и любовь к родной природе














Октябрь

1

5

Беседа

«Октябрь – месяц листопад»

«Октябрь – грязник, ни колеса, ни полоза не любит».

Познакомить детей со вторым – коренным месяцем осени. Побеседовать о приметах в октябре, его народных названиях. Познакомить детей с праздником Покровом, с деятельностью людей в этот праздник, его значении в жизни людей. Познакомить с играми «В углы», «Карусель».

Знакомство с русскими народными приметами, играми русского народа осенью

2

6

Беседа

«Посиделки» (Праскева-льняница – 27 октября)

Познакомить детей с русской народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота»

Знакомство с народным прикладным искусством

3

7

Беседа

«Народные промыслы»

«Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая хохлома»

Формировать целостное представление детей о народных промыслах, о традициях народного искусства.

Знакомство детей с хохломской росписью. Рассказать о традициях хохломской росписи.

Знакомство с народным промыслом «Хохлома»

4

8

Рисование

«Где живет перо Жар-птицы»

Дать представление об основных элементах, используемых художниками: реснички, травинки, завитки, капельки, кустики. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.



Воспитывать уважение к народному промыслу, учить рисовать его элементы











Ноябрь

1

9

Беседа

«Ноябрь – сумерки года»

«Ноябрь – гвоздит, а декабрь – мостит»

Рассказать детям о последнем осеннем месяце, о его приметах, о народном названии – грудень. Познакомить детей с ноябрьскими праздниками: Синичкин день и Кузьминки. Познакомить с обрядом закармливания земли, целью этого обряда в жизни людей. Воспитывать у детей внимание.

Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками

2

10

Беседа

«Хорош чугунок – хорош и обед»

Продолжать знакомить детей с русской избой, с печкой, с кухонной утварью; с тем как раньше люди готовили себе еду; познакомить с пословицами о кухонной утвари, о гостеприимстве русского человека. Воспитывать уважение к русскому народу и его гостеприимству.

Знакомство с бытом русского народа, воспитание уважения к русскому гостеприимству.

3

11

Беседа

«Гончарные мастеровые»

Рассказать детям о гончарном промысле. Познакомить со всеми этапами изготовления глиняной посуды, показать иллюстрации. Рассмотреть глиняный кувшинчик. Воспитывать интерес к гончарному промыслу и изготовлению глиняной посуды.

Знакомство с народным промыслом

4

12

Лепка из глины

«Различная посуда»

Познакомить детей с новым материалом для лепки – глиной. Рассказать о ее свойствах. Рассмотреть образцы глиняной посуды. Показать приемы лепки из глины. Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать уважение к гончарному труду
















Декабрь

1

13

Беседа

«Зима – не лето, в шубу одето»

Беседа о первом месяце зимы – декабре (студень). Поговорить о характерных особенностях  зимы. Рассказать детям, почему раньше люди считали декабрь – вершиной года. Познакомить с декабрьскими праздниками. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь»


Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками, играми

2

14

Беседа

«Какова пряха, такова на ней рубаха»

Познакомить детей с русской народной одеждой, историей ее возникновения (сарафан, рубаха). Рассказать детям  способы изготовления одежды. Познакомить с прялкой. Воспитывать в детях любознательность.

Знакомство с русским  народным националь-ным костюмом

3

15

Рисование

«Русский сарафан»

Учить детей украшать русский сарафан различными узорами, подбирать соответствующие цвета. Учить опираться на образец русского сарафана. Воспитывать аккуратность в работе.


Учить детей видеть красоту русского костюма

4

16

Беседа

«Придет коляда накануне Рождества»

Побеседовать с детьми о рождественских праздниках, святках (с 7 января по 19 января), святочных гаданиях. Рассказать о колядовании. Заучить с детьми рождественские колядки.


Знакомство с русскими народными праздниками















Январь

2

17

Беседа

«Январь – году начало, зиме серединка»

Беседа с детьми о месяце январе, его народном названии (просинец). Деятельностью людей в этом месяце.

Поговорить о праздновании Старого Нового года (14 января), празднике Крещение  (19 января) и его истории, о купании в крещенскую ночь. Воспитывать у детей внимательность и умение слушать.



Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками

3

18

Беседа

«Не по Сеньке шапка»

Побеседовать с детьми о русских народных головных уборах (мужских – шапка малахай – овчинная треуха, женских – повой, кичка, кокошник). Рассказать кто какие головные уборы носил и что они значили. Воспитывать у детей интерес к русской народной культуре.



Знакомство с русским народным головным убором

4

19

Рисование

«Укрась девичий кокошник»

Продолжать учить детей рисовать различные узоры с опорой на наглядный материал, подбирать соответствующие цвета. Воспитывать аккуратность и старательность в работе.



Учить детей видеть красоту русского костюма, головного убора














Февраль


1

20

Беседа

«Февраль рог зиме сшибает»

Беседа о месяце феврале, деятельностью людей в этот месяц. Рассказать о том, что февраль называют свадебником, т.к. раньше в феврале играли много свадеб. Познакомить с праздником Кудесы (10 февраля) и почетанием домового в доме.

Воспитывать внимание, умение слушать.

Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками

2

21

Беседа

«Гжель прекрасна»

Познакомить детей с гжельским художественным промыслом, особенностями гжельской росписи, цветовой гаммой, историей ее возникновения. Воспитывать интерес к народному промыслу.

Знакомство с народным промыслом «Гжелью»

3

22

Рисование

«Гжель – синь России!»

Продолжать знакомить детей с гжелью. Учить выделять характерный особенности росписи. Формировать у детей умение узнавать гжельскую роспись из множества других. Воспитывать усидчивость и любознательность.

Учить видеть красоту гжельской посуды, воспитывать уважение к труду

4

23

Беседа

«Масляница Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа с детьми о народном празднике Масленице, о том как люди встречают и празднуют этот праздник. Рассказать что праздник длится  неделю и каждый день особенный: пон – встреча, вт – заигрыш, ср – лакомка, разгул, чет – четверток, пят- тещины вечеринки, суб – заловкины посиделки, вос – прощеный день.

Познакомить с русским народным праздником – Масленицей, с его празднова-нием













Март

1

24

Беседа

«Март – утро года»

Беседа о марте месяце, о деятельности людей в это время, о народном названии марта: протальник, березол. Поговорить с детьми о весенних приметах. О дне весеннего равноденствия – 21 марта. Заучивание весенней заклички «Весна красна»

Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками

2

25

Беседа

«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»

Беседа с детьми о русских народных пословицах и поговорках. Объяснить детям их происхождение и назначение в нашей речи. Помочь детям понять смысл пословиц и поговорок. Заучивание пословиц о смелости.

Знакомство детей с мудростью русских пословиц

3

26

Чтение

Русская народная сказка «Жихарка»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка», с новым словом       «Удаленький», помочь понять его значение, расширить словарный запас детей. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на заданные вопросы.

Знакомство со сказками и тем, чему они учат

4

27

Беседа, рисование





«Красавица матрешка»

Беседа с детьми о возникновении русских народных игрушках, о их символизации в жизни людей (конь – солнце, птица – воздух или вода). Рассмотреть с детьми Загорскую матрешку, ее красивый наряд. Учить детей кончиком кисти украшать матрешку, опираясь на образец, воспитывать аккуратность в работе.

Знакомство с народным промыслом.













Апрель

1

28

Беседа

«Апрель – первая улыбка весны»

Беседа о месяце апреле, деятельностью людей, о народном названии апреля – снегогон, березень, о появлении мать-и-мачехи. Познакомить детей с апрельскими приметами. Загадывание загадок о апреле и о весне. Заучивание стихотворения С.Маршака «Апрель»

 

Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками

2

29

Беседа

«Благовещенье. Вербное воскресенье»

Посещение «избы», беседа о празднике Благовещенье и праздновании Вербного воскресенья, о вербе. Проведение русской народной игры «Верба-вербочка».

Знакомство с русскими народными праздниками

3

30

Беседа






«Пасха!»

Беседа с детьми о великом праздновании  Пасхи, о том, что делают люди в этот день и предыдущие дни, зачем красят яйца и пекут куличи.




Знакомство с русскими народными праздниками

4

31

Рисование






«Пасхальное яйцо»

Развивать у детей самостоятельность, задумку, воображение при раскрашивании пасхального яйца. Учить рисовать кончиком кисти, подбирать самостоятельно цветовую гамму. Воспитывать аккуратность в работе.


Знакомство с традициями русского народа

















Май

1

32

Беседа

«Май леса одевает, лето в гости ожидает»

Беседа о последнем весеннем месяце, его народном названии – травень, цветень, о деятельности людей в это время. Поговорить о приметах мая. Знакомство с русской народной игрой «Скакалка».

Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками

2

33

Беседа

«Дымка»

«Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимой так длинны,

И лепили там из глины»


Познакомить детей с народным прикладным искусством Вяткого края, историей его возникновения, процессом изготовления глиняной игрушки.

Знакомство с народным прикладным искусством

3

34

Рисование

«Дымковская свистулька уточка»

Учить детей рисовать элементы дымковской росписи. Располагать их правильно на свистульке, опираться на образец свистульки. Учить рисовать кончиком кисти, использовать правильную цветовую гамму. Воспитывать аккуратность.

Воспитывать уважение к прикладному искусству

4

35

Итоговая беседа

«Прощай изба русская!»

Итоговая беседа о русской избе, ее оснащении, о русском самоваре. Прощальное чаепитие.

Подведение итогов, обобщение пройденного материала



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...